СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретический аспект развития фонематических процессов у ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение качества обучения и воспитания детей с различными нарушениями в развитии остается актуальной проблемой.Процесс овладения правильным звукопроизношением осуществляется на основе тесного взаимодействия скнсорных и моторных функций, обеспечивающих единство речевой системы.

Просмотр содержимого документа
«Теоретический аспект развития фонематических процессов у ребенка.»

 Теоретический аспект развития фонематических процессов у ребенка

Теоретический аспект развития фонематических процессов у ребенка

ФГОС дошкольного образования:

2.6. «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие». « Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

4.6. « Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования: … ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности».

Фонематические процессы Фонематическое восприятие Фонематический слух Фонематические представления

Фонематические процессы

Фонематическое восприятие

Фонематический слух

Фонематические представления

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова» (Л.С.Волкова) .  Включает в себя 3 речевые операции (Л.С.Выгодский):  способность слышать, есть данный звук в слове или нет;  способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;  способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.  Фоне́ма (др. – греч. φώνημα — «звук») — минимальная смыслоразличительная единица языка. Фонема – это не просто звук, а значащий звук. Фонема служит для различения и отождествления значимых единиц языка:   при замене одной фонемы на другую получится другое слово  (ом — ом);  при изменении порядка следования фонем также получится другое слово  ( — );  при удалении фонемы также получится другое слово (тон — тон).

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

«…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова» (Л.С.Волкова) .

Включает в себя 3 речевые операции (Л.С.Выгодский):

  • способность слышать, есть данный звук в слове или нет;
  • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
  • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Фоне́ма (др. – греч. φώνημα — «звук») — минимальная смыслоразличительная единица языка. Фонема – это не просто звук, а значащий звук.

Фонема служит для различения и отождествления значимых единиц языка:

  • при замене одной фонемы на другую получится другое слово

(ом — ом);

  • при изменении порядка следования фонем также получится другое слово

( — );

  • при удалении фонемы также получится другое слово (тон — тон).
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова (Е.Ф.Архипова)  Включает в себя 3 операции (Д.Б.Эльконин):  умение определять линейную последовательность звуков в слове;  умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу,  середине или концу;  осознание или подсчет количества звуков в слове.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

  • это умственные действия по выделению и различению фонем,

по определению звукового состава слова (Е.Ф.Архипова)

Включает в себя 3 операции (Д.Б.Эльконин):

  • умение определять линейную последовательность звуков в слове;
  • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу,

середине или концу;

  • осознание или подсчет количества звуков в слове.
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ это способность осуществлять фонематический анализ и синтез   Фонематический анализ – это операция мыслительного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. Фонематический синтез – это способность соединять звуковые элементы в единое целое.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

  • это способность осуществлять фонематический анализ и синтез

Фонематический анализ – это операция мыслительного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.

Фонематический синтез – это способность соединять звуковые элементы в единое целое.

Этапы развития фонематического восприятия  I . Развитие неречевого слуха На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. II . Развитие речевого слуха • Различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте, силе и тембру голоса; • Различение слов, близких по звуковому составу; • Дифференциация слогов; • Дифференциация фонем.    III . Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза • Определение количества слогов в словах разной сложности; • Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука; • Выделение из слога гласного, затем согласного звука; • Выделение первого и последнего звука в слове; • Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения; • Определение места, количества, последовательности звуков в слове; • Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками).

Этапы развития фонематического восприятия

I . Развитие неречевого слуха

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков.

II . Развитие речевого слуха

• Различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте, силе и тембру голоса;

• Различение слов, близких по звуковому составу;

• Дифференциация слогов;

• Дифференциация фонем.

III . Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза

• Определение количества слогов в словах разной сложности;

• Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука;

• Выделение из слога гласного, затем согласного звука;

• Выделение первого и последнего звука в слове;

• Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения;

• Определение места, количества, последовательности звуков в слове;

• Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя