СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические основы методики комплексного музыкально-певческого воспитания. Взаимосвязь вокального воспитания и развития музыкальных способностей и навыков

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика комплексного музыкально-певческого воспитания была создана в 60х годах 20в. Приступая к изучению и освоению методики, необходимо помнить, что хоровая специализация предполагает подготовку руководителя хора прежде всего как хормейстера-педагога, способного воспитывать у участников хора вокальные навыки, музыкальность, эстетическое чувство и эстетическое отношение к действительности. Поэтому учащийся должен начать с музыкально-певческого и эстетического самовоспитания.  

Просмотр содержимого документа
«Теоретические основы методики комплексного музыкально-певческого воспитания. Взаимосвязь вокального воспитания и развития музыкальных способностей и навыков»

Теоретические основы методики комплексного музыкально-певческого воспитания. Взаимосвязь вокального воспитания и развития музыкальных способностей и навыков

План
1.Искусство как эмоциональная информация.
2.Связь проявления эмоций и двигательной деятельности.
3.Двигательная кора мозга - объединяющая, обобщающая и подкрепляющая работу органов чувств.
4.Мышечная_чувствительность.
5.Представительство голосового аппарата и кистей рук в двигательной коре и взаимосвязь в работе, а так же значение голосового аппарата и кистей рук в деятельности человека.
6.Физиологическая основа памяти и механизм усвоения
и закрепления вокальных навыков.
7.Строение и функция голосового аппарата человека в связи со смешанным голосообразованием. Физиологические основы ладового и метроритмического чувства.
8.Практические (методические) выводы из теории вопроса.
9.Требований, которые предъявляет к понятию „методика" современная наука.


Введение
Методика комплексного музыкально-певческого воспитания была создана в 60х годах 20в. Приступая к изучению и освоению методики, необходимо помнить, что хоровая специализация предполагает подготовку руководителя хора прежде всего как хормейстера-педагога, способного воспитывать у участников хора вокальные навыки, музыкальность, эстетическое
чувство и эстетическое отношение к действительности. Поэтому учащийся должен
начать
с музыкально-певческого и эстетического самовоспитания.

Основной_материал

1.Искусство как эмоциональная информация.
Эмоциональная информация - это эмоциональное состояние человека. Восприятие эмоциональной информации зависит от степени выраженности эмоций. Таких как: радость, печаль, гнев, страх, удивление. Музыка – один из наиболее эмоциональных видов искусства. Невозможно достичь успехов в этом искусстве человеку, эмоциональный мир которого неразвит. Сила музыки заключается в том, что она способна передавать смену различных настроений и  переживаний. Например, детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда тот испытывает эмоцию грусти; достаточно только дать услышать грустную мелодию, и они начинают понимать состояние печали с первых тактов произведения.

2.Связь проявления эмоций и двигательной деятельности.
Эмоции тесно связаны с двигательной деятельностью. Например при эмоции радости двигательные центры оживают, появляются движения, такие как: (жестикуляция, подпрыгивания, хлопанье в ладони). При печали наоборот происходят обратные сдвиги: торможение моторики. Движения печального человека медленны, руки и голова опущены, а речь растянутая. Гнев сопровождается напряжением мышц шеи, лица и рук (сжимание пальцев в кулак).
У разных людей проявление эмоций различно. Чем сильнее выражает человек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше у него выражена экспрессивность.
Т.е яркое проявление чувств, настроений, мыслей.



3.
Двигательная кора мозга - объединяющая, обобщающая и
подкрепляющая работу органов чувств.
Голосовой апарат представлен в коре головного мозга (в двигательной коре). Исходя из этого можно сказать, что – это аппарат, который снабжен множеством чувствительных и двигательных нервов, а так же позволяющий выполнять быстрые и разнообразные движения.

4.Мышечная_чувствительность.
К примеру, если воспроизвести один отдельный звук, то даже в этом случае голосовые мышцы должны производить примерно от 100 до 1000 движений в секунду. Но помимо этого главное, что бы текст был произнесен выразительно и ясно. Для выполнения всех задач мышцы
должны обладать высокой чувствительностью и пластичностью.

