Теоретические основы разработки управленческого решения
Управленческое решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью
Цель управленческого решения - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.
Управленческие решения могут принимать разные формы:
- Форма разработки (указ, закон, приказ, распоряжение, контракт),
- Форма реализации (убеждение, разъяснение, деловая беседа).
Классификация управленческих решений
По субъекту управления:
- Государственные,
- Относящиеся к предприятиям,
- Общественных организаций,
По сроку действия и целям:
- Стратегические,
- Тактические,
- Оперативные,
По степени жесткости:
- Директивные,
- Рекомендательные,
- Ориентирующие ,
Классификация управленческих решений
По функциональной ориентации:
- Организационные,
- Плановые,
- Координирующие,
- Контролирующие,
- Регулирующие,
По способу выработки и утверждения:
- Коллегиальные,
- Единоличные.
Классификация управленческих решений
По степени определенности информации, доступной лицу, принимающему решения:
- Принимаемые в условиях полной определенности,
- Принимаемые в условиях определенности (в стохастическом смысле),
- Принимаемые в условиях неопределенности,
По масштабу решаемых проблем:
- Узкоспециализированные,
- Частные,
- Общие,
Классификация управленческих решений
По сфере реализации:
- Технические,
- Технологические,
- Административные,
- Экономические,
- Социальные,
По применяемому подходу:
- Интуитивные.
- Основанные на суждении. .
- Рациональные .
Классификация управленческих решений
В зависимости от базиса, положенного в основу принятия решения, различают:
- интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен . Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации;
- решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом ;
- рациональные решения – главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта . Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса .
По технологии разработки решения выделяют:
Организационные решения , цель которых — обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Подразделяются на:
- Запрограммированное решение - есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий. Как правило, число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.
- Незапрограммированные решения — принимаются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне неструктурированны или сопряжены с неизвестными факторами. К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа:
какими должны быть цели организации;
как улучшить продукцию;
как усовершенствовать структуру управленческого подразделения;
как усилить мотивацию подчиненных.
- какими должны быть цели организации; как улучшить продукцию; как усовершенствовать структуру управленческого подразделения; как усилить мотивацию подчиненных.
Компромиссы — это решения, принимаемые с позиций системного подхода и учитывающие возможные последствия управленческого решения для всех частей организации.
По прогнозной эффективности выделяют:
- Ординарные решения — решения, при которых эффективность расходования ресурсов на единицу полученного эффекта соответствует нормам и нормативам, принятым для рассматриваемой отрасли, вида деятельности. Среди ординарных могут быть выделены следующие типы решений:
- неэффективные — не позволяющие решить проблему; рациональные — позволяющие решить проблему; оптимальные — позволяющие решить проблему наилучшим образом в определенном смысле или построить наилучшую систему решения проблемы;
- неэффективные — не позволяющие решить проблему; рациональные — позволяющие решить проблему;
- оптимальные — позволяющие решить проблему наилучшим образом в определенном смысле или построить наилучшую систему решения проблемы;
- Синергетические решения — решения, при которых эффективность расходования ресурсов на единицу полученного эффекта резко возрастает, т.е. эффект носит явно выраженный непропорционально возрастающий характер. Синергетические решения появляются, например, при разработке новых технологий
- Асинергетические решения — это решения, приводящие к непропорциональному снижению эффективности системы или операции. В числе наиболее частых причин таких решений можно назвать: запаздывание решения, отсутствие необходимых ресурсов, низкий уровень организации, мотивации и др.
По степени важности учета временных ограничений выделяют:
- решения в реальном масштабе времени — решения, принимаемые и реализуемые достаточно быстро , чтобы контролировать и управлять объектом , в том числе и при возникновении нештатных ситуаций управления;
- решения, принимаемые в течение одного из этапов , — решения, ограниченные по времени рамками определенного этапа ;
- решения, не имеющие явных ограничений по времени их принятия , — это прежде всего решения относительно начала какого либо процесса или единичного действия ;
По составу и сложности реализации решения выделяют:
- простые решения — решения, реализуемые при выполнении одного действия ;
- процессные решения — решения, реализуемые при выполнении некоторой совокупности взаимосвязанных действий:
- алгоритмизированные решения — с четко определенными последовательностью, сроками выполнения составляющих действий и определенной ответственностью за их выполнение; размытые решения - слабоструктурированные по составляющим действиям и срокам их выполнения, т.е. решения, в которых не произведено однозначного распределения обязанностей и(или) ответственности за реализацию действий, составляющих решения.
