Мастер – класс
учителя логопеда Говоровой О.П. по теме:
«Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя – логопеда»
Цель: раскрыть суть здоровьесберегающей технологии «Кинезиология» и ее роли в развитии дошкольников.
Задачи: расширить, углубить знания педагогов об инновационной здоровьесберегающей технологии «кинезиология»;
Обобщить знания педагогов о развитии интеллекта старших дошкольников;
Раскрыть причины, приводящие к проблемам в развитии ребенка;
Практическое овладение кинезиологическими методами для последующего применения в практической деятельности.
Ожидаемые результаты мастер-класса
Понимание участниками мастер-класса актуальности данной технологии; практическое освоение кинезиологических методик и упражнений; активизация познавательной деятельности участников мастер-класса; повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по основным аспектам демонстрируемой деятельности; рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
План проведения мастер-класса:
Теоретическая часть. Презентация.
Актуальность использования метода кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста
Особенности развития интеллекта старших дошкольников.
О причинах, порождающих отставание в развитии.
Кинезиологические методы.
Знакомство с картотекой кинезиологических упражнений.
Практическая часть.
Комментированный показ кинезиологических методов в форме практического занятия с участниками мастер-класса путем непосредственного контактного обучения основным приемам, упражнениям представляемой деятельности.
III. Рефлексия.
Самоанализ проведенного мастер-класса.
Вопросы участников мастер-класса к учителю – логопеду.
Вопросы к участникам мастер-класса.
Общая дискуссия.
Кинезиологические методы:
1.Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Гипертонус – проявляется, как правило, в двигательном беспокойстве, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации. |
2.Дыхательные упражнения.№15 |
Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. |
3.Глазодвигательные упражнения. №16 |
Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения. |
4.Телесные упражнения. №17 |
При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций. |
5.Тренировка артикуляционных и тонких движений пальцев. №18 |
Стимулирует общее развитие речи. (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук), а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. |
6.Массаж. №19 |
Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове. |
7.Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения |
Демонстрация картотеки кинезиологических упражнений.
Практическая часть
Развитие соматогностических функций (восприятие тела); растяжки.
Цель: нормализация тонуса мышц.
«Дерево». На корточках спрятать голову в колени и обхватить их руками (семена). Медленно подниматься на ноги, распрямляя туловище. Поднять руки, напрячь тело и вытянуть его вверх. «Подул ветер»: раскачивать тело.
«Яйцо». Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
Массажи
Цель: улучшение функции рецепторов, проводящих путей, укрепление рефлекторных связей коры головного мозга с мышцами и сосудами, повышение регулирующей роли ЦНС.
Массаж ушных раковин. Помассировать мочки ушей, всю ушную раковину, растереть уши руками, свернуть и развернуть ушные раковины.
«Пунктиры». Подушечки 4-х пальцев правой рук установить у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями кожа смещается на сантиметр вперед, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. Тоже проделать с левой руки.
«Пила». Кисть и предплечье левой руки на столе. Ребром ладони правой рук»и сымитировать «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони. Проделать тоже для другой руки.
Формирование пространственных представлений
Цель: развивать пространственную функцию: лево – право, верх – низ, перед - зад
«Моя рука, твоя рука». Дети определяются в пары и, сидя лицом к др. к др. определяют сначала у себя, затем у товарища левую руку, левое плечо, правое колено и т.д.
«Пространство тела соседа». Прикоснуться левой рукой к правому уху соседа слева, затем правой рукой к левой коленке соседа справа и т.д.
«Пространство за спиной». Выполни действия за своей спиной: завяжи шнурки, застегни пуговицы, узнай предмет на ощупь, слепи из пластилина.
Развитие артикуляционных движений и мелкой моторики
Цель : стимулировать работу базального ганглия лимбической системы.
Движения языком вправо-влево, вверх-вниз.
«Волна». Сначала правой рукой, затем левой двигать волнообразно каждый пальчик.
Выгибание языка, свертывание в трубочку.
«Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний… Упр. выполняется сначала каждой рукой отдельно.
