Теоретические основы оптимизации процесса принятия управленческого решения в образовательной организации
Оптимизация процесса принятия управленческого решения – это:
система организационных условий, которые обеспечивают принятие управленческого решения, направленного на достижение наилучшего результата в процессе эффективного взаимодействия субъектов управления;
уметь анализировать, планировать, контролировать и принимать правильное решение – значит осуществлять научную организацию труда педагогического коллектива, которая требует точный расчет, развернутый план работы, научно-проверенные методы, точные календарные сроки.
Интерес к управлению как к науке, был подчеркнут после того, как вышла в начале прошлого века книга Ф.У. Тейлора «Принципы научного менеджмента». Отсюда следует, что «управление» – это деятельность людей, идущих к определенной цели и направлена к упорядочению системных элементов. Одним из главных аспектов управления образованием выступает его качество. Из выступления А.И. Субботина на конференции, которая была посвящена Всемирному дню качества в 1999 году, говорилось о том, что «управление качеством образования есть новая парадигма управления образованием вообще». Идея качественного образования продолжает укоренившиеся вековые традиции обеспечения качества жизни человеческой.
Эффективное управление должно приводить образовательную организацию к успеху. Эдвардс Деминг – всемирно известный ученый, автор многочисленных работ в области управления качеством, который назван первым «наставником по качеству» и является автором своего варианта теории управления качеством утверждает, что 15% отклонений в качестве зависит от исполнителей и 85% дефектов определяется недостатками управления.
По мнению И.А. Рыбаловой управление качеством образовательного процесса в дошкольной организации можно рассматривать как комплексное, целенаправленное и скоординированное взаимное действие управляющей и управляемой подсистем в целях достижения наивысшего соответствия всех параметров функционирования, развития образовательного процесса и его результатов соответствующим стандартам. Отсюда следует, качество дошкольного образования в учреждении – это особый управляемый процесс, это результат деятельности всего педагогического коллектива. В связи с этим, качество образования в дошкольном учреждении – это не что иное, как результат деятельности всего коллектива, который определяется следующими позициями:
как дошкольник в образовательном учреждении сможет реализовать свое право на развитие индивидуальности в соответствии с возрастными возможностями и своими индивидуальными способностями;
как распределен и организован весь педагогический процесс в дошкольном учреждении (какая выбрана образовательная программа и технологии, режим, как происходит обеспечение дидактическими пособиями, система повышения профессионального роста всех педагогов через разные формы методической работы;
какие условия создаются в дошкольном учреждении (образовательная среда, которая сориентирована на самоценность дошкольного детства;
созданный положительный микроклимат в коллективе;
система стимулирования качественной и эффективной работы;
творческая направленность деятельности коллектива ДОО(У) и его руководителя;
ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений).
К.Ю. Белая, представляет нам качество дошкольного образования как процесс, которым можно управлять, который может осуществляться:
через качественное управление всем педагогическим процессом и всеми его составляющими;
через личностные субъективные аспекты в этой системе управления;
через сформированность всего коллектива и регулировку морально-психологического климата в этом коллективе.
Менеджмент качества дошкольного образования представляет собой систему управления различными видами деятельности: педагога, ребенка, родителей, руководителей образования, как определенными процессами, а также ресурсами.