- алгоритмизированные решения — с четко определенными последовательностью, сроками выполнения составляющих действий и определенной ответственностью за их выполнение;
- размытые решения - слабоструктурированные по составляющим действиям и срокам их выполнения, т.е. решения, в которых не произведено однозначного распределения обязанностей и(или) ответственности за реализацию действий, составляющих решения.
Требования, предъявляемые к решениям:
- минимальное число корректировок;
- сбалансированность прав и обязанностей менеджера, принимающего решение - ответственность должна быть равна его полномочиям;
- единство распорядительства - решение (или распоряжение) должно исходить от непосредственного руководителя. На практике это означает, что вышестоящий руководитель не должен отдавать распоряжения «через голову» нижестоящего руководителя;
- строгая ответственность - управленческие решения не должны противоречить друг другу;
- обоснованность - управленческое решение должно быть принято на основе достоверной информации о состоянии объекта с учетом тенденций его развития;
- конкретность;
- полномочность - управленческое решение должно быть принято органом или лицом, имеющим право принять его;
- своевременность - управленческое решение должно быть своевременным, ибо задержка решения резко снижает эффективность управления.
Распространенными ошибками являются
- принятие решений под влиянием эмоций;
- игнорирование системного и комплексного подходов (учета действия многообразных факторов);
- выбор стратегического решения из множества альтернатив;
- принятие решения без учета возможности риска и предупреждения его последствий;
-поспешность, недостаточно глубокая экономическая проработка принятого варианта действий;
- использование неполной и недостоверной информации, ложных предпосылок, принимая желаемое за действительное;
- решение, принятое на основе компромисса не по соображениям его истинного достоинства, а для примирения различных точек зрения и др.
Методы принятия решения
Методы разделяются на неформальные(поиск приемлемого решения, базируясь на собственных практических знаниях), коллективные(принятие решения группой лиц), количественные(решение определяется с помощью использования экономико-математических методов.
Наиболее распространённые методы принятия решения:
Математическое моделирование (количественный метод) применяют в тех случаях, когда управленческое решение принимается на основе обширной цифровой информации, которая может быть легко формализована.
Основными этапами оптимизации управленческого решения с помощью математических методов являются:
- Постановка задачи.
- Выбор критерия эффективности, который должен выражаться однозначно, например определенным числом, и отражать меру соответствия результатов решения поставленной цели.
- Анализ и измерение переменных величин (факторов), влияющих на величину критерия эффективности.
- Построение математической модели.
- Математическое решение модели.
- Логическая и экспериментальная проверка модели и полученного с ее помощью решения.
- Разработка рекомендаций по практическому использованию полученных результатов.
Методы экспертных оценок применяются в тех случаях, когда задача полностью или частично не поддается формализации и не может быть решена математическими методами.
Метод экспертных оценок представляет собой исследование сложных специальных вопросов на стадии выработки управленческого решения лицами, обладающими специальными знаниями и опытом, с целью получения выводов, мнений, рекомендаций и оценок. В результате экспертизы делаются выводы, рекомендации и практические меры, предлагаемые экспертами для решения проблемы.
Метод мозгового штурма применяется в тех случаях, когда имеется минимум информации о решаемой проблеме и установлены сжатые сроки для ее решения.
При этом строго соблюдаются следующие правила:
- все высказываются по очереди;
- говорят лишь тогда, когда могут предложить новую идею;
- высказывания не критикуются и не осуждаются;
- все предложения фиксируются.
Метод Дельфи. Члены группы независимо и анонимно отвечают на детально сформулированный перечень вопросов по рассматриваемой проблеме. Все ответы собираются, и на их основе составляется интегральный документ, содержащий все предлагаемые варианты решений, который доводится до всех участников. На основании этого мнение сотрудников может измениться. Данный процесс повторяется вплоть до достижения согласованного решения