СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические аспекты изучения культуры Древней Руси IX-XVII веков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теоретические аспекты изучения культуры Древней Руси IX-XVII веков»

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение…………………………………………………………………….стр.3

Глава1. Теоретические аспекты изучения культуры Древней Руси IX-XVII веков………………………………………………………………………..стр.4-17

1.1 Особенности культуры Древней Руси………………………….стр.4-6

1.2 Развитие письменности и литературы Древней Руси………....стр.6-9

1.3 Фольклор и устное народное творчество……………………..стр.9-10

1.4 Декоративно-прикладные ремёсла…………………………..стр.10-11

1.5 Развитие каменного строительства Древней Руси………….стр.11-14

1.6 Живопись и художественные ремесла………………………стр.14-17

Заключение……………………………………………………………….стр.18-19

Список использованной литературы……………………………………….стр.20

Приложение………………………………………………………………стр.21-22
















ВВЕДЕНИЕ


Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Знакомство с культурой Древней Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности убеждает нас в ошибочности существовавшего некогда мнения об исконной отсталости Руси.

Культура одна из важнейших областей общественной жизни, культура есть творение человека, результат его творческих усилий.1

Культура Древней Руси – явление уникальное. Древнерусское искусство – это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы.

В IX в. возникло Древнерусское государство — Киевская Русь, объединившее восточнославянские и некоторые неславянские племена. Политическое объединение этих племен способствовало их этнической консолидации, формированию единой древнерусской народности и складыванию ее культуры. Однако в ней еще долгое время сохранялись местные особенности, сложившиеся в предшествующую эпоху племенных союзов. Определенную роль здесь сыграла и разница в уровне социально-экономического развития различных регионов Древнерусского государства.

Культура Древней Руси, как и культура любой другой страны, - совокупность духовных ценностей и материальных, которые создало человечество в процессе своей общественно-трудовой практики.






ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ IX-XVII ВЕКОВ


1.1 Особенности культуры Древней Руси

Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением связей с соседними странами. Оно связано с развитием общества и государства. В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох.

Главные особенности древнерусской культуры:

а)тесная связь с христианством, с церковью, христианской идеологией;

б)анонимность большинства памятников – по православной традиции художник не должен оставлять своего имени на произведении;

в)большое влияние Византии и слабая связь с Запапной Европой;

г)сохранение языческих традиций и переплетение их с христианством;

в)взаимосвязь с природой.

Основные черты культуры Древней Руси в 9-13 веках формировались на основе, с одной стороны, наличия феодальной системы, особой формой производства и ведения быта, межклассовыми отношениями; а с другой стороны, внешнеполитическими обстоятельствами, историческим периодом и развитием социального и политического строя Руси.

Культура Древней Руси делиться на два периода - до принятия христианства и после его принятия. Основные памятники культуры, дошедшие до нас, относятся ко второму периоду, но и свидетельства наличия дохристианской культуры так же присутствуют. Крещение Руси в 988 году стало поворотным событием в истории и культуре славянского народа. От Византии вместе с христианской религией они переняли книжную культуру, каноны иконописи, навыки каменного строительства, прикладное искусство, письменность. В первое же столетие Киевская Русь ощутила подъем культуры, благодаря чему заняла высокий европейский уровень. XI век – это период высочайшего рассвета нового государство. Именно в этот период численность населения достигала 7 – 8 миллионов человек. Сюда входили такие развитые городские центры, как Киев, Новгород и Смоленск. Среди других государств Европы, Киевская Русь была самым большим и населенным государством.

IX век открывает новую страницу в истории славянского народа. Славянские племена собираются под единой княжеской властью, рождается молодое сильное государство.

Начало нового этапа развития культуры Руси связано с принятием христианства. До принятия христианства славянские народы покланялись языческим богам, приносили им жертвы. Жертвы эти были не только животные, но и человеческие.

В IX-XIII веках на русскую культуру большое влияние оказывала византийская культура. Именно оттуда к нам пришло православие. В дальнейшем (XII-XIII века; времена домонгольской раздробленности) русская культура испытывала влияние стран западной Европы (например, Польши).

В IX-XIII веках была широко распространена иконопись. Самая популярная икона – Владимирская икона Божией матери. Дата написания – рубеж XI-XII веков. Эта икона очень значима для Руси была и остаётся до настоящего времени.

Наивысшего уровня развития древнерусская культура достигла к XII-XIII векам. К этому времени она широко распространилась на территории Восточной Европы. В Русских городах стал создаваться общеевропейский романский художественный стиль. Русское ремесло достигло наивысшего развития, но из всех ремесленных специальностей важное место занимало кузнечное дело.

Главными событиями русской истории XIV-XV веков стали: процесс объединения русских земель в единое государство и борьба с монгольским игом. Соответственно ключевыми чертами культуры стали:

а) идея национального возрождения и государственного объединения;

б) идея национальной независимости.

XIV-XV века были на Руси временем острых религиозных споров. Уже в 70-х годах XIV века возникла ересь стригольников в Новгороде и Пскове.

Главными событиями русской истории XVI века стали: создание централизованного государства и утверждение деспотического правления. Соответственно ключевыми чертами культуры стали:

а) идея национального объединения;

б) идея образование единой народности.

XVII век занимает особое место в истории русской культуры. Этот век – переходный от традиционной средневековой культуры Московской Руси к культуре Нового времени. Важнейшие культурные преобразования ПетраI были подготовлены всем ходом истории российской культуры XVII века. Самая главная черта русской культуры XVII века состоит в постепенном разрушении средневекового всецело религиозного сознания. Изменения коснулись всех сторон культурного развития: образования, литературы, архитектуры, живописи. Это касается преимущественно городского населения, в то время как культура деревни еще долго оставалась полностью в рамках традиции , проникновение в культуру светских элементов.


1.2 Развитие письменности и литературы Древней Руси

Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена. Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги – «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). В XI-XIII вв. в обращении находилось 130-140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др.

Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» – она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так. Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.

В XI-XII вв. на Руси появляется летописание. В летописях описывается не только последовательность происходивших событий, но и содержатся библейские тексты, фиксируются документы, приводятся комментарии составителей летописей. Древнейшая из дошедших до нас летописей – «Повесть временных лет» – создана около 1113 г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», – уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре. Развитие русской письменности постепенно стало основой для возникновения литературы и было тесно связано с христианством. Для оригинальной литературы Древней Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство.

Одной из самых распространенных форм литературы была летопись( погодовая запись важнейших событий истории). Большее внимание в летописях уделялось жизни князей и бояр, строительству храмов, природным катаклизмам, жизнь простых людей освещения практически не находила.

Примерно к 1113 году относится древнерусская летопись (Приложение1). Повесть временных лет, составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, на основе более ранних летописных сводов исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли.

Существенным отличием русской культуры от культуры большинства стран Востока и Запада является применение родного языка. Арабский язык для многих неарабских стран и латинский язык для ряда стран Западной Европы были чуждыми языками, монополия которых привела к тому, что народный язык государств той эпохи нам почти неизвестен. Русский же литературный язык применялся везде – в делопроизводстве, дипломатической переписке, частных письмах, в художественной и научной литературе. Единство народного и государственного языка было большим культурным преимуществом Руси перед славянскими и германскими странами, в которых господствовал латинский государственный язык. Там невозможна была столь широкая грамотность, так как быть грамотным означало знать латынь. Для русских же посадских людей достаточно было знать азбуку, чтобы сразу письменно выражать свои мысли; этим и объясняется широкое применение на Руси письменности на бересте и на «досках» (очевидно, навощенных).

Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения.

Позже в результате синтеза греческого письма и наиболее удачных элементов глаголицы сложилась азбука, получившая название кириллица. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

Уровень образованности населения был выше, чем в Западной Европе. Например, сын Ярослава Мудрого Всеволод знал пять языков . Дочь Ярослава - Анна умела читать и писать по-русски, по-гречески, по-французски, а ее муж, король Франции, Генрих I , не умел подписать собственное имя. Грамотность была распространена и среди простого народа. В школе при Софийском соборе в Киеве в XI в. училось свыше 500 детей.

В Новгороде обнаружена первая берестяная грамота - это записки простых новгородцев. Среди них встречаются долговые расписки, любовные послания и даже тетрадь ученика Онфима.

Основная тема древнерусской литературы – это мировая история и смысл человеческой жизни. Литература этого периода носила поучительный характер, рассказывала о реальных событиях и не использовала условных, придуманных персонажей. Древнерусская литература выполняла главную роль в просвещении – введение русской культуры в мировую христианскую культуру.