Вращай карандаш правой руки (между большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем). Выполни в обратную сторону. Тоже левой рукой.
Развитие зрительного восприятия
Цель: расширить пространство зрительного восприятия, повысить энергетику мозга, активизировать процесс обучения, профилактика миопии.
Следи за игрушкой, не поворачивая шеи. Предметы перемещает, ребенок с усложнением: открыть рот; слегка прикусить язык.
Не поворачивая головы, пытаемся посмотреть за плечо сначала правое, затем левое.
Глаза вправо – глубокий вдох – пауза (задержка дыхания и движения глаз- 2 сек.) – глаза в И.П. – Пассивный выдох – пауза. Глаза влево – вдох – пауза- Глаза в И.П. – выдох – пауза.
“Горизонтальная восьмерка”. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
Развитие межполушарного взаимодействия
Цель: развитие мозолистого тела, повышение стрессоустойчивости, синхронизация работы полушарий, улучшение мыслительной деятельности, способствовать улучшению памяти и внимания, облегчение процесса чтения и письма.
«Оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции /можно подключить проговаривание слогов с заданным звуком, счет от 1 – 10 и обратно, называть дни недели, времена года…/.
«Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая – на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положения рук.
"Кулак - ребро – ладонь. Последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Лезгинка». Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.
«Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Змейка». Скрестить руки ладонями друг к другу; пальцы в замок. Выверните рук к себе. Двигайте пальцем, который назовет педагог. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкенизий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук».
«Зеркальное рисовании». На чистом листе бумаги рисуем обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы…
«Перекрестное марширование». Любим мы маршировать, руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
«Прыжки». На месте, одновременно двигая руками и ногами. Ноги вместе – руки врозь; Ноги врозь – руки вместе; Ноги вместе – руки вместе; Ноги врозь – руки врозь.
«Прыжки». Ноги вправо-руки влево; Ноги влево- руки вправо; Ноги вправо-руки вправо; Ноги влево-руки влево.
Дыхательные упражнения
Цель: улучшить ритмы, повысить энергетическое обеспечение деятельности мозга, профилактика соматических заболеваний, снятие стрессов.
“Дышим носом”
1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;
2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
«Ритмичное дыхание»: вдох в два раза короче выдоха.
«Дыхательные упражнения по схемам»: вдох носом – выдох носом; вдох ртом – выдох носом; вдох ртом – выдох ртом; вдох носом – выдох ртом.
Развитие тонального звукоразличения (шумовое восприятие)
Цель: воспринимать, дифференцировать, называть услышанные шумы.
«Послушай тишину». Закрой глаза и послушай звуки на улице, за окном, в комнате, свое дыхание, биение сердца.
Узнавание музыкальных инструментов. «На чем играл…».
Рефлексия
Самоанализ мастер-класса
Участникам мастер-класса была предложена здоровьесбереающая технология «Кинезиология». В ходе мастер-класса отмечены 3 этапа: 1. Теоретическая часть. 2. Комментированный показ учителем – логопедом кинезиологических упражнений. 3. Рефлексия.
В теоретической части мастер-класса логопед раскрыла основы метода кинезиологии, актуальность данного метода, были рассмотрены вопросы особенности развития интеллекта у детей старшего дошкольного возраста и причины, приводящие к проблемам в развитии ребенка. В качестве рекомендаций для воспитателей была разработана и представлена картотека кинезиологических упражнений. Во второй части мастер-класса логопед были продемонстрированы и практически освоены педагогами кинезиологические упражнения в следующих направлениях: развитие саматогностических функций (восприятие тела), растяжки; массажи; формирование пространственных представлений; развитие артикуляционных движений и мелкой моторики; развитие зрительного восприятия; развитие межполушарного взаимодействия; дыхательные упражнения; развитие тонального звукоразличения. В третьей части мастер-класса логопед представила самоанализ, ответила на вопросы участников, участникам были предложены несколько вопросов, направленных на понимание основных аспектов демонстрируемой деятельности, был подведен итог проведенного мероприятия.