СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Теоретические основы дошкольного образования» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Теоретические основы дошкольного образования» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

--------------------------------------------

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОМЫШЛЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ

В. М. ПЕСКОВА»

ВОРОНЕЖ

2022

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------







Кафедра психолого-педагогических и социально-правовых дисциплин







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по курсу «Теоретические основы дошкольного образования»



для студентов, обучающихся по специальности

44.02.01 «Дошкольное образование»

очной формы обучения



















ББК 74.100

М54





Печатается по решению методического совета

Воронежского государственного

промышленно-гуманитарного колледжа В. М. Пескова





Составитель Е. В. БАРКАЛОВА





М54

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по курсу «Теоретические основы дошкольного образования» : для студентов, обучающихся по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» очной формы обучения / департамент образования, науки и молодеж. политики Воронеж. обл., Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж ; [cост. Е. В. Баркалова]. – Воронеж : ВГПГК, 2022. – 17 c.

Приведены методические рекомендации по учебной дисциплине ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования, предназначенной для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

ББК 74.100




_________________________


Подписано в печать 11.06.2022. Формат 60 × 84 1/16. Бумага для офисной техники.

Гарнитура Таймс. Цифровая печать. Усл. печ. л. 1,04. Уч.-изд. 0,46. Тираж 25 экз.

Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж В. М. Пескова (ВГПГК)

394036, г. Воронеж, пр. Революции, 20




©

©

Баркалова Е.В., 2022

Воронежский государственный

промышленно-гуманитарный

колледж В. М. Пескова, 2022





СОДЕРЖАНИЕ


Введение 4

Пояснительная записка 6

Структура и содержание учебной дисциплины 7

Методические рекомендации по выполнению реферата 11

Методические рекомендации по составлению конспекта 13

Методические рекомендации по подготовке сообщения 14

Список литературы 15


















Введение


Учебная дисциплина ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Целью дисциплины является формирование базовых знаний для освоения специальных дисциплин. При очной форме обучения основными формами организации учебного процесса являются: самостоятельная работа, практические занятия; по завершению курса – экзамен.

Структура дисциплины ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования представлена следующими разделами:

Раздел 1. Современная российская система образования

Раздел 2. Педагогический процесс в дошкольном учреждении

Раздел 3. Обучение детей раннего и дошкольного возраста

При изучении дисциплины ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования студенты должны уметь:

  • определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания дошкольников;

  • анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

  • находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

  • ориентироваться в современных проблемах дошкольного образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • отечественный и зарубежный опыт дошкольного образования;

  • особенности содержания и организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях;

  • вариативные программы воспитания, обучения и развития детей;

  • формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников, их педагогические возможности и условия применения;

  • психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания дошкольников.







Пояснительная записка


Данные методические рекомендации предназначены для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов необходимых для профессиональной деятельности знаний и навыков.

При изучении дисциплины ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования студенты должны уметь:

  • определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания дошкольников;

  • анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

  • находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

  • ориентироваться в современных проблемах дошкольного образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • отечественный и зарубежный опыт дошкольного образования;

  • особенности содержания и организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях;

  • вариативные программы воспитания, обучения и развития детей;

  • формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников, их педагогические возможности и условия применения;

  • психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания дошкольников

Структура и содержание учебной дисциплины


Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины по специальности 44.02.01 Дошкольное образование:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 153 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 93 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 60 часов.


Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

153

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

153

в том числе:


практические занятия

-

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

60

в том числе:


Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

Не предусмотрено

Итоговая аттестация в форме экзамена





Внеаудиторная самостоятельная работа


Вид внеаудиторной самостоятельной работы

Кол-во часов

Раздел 1. Современная российская система образования

Тема 1.1. Характеристика системы образования в РФ

9

1

Конспектирование основных принципов государственной политики в области образования. Составление плана текста о влиянии глобальных проблем общества на образование.

2

2

Составление схемы: «Типы образовательных учреждений». Заполнение таблицы: «Модели дошкольного образования».

2

3

Подготовка реферата на тему: «Современное дошкольное образование за рубежом» (страна по выбору). Подготовка сообщения на тему «История дошкольного образования в России».

2

4

Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих содержание и организацию дошкольного образования:

- Закон «Об образовании» РФ.

- Концепция дошкольного воспитания;

- Типовое положение о ДОУ.

Конспектирование основных положений концепции о воспитании

2

5

Выписки из текста: «Требования к результатам освоения основных образовательных программ»

1

Раздел 2. Педагогический процесс в дошкольном учреждении

Тема 2.1. Педагогический процесс и его особенности.

8


Изучение и анализ педагогического процесса в ДОУ

2

6

Поиск и анализ информации, необходимой для профессионального самообразования и саморазвития по проблеме организации педагогического процесса в ДОУ с последующей презентацией

2

7

Составление глоссария по дисциплине

2

8

Составление схемы педагогического процесса для решения конкретной выбранной задачи воспитания.

2

Тема 2.2. Программное обеспечение дошкольных образовательных учреждений

8

9

Подготовка доклада: «Позитивные и негативные стороны единой образовательной программы»

2

10

Ознакомление с материалом по истории, особенностям, структуре и содержанию программы по выбору

2

11

Составление классификации видов программ и учебной продукции.

2

12

Конспектирование текста по теме: «Определение общих требований к разработке программ».

2

Раздел 3. Обучение детей раннего и дошкольного возраста

Тема 3.1. Дидактика и методы обучения.

7

13

Выполнение презентации к уроку по изучению дидактических принципов. Составление опорного конспекта: «Методы активизации». Заполнение таблицы: «Интерактивные методы и технологии».

2

14

Подготовка доклада: «Об использовании наглядности в обучении дошкольников».

2

15

Составление глоссария по дисциплине

1

16

Анализ современного опыта в профессиональной сфере по применению методов и приемов обучения (наглядные, словесные, практические, игровые) в процессе непосредственно образовательной деятельности

2

Тема 3.2. Формы обучения

7

17

Подготовка реферата на тему: «Особенности дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания дошкольников»

2

18

Составление плана и тезисов ответа по теме: «Структура занятия в ДОУ»

2

19

Оформление методической копилки по темам

2

20

Составление глоссария по дисциплине

1


Критериями оценки результатов ВСР студентов являются:

  • Уровень усвоения студентом учебного материала;

  • Умение студента использовать полученные знания при выполнении практических задач;

  • Умение студента активно использовать электронные образовательные ресурсы;

  • Умение студента находить требующуюся информацию, изучить ее и применить на практике;

  • Умение студента ориентироваться в потоке информации и находить главное;

  • Обоснованность и четкость изложенного ответа;

  • Оформление материала в соответствии с требованиями;

  • Умение дать оценку той или иной информации.

Рефераты, сообщения, письменные работы студента должны быть оформлены в соответствии с едиными требованиями к выполнению текстовых документов.

Контроль выполнения ВСР осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине. Контроль проходит в письменной, устной или форме, с представлением продукта творческой деятельности студента. Контроль выполнения ВСР может осуществляться во время семинарских занятий, зачетных уроков – в виде тестирования, самоотчетов, защиты творческих работ, а также индивидуальной проверки письменных работ.


Методические рекомендации по выполнению реферата


Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.

Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. В работе над рефератом вам помогут следующие этапы:

  • Формулирование темы.

Тема должна быть не только актуальной, но и интересной по содержанию.

  • Подбор и изучение основных источников.

При разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников.

  • Составление библиографии.

  • Обработка и систематизация информации.

  • Составление плана реферата.

  • Написание реферата.

  • Публичное выступление с результатами исследования.


Примерная структура реферата

Объем реферата может колебаться в пределах 5-10 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем. Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.

Закончив реферат, необходимо пронумеровать его страницы. Первой страницей считается титульный лист, второй – оглавление. Над ними обычно страницы не ставят. Третья страница – введение. Список литературы и приложения также включают в нумерацию.

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

  • на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала;

  • размер шрифта-12; Times New Roman; цвет – черный;

  • междустрочный интервал – одинарный;

  • поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого – 1 см, верхнего – 2 см, нижнего – 2 см;

  • отформатировано по ширине листа;

  • на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы;

  • в конце работы необходимо указать источники использованной литературы.

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы необходимо использовать законодательные акты, яркие примеры и факты, сравнить их с известными, мысленно дать им оценку. Наиболее распространенной формой прочитанного является план (простой и сложный), тезисы, выписки, конспекты.

План дает общее представление о прочитанном, раскрывает структуру темы, раздела или книги, выделяет определенный круг вопросов в их последовательности и взаимосвязи, помогает мобилизовать внимание и восстанавливать в памяти прочитанное. Для составления плана необходимо внимательно прочитать учебный материал, продумать его содержание, выделить основные вопросы и озаглавить каждый выделенный вопрос.