5. Представительство голосового аппарата и кистей рук в двигательной коре и взаимосвязь в работе, а так же значение голосового аппарата и кистей рук в деятельности человека.
Движения голосового аппарата в месте с движениями рук представляют как бы:моторный стержень эмоций" и в пении; и в речи. Судя из этого Шаляпин сказал: "Жест - не движение руки, а движение души». Голосовой аппарат и руки – при взаимодействии помогают друг другу, облегчают выполнение вокальной работы. В этом случае и сам поющий человек становится во много раз способнее. Это очень важно понять каждому. Для того, чтобы не пренебрегать движениями на занятиях, никогда не спешить и думать больше о качестве действий, Атак же надо помнить, что именно постепенность и целеустремленность приводит к значительным успехам.

6. Физиологическая основа памяти и механизм усвоения и закрепления вокальных навыков.
Физиологической основой памяти являются следы в коре головного мозга от движения соответствующих мышц. Если эти следы четкие, ясные, то и вокальные навыки формируются легче. Поэтому сами движения должны быть точними и выполняться должны легко. Для этого выстроена система специальных упражнений. Например: Педагог пропевает упражнение и просит повторить музыкальную фразу либо слоги. Если ребенок не может сразу справиться с заданием, необходимо отвлечь его разговором, спросите о чем-либо, дать возможность успокоиться и повторите упражнение.


7. Строение и функция голосового аппарата человека в связи со смешанным голосообразованием. Физиологические основы
ладового и метроритмического чувства.
А) Артикуляционный аппарат является главным настройщиком голоса. С его помощью поющий и создает наиболее благоприятные условия для работы гортани. Голосовой аппарат состоит из четырех основных частей: 1 - системы дыхания. 2 - вибратора гортани. 3 - резонаторной системы
и4-артикуляционного_апарата.
Б) «Ладовое чувство это эмоциональное переживание определенных отношений между звуками. Одним из главных в развитии ладового чувства является слушание музыки. Метроритмическое чувство –это основа музыкального развития детей.
Основой ладового, и метроритмического чувства являються следы нервного возбуждения в коре головного мозга, возникшие от сигналов с действующих мышц самого голосового аппарата. При смешанном голосообразовании развивается весь двигательный механизм голосового апарата. Следовательно, в этом случае может проявиться и развиться эмоция в виде ладового и метроритмического чувства. Смешанный тип голосообразования развивается у человека естественным путем в его речевой деятельности. Поэтому приобретение навыков смешанного голосообразо- вания при пении благоприятно сказывается на развитии речевых навыков человека.

8. Практические (методические) выводы из теории вопроса.
Методика развивает все основные музыкальные способности человека, включая творческие: навыки дирижирования, навыки художественного слова, литературы, и особенно поэзии. Воспитание пластичности двигательного аппарата, умения хорошо управлять им при работе облегчает учащемуся овладеть хореографическими навыками, а в конечном счете - благоприятно воздействует на здоровье. Методика предлагает 6 видов художественных музыкальных движении в коллективной хоровой работе: 1) художественное тактирование; 2) работа по алгоритму постановки голоса и воспитания вокальных навыков и музыкальности; 3) ладо-вокальные жесты; 4) декламация с жестикуляцией; 5) вспомогательные движения при вокальной работе над песней. 6) поиски выразительных движений во время слушания музыки.
Необходимо отметить что результат работы и педагога, и учащихся по методике будет
зависеть от их собственной активности, эмоциональности и эстетичности
их действий и движений при выполнении всех задании.

9. Требований, которые предъявляет к понятию „методика" современная наука.
1. Научная обоснованность не только общих принципов работы, но и каждого отдельного действия, движения педагога и ученика.
2. Наличие системы в работе, строгая последовательность в переходе от простого к более сложному при минимальном шаге программы.
3. Комплексность, которая позволяет, решая какую-то конкретную задачу, одновременно решать и другие.
4. Объективность, означающая, что данная методика может быть успешно применена любым педагогом в работе с любым учеником.
5. Очевидная результативность, связанная с выявлением скрытых ресурсов, резервов воспитания, заложенных в каждом человеке.
Методика комплексного музыкально-певческого воспитания отвечает всем этим требованиям.

Литература

1. Дмитрий Ерофеевич Огороднов\ Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека\\ электронный ресурс \режим доступа - http://www.sdetstva.com/metodika-kompleksnogo-vospitaniya-vokalno-rechevoi-i-emotsionalno-dvigatelnoi-kultury-cheloveka
2. Развитие музыкальной памяти\ электронный ресурс \режим доступа - http://assol.net/publ/metodicheskaja_stranica/razvitie_muzykalnoj_pamjati_khorovoj_vokal/1-1-0-260
3. Максимова Анна\ Методика воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека\ электронный ресурс - http://www.ogorodnov.info/index.php/articles/148 Москва2010 г.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!