СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические основы воспитания патриотических чувств детей в дошкольных образовательных организациях Республики Крым

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретические основы воспитания патриотических чувств детей в дошкольных образовательных организациях

Республики Крым.

Просмотр содержимого документа
«Теоретические основы воспитания патриотических чувств детей в дошкольных образовательных организациях Республики Крым»

Теоретические основы воспитания патриотических чувств детей в дошкольных образовательных организациях

Республики Крым


    1. Анализ основных категорий исследования


Изучение проблемы формирования патриотических чувств детей дошкольного возраста невозможно без анализа таких базовых понятий как

«патриотизм», «патриотическое воспитание», «патриотические чувства». Однако стоит отметить, что, несмотря на достаточно широкий научный интерес, рассматриваемые термины до сих пор не имеют однозначного толкования в силу своей многогранности.

Анализ словарей, первоисточников, периодических изданий показал, что существуют различные подходы к определению патриотизма как научной категории.

Наиболее общее понятие патриотизма представлено в Большом энциклопедическом словаре – «любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства» [5, с. 781].

Как «любовь к Отчизне», рассматривается патриотизм и в словаре В.А. Даля [14, с. 578].

В Большом толковом словаре русского языка патриотизм определяется более конкретно: «чувство любви к Родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов», а «патриот – это тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине» [4, с. 807].

Несколько иной аспект представлен в Российской педагогической энциклопедии, где помимо требований безусловной любови к своему Отечеству немаловажной характеристикой, отражающей наличие патриотических чувств,

является гордость за достижения своей страны, а также сопереживание

неудачам и кризисам, безусловное уважение к историческому прошлому своего народа, трепетное отношение к народной памяти и национально-культурным традициям [48, с. 130].

В Словаре по этике под редакцией И.С. Кона, патриотизм определяется как общественный и моральный принцип, в основе которого заложено отношение людей к своей стране, выражающееся в «определенном способе действий и сложном комплексе общественных чувств» [27, с. 112].

Как видим, решающей в словарных трактовках является эмоционально- чувственная сфера личности: чувство любви, преданности, уважения.

Историко-философский аспект патриотизма предполагает рассмотрение его как общественно-исторического явления, обусловленного социально- политическими, экономическими, этнокультурными и другими характеристиками конкретного общества.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [57, с.417].

В.А. Сухомлинский, рассматривая патриотизм, связывает его с образованностью, эрудированностью, культурой личности и считает чрезвычайно важным апеллировать к чувствам воспитанников, так как «патриотизм – это

…сплав чувства и мысли, постижения святыни – Родины – не только умом, а прежде всего сердцем» [50, с. 111].

А.В. Беляев рассматривает патриотизм как сложный социально- нравственный принцип и морально-психологическое чувство. Он отмечает, что как составная часть патриотизм входит в понятие гражданственности и находит выражение в деятельности, направленной на благо Отечества: «Как социально-нравственный принцип, патриотизм служит объединению, сплочению граждан во имя сохранения, развития Отечества – конкретно-

исторической, социальной, политической и культурной среды. Как морально- психологическое чувство, патриотизм выражается в любви к Родине, в гордости за ее успехи, в переживании неудач, в готовности к защите родной земли» [3, с. 204].

В советское время понятие «патриотизм» рассматривалось как общественно значимое явление, призванное поддерживать основы социалистического строя. В философском словаре этого периода под патриотизмом понимается «…нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины…» [60, с. 258].

На современном этапе развития педагогической науки можно выделить несколько подходов к определению патриотизма:

  1. идеологический – в соответствии с данным подходом в основе патриотизма лежит безусловная готовность личности служить своему Отечеству, любовь к Родине как чувство;

  2. социально-философский – патриотизм выступает важным условием общественной и личной культуры, которое проявляется в наличии у человека духовности, преданности Отечеству, безусловной любви к Родине, а также сформированное осознанное стремление к защите суверенитета своей страны;

  3. социологический – в основе патриотизма лежит ценностное отношение к Родине, единство этнических, географических, религиозных, культурных, исторических и эстетических характеристик;

  4. педагогический – основная цель подхода заключается в формировании и развитии чувства патриотизма не только у детей, но и у всех граждан страны.

Современные исследователи рассматривают патриотизм как социальное явление, имеющее сложную структуру, состоящую из трех компонентов; чувственно-эмоционального, интеллектуального и действенно-практического. При этом «…чувственно-эмоциональный компонент включает в себя чувство любви к родине, народу, передовым традициям, героическому прошлому

родины, преданность отечеству, общенациональную гордость, ненависть к врагам родины. Интеллектуальный компонент включает научные знания о явлениях общественной жизни, взгляды, идеи, убеждения, сознание ответственности за судьбы отечества. Действенно-практический подразумевает добросовестный труд на благо общества, заботливое отношение к сохранению и умножению общественного достояния родины, готовность к ее вооруженной защите» (З.И. Валиева [10, с. 47]).

Как отмечает И.В. Бочарников, «на уровне отдельного человека патриотизм может быть рассмотрен как один из компонентов его личностной подструктуры и отнесен к области высших чувств и устойчивых личностных особенностей (ценностей, убеждений, норм поведения, критериев оценки социальных явлений) [40, с. 60].

Мы согласны с точкой зрения Н.В. Дьяченко, согласно которой, от чувства патриотизма «…зависит отношение человека к своей стране, а значит, и к окружающим его людям (родному народу); к выбору правительства (следовательно, и будущего этого государства); к состоянию и сохранению архитектурного богатства и экологии; вклад конкретной личности в науку, искусство, безопасность страны и еще множество областей социальной жизни человека» [16, с. 5].

Таким образом, анализ позволил сделать вывод, что под понятием

«патриотизм» понимается гражданское и нравственное чувство, готовность служить Родине, нравственный и политический принцип, а также социально- психологическое свойство личности. В качестве объекта патриотизма выступает Родина, в том числе «малая», а субъекта – отдельная личность, группа людей, которые сочетаются между собой по территориальному, профессиональному или другим признакам.

Становление патриотизма наиболее эффективно осуществляется в процессе целенаправленного патриотического воспитания. Понятие патриотического воспитания вытекает из сущности патриотизма и предполагает

«процесс воспитания патриотических чувств, формирование на их основе

патриотических знаний, взглядов и убеждений патриотического характера, формирование положительного отношения к патриотической деятельности, развитие практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной деятельности патриотического характера» (В.Г. Белинский [2, с. 337]).

С 1 января 2021 года в России стартовала реализация Федерального проекта «Патриотическое воспитание» в рамках национального проекта

«Образование», рассчитанного до 2024 года. Федеральный проект направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации; обеспечивает развитие воспитательной работы…, проведение мероприятий патриотической направленности… и т.д.» [59]. В рамках проекта патриотическое воспитание рассматривается как

«…систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины…» [59].

Для нашего исследования важно, что задачи патриотического воспитания детей рассматриваются в проекте в единстве на уровнях «…формирования личностной культуры (свобода воли, способность делать осознанный выбор духовно-нравственных ценностей, целеустремленность в достижении результата, способность нести ответственность за свои поступки), семейной культуры (отношение к семье как основе общества), социальной культуры (ознакомление с этническими и культурно-историческими ценностями своего народа, уважение к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России, культура межэтнического общения, пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество)» [59].

С.А. Козлова под патриотическим воспитанием понимает

«взаимодействие взрослых и детей в жизнедеятельности и общении, которое направлено на формирование, раскрытие и выявление в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, знакомство и приобщение к

истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-нравственного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему» [23, с. 26].

Интересна точка зрения А.К. Быкова на систему ценностей современного патриотического воспитания, в которой автор выделяет четыре основные сферы:

  1. духовно-патриотическую – признание и сохранение духовного наследия России;

  2. нравственно-патриотическую – любовь к Родине, народу, следование совести и моральным принципам;

  3. историко-патриотическую – верность традициям истории Отечества, стремление к сохранению исторической памяти;

  4. государственно-патриотическую– приоритет национальных ценностей и интересов России [9, с. 38].

Исследуя специфику патриотического воспитания, М.В. Циулина описывает ее структуру в виде взаимосвязанных элементов: «внешние элементы (материальные ценности и материальные средства воспитания), процессуальные элементы (воспитательная деятельность, ее формы и методы, духовные ценности Отечества, патриотические идеи, цели, задачи, закономерности и принципы патриотического воспитания), человеческие элементы (субъекты и объекты воспитания)» [61, с. 33].

Согласно Д.А. Криворотову и Л.А. Ибрагимову, одним из важных факторов совершенствования патриотического воспитания является

«…отражение истоков нравственности в восприятии и понимании таких моральных категорий, как: «мой дом», «семья», «малая Родина», «Отчизна» через призму – «Наше достояние», которые выполняют функциональную нагрузку воспитания в характере учащегося таких качеств, как: воля, мужество, бесстрашие, стойкость и других качеств, имеющих важное значение для общества» [29, с. 71].

Таким образом, патриотическое воспитание – это процесс формирования

патриотического сознания и поведения личности; развития и реализации всех сущностных сил личности в обозначенном направлении. Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса, который сосредоточен на формировании у подрастающего поколения патриотических чувств, готовности к защите своей Родины.

Основной категорией нашего исследования является понятие

«патриотические чувства».

Чувство человека, по мнению С.Л. Рубенштейна, – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. На это же указывает и П.М. Якобсон. В своем исследовании он подчеркивает, что «…переживание является необходимым моментом в развитии чувства, однако предупреждает, что чувство одним переживанием, далеко не исчерпывается. Переживание – это лишь многократно возникающие состояние в процессе существования устойчивого чувства, особенностью которого является характер субъективного отношения личности к данным явлениям, получающего выражение в помыслах и действиях человека» [63, с. 121].

Так как чувства обладают многогранностью, их можно идентифицировать по модальности, интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, уровням проявления (высшие – низшие), психическим процессам и предметному содержанию. Наиболее распространенная классификация чувств содержит подвиды по различным областям деятельности, в которых они могут проявляться. Как отмечает О.В. Захарова, к таким сферам могут относиться интеллектуальные, нравственные, познавательные, религиозные, родительские, эстетические и другие чувства [18].

По мнению большинства исследователей, патриотические чувства – это самая важная составляющая эмоциональной культуры личности. Объектом патриотических чувств выступает любовь к родной земле, языку, своему роду, семье, территории, месту рождения, Родине и т.д.

В рамках философии патриотические чувства рассматриваются как социально-психологические, имеющие широкую гамму проявлений: от гордости за достижения Отечества (в науке, экономической деятельности, спорте и т.п.), уважение к ее историческому прошлому, бережное отношение к народной памяти, сохранение и овладение культурными традициями. Согласно философскому словарю, патриотические чувства исторически возникают под влиянием социально-экономических условий жизни людей [60, с. 224]. Изменение условий приводит и к изменению содержания патриотических чувств.

А.П. Мельников рассматривает патриотические чувства как «…вид эмоциональных переживаний, носящих устойчивый характер и выражающих отношение человека к малой родине – родному краю, месту рождения, землякам, представителям своей нации, стране, отечеству в целом» [34, стр. 87].

С.Е. Матушкин считает, что патриотические чувства – это некие черты восприятия мира, которые включены в основу нравственного воспитания [33].

Описывая патриотические чувства, Н.Е. Щуркова подчеркивает, что они представляют собой важную составляющую нравственных качеств, и формируются у тех людей, которые в полной мере развиты, проявляясь в постоянной работе для того, чтобы Родина процветала, была лучше [62].

Такого же мнения придерживается и Е.П. Ильин, уточняющий, что патриотические чувства, как нравственные качества, являются проявлением амбиций и политического сознания. По мнению автора, «гордость за государство, любовь к Родине, осознание ценности культурного наследия, это те качества личности, которые могут проявляться во многих сферах деятельности человека и входят в состав патриотических чувств» [21, с. 330].

Наиболее точную характеристику патриотических чувств, на наш взгляд, дал С.Н. Смирнов. Согласно исследователю, патриотические чувства – это

«эмоционально, ярко выраженное отношение к своему Отечеству, сформированные качества гражданина-патриота Родины, которые определяются способностью успешно выполнять гражданские обязанности во

все времена» [49, с. 18].

Из вышеприведенных определений видно, что патриотические чувства, по сути, представляют собой содержание понятия «патриотизм», и включают гордость за свою страну, преданность своему народу, чувство патриотического долга, гордость за прошлое и будущее Родины, уважение к традициям народа, родному языку, потребность в любых условиях оберегать честь и достоинство Родины.

На основе теоретического анализа патриотические чувства можно охарактеризовать как содержательное и сущностное наполнение эмоционально- чувственной составляющей патриотизма, как эмоционально выраженное отношение к своему Отечеству, которое определяется способностью личности успешно выполнять гражданские обязанности. В качестве предметной ценности патриотические чувства оцениваются как явление, имеющее в своей основе добро, справедливость. Как субъектная ценность они выражают нормативные представления, закрепленные в общественном сознании и культуре. Воспитание патриотических чувств обеспечивается целенаправленным патриотическим воспитанием, а их сформированность является результатом целостного воспитательного влияния, направленного на обогащение представлений о Родине, ее историческом и культурном достоянии.


    1. Специфика воспитания патриотических чувств детей дошкольного возраста


Наиболее благоприятным периодом для начала работы по воспитанию патриотических чувств считается дошкольный возраст, когда происходит становление духовно-нравственной основы личности, начинается процесс культурной самоидентификации. Для дошкольника характерна впечатлительность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость и искренность чувств, доверие взрослому. Именно в дошкольный период закладываются основы любви к Родине, гордость за нее, готовность охранять и приумножать

ее богатства.

Очень важно, что в дошкольном возрасте «возникновение нравственно направленных социальных мотивов и эмоциональных переживаний совершается не путем пассивной адаптации ребенка к требованиям социальной среды, его окружающей, а происходит в активной форме, в процессе деятельности, которую ребенок осуществляет, сотрудничая и общаясь с другими людьми – взрослыми и сверстниками» (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович [46, с 33]). Это дает возможность создать прочный фундамент для воспитания патриотизма.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием высших чувств – эстетических, нравственных и интеллектуальных. Ребенок способен оценивать хорошее и плохое, прекрасное и отвратительное в жизни, литературе и других видах деятельности. В поведении отмечается интенсивное усвоение моральных норм.

Психологи отмечают, что высшие нравственные чувства у детей дошкольного возраста формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоций, вызываемых нравственными действиями, поступками ситуациями. На это указывал и В.А. Сухомлинский: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь» [50, с. 10]. Чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно, останется, по выражению В.А. Сухомлинского, «память сердца». Вот почему так важно, чтобы все, что воспринимает ребенок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик. Положительное отношение к окружающему – основа нравственных чувств. Отечественные психологи утверждают, что нравственные чувства не могут возникнуть путем естественного вызревания. Их развитие зависит от средств и методов воспитания, благодаря целенаправленному воспитанию чувства ребенка становятся гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.

Одним из важнейших и высоких нравственных чувств, которые

формируются у дошкольников, являются патриотические чувства. Их сформированность представляет собой один из наиболее существенных показателей нравственности личности.

Становлению патриотических чувств способствует и то, что у детей старшего дошкольного возраста появляется способность к самооценке, мотивации поступков, осознанию себя как личности. Как отмечает Г.А. Урунтаева, особенностями эмоционального развития являются: усвоение социальных норм выражения чувств; изменение роли эмоций в процессе деятельности, формирование эмоционального увлечения; становление более сознательных, обобщенных, разумных чувств [55, с. 260]. Это очень важно, так как по мнению П.М. Якобсона, нравственные чувства, а значит и патриотические, – это чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности под призмой нравственного начала [63, с. 261]. Эти чувства проявляются в эмоциональном отношении к своему поведению и поведению других людей.

Свои истоки патриотические чувства берут в ближайшем окружении, с которым ребенок начинает взаимодействовать с самого рождения. Согласно П.М. Якобсону, патриотические чувства – это первое из ярких проявлений формирующейся морали, которое постепенно становится более зрелым и сознательным: «Поэтому и важно, чтобы все моменты ознакомления ребенка с родной страной, ее культурой, ее прошлым, ее духовным богатством порождали глубокий эмоциональный отклик [63, с. 203].

Исследования Р.И. Жуковской подтверждают, что начинать формирование представлений о Родине нужно с близкого, знакомого детям, с того, что их окружает. Затем, используя метод сопоставления, начинать формировать представления о далеком. Именно сравнение, по мнению автора, является отправной точкой формирования представлений и углубления чувств [17].

Несколько другая точка зрения у Н.Н. Батаговской, которая считает, что патриотические чувства (справедливость, любовь к Родине, толерантность и

др.) начинают формироваться в старшем дошкольном возрасте, а базисом для их формирования выступают не только эмоциональная вовлеченность в данный процесс, но и знания о нормах морали, представлениях о добром и злом поступке, что позволяет в дальнейшем детям оценивать через данную призму как собственные поступки, так и поступки других людей и сверстников [1, с. 111].

Все ученые сходятся в мнении о том, что усвоение патриотических знаний, формирование патриотических чувств происходит в процессе образовательной деятельности через этические беседы, ролевые игры, экскурсии, просмотр видеоматериалов патриотической тематики (мультфильмы, сказки, фильмы). Однако, при построении воспитательной работы следует учитывать неустойчивость нравственных проявлений детей дошкольного возраста, помнить о необходимости постоянной корректировки со стороны взрослых.

А.В. Запорожец советует педагогу учитывать, что у детей дошкольного возраста мотивом поведения зачастую служат внешние чувства, через которые осуществляется регулирование поступков, желаний и действий ребенка [46].

Формирование у ребенка нравственных представлений способствует положительному отклику, в его повседневной жизни: возрастает инициативность, активность, желание помочь, быть нужным. Важно в этот период не пренебрегать помощью дошкольника, не считать его маленьким и неспособным к самостоятельному бытовому функционированию, а поощрять инициативу, что будет способствовать формированию у него трудолюбия, уважения к труду других людей.

При выполнении посильных поручений или коллективной работы у детей дошкольного возраста развиваются элементы соподчинения, взаимного контроля, чувство ответственности за результаты выполненного дела перед сверстниками и взрослыми. Именно общественно полезная направленность трудовой деятельности становится новым, значимым элементом коллективного образа жизни дошкольников.

В ситуации нравственной оценки поступков других детей дошкольники чаще всего используют в речи слова, отражающие суть ситуации: добрый, злой, ябеда, честный, обидчивый и др. При этом они связывают их с конкретной ситуацией на основе личного опыта (семейного или социального). Понимание и принятие нравственной нормы происходит в сознании ребенка при непосредственном анализе последствий несоблюдения данных норм.

Таким образом, патриотическое воспитание должно осуществляться с раннего детства. Но это не разовая акция, а систематическая целенаправленная деятельность, которая широко представлена в программном обеспечении образовательного процесса дошкольных образовательных организаций Республики Крым

Так, в примерной общеобразовательной программе «Детство» (авторы- разработчики Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.) дается достаточно общая установка – «развивать представления о родном городе и стране, гражданско-патриотические чувства» [25].

В парциальной программе «Мы живем в России», направленной на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (авторы-разработчики Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова), к основным задачам отнесены: «...формирование у детей чувства любви к своему родному краю, малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России; воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России; воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России» [19]. Здесь предоставлены и практико- ориентированные материалы для реализации соответствующей педагогической работы.

Подробные материалы для осуществления патриотического воспитания детей дошкольного возраста можно найти в примерной общеобразовательной программе «Радуга» (авторский коллектив Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон), где с учетом возрастных особенностей детей

предлагается «знакомить с понятиями «моя страна», «мой город (поселок, село, деревня)», «мой край», с именами героев края, города и т.д.; дать детям начальное представление о государстве, в котором они живут; воспитывать любовь к родной природе, восхищение ее красотой; рассказывать о национальных природных богатствах, уникальных объектах природы, самых важных вехах в истории родного края» [45].

Региональная программа по гражданско-патриотическому воспитанию Республики Крым «Крымский веночек» направлена на обучение и воспитание детей дошкольного возраста с учетом специфики многонационального крымского региона. В ней качестве основных задач определены следующие.

  1. Воспитание основ духовной культуры, формирование морально- этического отношения, гражданской позиции:

  • к семье, родному дому, городу (селу, поселку), Родине;

  • к природе родного края;

  • к языку, истории и культурному наследию своего народа и людей, среди которых проживает ребенок.

  1. Побуждение ребенка к проявлению сострадания, заботливого отношения, внимательности, уважения к родным и близким людям, к друзьям и сверстникам, в том числе представителям различных национальностей, к тем, кто о нем заботится в детском саду, дома или сам нуждается в его участии.

  2. Воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда, родной земле, государственной символике и этническим символам, традициям страны, к государственным и народным праздникам.

  3. Воспитание чувства собственного достоинства, уважительного отношения не только к своей этнической группе, но и уважения, симпатии, добрых чувств к людям других национальностей.

  4. Ознакомление детей с историей, природой Крыма, историей города, села, в котором они живут, с людьми, прославившими эти места.

  5. Ознакомление с особенностями языка, бытом и традициями людей, проживающих в Крыму – в том числе с семейными и народными обычаями, народным этикетом, традициями гостеприимства.

  6. Обучение этике межнационального общения и «культуре мира».

  7. Формирование активной гражданской позиции, чувства патриотизма и национальной гордости, позитивного отношения к разнообразию культур.

  8. Создание условий для краеведческой и народоведческой работы в дошкольных образовательных учреждениях [47].

Реализация перечисленных программ в воспитательно-образовательном процессе дошкольной образовательной организации осуществляется в несколько этапов: базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми); художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, искусством); когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране, городу); действенный (формирование желания и умения реализовать знания в практической деятельности).

Однако, эффективность патриотического воспитания во многом определяется не только образовательной программой и перечисленными этапами, но и точностью и своевременностью выявления реального уровня сформированности патриотических чувств как результата этого процесса.

На основе анализа научной литературы было определено, что сформированность патриотических чувств – это личностное образование, выражающееся в четырех взаимосвязанных сферах: когнитивно- информационной (знание об истории родной земли, государственных и народных символах и т.п.), эмоционально-чувственной (проявляется через любовь к матери, семье, родной природе, родному языку и т.п.); потребно- мотивационной (интерес к истории, обычаям, традициям родной земли и народа, потребность подражать героям и т.п.), поведенческо-регулятивной (усвоение нравственных норм, проявление духовных ценностей в ежедневном поведении и т.п.). Уровень сформированности патриотических чувств

определяется через сформированность комплекса определенных признаков, характеристик, качеств, характерных для каждой из сфер.

Исследуя структуру патриотизма у детей дошкольного возраста, Л.Е. Никонова определила такие компоненты: общественный кругозор (овладение детьми знаниями о родной стране), эмоциональная отзывчивость (проявление детьми эмоций и чувств), общественная активность (отношение к общественно полезной деятельности) [36, с. 12].

По мнению Н.А. Глузман, патриотическую воспитанность можно определить как «интегративное свойство, характеризующееся наличием и уровнем сформированности патриотических знаний, чувств, качеств, достаточным запасом слов гражданско-патриотического содержания, что является выражением гражданского сознания» [13, с. 29].

Е.Н. Бородина охарактеризовала три основных критерия нравственно- патриотической воспитанности детей: образно-содержательный, эмоционально- мотивационный, действенно-практический. Показатели нравственно- патриотической воспитанности автор раскрыла через эмоционально-образный тезаурус, воплощающий нравственно-патриотические ценности, эмоциональную отзывчивость на художественные образы – носители этих ценностей, желание поддерживать семейные традиции и традиции ДОО, стремление привносить в них творческие дополнения, а также практические навыки выбора позитивных действий по отношению к окружающим, выражения нравственных чувств в делах и поступках и др. [7, с. 37].

В свою очередь Е.В. Борисова для оценки результатов патриотического воспитания дошкольника использовала такие критерии: когнитивный (объем патриотических знаний, устойчивость познавательного интереса к патриотическим знаниям), эмоционально-ценностный (готовность к формированию патриотических чувств, любви к Родине, степень развития эмоционально-ценностного отношения к историческому и духовному наследию России) и деятельностно-поведенческий (приоритетность выбора для просмотра отечественных мультфильмов, чтения русских народных сказок,

посещения музеев, участие в праздничных мероприятиях посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню Города). Показатели, указанные в скобках, по мнению Е.В. Борисовой, отражают наиболее существенные стороны, качественные и количественные характеристики критериев [6, с. 38].

Интересная точка зрения на критерии сформированности нравственно- патриотических чувств дошкольников представлена О.Б. Лобановой, З.У. Колокольниковой и Н.А. Мазуровой, которые на основе экспериментальной работы в качестве таковых определили: нравственно- патриотическое отношение и чувства сопричастности к семье, городу, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края; чувство собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантное отношение к представителям других национальностей [32, с. 31].

Обобщив результаты научных исследований, мы пришли к выводу, что в качестве обобщенных критериев сформированности патриотических чувств у детей дошкольного возраста выступают: когнитивный, эмоционально- ценностный и поведенческий (табл.1).

Таблица 1. – Критерии и показатели сформированности патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Критерии сформированности патриотических

чувств

Показатели сформированности патриотических чувств

когнитивный

сформированность представлений о Родине, о государственных символах России; знание героев своего народа, писателей, поэтов, основных исторических событий; знание и соблюдение народных традиций,

обычаев; осознание своей причастности к Родине.

эмоционально- ценностный

любовь к своему краю; интерес к изучению истории, традиций и культуры России; любовь к семье; наличие чувства уважения к другим людям; гордость за трудовые и

боевые подвиги старшего поколения; проявление заботы о сохранении богатства и ценностей своей страны.

Продолжение табл.1

поведенческий

проявление сопереживания, посильная помощь и забота о членах семьи; стремление и способность заботиться о других людях; активное и сознательное участие в трудовой деятельности; проявление заинтересованности и

стремление к сохранению окружающей среды.


Выделенные критерии и показатели дают возможность педагогу провести диагностику, оценить уровень сформированности патриотических чувств детей и выстроить на этой основе дальнейшую работу по патриотическому воспитанию.

Таким образом, воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста является сложным педагогическим процессом, в котором происходит взаимодействие взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового пространства, результатом которого является сформированность патриотических чувств. Именно дошкольный возраст рассматривается большинством исследователей как благоприятный период для начала систематического патриотического воспитания, которое в условиях дошкольной образовательной организации должно протекать под целенаправленным руководством воспитателя.


    1. Характеристика педагогических условий воспитания патриотических чувств детей в дошкольной образовательной организации


В ходе теоретического обоснования педагогических условий воспитания патриотических чувств детей возникла необходимость уточнения понятий

«условие» и «педагогическое условие».

В толковом словаре современного русского языка понятие «условие» рассматривается как «необходимое обстоятельство, которое делает возможным осуществление, создание, образование чего-либо или способствует чему-либо» [52, с. 1506]; «фактор, движущая сила любого процесса, явления» [52, с. 1526].

В кратком психологическом словаре «педагогическое условие» определено как «некоторое обстоятельство или обстановка, которая влияет (ускоряет или тормозит) формирование и развитие педагогических явлений, процессов, систем, качеств личности» [26, с. 97].

Эффективность воспитания патриотических чувств детей дошкольного возраста определяется комплексом педагогических условий, под которыми понимаются внешние обстоятельства, оказывающие существенное влияние на протекание воспитательно-образовательного процесса, в той или иной мере сознательно сконструированных педагогом и предполагающих достижение определенного результата (Н.М. Борытко [8]).

С учетом специфики дошкольного возраста были определены следующие педагогические условия формирования патриотических чувств детей в условиях дошкольной образовательной организации: создание специальной воспитывающей среды; взаимодействие педагогов и родителей; организация проектной деятельности патриотической направленности.

Рассмотрим выделенные педагогические условия более подробно.

В науке нет четкого и однозначного определения понятия «среда». В широком смысле ее понимают как окружение, систему, условия или общественные материальные и духовные проявления, окружающие человека. В педагогике среда рассматривается как единый и неделимый фактор внутреннего и внешнего психосоциального и социокультурного развития личности, таким образом, человек выступает одновременно и в качестве объекта, и в роли субъекта личностного развития. То есть среда – все то, что окружает ребенка, начиная с семьи и включая среду социальную, влияющую на развитие, социализацию и формирование как личности.

В.А. Ясвин определяет воспитывающую среду как «совокупность обстоятельств, окружающих ребенка, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и способствующее вхождению в современную культуру». Автор подразделяет воспитательную среду на предметно-пространственную, поведенческую и информационно-культурную. «Воспитание – это создание

нормальных, соответствующих культуре условий жизни для ребенка, позитивные влияния которых педагог усиливает, негативные нейтрализует либо интерпретирует с позиции современной культуры» [64, с. 23].

Е.И. Тихомирова обращает внимание на то, что воспитывающая среда, как важнейший ресурс личностного развития, представляет собой

«…целенаправленно, цельно и системно организованное пространство, в котором профессионально реализуется процесс воспитания обучающихся путем формирования их субъектной позиции, развития потребности успешно познавать, позитивно взаимодействовать и активно действовать» [51, c. 289].

Как отмечают исследователи, создание в дошкольной образовательной организации воспитывающей среды способствует выработке у детей

«…заинтересованной позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию, поскольку нравственная личность, гражданин формируется только в той среде, где не разорвана традиция, где каждое последующее поколение воспринимает себя как продолжение поколения предшествующего» (Е.М. Коваленко, Н.В. Ермолина [22, с. 392]).

Воспитывающая среда может быть благоприятной, т.е. обеспечивать полноценное развитие и воспитание ребенка, или неблагоприятной, не позволяющей в полной мере реализовать потенциальные возможности дошкольной образовательной организации для развития и воспитания ребенка.

Специальная воспитывающая среда имеет высокий воспитательный потенциал: она раскрывает дошкольникам пространство мировоззренческих идей, формирует ценностные ориентации, гуманистическую направленность личности, ее духовные и материальные потребности, знакомит с образцами нравственного поведения, формами совместной деятельности и общения личности с коллективом. Реализация воспитательной функции среды усиливается, когда информация об окружающем мире гармонично согласуется с информацией, связанной с личностным становлением ребенка, процессом совершенствования нравственного сознания и поведения детей.

Чувство Родины у ребенка начинается с восхищения тем, что он видит перед собой, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют важную роль в становлении личности и воспитании патриотических чувств.

З.Г. Облицова считает неотъемлемым компонентом среды, направленной на патриотическое воспитание, «создание событий и ситуаций патриотического характера. Причем ребенок должен приобретать свойства, которые бы влияли на среду, и в активном взаимодействии со средой в процессе ее преобразования выводили бы на новый виток развития» [38, с. 44].

Работа по патриотическому воспитанию, по мнению А.Н. Комовой,

«должна проходить с использованием различных методических и педагогических средств: художественной литературы, иллюстративных материалов, предметов народно-прикладного искусства, музыкальных произведений. При выборе произведений нужно руководствоваться такими общими принципами: эмоциональная насыщенность, доступность по форме и содержанию, яркость и привлекательность» [24, с. 146].

В условиях постоянно обогащающейся воспитывающей среды, через непосредственное наблюдение за социальной действительностью, чтение художественной литературы, благодаря искусству и народному творчеству (приобщению к обычаям, традициям, культуре) обеспечивается формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к Родине, чувства ответственности и гордости за ее достижения, бережного отношения к ее природе; расширение представлений о малой родине, о ее достопримечательностях, культуре, традициях; о людях, прославивших свой край; знакомство с символами государства (флаг, герб, гимн); воспитание уважения к защитникам отечества; развитие навыков полезной творческой и трудовой деятельности, потребности в реализации потенциала и способностей на благо семьи и близкого окружения. Важным показателем эффективности воспитывающей среды является свободное проявление творчества и

самостоятельности каждого дошкольника, обогащение его духовного и эмоционального мира.

Социальное пространство, в котором формируются патриотические чувства детей, не ограничивается только дошкольной образовательной организацией. Большую роль здесь играет семья, которая является для ребенка важнейшим источником социально-исторического опыта, первых уроков нравственности. Не случайно одна из важнейших задач патриотического воспитания – воспитание любви к родителям, близким, семье. Следовательно, в качестве еще одного педагогического условия формирования патриотических чувств детей дошкольного возраста, выступает взаимодействие педагогов и родителей, объединение их единой целью – воспитанием духовно-нравственной личности.

Известно, что у семьи есть ряд существенных преимуществ перед любым социальным институтом. Имея огромные воспитательные возможности, семья влияет на человека на протяжении всей жизни. Универсальность такого педагогического и психологического влияния обусловлена бескорыстной любовью родителей к своему ребенку, семейным теплом, многоролевой структурой семейной общности, обеспечивающей многогранность и постоянство воспитательного воздействия, наличием естественных условий для привлечения детей к различным внутрисемейным отношениям и деятельности. В качестве компонентов, которые оказывают влияние на ребенка, выступают ценности и социальные установки семьи, уровень психолого-педагогической культуры родителей, бабушек и дедушек, стиль взаимоотношений между ними, семейные традиции. Показателем эффективности совместной работы является формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в реализации задач патриотического воспитания детей.

Взаимодействие между педагогами и родителями достигается через актуализацию потребности семьи в активном участии в воспитании своего ребенка. Как процесс, оно всегда имеет определенную временную продолжительность и связано с изменением состояний объектов, взаимно

обусловленных и имеющих как субъективный (внутренний), так и объективный (внешний) характер. Выделяются такие сущностные признаки взаимодействия объектов как: одновременность их существования; двусторонность связей; взаимообусловленность изменения состояний сторон; внутренняя активность объектов (К.М. Левитан [31, с. 246]).

Тенденция к определению взаимодействия как основы воспитательно- образовательного процесса прослеживается во многих исследованиях последнего десятилетия. Если в более ранних исследованиях понятием, раскрывающим сущность обучения и воспитания, было «влияние», то сейчас, с учетом субъект-субъектного характера отношений участников воспитательно- образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, в качестве определяющего используется именно категория «взаимодействие».

Приведем самые распространенные трактовки: «современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания является не прямым воздействием на воспитанника (как традиционно считалось), а социальным взаимодействием различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (микрогрупп и коллективов) и условно социальных институтов воспитания» (Н.В. Микляева [35]); «воспитание – это аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых – воспитательных задач, а результатом – изменение психологических характеристик личности» (В.И. Турченко [53]). Общим для приведенных определений является понимание образования (в широком смысле слова) как процесса и результата взаимодействия в образовательном пространстве.

Н.Ф. Виноградова отмечает, что взаимодействие детского сада и семьи – это целенаправленное содружество воспитателей и родителей в содержании педагогического воздействия на детей, основанном на взаимном доверии и уважении и направленном на взаимообогащение, взаимодополнение условий семейного и общественного воспитания [12, с. 163].

В педагогической литературе выделяют три типа связей между семьей и дошкольной образовательной организацией.

К первому типу относятся компенсаторные связи, направленные на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка путем повышения педагогической культуры родителей, оказание им помощи. На практике они осуществляются через такие формы и методы совместной работы семьи и дошкольной образовательной организации, как родительские собрания, консультации, лектории и т.д.

Связи второго типа предусматривают привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу и направлены на его совершенствование. Практические проявления таких связей – помощь дошкольной образовательной организации со стороны родителей, организация коллективных мероприятий, помощь в оформлении групповой комнаты и т.д.

Связи третьего типа – координационные. Они возникают тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно используют свои специфические возможности для лучшего воспитания детей.

С позиции культурообразующего потенциала развития личности ребенка, различные типы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи рассматривает В.Т. Кудрявцев. Он характеризует типы совместной деятельности, порождающие различные способы усвоения культуры, по- разному влиянию на духовный мир ребенка Первый, инструктивно- исполнительских тип (делай, как я) содержание внешне подается взрослым в проблемной форме, приобретает вид различного вида задач. По второму типу, совместная деятельность только осуществляет имитацию поиска и принятия решения. Взрослый направляет ребенка на те способы решения, которые сам хорошо знает. Третий тип совместной деятельности позволяет максимально использовать воспитательный потенциал семьи и дошкольной образовательной организации в нравственном развитии ребенка [30].

О.Н. Урбанская предлагает работу дошкольной образовательной организации с семьей проводить в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей, подчеркивая необходимость соблюдения следующих правил: «Вдумчивый и серьезный педагог, который быстро отзывается на

нужды и проблемы детей, всегда найдет путь к сближению и установлению контактов с родителями, необходимых для выработки совместных средств воздействия на ребенка» [54, с. 92].

Разработке форм и методов взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей посвящены работы Л.Ф. Островской. Традиционные формы (посещение семьи, консультации, беседы, групповые и общие собрания, наглядная пропаганда) она дополнила педагогическими ситуациями (деловыми играми) на нравственно-этические темы. Автор убеждена, что даже в индивидуальных беседах с родителями чрезвычайно важным является педагогический такт, поскольку он способствует доверительному общению с определенной семьей [39].

С первыми двумя условиями связано и третье – организация проектной деятельности патриотической направленности, в ходе которой под руководством и при поддержке воспитателя (родителей) осуществляется активная творческая и исследовательская деятельность дошкольников по изучению истории, культуры, традиций большой и малой Родины. Проектная деятельность ориентирована на максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка, расширение его кругозора, повышение активности и любознательности. Участие в работе над проектами дает возможность интегрировать сведения из разных областей знаний, а это в свою очередь способствует формированию целостного видения картины окружающего мира, позволяет задействовать различные виды детской деятельности.

Проектная деятельность объединяет в себе следующие сферы: практическую (детское волонтерство, природоохранная деятельность); познавательную (наблюдение, общение); изобразительную и конструктивную (моделирование, рисование, конструирование); игровую.

Проектная деятельность возникла в 20-е годы прошлого столетия как средство развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, но и уметь их применять на практике. Общий принцип, на котором базировался метод

проектов, заключался в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом детей, в их активной познавательной и творческой совместной деятельности в практических заданиях (проектах) при решении одной общей проблемы.

Метод проектной деятельности ориентирован, прежде всего, на самостоятельную деятельность дошкольников – индивидуальную, парную, групповую (которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени) и всегда предполагает решение определенной проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных средств, а с другой стороны – интегрирование знаний, умений из различных областей.

По мнению В.В. Виноградовой, «чувство патриотизма многогранно по содержанию, процесс зарождения первых ростков должен осуществляться не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту» [11, с. 55]. Автор акцентирует внимание на том, что «для формирования чувственной основы, важно не забывать, что пища для ума – знания, а патриотизм – от «сердца». Ум раскручивает духовно- нравственную работу души, а любящее сердце в свою очередь создает патриотическое мировоззрение» [11, с. 55].

Сходная точка зрения у Е.В. Дмитриевой, согласно которой именно проектная деятельность выступает одной из эффективных форм патриотического воспитания. Она дает возможность «создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых… задействовать различные виды детской деятельности… способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков, стимулирует развитие самостоятельности и ответственности у детей» [15, с. 140].

Проектную деятельность можно полноценно использовать, начиная со старшего дошкольного возраста. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В

процессе реализации проектов открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

О.Ю. Иванова в качестве основной цели проектной деятельности называет выстраивание воспитательного процесса таким образом, «чтобы через проектную деятельность ребенок смог получить знания об окружающем мире» [20, с. 353].

Проект в работе с дошкольниками предполагает три основных этапа:

  1. й – подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

  2. й – собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

  3. й – обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

В дошкольном возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира, что должно учитываться и при разработке проектной деятельности. Знания, полученные детьми на занятиях, помогают самостоятельно понять происходящие в стране процессы, провести собственные исследования, обобщить материал. Однако при этом знания условно можно назвать «средством», а не целью патриотического воспитания.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании представляет собой способ развития эмоционально-чувственной, интеллектуальной и деятельностной сфер личности. Проекты, имеющие патриотическую направленность («Моя родословная», «Традиции нашего города»,

«Государственные праздники» и др.), дают возможность дошкольникам больше узнать о семейных ценностях, традициях, культуре семьи, ее истории; собрать и исследовать материал об историческом прошлом города, где они живут, познакомиться с земляками, увидеть красоту родного края. Такие проекты

пробуждают у детей патриотические чувства; способствуют воспитанию гордости за свою Родину, уважения к своему народу, к его вековым традициям, достижениям, ремеслам; формированию бережного отношения к родному городу, его достопримечательностям, природе. Одним из показателей эффективности проектной деятельности патриотической направленности является социальная активность дошкольников, которая проявляется в помощи другим людям, охране природы.

Таким образом, можно сделать вывод, что реализация описанных педагогических условий (создание специальной воспитывающей среды; взаимодействие педагогов и родителей; организация проектной деятельности патриотической направленности) способна сделать процесс формирования патриотических чувств детей дошкольного возраста более эффективным.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!