Модель психокоррекции | Цель | Психотехники | Представители |
Психоанализ | Доведение до сознания клиента конфликтной ситуации, связанной с неприемлемостью для него бессознательных влечений. | Метод свободных ассоциаций; анализ сновидений; интерпретации; несогласие; анализ переноса | З.Фрейд, |
Аналитическая психокоррекция | Снижение чувства неполноценности; развитие социального интереса; коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни. | Установление правильных отношений; опросник «семейного созвездия»; «Раннее воспоминание»; анализ сновидения; приоритеты; антисуггестия; действие «Если бы...»; «Нажатие кнопки»; «Избегание плакунчика». | А. Адлер |
Клиент-центрированный подход | В выработке у клиента большего самоуважения и способности предпринимать действия, необходимые для приведения его "Я"-реального в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями | «Поле опыта»; «Самость; «Я»- реальное; «Я»-идеальное; «тенденция к самоактуализации». | К. Роджерс |
Поведенческое направление психокоррекции | Выработка у человека нового адаптивного поведения или преодоление дезадаптивного поведения. | «Негативного воздействия»; «скилл-терапии»; «шейпинг»; «сцепление»; «фединг»; «положительное подкрепление»; «контроль стимула»; «угашение»; «оценка ответов»; «насыщение»; «наказание». | Д. Вольпе, А.Лазарус, Д.Уотсона Э. Торндайка |
Трансактный анализ | Помощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария, "эго-состояний" и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни. | Техника семейного моделирования; трансактный анализ. | Э. Берна |
Когнитивная психокоррекция | Исправления ошибочной переработки информации; помощь клиентам в изменении убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и неадаптивные эмоции. | «Фиксированной роли»; «Подъем по лестнице»; «Складывание пирамиды»; «ABC-модель». | Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Д. Келли, А.Риле. |
Экзистенциальное направление психокоррекции | Помочь клиенту обрести смысл жизни, осознать личностную свободу, ответственность и открыть свои потенции как личности в полноценном общении. | Акцент на отношениях; конфронтацию; методы активизирующие воображение и понимание; метод дерефлексии; метод парадоксальной интенции; «Сократовский диалог». | С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Э. Гуссерл, Д. Буженталь |
Логотерапия | Помощь человеку в обретении смысла жизни. | Метод дерефлексии; метод парадоксальной интенции; персональное осмысление жизни; «Сократовский диалог». | В. Франкл |
Рационально-эмотивная терапия (рэт) | Оказание помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений | Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов; Когнитивное домашнее задание; рационально-эмотивное воображение; ролевая игра; «Атака на страх». | А. Эллиса |
Гештальттерапия | Помощь человеку в снятие блокировок, пробуждение потенциально существующих в человеке естественных ресурсов, способствующих его личностному росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиента. | Экспериментальный (диссоциированный) диалог; «Большой пес» и «Щенок»; совершение кругов, или идти по кругу; техника «наоборот»; незаконченное дело; проективные игры на воображение; «У меня есть тайна»; «Преувеличение»; «Репетиция»; проверка готового мнения. | Ф. Перлза |
Выполнила: И.Ю. Мещерякова