СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Темы и направления итогового сочинения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Темы и направления итогового сочинения 2015-2016 учебного года в помощь учащимся и учителю-предметнику

Просмотр содержимого документа
«Темы и направления итогового сочинения»

Темы и направления итогового сочинения 2015-2016 учебного года

  1. Время - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения - человек и время, общество и эпоха.

  1. Дом - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие "дом" позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

  1. Любовь - направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

  1. Путь - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия "путь", нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

  1. Год литературы в России - направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой - обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе. 

Итоговое сочинение по литературе 11 класс 2015 - 2016 "Время"



Примерные темы сочинений:

1. "Вишнѐвый сад" А. П. Чехова как пьеса о прошлом, настоящем и будущем России

  1. Время — мерцающий пульс жизни

3.Жизнь слишком коротка, а время слишком драгоценно, чтобы тратить его на

глупые ссоры

  1. Время может отнять у нас все, кроме любви

  2. Время быстротечно и время замедляет бег. Одно сиюминутно, другое вечно. Что такое для вековой истории секунды длиной в год - еле пробивающийся ритм суеты людской. Человек незаметен в беге времени, но секунды набегают в минуты, а минута для одного человека может стать последней в его жизни.

  3. Где мерцание особо сильное, значит столетие прошло.

  4. Где пульс с трудом просчитывается - время еще не пришло.

"Год литературы"
  1. Хорошая книга — это подарок, завещанный автором человеческому роду

  2. Творец книги — автор, творец ее судьбы — общество

  3. Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются — и старые, и малые

  4. Библиотеки — это сокровищницы всех богатств человеческого духа.

«Путь»



Примерные темы

Произведения

Человек свободен, потому что пути Божьи неисповедимы и человеку дано выбрать свой путь.
Владимир Микушевич

(по сути –это выбор нравственного пути. Прим. автора))

О.Уайльд. "Портрет Дориана Грея". Главного героя уничтожают человеческие пороки: жажда наживы, высокомерие, безнравственность, убийство. Все совершённые им поступки отражаются на его портрете, ровно как и его возраст. Но неизбежна та минута, когда человеку придётся отвечать за свой выбранный жизненный путь. Дориан одинок: у него нет ни семьи, ни любимого человека рядом, нет настоящих друзей. В конце романа он умирает одиноким и мгновенно постаревшим.

Василь Быков. «Сотников». Сотников делает свой выбор, признавшись, что он партизан, тем самым обрывая свой жизненный путь, и Рыбак тоже делает выбор, пытаясь пойти на сделку с собственной совестью.

Василь Быков. «Обелиск»: учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерть, оставшись нравственно свободным человеком. 

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» В этом уникальном произведении каждый из героев в какой-то момент оказывается на нравственной «развилке», «перепутье». Особенно хорошо это видно на примере Понтия Пилата.

К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники. Владимир Набоков


У каждого своя дорога к Богу. У большинства эта дорога вымощена страданиями. Иван Бездомный оказывается способным преобразиться, отказавшись от прошлых воинствующе-атеистических взглядов, но чтобы обрести веру, ему пришлось пережить и переосмыслить многое. Именно в психиатрической больнице решается Иван Бездомный не писать больше своих жалких стихов и обретает «своего» Бога, свою веру.

Н.С.Лесков. «Очарованный странник». Иван Северьянович Флягин проходит долгий и трудный путь , чтобы прийти к Богу.

  • Когда наступит Судный день, нас в первую очередь спросят: «Путешествуя по большим дорогам и обходным тропинкам своей жизни, пытался ли ты помочь другим людям?» Шарп Джеймс


Б. Екимов «Ночь исцеления» Подросток Гриша, герой рассказа, приехал на каникулы к бабушке, которая по ночам часто кричит, плачет, молит о помощи: ей каждую ночь снится, что она потеряла карточки и голодными останутся ее дети. Гриша не кричит бабушке: «Молчать!», как советовала сделать его мать, он состраданием и любовью излечил её от страшных воспоминаний.

Б. Екимов «Просто — соседи». Нюру в 30-е годы уволили из детского сада, где она работала уборщицей, как жену врага народа. Она осталась без работы, без средств к существованию с девятилетним сыном на руках. От голодной смерти спасла их соседка, портниха, которая три года каждый день платила Нюре деньги за пришитые пуговицы, несложную помощь.

А. Приставкин «Золотая рыбка» Повествователь рассказывает о сестре Люсеньке, которая во время войны жила в детдоме и о том, как её спасли от голодной смерти девочки, которые жили с ней в одной комнате.

Л. Улицкая «Перловый суп» мать героини рассказа, в страшные тридцатые годы не осталась равнодушной к чужой беде: она помогала нищим, кормила их, прощала даже ложь и предательство. Перловый суп, который она варила для несчастных, — это напоминание и о равнодушии людей, и о бескорыстной сердечной теплоте самой Мариночки.


Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли сделаться.
Анри Бергсон


Обломов, главный герой романа И. Гончарова «Обломов», при всех его положительных задатках и способностях, так и не смог из-за лени реализовать себя, превратился в живой труп. Карьера не удалась, книги не прочитаны, письмо старосте не написано.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Главный герой романа, образованный, интересный человек, но не сумевший построить свою жизнь так, чтобы быть полезным и нужным Отечеству, людям, близким.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». :«Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных»


Почему именно воспитание в семье является определяющим фактором для жизненного пути человека?

Р. Брэдбери «Вельд». Венди и Питер, герои рассказа, совершают чудовищный по своей бесчеловечности поступок: убивают собственных родителей. И это убийство неслучайно: оно результат воспитания, когда детей безмерно балуют, потакают их прихотям

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу.

Н.В.Гоголь «Мёртвые души» Чичиков всю жизнь старался выполнять наказ отца: «Пуще всего береги копейку»


Всяк, кто живет, уйдет, бессмертен только тот, кто славу добрую при жизни обретет. Саади


В. Быков «Обелиск» Учитель Мороз стал для учеников образцом во всем, он даже погиб вместе с ними, считая, что учитель всегда должен быть со своими учениками.

Л.Н.Толстой. «Война и мир» Образ Кутузова

Что значит выражение: «Оставь за собой след»( Ральф Уолдо Эмерсон)?

Достается не дешево
Счастье трудных дорог,
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измеряются
Все земные труды,
Может вырастишь деревце
На земле Кулунды.
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом
Иль под снежней порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее -
Хорошеть самому.

Л. Татьяничева

Следы.

Рождаясь, человек не видит линий
Идет вперед неведомой судьбой
И главное для человека в жизни
Какой он след оставит за собой

Один идет прямой стрелой дороги
Сквозь грязь и серость окружающей толпы
Другой, согнувшись, втягивая плечи
В любой момент готов шмыгнуть в кусты

Одни следы не могут затеряться
Как след Данко, презревшего свой страх
Совсем другой оставить собирался
После себя завистник Герострат

Свой след Христос оставил на Голгофе
С креста кровавого прощающий сквозь стон
И сделал шаг испуганный Иуда
Свой гонорар считающий тайком

Оставил след в веках великий Пушкин
Раскручивая слога карусель
И смог Дантес свой черный след оставить
С поэтом соглашаясь на дуэль.....

Один лишь шаг, как трудно он дается
Спокойно жить, иль побороть свой страх
Но выбирать однажды всем придется
И сделать в жизни самый важный шаг

Владислав Старостин.

Мы все умрем, людей бессмертных нет,
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово.

Не все пересыхают ручейки,
Не все напевы время уничтожит,
И ручейки умножат мощь реки,
И нашу славу песня приумножит.
Расул Гамзатов






«Дом»



Примерные темы

Произведения

Согласны ли вы с утверждением, что дом не строят, его создают?


«Гроза» А.Островский. Возможно, впервые с такой изобразительной силой были показаны сцены семейной, "частной" жизни, тот произвол и бесправие, что были доселе скрыты за толстыми дверьми особняков и усадеб. Кажется, есть семья, есть строение (усадьба), которое герои называют домом, но нет самого дома, места, где было бы тепло и уютно всем его обитателям, куда хотелось бы возвращаться.



Д.И. Фонвизин «Недоросль». Герои пьесы так и не смогли создать Дом, каждый сам за себя. Нет дома, нет и семьи



Антуан де Сент-Экзюпери. "Маленький принц" Когда говоришь взрослым: "Я видел красивый дом из красного кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби", - они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: "Я видел дом за сто тысяч франков". И тогда они восклицают: "Какая красота!"



Л.Н. Толстой «Война и мир». Обстановка в доме Ростовых – радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и такт. А это так часто необходимо человеку – чувствовать, что есть место, где тебя любят и ждут, где ты отдыхаешь сердцем и душой. 

Земля- наш дом

Заклинание с полюса

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

(М. Дудин)





Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирал их в лодку, лечит двух заболевших зверьков. Лес для него - родная стихия, дом, и он переживает за всех его обитателей как за своих домочадцев.

В. Астафьев «Изба» .В сибирские леспромхозы приезжает молодежь за большими деньгами. Лес, земля, когда-то оберегаемая старшим поколением, превращаются после работы лесорубов в мертвую пустыню. Все нравственные ценности предков затмевает погоня за рублем.


Уголок России-
отчий дом

«Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».В.Распутин «Пожар»

Ю. Казаков «Запах хлеба» Дуся, героиня рассказа уехав в город, потеряла все связи с родным домом, деревней, и потому известие о смерти матери не вызывает у нее ни переживаний, ни желания побывать на родине... Однако, приехав продать дом, Дуся ощущает свою потерянность, горько плачет на могиле матери, однако исправить ничего невозможно.

Б. Екимов «Переезд» «Да, никакой тьме не скрыть от глаз человека: ту пядь земли, что родилась вместе с ним и держала его на руках чаще матери; подставляла свою мягкую ладонь, когда он падал, не удержавшись на нетвердых еще ножонках; лечила его мальчишеские ссадины - без всяких лекарей, травой своей...; кормила в всякие годы..., поила чистой водой и подняла на ноги. Никакая тьма, кроме смертельной, не скроет от глаз человека ту пядь земли, что зовется его родиной».



Великая истина открылась мне. Я узнал: люди живут. А смысл их жизни в их доме. Дорога, ячменное поле, склон холма разговаривают по-разному с чужаком и с тем, кто здесь родился. Антуан де Сент-Экзюпери 



В.Г. Распутин «Прощание с Матерой». Защищают свою Матёру от затопления те, кто истинно любит родную землю, а чужаки готовы надругаться над могилами, сжечь хаты, которые для других, например для Дарьи, не просто жилище, а родной дом, где умирали родители и рождались дети.



С.Есенин:

Низкий дом с голубыми ставнями

Не забыть мне тебя никогда…


Россия –наш общий дом

«Ночевала тучка золотая» А. И. Приставкин

Повесть рассказывает о детях, которые борются за жизнь. Их дружба помогает многое перенести. Сначала Алхузур спасает больного Кольку, а затем тот не дает русскому солдату убить чеченского мальчика. Так их судьба становится ясной: они становятся такими близкими, как братья, и никакие передряги не могут их разлучить.

«Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёв. Известный российский академик говорит, что патриотизм — это глубоко позитивное чувство, не имеющее ничего общего с национализмом. Патриотизм сродни любви и созиданию, национализм же разрушителен и бесплоден. Именно патриотизм способен сплотить людей разных культур и наций и сделать братьями.

С.Михалков. Быль для детей

Встали, с русскими едины,

Белорусы, латыши,

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины,

Молдаване, чуваши -



Все советские народы

Против общего врага,

Все, кому мила свобода

И Россия дорога!

И, когда Россия встала

В этот трудный грозный час,

«Все - на фронт!» - Москва сказала.

«Все дадим!» - сказал Кузбасс.

«Никогда, - сказали горы, -

Не бывал Урал в долгу!» -

«Хватит нефти для моторов,

Помогу!» - сказал Баку.

«Я богатствами владею,

Их не счесть, хоть век считай!

Ничего не пожалею!» -

Так откликнулся Алтай.



«Мы оставшихся без крова

В дом к себе принять готовы,

Будет кров сиротам дан!» -

Обездоленных встречая,

Казахстану отвечая,

Поклялся Узбекистан.



«Будет каждый верный воин

И накормлен и напоен,

Всей страной обут, одет». -

«Все - на фронт!» - Москва

сказала.

«Все! - страна ей отвечала. -

Все - для будущих побед!»



…Соберутся две палаты,

Сядут рядом депутаты:

Белорус и армянин,

Украинец, молдаванин,

Осетин, казах, татарин



В. Степанов.

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд
Один черкеску носит 
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна. 

Д.С. Лихачев «Раздумья о Родине» .Д.С.Лихачёв считает, что Родина - это всеобъемлющее понятие. «Она подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет корни..., то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история... Народ, не имеющий таких глубоких корней, - бедный народ. Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящее».

Дом- это место, где тепло душе

Б. Екимов «Мальчик на велосипеде»

Герой рассказа понимает, что счастье - не в деньгах, не в мире материальных интересов, а в самой жизни на родной земле: «Я пробыл пятнадцать дней дома. И это равно пятнадцати годам жизни... Долгие дни, мудрые, счастливые. Пойти на Вихляевскую гору и сидеть, глядеть, думать. Как травы растут. Как облака плывут. Как живет озеро. Вот она, жизнь человеческая. Работать в огороде, плетень плести во дворе. И жить. Слушать ласточек, ветер. Солнце для тебя встает, роса падает, дождь - все доброе, сладкое. Зарабатывать на хлеб чем-нибудь и жить. Жить долго и мудро, чтобы потом на самом краю, не проклинать себя, не скрипеть зубами».



Б. Екимов «Как рассказать...» Сварщик Григорий однажды помог тете Варе, немощной старушке, вскопать огород. Она пригласила его за стол, искренне благодарила. Григорий потом уехал в Москву, но каждую весну приезжал на Дон, чтобы помочь тете Варе. Он никому об этом не рассказывал, просто чувствовал, как нужна ей помощь. Григория, сироту, так же согрели когда-то моряк Вася, сводивший в цирк и угостивший мороженым, контролер тетя Катя, кормившая вкуснейшими пирожками с капустой...Григорий чувствовал, что нужен этой старушке, здесь его душа теплела. Человеку для счастья совсем не много нужно - любовь и забота.



http://er3ed.qrz.ru/dudin.htm

Школьное выпускное сочинение

http://sochinenie.wikivote.ru/
http://sochinenie11.ru/
http://mogu-pisat.ru/ !!!
http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/ 
Вебинар: «Сочинение? Легко! Перезагрузка». Подготовка к сочинению.  Ведущая: Светлана Игоревна Красовская, доктор филологических наук, профессор, заведующая редакцией русского языка и литературы издательства «Просвещение».
Алгоритм написания итогового сочинения по литературе: для «слабых» или для всех?
Материалы по написанию сочинения в рамках направления "Путь".
Методические материалы для написания сочинений по направлению "Дом".

Мотив пути в русской литературе.

ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИТЕРАТУРЕ.

Материалы в помощь учителям при подготовке к итоговому сочинению по направлению «Год литературы».
Рекомендации по написанию выпускного сочинения по всем направлениям.

Категория времени в литературе.

Тема дома в русской литературе XIX и XX века.
Материалы в помощь учителям при подготовке к итоговому сочинению по направлению «Время».
Тема дома и семьи в русской литературе XIX века. (Материалы к выпускному сочинению.)
Любовь. (Материалы к написанию выпускного сочинения.)
Тема Дома. (К выпускному сочинению.)

ОБРАЗ ДОРОГИ (ПУТИ). (Материалы к выпускному сочинению.)

Тема Времени. (Материалы к выпускному сочинению.)

Год литературы в России. (Рекомендации по написанию выпускного сочинения.)
Примерные темы выпускных сочинений по направлениям.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!