В случае если письменная внеаудиторная самостоятельная работа не будет зачтена, студент обязан дополнить ее согласно замечаниям преподавателя и представить вновь.





Методические рекомендации по составлению конспекта


Конспект, план-конспект – это работа с другим источником. Цель – зафиксировать, переработать тот или иной научный текст.

Конспект представляет собой дословные выписки из текста источника. При этом конспект – это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается текст-источник, в нём выделяются основные положения, подбираются примеры, идёт перекомпоновка материала, а уже затем оформляется текст конспекта. Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике.

План-конспект представляет собой более детальную проработку источника: составляется подробный, сложный план, в котором освещаются не только основные вопросы источника, но и частные. К каждому пункту или подпункту плана подбираются и выписываются цитаты. Одним, из наиболее распространенных является, так называемый текстуальный конспект, который представляет собой последовательную запись текста книги или лекции. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации.

Общую последовательность действий при составлении текстуального конспекта можно определить таким образом:

  1. Уяснить цели и задачи конспектирования.

  2. Ознакомится с текстом в целом: прочитать предисловие, введение, оглавление и выделить информационно значимые разделы текста.

  3. Внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места.

  4. Составить конспект.




Методические рекомендации по подготовке сообщения


Сообщение – это самый простой вид работы. По существу – это изложение какого-то одного вопроса из поставленных на практических занятиях. В отличие от обычного ответа оно должно отличаться актуальностью и новизной. Для него достаточно воспользоваться журнальной или газетной статьей, выбрав из нее несколько интересных фактов, иногда спорных рассуждений и вразумительно рассказать их аудитории. Сообщение не требует специального оформления, но позволяет более глубоко изложить один из вопросов, поставленных практическом или семинарском занятии. Готовясь к сообщению, проанализируйте весь материал, определите и аргументируйте свою точку зрения. На выступление отводится 3-4 минуты.



Список литературы


Основные источники

Для преподавателей

  1. Микляева Ю.В., Виноградова Н.А. «Теоретические основы дошкольного образования». М., Юрайт, 2019.

  2. Грачева Н.И., Корнеичева Е.Е. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Подготовительная группа – Центр пед. образования, 2019.

  3. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика». М., 2020.

  4. Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2019.

  5. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2018. 304 с.

  6. «Развитие» Программа, основные положения Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Агеева Е.Л. – М., Новая школа 2019.

  7. Программа «Детство» под редакцией З.А.Михайловой. М.: Издательство «Акцидент», 2020. 220 с.

  8. Веракса Н.Е, Веракса А.Н.Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2018.

  9. Сборник нормативных документов по дошкольному образованию: Федеральный компонент Государственного стандарта.

  10. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. – М., Издательский центр «Академия», 2017 – 287 с.

  11. Воронкова Ю.Б. Информационные технологии в образовании. – М., «Феникс», 2020 – 314 с.

  12. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., «Академия», 2019 – 174 с.

Для студентов

1. С.А.Козлова, Т.А.Куликова «Дошкольная педагогика» - М., 2018.

2. Основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М., Мозаика – Синтез,

2018 – 304 с.

  1. Программа «Детство» под редакцией З.А.Михайловой – Издательство «Акцидент» 2020 – 220 с.

  2. Закон «Об образовании» РФ 2013.

  3. Конвенция ООН о правах ребенка.

  4. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Уч. пособие для студентов выс.учеб.заведений. - «Академия», 2018 – 208 с.

  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении. – М., «Аркти», 2019 – 112 с.


Дополнительные источники

Для преподавателей

  1. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. – М., Мозаика – Синтез, 2020.

  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве – М., Мозаика – Синтез, 2020.

  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка – дошкольника. – М., Мозаика – Синтез, 2018.

  4. Комарова Т.С., Зацепина М.В. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. - М., Мозаика – Синтез, 2019.

  5. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников (под ред. О.В.Дыбиной). - М., Мозаика – Синтез, 2019.




Для студентов

  1. Диагностика готовности ребенка к школе (под ред. Н.Е.Веракса). - М., Мозаика – Синтез, 2020.

  2. Воробьева Н.А. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности. Учебное пособие – М., Педагогическое общество России, 209. – 192 с.

  3. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс] URL:http:www.edu.гu, www.ed.gov.ru

  4. Программа воспитания и обучения в детском саду childpsy.ru›Библиотека›books/id/9186.php

  5. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа childpsy.ru›Библиотека›books/id/8271.php


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!