СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Теоретические аспекты парадоксально-игровой поэзии в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Теоретические аспекты парадоксально-игровой поэзии в начальной школе»»

О.А. Меркулова «Теоретические аспекты парадоксально-игровой поэзии в начальной школе»

Слайд1 «Теоретические аспекты парадоксально-игровой поэзии в начальной школе»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рады видеть вас сегодня на нашем семинаре. Мы все знаем, что литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить — всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир ребенка.

Во многом благодаря книгам дети мечтают, фантазируют и изобретают.
Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства, поэтому отрадно отметить, что

Слайд2 одним из важных направлений Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения к а к р а з является развитие творческих и познавательных способностей личности, формирование потребности в систематическом чтении, воспитание эстетического отношения к искусству слова.

- А какой раздел литературы лучше других передает впечатления, раздумья, переживания, настроения, мысли и чувства, возникшие в душе автора?

- Конечно, это поэзия. Интерес к поэзии — это показатель духовности, эмоциональной отзывчивости.

- Кто из нас не хотел, чтобы наши ученики, дети и внуки, были духовны, эмоционально богаты…

В период младшего школьного возраста, когда интенсивно развивается эмоциональная сфера личности, совершенствуется мышление и речь, возникает необходимость в ярком, лаконичном, образном слове. Такое слово можно найти в поэтическом произведении, именно поэтому формированию интереса к поэзии в начальной школе должно уделяться особое внимание.


В последнее время в учебники по литературному чтению наряду с классической (лирической) поэзией включаются стихи современных авторов. В основном это стихи, написанные специально для детей. Среди них — юмористические, парадоксально-игровые детские стихотворения.


К жанру парадоксально-игровой поэзии можно отнести творчество таких поэтов, как Д. Хармса, А. Введенского, Г. Сапгира, многие переводы из английской детской литературы С. Маршака, К. Чуковского, Б. Заходера. В этом жанре работали и работают Ю. Мориц, О.Григорьев, Э. Успенский, Г. Остер, А. Усачев, Н. Матвеева, М. Яснов и др.

Уже в 20-х годах прошлого столетия в детской литературе стал закладываться жанр парадоксально-игровой поэзии, вокруг которой до сих пор кипят страсти.


- Что же это парадоксально-игровая поэзия?

- Давайте вслушаемся в это словосочетание. Что нам ближе….

-Конечно, игра. Парадоксально - игровая поэзия способна формировать и поддерживать интерес маленьких учеников к чтению, поскольку в основе этой поэзии лежит игра.

-А теперь поговорим о парадоксальности…


Слайд3 Обратимся к словарю С.И. Ожегова

ПАРАДОКС, -а, м. (книжн.).

1. Странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу. Говорить парадоксами.

2. Явление, кажущееся невероятным и неожиданным. || прил. парадоксальный, -ая, -ое (к 1 знач.). П. вывод.

Работа с предметными листами

Уважаемые коллеги, попробуйте проверить себя: постарайтесь отличить классичесую детскую поэзию от парадоксально-игровой поэзии. Я предлагаю вам поставить «смайлик» рядом со стихотворением парадоксально-игровой поэзии.

-Я совершенно не сомневаюсь, что учителя начальных классов легко справятся с такой задачей.

(учителя работают с предметными листами)

- Спасибо коллеги, вы отлично справились с заданием.

Но беда учителей начальных классов как раз в другом…..Многие из нас, прекрасно справляясь на уроках с анализом сложной для восприятия младшими школьниками классической пейзажной лирики, часто испытывают затруднения при изучении простых веселых нелепиц и небылиц. Причина этого как раз кроется в непонимании учителем жанрово-тематической специфики таких произведений. Уроки чтения парадоксально-игровых стихов строятся часто излишне дидактично:

  • неправильно расставляются акценты при анализе стихотворений,

  • учитель ищет в них глубинный смысл, воспитательную направленность,

  • искусственно формулирует «нравственную идею»,

  • занимается морализированием.

При этом, увы, не видит в них юмора, парадокса, игры звуков и слов. Совсем не обращает внимания на форму этих произведений, хотя именно в таких детских юмористических стихах, вслед за фольклором, формальные признаки проявлены наиболее ярко.

Понятно, что стиль многих стихотворений парадоксально –игровой поэзии мало напоминает классику. Однако главное в ней, что она трогает душу человека, заставляет остановиться, удивиться и, может быть, восхититься необычному взгляду на обычные вещи.