1.3 Фольклор и устное народное творчество

Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Широкое распространение получили и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества.

Устное народное творчество включает пословицы и поговорки, песни и сказания, частушки и заговоры. Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. Существовали также такие формы фольклора, которые не были связаны с языческим культом. К ним относятся пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Авторы литературных произведений широко использовали их в своем творчестве. Письменные памятники сохранили многочисленные предания и легенды о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами. Так, народные сказания о событиях II-VI веков отразились в «Слове о полку Игореве».

В IX веке возник новый эпический жанр — героический былинный эпос, ставший вершиной устного народного творчества и следствием роста народного самосознания. Былины – устные поэтические произведения о прошлом. В основу былин легли реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославича – воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в древнерусских летописях.

В военном сословии, в княжеско-дружинной среде существовала своя устная поэзия. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. В княжеских дружинах были свои «песнотворцы» — профессионалы, слагавшие песни-«славы» в честь князей и их воинов.2

Фольклор продолжал развиваться и после распространения письменной литературы, оставаясь важным элементом древнерусской культуры.


1.4Декоративно-прикладные ремёсла

Киевская Русь славилась своими мастерами в прикладном, декоративном искусстве, которые в совершенстве владели различными техниками: сканью, эмалью, зернью, чернью о чем свидетельствуют ювелирные украшения. Не случайно велико было восхищение чужеземцев художественным творчеством наших умельцев. Л. Любимов в своей книге «Искусство Древней Руси» приводит описание звездчатых серебряных колтов из тверского клада XI–XII веков: «К кольцу с полукруглым щитком припаяны шесть серебряных конусов с шариками. На каждый конус напаяно 5000 крохотных колечек диаметром 0,06 см из проволоки в 0,02 см толщиной! Только микрофотосъемка позволила установить эти размеры. Но это не все. Колечки служат лишь постаментом для зерни, так что на каждое насажено еще зернышко серебра диаметром 0,04 см!»3. Ювелирные изделия украшались перегородчатой эмалью. Мастера использовали яркие краски, умело подбирали цвета. В рисунках прослеживались мифологические языческие сюжеты и образы, которые особенно часто использовались в прикладном искусстве.


1.5 Развитие каменного строительства Древней Руси

До крещения Руси архитектура была деревянной, до нашего времени она не сохранилась. Первым каменным храмом, построенным при Владимире, была церковь Пресвятой Богородицы. Здание было построено в 998 г. византийскими мастерами из плинфы (род кирпича неправильной формы).

Древнейшим из сохранившихся древнерусских храмов является Софийский собор в Киеве. Построен из плинфы. В 1036 г. у стен Киева Ярослав Мудрый разбил войско печенегов, а в 1037 г. он на месте этого разгрома заложил храм, посвященный Премудрости Божьей, которая покровительствовала ему в битве. Храм построен из плинфы. Собор имеет 13 глав (они символизируют Иисуса Христа и его 12 апостолов).

Храм София Новгородская построен в 40-е годы XI в. старшим сыном Ярослава Мудрого - Владимиром. Воздвигнут русскими мастерами из белого камня с вкраплением плинфы. Собор имеет 5 глав (Иисус Христос и 4 евангелиста).

Существовало две основных архитектурных школы. К Владимирской школе относятся: Церковь Покрова на Нерли. Инициатором ее строительства был Андрей Боголюбский. Церковь построена в конце 60-х годов XII в. в память об умершем сыне князя.

Успенский собор во Владимире, главный кафедральный собор всей Руси. Начато строительство было при Андрее Боголюбском, но храм сгорел и был заново перестроен при Всеволоде Большое Гнездо. Собор является усыпальницей Великих Владимирских князей начиная со Всеволода.

Дмитриевский собор - домовая церковь Великих князей, построенная в 80-х годах XII в. Всеволодом Большое Гнездо в честь святого покровителя воинов Дмитрия Солунского.

К Новгородской архитектурной школе относится Георгиевский собор Юрьева монастыря, который был построен в начале XII века. Главной особенностью новгородской архитектуры является большая строгость форм по сравнению с Владимирской.

Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.

Имевшие уже опыт в строительстве крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями.

Первые строения из камня были возведены византийскими мастерами. В 989 году было начато строительство Десятинной церкви Успения Богородицы. Она получила десятую часть княжеских доходов. Общая площадь её составляла 900 кв. метров и имела 25 глав.[1] Была разрушена в 1240 году во время Батыева нашествия. В дальнейшем византийский стиль всё больше смешивался с местными, самобытными традициями. К ХII в. в Киевской Руси сложился крестово-купольный стиль.

Раннее обособление Полоцкого княжества сказалось в построении там своего Софийского собора с необычной планировкой. Полнокровное развитие городов, соперничавших с Киевом, привело к расцвету зодчества и созданию местных архитектурных школ в Галиче, Смоленске, Новгороде, Чернигове, Владимире-на-Клязьме. При всем том русская архитектура XII-XIII вв. представляет собой известное единство. Нельзя сказать, чтобы русское зодчество этого времени находилось под каким-либо влиянием или воздействием, хотя Русь имела широчайшие связи с Востоком, Западом и Византией. Усвоив на рубеже Х и XI вв. византийскую форму, русские зодчие очень быстро видоизменили ее, внесли свои черты и создали свой, общерусский стиль, варьировавший по областям.

Появление в XII в. башнеобразных, стремящихся вверх, стройных зданий (Смоленск, Псков) особенно ярко свидетельствовало о выработке русского национального стиля, родившегося в результате воздействия деревянного строительства.4

Неустойчивые границы феодальных государств не были преградами для взаимного культурного общения. Ярким показателем такой общности «стиля эпохи», говорящим о том, что романское искусство – понятие не столько географическое, сколько хронологическое, является белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской Руси с его удивительными пропорциями и тонкой декоративной резьбой, воскрешающей в памяти замечательные изделия из слоновой кости.

Постройки Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо – вполне русские по своим традициям и строительным приемам, но по ряду деталей они близки к архитектуре романского стиля XII в. Белокаменные храмы Владимира с их щедрой резной орнаментикой исследователи с полным правом сопоставляют по общей стройности и богатству сюжетов со «Словом о полку Игореве», где народное, языческое, также заслоняет собой христианское.

Тщательное изучение пропорций древнерусских зданий позволило раскрыть своеобразные геометрические приемы русских зодчих XI-XII вв., помогавшие им создавать здания, изумительные по соразмерности частей.

Многообразная и богатая русская архитектура надолго сохранила силу художественного воздействия.


1.6 Живопись и художественные ремесла

Живопись Древней Руси представлена, в основном, мозаикой, фресками и иконописью. Особенно ярко проявилась мозаика в Софийском соборе, где в наиболее освещённой части храма помещалась Евхаристия, Богоматерь Оранта (молящаяся). Но уже с ХII века мозаика отходит на второй план, уступая место фреске и иконописи.

Фрески (рисунок по сырой штукатурке) заполняют всё внутреннее помещение церкви. Рисунки выполнены в основном на библейские темы. В Софийском соборе содержались фрески и на светские, бытовые сцены (константинопольский ипподром, скоморохи, охота, члены княжеской семьи и т. д.).

Особое развитие получила на Руси иконопись. Вначале были распространены византийские иконы (Владимирская Богоматерь). Однако, с развитием культуры происходит и эволюция в иконописи – появляются свои, русские иконы, не уступающие глубиной и выразительностью образа византийским творениям. А древнерусская иконопись более открыта миру, жизнерадостна, декоративна, чем византийская.

К середине XII в. стали очевидны и различия художественных школ Владимиро-Суздальской, Новгородской, южнорусских земель. Радостные, легкие, пышно украшенные владимирские храмы (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.) контрастируют с приземистыми, основательными, массивными церквями Новгорода (церкви Спаса на Нередице, Параскевы Пятницы на Торгу и др.). Новгородские иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение» отличаются от написанных владимиро-суздальскими мастерами икон «Дмитрий Солунский» или «Боголюбская Божья Матерь».5

Наивысшего расцвета иконография достигает в творчестве Андрея Рублева. Он работал на рубеже XIV-XV веков. Он вместе с Даниилом Черным участвовал в создании росписей и икон Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре, а также Спасского собора Андроникова монастыря в Москве. Высшим достижением творчества Андрея Рублева стала знаменитая «Троица», написанная на сюжет из библейского мифа о трех ангелах, воплощающих триединство Бога. Икона покоряет идеальной композицией, поразительной гармонией удивительного голубого цвета с розовым и зеленым. От нее исходит благостное умиротворение, необыкновенная чистота, загадочный свет.

Русская иконопись достигла непревзойденных высот благодаря творчеству Андрея Рублева, Феофана Грека, Даниила Черного, Дионисия и других художников. В этом виде искусства Русь занимает первое место. Основная тема русской иконы – Богоматерь, имеющая множество вариантов. Насчитывается примерно 800 наименований различных типов икон Богоматери, почитаемой как покровительница русского народа и государства.

Киевская Русь славилась хорошо развитым ремеслом. В те годы насчитывалось от 40 до 60 ремесленных специальностей. Уже в Х веке стал использоваться гончарный круг. Большие успехи были достигнуты в вы­плавке и обработке металлов. Железо выплавлялось из болотных руд в сыродутных «домницах». Было налажено массовое производство железных орудий: топоров, серпов, лопат и др. Своим мастерством славились русские оружейники: в Европе высоко ценились кольчуги и прямые русские мечи. Археологические находки показывают, что кованые мечи, изготовленные русскими оружейниками, имели хождение и за рубежом. Многочисленные ремесленники занимались обработкой кожи и дерева, изготовлением тканей, одежды и обуви.

Особое развитие получило ювелирное ремесло, граничащее с искусством. На Руси не было равных в применении таких самобытных приёмов, как чернь, перегородчатая эмаль, зернь (нанесение украшения из мелких шариков), филигрань (получение узора из серебряных проволок). Очень часто эти приемы применялись одновременно. Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры – золотых и серебряных дел мастера. Они делали браслеты, серьги, подвески, пряжки, диадемы, медальоны. Отделывали золотом, серебром, эмалью, драгоценными камнями утварь, посуду, оружие. С особенным старанием и любовью мастера-искусники украшали оклады икон, а также книги. Примером может служить искусно отделанный кожей, ювелирными украшениями оклад «Остромирова евангелия», созданного по заказу киевского посадника Остромира во времена Ярослава Мудрого. До сих пор вызывают восхищение сделанные киевским ремесленником серьги (XI-ХII вв.). На этих серьгах более 500 серебряных колечек диаметром всего лишь 0,06 см. Как делали это люди, не располагая увеличительными приборами, представить себе трудно.

На протяжении долгих веков на Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее – по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов.

Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси, особенно времени Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, в украшениях дворцов, соборов стала примечательной чертой древнерусского искусства вообще.

Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В искусстве резчиков с наибольшей полнотой проявлялись русские народные традиции, представления русичей о прекрасном и изящном.

Всемирную известность приобрело искусство хохломской росписи. Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, цветистые и праздничные, называют просто «хохлома». Хохлома – это название старинного торгового села бывшей Нижегородской губернии, куда привозили на продажу деревянную расписную посуду. На протяжении веков хохломские изделия были дешевой деревянной посудой, но они украшали суровый крестьянский быт, вносили в него праздничность, нарядность.




















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Культура Древней Руси достигла значительных высот. Особенности её развития заключаются в органическом соединении славяно-языческого и византийско-православного начал. Кроме того, во времена Древней Руси ещё не произошло обособление привилегированного класса от народа, поэтому культура развивалась в одном направлении. Период феодальной раздробленности XII- XIII вв. не только не уменьшил развитие культуры, но наоборот, способствовал её росту, т. к. возникающие политические центры помогали появлению местных школ.

Русская средневековая культура рождалась без античного наследства, в суровых условиях непрерывной борьбы со степью, наступавшей на земледельческие племена, при постоянной опасности порабощения Византией. Русское феодальное государство окрепло в этой оборонительной борьбе. Русская культура развивалась очень быстро, используя богатые потенциальные возможности славян-земледельцев. Развитие феодальных отношений и появление городов ускорило процесс роста культуры древнерусской народности.

XI-VII века – время высокого развития русской культуры, когда она достигает уровня культуры передовых стран Европы и оказывает влияние на десятки соседних с Русью народов. Гуманность, патриотичность, сдержанность, строгость, постоянное сознание общенародных задач – таковы черты русской культуры.

Широкие мирные связи с Востоком и Западом сделали Русь активной участницей той общей культуры Старого Света, которая складывалась в средние века, пренебрегая феодальными рубежами.

Глубина народной культуры позволила Руси пережить тяжелую пору татаро-монгольского ига и сохранить неисчерпаемые силы для преодоления последствий иноземного господства. Народ сберег свою культуру, носительницу передовых идей своего времени, и пронес ее сквозь века.

После принятия христианства на Руси, культура стала перенимать многие особенности своего развития у Византии.

Таким образом, все памятники культуры Древней Руси проникнуты религиозными взглядами и божественной темой. Начало и получило своё развитие образование всех слоёв населения, что помогало развивать и литературу, и живопись, и зодчество. Перенимание основных мотивов и направлений позволило сотрудничать с иноземными мастерами, устанавливая политический контакт между государствами.

Именно в период с IX века по XIII век культура Древней Руси имела высокий уровень развития. К сожалению, до нас не дошло большое количество памятников древнерусской культуры, так как они погибли из-за пожаров, нашествий, войн. До нашего времени главным образом сохранились церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа. Огромное влияние на культуру оказала Византия, страны Западной Европы, так же кочевые народы, варяги.

В литературе XVII века появляется новый жанр похожий на повесть, также мемуары и любовная лирика. Появляется силлабическое стихотворение. Возникают первые театры, в которых ставились пьесы по библейскому сюжету. В 1675 году впервые поставлен балет.

В XVII веке культурная жизнь России была сосредоточена в Москве. Архитекторы, художники, ювелиры работали в «Оружейной палате» в Кремле. Москва стала главным авторитетом художественного творчества. Культовая архитектура стала более праздничной, церковные каноны перестали соблюдаться.

Период XIV-XVII веков – это время складывания великого русского этноса. Русская церковь обретает свое место в культурной жизни России. Формируется «слободской» тип русского города. Все это серьезно повлияло на дальнейшее развитие культуры России.

История культуры Древней Руси – это основа в развитии культурного общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М.: Изобразительное искусство, 2013.

  2. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. - М., 2010.

  3. Колесов В.В. Источники древнерусской культуры и истоки русской ментальности. - М., 2001

  4. Кравченко А.И. Учебник. Культурология. «Проспект». Москва 2005 г.

  5. Кусков В.В. Литература и культура Древней Руси. Словарь-справочник. - М., 2014

  6. Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. - М., 1996

  7. Маерова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. М.: Русский язык, 2000.

  8. Рыбаков Б.А. Культура Руси./ Аверьянов Л.Я. Хрестоматия по истории. М., 2001.

  9. Скурат К.Е. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. - М., 2006

  10. http://www-cultura.narod.ru













ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение1.

Таблицы вспомогательного характера

Таблица-1.Наиболее известные памятники древнерусской литературы

Название

Автор

Краткое содержание

Время написания

«Слово о законе и благодати»

священник Илларион

политико-религиозное произведение, прославляющее деятельность Владимира Святославича, защищает идею равноправия Руси с Византией и Европой

12 в.

«Хождение Даниила»

игумен Даниил

рассказ о паломничестве в Палестину (Иерусалим)

12 в.

«Сказание о Борисе и Глебе»

неизвестный автор

рассказ о жизни 1-х русских святых, философские рассуждения о жизни вообще

13 в.

«Поучение детям»

Владимир Мономах

рассказ о своей жизни, советы по воспитанию детей, политические советы своим сыновьям, рассуждение о том, каким должен и каким не должен быть государь

12 в.

«Повесть временных лет»

монах Нестор

летопись, попытка установить происхождение славян и Киевской Руси, рассказ о 1-х князьях

12 в.

«Русская правда»

Ярослав Мудрый, его сыновья и внуки

сборник законов

11-12 вв.

«Слово Даниила Заточника»

«Моление Даниила Заточника»

некий Даниил, кто он - ?

рассуждения о сильной княжеской власти, рассуждения о роли умных и образованных людей, об их отношении к власти, критика богатых

конец 12 – начало 13 вв.

«Слово о полку Игореве»

Продолжение таблицы -1

неизвестный автор

рассказ о неудачном походе на половцев новгород-северского князя Игоря (1185 г.); рассуждения о вреде княжеских усобиц и призыв к единству русской земли.

12 в.



1 Кравченко А.И. Учебник. Культурология. «Проспект». Москва 2005 г.


2

3 Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. - М., 1996


4 Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М.: Изобразительное искусство, 2013.


5 Маерова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. М.: Русский язык, 2000.


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!