СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические и практические основы обучения народному и декоративно-прикладному искусству в объединении «Волшебный лобзик»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует становлению гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство благотворно влияет на формирование будущего.

Просмотр содержимого документа
«Теоретические и практические основы обучения народному и декоративно-прикладному искусству в объединении «Волшебный лобзик»»

Теоретические и практические основы обучения народному и декоративно-прикладному искусству в объединении «Волшебный лобзик»

Декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса. В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.

Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению- искусство народное: народ создает вещи, находит им нужную форму и выражение, сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает в наследство потомкам. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни.

Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует становлению гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство благотворно влияет на формирование будущего. Произведения декоративно-прикладного искусства формируют художественный вкус, создают эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. На занятиях в объединении «Волшебный лобзик» над изготовлением различных работ из древесины, обучающиеся убеждаются в том, что многие из выполняемых ими заданий носят общественно полезный характер, что, несомненно, повышает их интерес к этому виду деятельности.

Декоративно-прикладное искусство и современность

Декоративно-прикладное искусство-вид художественной деятельности по созданию предметов быта, соединяющих в себе эстетические и практические качества. Этот вид искусства отражает все многообразие человеческих потребностей. Декоративно-прикладное искусство - особая область художественной деятельности людей, в продуктах которой предназначенность для практической цели органически сливается с эстетически целесообразным формальным решением.

Декоративно-прикладное искусство играет значительную роль в эстетическом и трудовом воспитании ребенка. Декоративно-прикладное искусство особенно доступно для ребят, т.к. его красота и естественность пробуждает у них любовь к природе, интерес к истории и культуры Родины. Эстетическое и трудовое воспитание, основанное на традиционных видах народного искусства, является эффективным средством приобщения ребят к национальной культуре.

Среди многообразия декоративно-прикладного искусства особой популярностью у ребят младшего и среднего школьного возраста пользуются те, где изучаются лучшие художественные традиции старинного ремесла, которые нашли свое продолжение в современной жизни.

Главная задача декоративно-прикладного искусства воспитать и сформировать у детей художественный вкус, привить определенные трудовые навыки в изготовлении различных поделок, развить творческую активность, фантазию, изобретательность. Увлеченность в овладении техническими приемами выпиливания и выжигания, перерастает у обучающихся - в желание творить самостоятельно.

Изучение декоративно-прикладного искусства, представляет большие возможности для профессиональной ориентации обучающихся - знакомит их с рабочими профессиями художественного производства и традиционными народными промыслами, творческой лабораторией художественной обработке древесины.

Трудовая деятельность ребят на занятиях творчеством органически связывается с художественной. Практическое выполнение задания - это творческий процесс, который носит эмоциональный характер и может быть использован как для приобретения навыков технического мастерства, так и для общего эстетического развития ребят, воспитание у них здорового нравственного начала, уважения к труду, приобщения к истокам народного творчества.

Следует помнить, что занятия тем или иным видом декоративно-прикладного творчества дают хорошие результаты только в том случае, если они проводятся систематически, по разработанной программе, учитывающей возрастные особенности ребят, их знания и навыки, полученные на занятиях технологии и конструирования и основам наук.

Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, педагог должен направлять их творческую активность, развивать у ребят способности подбирать различные техники для художественного оформления изделия, подходящий материал и способы его обработки.

На занятиях в объединении «Волшебный лобзик» декоративно-прикладным искусством особое внимание уделяется приобщению обучающихся к общественно полезному, производительному труду через изготовление различных сувениров, деревянных игрушек, полезных вещиц для декора интерьера.

Декоративно-прикладное творчество способствует художественному развитию детей, учит видеть красоту в реальной действительности, развивает фантазию и воображение, изобразительность и технические навыки, чувство композиционного равновесия и цветовой гармонии. Кроме того, декоративная работа развивает композиционное мышление, способствует овладению материала, активному использованию цвета, фактурных средств.

Декоративно-прикладная деятельность отличается большим разнообразием художественных видов работ и техники: контурное выпиливание, прорезная резьба, выжигание, роспись гуашью, Интарсия (деревянная мозаика), Декупаж (украшение салфеткой) и многое другое.

На занятиях объединении дети, изучают орнаментальное творчество русского и других народов. Составляя композицию узора, орнамента для декоративного оформления изделия, каждый ребенок стремится как можно красивее расположить (скомпоновать) изображение на плоскости изделия. Все это способствует развитию художественного вкуса и эстетических чувств. Воздействуя на ребенка, на его чувства и мысли, декоративное искусство вызывает определенное мироощущение, воспитывает личность. Так, рассматривая узоры, которыми различные народы украшают свой быт, дети знакомятся с некоторыми чертами культуры этих народов, у них появляется чувство уважения к тем, кто создал эти красивые узоры. Этот росток проявления дружественного отношения к культуре других народов в дальнейшем, при активном воздействии педагога, превратится в одну из основных черт морального облика человека.

Занятия декоративно-прикладной деятельностью требует большого иллюстрированного и наглядного материала для демонстрации.

Большое значение придается коллективным формам работы, требующим объединения творческих усилий всех её участников. В процессе коллективного творчества каждый обучающийся работает самостоятельно, и в то же время в коллективе детей он ощущает свои индивидуальные возможности товарищей в осуществлении общественно значимых целей. В коллективной работе у ребят формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий.

Декоративно-прикладное искусство, хранящее традиции рукомесла, даёт возможность раскрыть способности в творческой деятельности по созданию рукотворных произведений, согретых любовью к домашнему очагу и уюту. Осваивая традиции, постигая законы народного и профессионального декоративного искусства, ребёнок приобщается к сокровищнице культурных ценностей своей страны. Он постигает национальные особенности искусства других народов, учится уважать их культуру и обычаи. Всё это способствует идейно-нравственному воспитанию ребёнка, воспитанию в нём высоких духовных идеалов, миропониманию.



Список литературы.

Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М. 1983.

Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества М.2004.

Константинова С.С. История декоративно-прикладного искусства. Феникс.2004.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!