Слайд4 Парадоксально-игровая поэзия общается со своим читателем на другом уровне: дидактическое начало здесь ослаблено, зато на первый план выступает игровое начало, развивающее в ребѐнке способность нестандартно мыслить и творчески воспринимать мир. В основе таких стихотворений – парадоксальная, немыслимая ситуация. Этот «мир вверх ногами», созданный при помощи словесной игры.

Но парадоксально-игровая поэзия играет не только словами и смыслами, игра существует на всех уровнях, в том числе и на фонетическом: поэты охотно используют звуковые повторы, повторы слов и слогов, уподобление одних слов другим. Синтаксис в парадоксальных стихах тоже экспериментальный.

Большинство игровых приѐмов восходит к устному народному творчеству, в частности, к поэтике небылиц и перевѐртышей. И, на первый взгляд, несведущие люди могут подумать, что эти словесные эксперименты способны запутать маленького читателя, но на самом деле он сам постоянно занят словотворчеством и легко принимает правила игры. Включаясь в такую игру, ребѐнок, с одной стороны, учится распознавать правильный порядок вещей, а с другой – учится мыслить ассоциативно, улавливать тонкие смысловые связи между словами и понятиями.

Этот «мир вверх тормашками» создается при помощи игры, игры смыслом, словом и звуком. Отсюда богатство рифм, ассонансов, аллитераций — нередко первые стихи этого жанра становятся для ребенка первым знакомством со звуковой и образной выразительностью родной речи. Нелепая ситуация создается с помощью таких приемов, как оксЮморон и метатеза.

Слайд5 Оксюморон - (от греч. oxymoron - остроумно-глупое) - вид тропа: словосочетание, составленное из слов, противоположных по смыслу, основанное на парадоксе (Горячий снег, Мертвые души, страшно красивая, безумно умён, мужественная женщина)

МЕТАТЕЗА непроизвольная перестановка двух соседних звуков или слогов в слове (в лингвистике).

.( Обычно встречается в просторечье - «тубарет» вместо «табурет», «полуклиника» вместо «поликлиника», «канцерялия» вместо «канцелярия». 

В первом случае сочетаются противоположные или несочетаемые слова или понятия, обычные предметы наделяются необычными свойствами или ведут себя неожиданным образом.

Я уже называла имя Даниила Хармса. Именно он стал основоположником этого направления в России. Основными приемами создания парадоксального мира для Хармса стали методы, накопленные в фольклоре и метатеза.

Поэтический оксюморон создается путем соединения нескольких предложений с противоположным значением:

А вы знаете, что НА? 
А вы знаете, что НЕ? 
А вы знаете что БЕ? 
Что на небе 
Вместо солнца 
Скоро будет колесо? 
 («Врун»)

Более проста метатеза, стилистическая фигура, нереальность мира в которой подчеркивается перемещением частей близлежащих слов или целых слов в одной фразе (объект меняется местами с субъектом):

Иван Топорышкин пошел на охоту, 
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор 
Иван провалился бревном на болото 
А пудель в реке перепрыгнул забор.

      («Иван Топорышкин»)

Слайд6

Парадоксально-игровая поэзия синкретична: стихи можно спеть, изобразить в танце, сыграть, нарисовать, сделать по ним мультфильм, поставить спектакль. Вспомним, например, мультфильм «Пластилиновая ворона» на стихи Э. Успенского, песню «Большой секрет для маленькой компании» на слова Ю. Мориц.


Слайды 7-8 Наиболее органичными последователями «детского» Хармса являются Юнна Мориц и Генрих Сапгир. Неслучайно в учебниках по литературному чтению в разных УМК большая часть парадоксально-игровой поэзии представлена именно этими авторами.
В поэзии Ю. Мориц и Г. Сапгира действуют законы игры, смешного сна, веселой путаницы, когда можно выдумывать все что угодно, фантазировать, сочинять небывалые слова, отправляться с героями в веселые путешествия.

Слайд9 При проектировании уроков изучения игровой поэзии мы опираемся на следующие методические положения, сформулированные с учетом жанрово- тематических особенностей этих стихов:

  • тщательная подготовка к выразительному чтению произведений учителем (передача общего шуточного, игрового настроения, выделение голосом повторов, аллитераций, выражение с помощью интонации необычности созданного поэтом мира – «мира вверх ногами», попытка передачи увиденной картины с позиции ребенка);

  • раскрытие жанровой специфики парадоксально-игровой поэзии (окружающий мир воспринимается глазами ребенка, часто повествование ведется от первого лица – младшего школьника; обычные предметы наделяются необычными свойствами или ведут себя неожиданным образом; в стихах сочетаются противоположные или несочетаемые слова или понятия; в предложении меняются местами слова или части слов, создавая эффект веселой нелепицы; используются звуковые повторы, повторы слов и слогов, уподобление одних слов другим).

Слайд10 Наиболее эффективными направлениями работы над произведениями игровой поэзии в начальной школе являются:

  • творческая деятельность детей (рисунки, составление диафильмов, словесные картины, проба пера в рамках данного жанра);

  • игры-упражнения и игровые задания;

  • проектная деятельность

  • использование различных видов искусства (музыки, театрализации, изобразительной деятельности). Использовать аудио и видеозаписи следует на заключительных этапах работы над стихотворением, так как зрительный и музыкальный образы более яркие и более легкие для восприятия детьми и могут заслонить собой словесный образ.

В своей работе по изучению детской игровой поэзии мы используем некоторые варианты развивающих игр с использованием игровых стихов.

Слайд 11Сегодня я хочу представить некоторые из них

  1. Инсценировка (превращение стихотворения в мини-спектакль), которая очень веселит детей, вызывая массу положительных эмоций.


Игра «На радио»

Мы - работники радио. У нас выходит передача « По страницам детских книжек» Я приглашаю вас принять участие в радиопередаче. Прочитайте текст выразительно. Запишите своё чтение на диктофон.


Слайд 12 Игра «Помощник поэта». Эта игра также направлена на развитие внимательности, быстроты и способствует формированию эмоциональной сферы детей. Эта игра – своего рода загадка, которые очень любят дети.

(развивает фонематический слух).

Учитель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,
Песню пел в траве … (сверчок).

Это для детского восприятия, а можно и для взрослой аудитории

Когда порою одиноко,

Вдруг в тишину ворвётся звон,

И голос друга из далёка

Тее подарит…..(телефон)

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

Слайд 13 Игра «Закончи стихотворение». Также является одним из любимых занятий учеников младших классов, поскольку требует от них и развивает у них словотворчество, так близкое детям этого возраста.

«Кот копеек накопил…..»

«Возле горки на пригорке ….»


Многие подумают, что я предложу подобрать рифму, необязательно, давайте попробуем закончить фразу.


Слайд14 Игра «Путаница». Мы читаем одно четверостишие стихотворения, рифмованные строчки в котором заведомо перепутываем. Затем просим учеников поменять местами слова так, чтобы сохранилась рифма, но смысл изменился. После полной переделки стихотворение дети читают полностью.

Вот знакомые вам строки поэтессы Н. Матвеевой «Путаница»

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаю повторять:

В печке выпечен

Бутон,

А в петлице вдет

Батон,

По траве ползет

Бидон,

Молоко течет в

Бетон,

А на стройке есть

Питон.

Это задание, где за игровой ситуацией скрыта серьёзная умственная деятельность.

А как вариант, другая «Весёлая путаница». Берёте любое стихотворение, которое часто ребенку читали, и он прекрасно его помнит, и... переделываете до неузнаваемости. Например, знаменитое стихотворение А.Барто «Спать пора. Уснул бычок, лёг в коробку на бочок.»

Сонный мишка лег в кровать,Только слон не хочет спать.Головой качает сон,Он слонихе шлет поклон. можно переделывать так:

  • уснул смычок, лёг в коробку, где бычок,

  • уснул крючок, лёг в коробку, где сморчок,

  • уснул качок, лёг в коробку, где жучок,

  • уснул лучок, лёг в коробку, где сачок и т.д.

Ребёнок всерьёз может поверить, что вы ошиблись, и начнёт исправлять, а вы искренне удивитесь и предлагайте ещё более смешной, нелепый вариант.

Для развития речи ребенка и расширения его словарного запаса необходимо вводить игру, которая будет способствовать утверждению в понимании ребенка приема контраста, на начальном этапе формирования умения подбирать антонимы. Но задачу мы усложняем сразу. Мало сказать «Близко- далеко», «Больше-меньше», ещё необходимо подобрать антонимичный образ.

СЛАЙД 15 ИГРА «Наоборот»

Буратино - веселый,……..( а Пьеро – грустный)

Ворона - тяжелая, ……….(а бабочка – легкая)

Ведьма – злая, а фея - добрая

Океан - глубокий, а лужа мелкая

Змея – гладкая, а лисичка – пушистая,

Волк в лесу голодный, а собачка в доме сытая

Летом жарко, а зимой холодно,

Колготки длинные, а носочки короткие

Ночью темно, а днем светло

Паутинка тонкая, а веревка толстая

Звездочка маленькая, а солнце большое

  1. Творческие разминки на уроках литературного чтения:

«Театр одного актёра»

Учитель вызывает ученика и предлагает ему войти в роль определенного предмета( сосулька, сметана, молоток, свирель и.т.д.

  1. Войди в роль сосульки

Учитель: Сосулька! Не правда ли: вчера была чудесная погода! Так ярко светило солнышко! (диалог)

  1. Молотка

Учитель: Ах, вы наверное очень злой. Вы всё время бьете эти несчастные маленькие гвозди!

  1. Сметаны

Учитель: А вы слышали? Хозяева завели кошку. Как хорошо, она будет мурлыкать, ловить мышей. Не правда ли?

«Антипредмет»

Анти-(греч. Anti – против), приставка, обозначающая противоположность, направленность против чего-либо

Для чего созданы, из чего сделаны…..

Антиуказка, антиклюшка, антикрышка, антиваза, антимонета и.т.д.

Эти и другие приемы действительно способствуют развитию познавательных и творческих способностей ребёнка. В результате планомерной и систематической работы развиваются все дети, а некоторые открывают в себе способности, о которых не подозревали ранее.

Вот некоторые работы наших обучающихся (зачитать)


Начальная школа на сегодняшний день должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим, художественным, эмоциональным развитием. Говоря проще, сформировать культурную личность ребенка. Использование детской игровой поэзии на уроках литературного чтения помогает открыть учащимся «глаза на мир», активизирует их творческую деятельность, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, самообретению, саморазвитию.

Проблемы изучения игровой поэзии заслуживают пристального внимания, а ее использование на уроках в начальной школе актуально и перспективно.

Всегда и во все времена дети большую часть своего времени проводили в игре, познавали мир через игру. Игра для ребенка не только экспериментальная площадка, где он проверяет свой опыт, накопленную информацию о жизни и людях, но и огромный мир, причем личный и свой собственный.


В школе дети фактически лишены игры, которая является источником удовлетворения их интересов. Тогда на помощь приходит детская игровая поэзия, которая помогает учащимся активизироваться в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и познавательных задач, стимулируют инициативу и творчество.


Воспитать в ребенке юмор – драгоценное качество. И дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности – важнейшая задача воспитания и обучения.


Игровая поэтика приближает стихотворения к детскому восприятию мира и создает неповторимую праздничную реальность.


Свежий взгляд, умение замечать необычное в обыденном, радоваться новым открытиям и представлять самые невозможные ситуации, всевозможные эксперименты и парадоксы – все это несут в себе стихи современных детских поэтов.


Основной составляющей специфики данного жанра является ее доступность, заинтересованность, доброжелательность, понимание. Уместная игра со словом, звуком, рифмой – и внимание детей обеспечено.


Творческая деятельность учащихся является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. При этом используются различные формы интерпретации художественного произведения. Сочиняя свое стихотворение по аналогии с прочитанным, ученик включается в высшую стадию интерпретации литературного текста, через самостоятельную продуктивную творческую деятельность он актуализирует свою индивидуальность.



Это именно то, о чём мы хотим сегодня вам сказать. Не надо во всём искать глубинный смысл. Просто наслаждайтесь игрой, парадоксом и звучанием.

И в завершении своего выступления я хотела бы предложить вам самое последнее простое задание.

Послушайте стихотворение

Мы на закате
С поля возвращались,
Ядреным потом стылый воздух пах.
У каждого обветрено качалась
За плечом рубашка на граблях.

Назовите профессию человека, написавшего эти строки? Ответ: поэт.


Слайд16 Спасибо за внимание.






















ПРИЛОЖЕНИЕ1

Тигр на улице Д.Хармс

Я долго думал, откуда
на улице взялся тигр.
Думал-думал,
Думал-думал,
Думал-думал,
Думал-думал.
В это время ветер дунул,
И я забыл, о чем я думал.
Так я и не знаю, откуда
на улице взялся тигр.


Ли-мон Г. Сапгир

Что за "ли"?

Что за "мон"

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут:

"Ли-мон..." -

Сразу станет кисло.


КАК КРИЧИТ КРОКОДИЛ? А. Усачёв

Как кричит крокодил? 

— Мяу-мяу-мяу! — 

Если кошку проглотил, 

Мяу-мяу-мяу! 

Как кричит крокодил? 

— Гав-гав-гав-гав-гав! — 

Он собаку проглотил, 

Гав-гав-гав-гав-гав! 

Как кричит крокодил? 
+

— Кар-кар-кар-кар-кар! — 

Он ворону проглотил, 

Кар-кар-кар-кар-кар! 


Пожелания друзьям С. Маршак

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути —

Главнейшее условье.

Пусть каждый день

и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Дается нам недешево!



Верба  Е. Благинина

Сиянье, плеск и щебет во дворе…
А верба вся в пушистом серебре:
Вот-вот сорвутся да и улетят
Комочки этих сереньких утят.

Притронешься, погладишь — как нежны
Доверчивые первенцы весны!

Утром Г.Новицкая

Наш забор на петухе
Кукарекал громко.
А колодец на цепи
К вёдрам шёл в потёмках.
Замычала наша дверь,
Заскрипел телёнок.
И на кошку из угла
Зарычал мышонок.






Тигр на улице

Я долго думал, откуда
на улице взялся тигр.
Думал-думал,
Думал-думал,
Думал-думал,
Думал-думал.
В это время ветер дунул,
И я забыл, о чем я думал.
Так я и не знаю, откуда
на улице взялся тигр.


Ли-мон

Что за "ли"?

Что за "мон"

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут:

"Ли-мон..." -

Сразу станет кисло.


Как кричит крокодил?


Как кричит крокодил? 

— Мяу-мяу-мяу! — 

Если кошку проглотил, 

Мяу-мяу-мяу! 

Как кричит крокодил? 

— Гав-гав-гав-гав-гав! — 

Он собаку проглотил, 

Гав-гав-гав-гав-гав! 

Как кричит крокодил? 
+

— Кар-кар-кар-кар-кар! — 

Он ворону проглотил, 

Кар-кар-кар-кар-кар! 


Пожелания друзьям


Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути —

Главнейшее условье.

Пусть каждый день

и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Дается нам недешево!


Верба 
Сиянье, плеск и щебет во дворе…
А верба вся в пушистом серебре:
Вот-вот сорвутся да и улетят
Комочки этих сереньких утят.

Притронешься, погладишь — как нежны
Доверчивые первенцы весны!

Утром

Наш забор на петухе
Кукарекал громко.
А колодец на цепи
К вёдрам шёл в потёмках.
Замычала наша дверь,
Заскрипел телёнок.
И на кошку из угла
Зарычал мышонок.







«Дождик накрапывает» В. Степанов

Мелкий дождик моросит

Кап - кап - кап - кап! (удары пальчиками об стол)

В листьях сада шелестит

Кап - кап - кап - кап! (шуршим ладошками)

Мокнет мячик у ворот,

Кап - кап - кап - кап! (шлепаем по коленям ладошками)

Мокнет поле, огород

Кап-кап-кап-кап! (щелкаем пальчиками)



Если мама в магазине

Мама вышла в магазин,

Но я в доме не один.

Холодильник открываю,

Бр-р-р на волю выпускаю.

В кране капает вода:

-Буль-буль-буль! Закрой меня.

Дзинь забрался в телефон

И трезвонит на весь дом.

А у папочки в часах

Где-то спрятался тик-так.

Двери хлопают бум-бум,

Создают в квартире шум.

Ножки делают топ-топ,

Если в тапочках – цок-цок.

На пол что-то упадёт,

Бух немедленно придёт.

Вдруг я слышу чик-чик-чик

– Это ключик наш ворчит.

Наступила тишина

– Мама с сумками пришла. Лика Разумова









“В доме моем тишина. Т.Боровик

В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только где-то шуршунчики шуршат (2 раза)

В доме моем тишина.

В доме моем я одна,

Только слышно- стукунчики стучат (2 раза)

3. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только слышно - звучунчуки звучат (2раза)

4. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только слышно – бурчунчуки бурчат (2 раза)

5. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только слышно – скрипунчики скрипят (2 раза)

5. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только слышно – сопунчики сопят. (2 раза)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!