СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Модуль "Социальная сфера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ обществознание, модуль "Социальная сфера"

Просмотр содержимого документа
«3.1»

3.1. Социальная стратификация и мобильность


Под социальной стратификацией понимается наличие в обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Понятие «социальная дифференциация» подразумевает любые социальные различия, в том числе не связанные с неравенством, со стимулированием (или репрессией) разных форм деятельности.

Системы социальной стратификации

а) Закрытые системы: предполагают безусловный примат приписанного статуса. Здесь индивиду почти невозможно изменить статус, полученный в силу происхождения. Такие системы свойственны традиционным обществам, особенно в прошлом.

Рабство – форма экономического, социального и юридического закрепощения людей. Ключевым признаком неравенства в этих обществах можно считать обладание гражданскими правами.

Касты – закрытые общественные группы, связанные общим происхождением и правовым статусом. Кастовая система предполагает пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этнически‑религиозному или экономическому признаку, браки между представителями разных каст запрещаются. Социальная дифференциация основывалась на традициях, освященных религией .

Сословия – социальные группы, чьи права и обязанности, закрепленные в праве и традициях, передаются наследственным образом (дворянство, духовенство, купечество, крестьянство, мещанство и др.). В отличие от кастовой системы браки между представителями разных сословий допустимы. Членство в сословии передавалось по наследству, но в виде исключения могло быть приобретено за деньги или даровано.

б) Открытые системы: возможность для любого члена общества подниматься (опускаться) по социальной лестнице в соответствии со своими способностями и усилиями.

Классы – принадлежность к классам определяется, прежде всего, местом в системе общественного производства, владением собственностью, а также наличием способностей, образования, уровнем получаемых доходов. К. Маркс указывал, что важным критерием выделения классов является положение их членов – угнетающее или угнетаемое.

В современной социологии среди основных признаков современного неравенства называют: величину доходов, объем власти, уровень образования и престиж профессии. Основная часть населения в современных обществах разделяется на высший, средний и низший классы.

Высший класс выделяется по своему богатству, корпоративности и власти (банкиры, собственники, президенты компаний, руководители партий, кинозвезды, выдающиеся спортсмены).

Средний класс – в состав среднего класса входят лица со средним уровнем потребления, который включает в себя отдельный дом или квартиру, определенный набор товаров длительного пользования, страховые полисы, оплату образования и медицинского обслуживания (врачи, юристы, технические работники, средние и мелкие предприниматели). Средний класс выполняет чрезвычайно важную роль в современном обществе: смягчает конфликт между высшим и низшим классами; является социальной основой стабильности; обеспечивает устойчивый спрос на рынке товаров и услуг; способствует созданию новых информационных технологий и экономическому прогрессу в целом.

В состав низшего класса входят лица, занятые ручным физическим или механизированным трудом: квалифицированные, а также средне– и низкоквалифицированные рабочие, люмпены и маргиналы. Последний слой – «социальное дно», в который входят преступные и полупреступные элементы (воры, бандиты, жулики, содержатели притонов, торговцы наркотиками, алкоголики, бродяги, бомжи и пр.).

Страты – группы людей, обладающих сходными характеристиками в социальном пространстве (Например: Крестьяне – черносошные (обладающие личной свободой) и владельческие (зависимые от своего хозяина

Классы, сословия и касты можно считать разновидностями страт. Социальная стратификация показывает, что страты существуют в разных условиях и люди обладают неодинаковыми возможностями для удовлетворения своих потребностей. Неравенство (источник расслоения в обществе) отражает различия в доступе представителей каждого слоя к социальным благам, а стратификация является социологической характеристикой структуры общества как совокупности слоев.

Критерии стратификации


Современная социология выделяет следующие основные критерии социальной стратификации:

  1. доход – количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);

  2. богатство – накопленные доходы, т. е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);

  3. власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых она распространяется;

  4. образование – совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;

  5. престиж – общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

Еще раз: исторические типы социальной стратификации: касты, сословия, рабство и классы

Социальной мобильностью называется перемещение индивидов в системе социальной стратификации из одного слоя в другой.

Формы социальной мобильности:

1) Вертикальная – изменение положения индивида, которое вызывает повышение (восходящая мобильность) или понижение (нисходящая мобильность) его социального статуса.

2) Горизонтальная – изменение положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса (переезд из одного города в другой, смена вероисповедания, переход из одной семьи в другую после распада брака, смена гражданства, переход из одной политической партии в другую, смена работы при переводе на приблизительно равнозначную должность).

Так же выделяют:

3) Межпоколенная определяется сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (например, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте).

4) Внутрипоколенная предполагает сравнение социального статуса индивида в течение продолжительного времени. Перемещения на короткое социальное расстояние являются правилом, а на большое – исключением.

В любом обществе одновременно существует индивидуальная (перемещение по иерархической лестнице совершается отдельным индивидом) и групповая мобильность (происходит тогда, когда снижается или повышается статус целого класса, сословия, касты). Причинами групповой мобильности могут быть социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные войны, восстания, смены политических режимов.


Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называются социальными каналами или социальными лифтами.


Просмотр содержимого документа
«3.10 семья»

3.10. Семья и брак (10 класс, параграф 18)


Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками



Семейный социальный статус – один из видов социальных статусов в обществе и определяет место индивида не только в семейной структуре, но и в общей структуре общества. Семейные статусы подразделяются на: супружеские (жена, муж); родительские (мать, отец); детские (сын, дочь, брат, сестра); межпоколенные (дед, бабушка, внук, внучка и т. д.).


Социальные функции семьи


* Репродуктивная – рождение детей, воспроизводство биологического вида. Благодаря этой функции семья не только воспроизводит самое себя, но и обеспечивает замещение уходящих поколений новыми членами общества.

Воспитательная (духовное воспроизводство рода) -

* Социализация личности – освоение социальных норм, ценностей, знаний, умений, необходимых для нормального функционирования в обществе

* Экзистенциональная – функция заботы и защиты своих членов, обеспечение их социальной и психологической безопасности.

* Экономическая и хозяйственно‑бытовая – совместное производство материальных благ и их распределение, организация совместного проживания членов семьи и поддержание их физического здоровья и благополучия.

* Функция первичного социального контроля – моральная и социальная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности.

* Рекреативная(досуговая) – организация досуга, отдыха и развлечения

* Социально‑статусная – воспроизводство социальной структуры общества. Путем приобретения новых социальных статусов в семье («мужа», «жены», «отца», «матери» и др.) индивид замещает в социальной структуре статусы своих предшественников (родителей) и тем самым воспроизводит социальную структуру.

* Гедонистическая (от греч. – удовольствие) – функция взаимного удовольствия, наслаждения, любви, счастья и т. п.



Брак – 1) исторически сложившиеся, социально регулируемые отношения между мужчинами и женщинами, устанавливающие их взаимные права и обязанности в семейной организации; 2) нормативно‑правовой институт, регулирующий отношения между всеми членами семьи, между семьей и государством.





Типологизация семьи


1. По критериям доминирования в семейной организации:

– Матриархальная семья – женщины занимают доминирующее положение в семье. Родословная идет по женской линии.


– Патриархальная семья – главенствующую роль в семье играет мужчина‑собственник. Женщина в такой семье, как правило, также является собственностью мужа. Родословная идет по мужской линии.

– партнерская (эгалитарная) семья – равные властные отношения супругов со взаимозаменяемыми социальными ролями.


2. В зависимости от сложности семейной структуры:

– Расширенная семья, многопоколенная – сложная семья, включающая в себя представителей нескольких поколений родственников (прародителей – дед, бабушка, родителей – мать, отец, детей – сын, дочь и др.).

– Нуклеарная семья – состоящая из двух поколений – родителей и детей.


3. В зависимости от количества детей в семье:малодетные (1–2 ребенка); среднедетные (3–4 ребенка); многодетные (5 и более детей); бездетные (супружеские пары, не желающие или не имеющие возможности обзавестись детьми); неполные (семьи с детьми, но без одного или обоих родителей).


Признаки патриархальной семьи


• Приоритет общесемейных (родовых) интересов над индивидуальными.

• Основным критерием вступления в брак является не личный выбор молодых, а экономические и другие интересы патриархальной семьи.

• Сложный социальный состав, как правило, включающий в себя несколько поколений мужчин с женами, детьми и другими родственниками.

• Многодетность. Иметь большое количество детей в условиях натурального способа производства выгодно с экономической точки зрения.

• Запрет индивидуального вмешательства в репродуктивный цикл (предупреждение и прерывание беременности).

• Слабая социальная и географическая мобильность. Дети усваивают и наследуют социальные статусы и роли своих родителей и остаются в семье.

• Все имущество семьи находится в коллективном владении и наследуется по мужской линии.

В традиционной патриархальной семье все отношения строятся на основе обычаев и традиций, не учитывающих индивидуальные особенности и предпочтения супругов и других членов семьи.


Признаки партнерской семьи


• Приоритет индивидуальных интересов над общесемейными (родовыми).

• Основным критерием вступления в брак является личный выбор самих брачующихся.

• Простая двухпоколенная социальная структура, состоящая, как правило, из родителей и детей.

• Малодетность. Удлинение периода социализации детей и увеличение расходов на их содержание, воспитание и обучение, а также стремление супругов самореализоваться в иных внесемейных видах деятельности, ослабление репродуктивной мотивации.

• