СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теорема Менелая и теорема Чевы в школьном курсе математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теорема Менелая и теорема Чевы в школьном курсе математики»

 Теорема Менелая и  теорема Чевы   в школьном курсе  математики     «Все незначительное нужно,  Чтобы значительному быть…»  И. Северянин

Теорема Менелая и теорема Чевы в школьном курсе математики

«Все незначительное нужно,

Чтобы значительному быть…»

И. Северянин

Содержание Теоретические основы Теорема Чевы Теорема Менелая Методические рекомендации Методика обучения решению задач в период предпрофильной подготовки Изучение темы «Теорема Менелая и теорема Чевы» в курсе геометрии            10 класса   Применение теорем Менелая и Чевы в решении  стереометрических задач

Содержание

Теоретические основы

  • Теорема Чевы
  • Теорема Менелая

Методические рекомендации

  • Методика обучения решению задач в период предпрофильной подготовки
  • Изучение темы «Теорема Менелая и теорема Чевы» в курсе геометрии 10 класса
  • Применение теорем Менелая и Чевы в решении стереометрических задач
Теорема Чевы Пусть в ∆ ABC на сторонах BC,AC,AB или их продолжениях взяты соответственно точки A 1 , B 1 и C 1 ,не совпадающие с вершинами треугольника. Прямые A A 1 , BB 1  и CC 1  пересекаются в одной точке или параллельны тогда и только тогда, когда выполняется равенство

Теорема Чевы

  • Пусть в ∆ ABC на сторонах BC,AC,AB или их продолжениях взяты соответственно точки A 1 , B 1 и C 1 ,не совпадающие с вершинами треугольника. Прямые A A 1 , BB 1 и CC 1 пересекаются в одной точке или параллельны тогда и только тогда, когда выполняется равенство
Теорема Менелая Пусть на сторонах AB, BC и на продолжении стороны AC (либо на продолжениях сторон AB,BC и AC) ∆ABC взяты соответственно точки C 1 ,A 1 и B 1 , не совпадающие с вершинами ∆ABC . Точки A 1 , B 1 , C 1 лежат на одной прямой тогда и только тогда, когда выполняется равенство

Теорема Менелая

  • Пусть на сторонах AB, BC и на продолжении стороны AC (либо на продолжениях сторон AB,BC и AC) ∆ABC взяты соответственно точки C 1 ,A 1 и B 1 , не совпадающие с вершинами ∆ABC . Точки A 1 , B 1 , C 1 лежат на одной прямой тогда и только тогда, когда выполняется равенство
Методика обучения решению задач в период предпрофильной подготовки 1. Теорема Менелая и пропорциональные отрезки в треугольнике. 2. Теорема Чевы и ее следствия. Применение теорем Чевы и Менелая к задачам на доказательство. 3. Решение задач на пропорциональное деление отрезков в треугольнике. 4. Решение задач, связанных с нахождением площадей. 5. Комбинированные задачи.

Методика обучения решению задач в период предпрофильной подготовки

  • 1. Теорема Менелая и пропорциональные отрезки в треугольнике.
  • 2. Теорема Чевы и ее следствия. Применение теорем Чевы и Менелая к задачам на доказательство.
  • 3. Решение задач на пропорциональное деление отрезков в треугольнике.
  • 4. Решение задач, связанных с нахождением площадей.
  • 5. Комбинированные задачи.
Теорема Менелая и пропорциональные отрезки в треугольнике Задача 1. В треугольнике ABC точка D делит сторону BC в отношении BD : DC = 1: 3, а точка O делит AD в отношении AO : OD =5:2. В каком отношении прямая BO делит отрезок AC?    Задача 2. В  ∆ ABC на стороне AC взята точка M , а на стороне BC – точка K так, что AM : MC = 2:3, BK : KC = 4:3. В каком отношении AK делит отрезок BM ?   Задача 3. В ∆ ABC  AA 1 - биссектриса,  BB 1 - медиана; AB =2, AC =3;  Найти BO : OB 1

Теорема Менелая и пропорциональные отрезки в треугольнике

Задача 1. В треугольнике ABC точка D делит сторону BC в отношении BD : DC = 1: 3, а точка O делит AD в отношении AO : OD =5:2. В каком отношении прямая BO делит отрезок AC?

Задача 2. В ABC на стороне AC взята точка M , а на стороне BC – точка K так, что AM : MC = 2:3, BK : KC = 4:3. В каком отношении AK делит отрезок BM ?

Задача 3. В ABC AA 1 - биссектриса,

BB 1 - медиана; AB =2, AC =3;

Найти BO : OB 1

Теорема Чевы и ее следствия.  Следствие1 . Медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую медиану в отношении 2:1, считая от вершины . Следствие 2 .  Биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке. Следствие3 . Высоты треугольника (или их продолжения) пересекаются в одной точке.

Теорема Чевы и ее следствия.

  • Следствие1 . Медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую медиану в отношении 2:1, считая от вершины .
  • Следствие 2 . Биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке.
  • Следствие3 . Высоты треугольника (или их продолжения) пересекаются в одной точке.

Теорема Чевы и ее следствия.  Следствие4 . Серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в одной точке.  Следствие 5 . Прямые, соединяющие вершины треугольника с точками, в которых вписанная окружность касается противоположных сторон, пересекаются в одной точке.

Теорема Чевы и ее следствия.

  • Следствие4 . Серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в одной точке.
  • Следствие 5 . Прямые, соединяющие вершины треугольника с точками, в которых вписанная окружность касается противоположных сторон, пересекаются в одной точке.
Применение теорем Чевы и Менелая к задачам на доказательство Задача 1 . Используя теорему Чевы, доказать, что в произвольном треугольнике прямые, проходящие через вершины и делящие периметр треугольника пополам, пересекаются в одной точке. Задача 2. На стороне AC треугольника ABC взяты точки P и E , на стороне BC – точки M и K , причем AP : PE : EC = CK : KM : MB . Отрезки AM и BP пересекаются в точке O , отрезки AK и BE – в точке T . Докажите, что точки O , T и С лежат на одной прямой.

Применение теорем Чевы и Менелая к задачам на доказательство

  • Задача 1 . Используя теорему Чевы, доказать, что в произвольном треугольнике прямые, проходящие через вершины и делящие периметр треугольника пополам, пересекаются в одной точке.
  • Задача 2. На стороне AC треугольника ABC взяты точки P и E , на стороне BC – точки M и K , причем AP : PE : EC = CK : KM : MB . Отрезки AM и BP пересекаются в точке O , отрезки AK и BE – в точке T . Докажите, что точки O , T и С лежат на одной прямой.

Задачи на пропорциональное деление отрезков в треугольнике.   Задача 1. В треугольнике ABC , описанном около окружности, AB = 8, BC = 5, AC = 4. Точки A 1 ,В 1 и C 1 - точки касания, принадлежащие соответственно сторонам BC , AC и BA . Точка P - точка пересечения отрезков AA 1 и CC 1 . Найдите AP:PA 1 .  Задача 2. Стороны треугольника 5, 6 и 7. Найдите отношение отрезков, на которые биссектриса большего угла этого треугольника разделена центром окружности, вписанной в треугольник.

Задачи на пропорциональное деление отрезков в треугольнике.

  • Задача 1. В треугольнике ABC , описанном около окружности, AB = 8, BC = 5, AC = 4. Точки A 1 1 и C 1 - точки касания, принадлежащие соответственно сторонам BC , AC и BA . Точка P - точка пересечения отрезков AA 1 и CC 1 . Найдите AP:PA 1 .
  • Задача 2. Стороны треугольника 5, 6 и 7. Найдите отношение отрезков, на которые биссектриса большего угла этого треугольника разделена центром окружности, вписанной в треугольник.
Задачи на пропорциональное деление отрезков в треугольнике.   Задача 3. В треугольнике ABC , площадь которого равна 6, на стороне AB взята точка K , делящая эту сторону в отношении AK : BK = 2:3, а на стороне AC – точка L , делящая AC в отношении AL : LC = 5:3. Точка Q пересечения прямых CK и BL удалена от прямой AB на расстояние 1,5. Найдите длину стороны AB .  Задача 4. На стороне AC в треугольнике ABC взята точка K . AK =1, KC = 3. На стороне AB взята точка L . AL : LB =2:3. Q – точка пересечения прямых BK и CL . S = 1. Найдите длину высоты треугольника ABC , опущенной из вершины B .

Задачи на пропорциональное деление отрезков в треугольнике.

  • Задача 3. В треугольнике ABC , площадь которого равна 6, на стороне AB взята точка K , делящая эту сторону в отношении AK : BK = 2:3, а на стороне AC – точка L , делящая AC в отношении AL : LC = 5:3. Точка Q пересечения прямых CK и BL удалена от прямой AB на расстояние 1,5. Найдите длину стороны AB .

  • Задача 4. На стороне AC в треугольнике ABC взята точка K . AK =1, KC = 3. На стороне AB взята точка L . AL : LB =2:3. Q – точка пересечения прямых BK и CL . S = 1. Найдите длину высоты треугольника ABC , опущенной из вершины B .
 Задачи, связанные с нахождением   площадей Задача 1. Медиана BD и биссектриса AE треугольника ABC пересекаются в точке F . Найти площадь треугольника ABC , если AF =3 FE , BD =4, AE =6.    Задача 2. На сторонах AB и BC треугольника ABC взяты точки M и N соответственно. Отрезки AN и CM пересекаются в точке L . Площади треугольников AML , CNL и ALC равны соответственно 15, 48 и 40. Найти площадь треугольника ABC .

Задачи, связанные с нахождением площадей

  • Задача 1. Медиана BD и биссектриса AE треугольника ABC пересекаются в точке F . Найти площадь треугольника ABC , если AF =3 FE , BD =4, AE =6.

  • Задача 2. На сторонах AB и BC треугольника ABC взяты точки M и N соответственно. Отрезки AN и CM пересекаются в точке L . Площади треугольников AML , CNL и ALC равны соответственно 15, 48 и 40. Найти площадь треугольника ABC .
Комбинированные задачи.   Задача 1. На стороне NP квадрата MNPQ взята точка A , а на стороне PQ – точка B так, что NA : AP = PB : BQ = 2:3. Точка L является точкой пересечения отрезков MA и NB . В каком отношении точка L делит отрезок MA ?  Задача 2. В трапеции ABCD с основаниями AD и BC через точку A проведена прямая, которая пересекает диагональ BD в точке E и боковую сторону CD в точке K , причем BE : ED =1:2, CK : KD =1:4. Найдите отношение длин оснований трапеции.

Комбинированные задачи.

  • Задача 1. На стороне NP квадрата MNPQ взята точка A , а на стороне PQ – точка B так, что NA : AP = PB : BQ = 2:3. Точка L является точкой пересечения отрезков MA и NB . В каком отношении точка L делит отрезок MA ?

  • Задача 2. В трапеции ABCD с основаниями AD и BC через точку A проведена прямая, которая пересекает диагональ BD в точке E и боковую сторону CD в точке K , причем BE : ED =1:2, CK : KD =1:4. Найдите отношение длин оснований трапеции.
Изучение темы «Теорема Менелая и теорема Чевы» в курсе геометрии    10 класса  Урок 1. Теорема Менелая и теорема Чевы. Задача.  В треугольнике ABC на стороне AC взята точка N так, что AN : NC = m : n , на стороне BC - точка K . BN пересекает AK в точке Q , BQ : QN = p : q . Найти отношение площадей треугольников AKC и ABK .  ( т.к. высоты равны) I способ.   Дополнительное построение: ND // BC .

Изучение темы «Теорема Менелая и теорема Чевы» в курсе геометрии 10 класса

Урок 1. Теорема Менелая и теорема Чевы.

Задача. В треугольнике ABC на стороне AC взята точка N так, что AN : NC = m : n , на стороне BC - точка K . BN пересекает AK в точке Q ,

BQ : QN = p : q . Найти отношение площадей треугольников AKC и ABK .

( т.к. высоты равны)

I способ. Дополнительное построение: ND //

BC .

 II способ.  Рассмотрим треугольник BCN и секущую AK. По теореме Менелая

II способ. Рассмотрим треугольник BCN и секущую AK. По теореме Менелая

 Изучение темы «Теорема Менелая  и теорема Чевы» в курсе геометрии    10 класса  Урок 2. Применение теорем Менелая и Чевы   в решении ключевых задач  Цели урока:  1)  формировать умения:  -видеть конфигурации, удовлетворяющие  заданным условиям;  -решать задачи нестандартными  способами;  -использовать теоремы в задачах на  доказательство;  2) развивать самостоятельность.

Изучение темы «Теорема Менелая

и теорема Чевы» в курсе геометрии 10 класса

Урок 2. Применение теорем Менелая и Чевы в решении ключевых задач

Цели урока: 1) формировать умения:

-видеть конфигурации, удовлетворяющие

заданным условиям;

-решать задачи нестандартными

способами;

-использовать теоремы в задачах на

доказательство;

2) развивать самостоятельность.

Задача.  В равнобедренном треугольнике ABC ( A С= BC ) проведены медиана BN и высота АМ, которые пересекаются в точке D . AD =5, DM =2. Найти   Решение : AN = NC , AM =5+2=7. Рассмотрим  ∆AMC и секущую NB. По теореме Менелая , , ; Пусть коэффициент пропорциональности равен k , тогда СМ=3 k , BM =2 k . Из ∆ ACM- прямоугольного:  Ответ :

Задача. В равнобедренном треугольнике ABC ( A С= BC ) проведены медиана BN и высота АМ, которые пересекаются в точке D . AD =5, DM =2. Найти

Решение : AN = NC , AM =5+2=7. Рассмотрим ∆AMC и секущую NB. По теореме Менелая

,

,

;

Пусть коэффициент пропорциональности равен k , тогда СМ=3 k , BM =2 k . Из ∆ ACM- прямоугольного:

Ответ :

Применение теорем Менелая и Чевы в решении стереометрических задач. Задача 1. На продолжении ребра АС правильной треугольной пирамиды ABCD с вершиной D взята точка K так, что КА:КС=3:4, а на ребре DC взята точка L так, что DL : LC =2:1. В каком отношении делит объем пирамиды плоскость, проходящая через точки B , L и К?  Задача 2. Дана правильная четырехугольная пирамида SABCD с вершиной S . На продолжении ребра CD взята точка M так, что DM=2CD . Через точки М, В и середину ребра SC проведена плоскость. В каком отношении она делит объем пирамиды?

Применение теорем Менелая и Чевы в решении стереометрических задач.

  • Задача 1. На продолжении ребра АС правильной треугольной пирамиды ABCD с вершиной D взята точка K так, что КА:КС=3:4, а на ребре DC взята точка L так, что DL : LC =2:1. В каком отношении делит объем пирамиды плоскость, проходящая через точки B , L и К?
  • Задача 2. Дана правильная четырехугольная пирамида SABCD с вершиной S . На продолжении ребра CD взята точка M так, что DM=2CD . Через точки М, В и середину ребра SC проведена плоскость. В каком отношении она делит объем пирамиды?
Применение теорем Менелая и Чевы в решении стереометрических задач. Задача 3. Дана правильная треугольная призма с боковыми ребрами AA 1 , BB 1 и CC 1 . Причем на продолжении ребра BA взята точка M так, что MA=AB . Через точки M,B 1 и середину ребра AC проведена плоскость. В каком отношении она делит объем призмы?

Применение теорем Менелая и Чевы в решении стереометрических задач.

  • Задача 3. Дана правильная треугольная призма с боковыми ребрами AA 1 , BB 1 и CC 1 . Причем на продолжении ребра BA взята точка M так, что MA=AB . Через точки M,B 1 и середину ребра AC проведена плоскость. В каком отношении она делит объем призмы?
 «Умение решать задачи- такое же  практическое искусство, как     умение плавать или бегать. Ему   можно научиться только путем   подражания или упражнения»    Д.Пойа

«Умение решать задачи- такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать. Ему можно научиться только путем подражания или упражнения» Д.Пойа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя