Теоретический аспект развития фонематических процессов у ребенка
ФГОС дошкольного образования:
2.6. «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие». « Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
4.6. « Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования: … ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности».
Фонематические процессы
Фонематическое восприятие
Фонематический слух
Фонематические представления
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
«…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова» (Л.С.Волкова) .
Включает в себя 3 речевые операции (Л.С.Выгодский):
- способность слышать, есть данный звук в слове или нет;
- способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
- способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Фоне́ма (др. – греч. φώνημα — «звук») — минимальная смыслоразличительная единица языка. Фонема – это не просто звук, а значащий звук.
Фонема служит для различения и отождествления значимых единиц языка:
- при замене одной фонемы на другую получится другое слово
(ом — ом);
- при изменении порядка следования фонем также получится другое слово
( — );
- при удалении фонемы также получится другое слово (тон — тон).
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
- это умственные действия по выделению и различению фонем,
по определению звукового состава слова (Е.Ф.Архипова)
Включает в себя 3 операции (Д.Б.Эльконин):
- умение определять линейную последовательность звуков в слове;
- умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу,
середине или концу;
- осознание или подсчет количества звуков в слове.
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
- это способность осуществлять фонематический анализ и синтез
Фонематический анализ – это операция мыслительного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.
Фонематический синтез – это способность соединять звуковые элементы в единое целое.
Этапы развития фонематического восприятия
I . Развитие неречевого слуха
На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков.
II . Развитие речевого слуха
• Различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте, силе и тембру голоса;
• Различение слов, близких по звуковому составу;
• Дифференциация слогов;
• Дифференциация фонем.
III . Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза
• Определение количества слогов в словах разной сложности;
• Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука;
• Выделение из слога гласного, затем согласного звука;
• Выделение первого и последнего звука в слове;
• Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения;
• Определение места, количества, последовательности звуков в слове;
• Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками).