СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по музыке в 3 классе. Тема: "Тембр, как одно из средств музыкальной выразительности на примере симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк»"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока музыки в 3 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по музыке в 3 классе. Тема: "Тембр, как одно из средств музыкальной выразительности на примере симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк»"»

6


Приложение

Конспект урока (3 класс)


Тема: Тембр, как одно из средств музыкальной выразительности на примере симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»

Цели урока:


  • Познакомить с новым музыкальным жанром - симфонической сказкой.

  • Расширить представление о средствах музыкальной выразительности - музыкальном тембре.

  • Формировать потребность в общении с музыкой.

  • Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

  • Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

  • Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

  • Обучение основам музыкальной грамоты.

  • Повышение творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование умения мыслить.

Музыкальный материал урока:

  • С. Прокофьев. Петя и волк. Симфоническая сказка (слушание фрагментов).

Дополнительный материал:

  • наглядный материал – плакат-трансформер Цветок-пазл «Средства музыкальной выразительности»

  • презентация

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение материала прошлого урока – «инструменты симфонического оркестра»

  3. Сообщение темы урока.

  4. Работа по теме урока.

  5. Рефлексия

Знать:

- Струнно-смычковые инструменты

-Деревянные духовые инструменты: флейта, гобой, кларнет, фагот;

-Сюжет симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьева;

-Ударные инструменты: большой барабан, литавры.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Группа каких музыкальных инструментов начинает музыкальную сказку «Петя и волк»? Как звучит тема Птички, исполняемая флейтой? Какой показана Утка, «озвученная» гобоем? Что передают интонации кларнета (тема Кошки)? Почему тема Дедушки представлена звучанием фагота? Что изображают удары литавр в сказке? Какие интонации звучат в конце произведения?).


Первая – стадия вызова – необходимо актуализировать и обобщить имеющиеся знания, вызывать интерес, мотивировать учащихся к активной учебной деятельности.

Вторая – стадия осмысления - получение новой информации, её осмысление и соотнесение с собственными знаниями.

Заключительная – стадия размышления и рефлексии – анализ процесса изучения материала, целостное осмысление, обобщение полученной информации.


Ход урока

    1. Звучит музыка в исполнении симфонического оркестра

.Музыкальное приветствие:

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, учитель!


Скажите, могут ли музыкальные инструменты рассказать нам сказку? Ответить на этот вопрос нам поможет Сергей Прокофьев, с музыкой которого вы уже встречались на наших уроках.

Слайд № 2 (портрет С.Прокофьева)

Ребята, вспомните музыку и произведения этого замечательного русского композитора? (балет «Ромео и Джульетта», фрагмент Джульетта-девочка, кантата «Александр Невский», тема нашествия и ледовое побоище, хор «Вставайте люди русские»)

Мы продолжаем знакомство с музыкальными инструментами на примере симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк». А сначала..

Слайд №3

Давайте вспомним тему прошлого урока - группу струнных смычковых инструментов. Почему они так называются? (потому что звук струны извлекается смычком)

Слайд №4

Теперь перечислим группу деревянно-духовых инструментов. Каким способом извлекается звук? (с помощью воздуха)

Слайд №5

В симфонической сказке Прокофьев использовал еще инструменты медной духовой группы и ударной – это валторны, большой барабан и литавры

    1. На прошлом уроке мы познакомились с персонажами сказки «Петя и волк». Кто мне их перечислит?

Слайд №6

А композитор их «озвучил», поручив группе деревянных духовых инструментов исполнить тему каждого персонажа. Всех героев, кроме Пети. Петю изображает группа струнных. Волка изображают три! Валторны.

Каждый инструмент обладает неповторимым, особым голосом, особой краской. Эта особая окраска голоса, называется – тембр.

Наша тема урока - тембр, как одно из средств музыкальной выразительности на примере симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»



Слайд №7

Напомним, как звучат темы наших героев

Первой звучит тема Пети. Струнный квартет рисуют образ мальчика. Почему? (Потому что струнные более близки по звучанию к человеческому голосу)

Какая музыка по характеру? (Весёлая, лёгкая, беззаботная). Петя такой же, как все мальчики — играет, веселится

Слайд №8

Тема Птички передаёт её лёгкость и порхание. У Птички — высокие, «чирикающие» звуки, которые исполняет деревянный духовой инструмент флейта.

Слайд №9

Неторопливую, переваливающуюся поступь Утки и её кряканье изображает гнусавый гобой.

Слайд №10

Кларнет изображает хитрую, осмотрительную Кошку. Звук у кларнета мягкий, теплый, бархатный. Кошка крадется на своих мягких лапках, грациозно и изящно.

Слайд №11

Теперь новый музыкальный инструмент. В чём особенность звучания инструмента? Сердитого и ворчливого Дедушку изображают звуки фагота. Он хриплый и низкий.

Слайд №12

А этого героя вы узнаете без труда: страшного Волка изображают резкие гармонии в звучании трёх валторн.

Слайд №13

Выстрелы охотников рисуют ударные инструменты — большой барабан и литавры.

    1. А теперь поговорим о том, насколько тембр инструмента важен в характере героя, и какими средствами муз. выразительности пользовался композитор, создавая темы персонажей.

Возьмем тему птички.

Складываем наш цветочек-пазл, вспоминая каждое средство муз.выразительности

- Птичка поет «Мелодию». (птички всегда поют, мелодия легкая, порхающая)

- Тема птички звучит в высоком «регистре» (птички не поют низкими голосами)

- «Темп» мелодии подвижный, быстрый. (птички быстро летают)

- «Ритм» порхающий, резкий, не спокойный. (маленькая птичка юркая и суетливая)

- «Лад» - мажорный, веселый, беззаботный. Здесь птичка не грустная, не минорная

- «Тембр» - Все это может изобразить - флейта

Если поменять и убрать высокий регистр, то «птичка» не получится. То же самое будет, если заменить по очереди, все средства муз.выразительности.

- А если я заменю тембр флейты, на тембр фоно? Характер птички изменится?

- нет!

Разберем также дедушку, волка., кошку.


Делаем вывод – тембр не самый главный в музыкальных средствах, создающих музыкальный характер героя, а только дополнение.

Но тембр делает музыку более красочной, разнообразной, реальной и настоящей

    1. Предлагаю вам поиграть в викторину. Я сыграю все темы героев на одном инструменте, одним тембром. А вы угадаете темы с помощью других средств муз.выразительности.


    1. Я предлагаю Вам поиграть в игру - «Угадай чей голос?»


    1. Игра «Найди пару»


    1. Вокально-хоровая работа

Исполнение песня «Если с другом вышел в путь»

Скажите, ребята, а эта песня имеет сходство с одним героем из сказки «Петя и волк»?

- с каким? (с Петей)

- почему? ( характер веселый, лад мажорный, темп средний, марширующий, регистр средний, человеческий голос, мелодия и ритм бодрый, задорный, решительный). Песня пионерская! А наш герой тоже пионер!


7. И в заключение, давайте, вместе еще раз повторим:

1. Что такое тембр? (окраска звука)

2. Является ли тембр главным из средств муз.выразительности? -нет, это дополнение

3. Какие главные средства муз.выразительности? перечислим..

4. Какой герой вам особенно понравился и запомнился?

5. Какой инструмент характеризует его?


Рефлексия:

- Чему новому вы сегодня научились на уроке, что нового узнали?

- В чём испытали трудность?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Какое у вас настроение после нашего урока?


Спасибо за урок, мне было очень интересно с Вами на нашем уроке.

Вы, все очень порадовали активной работой

Домашнее задание

- напишите о том, что больше всего понравилось и запомнилось в симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк». Отобразить свои впечатления можно в рисунке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!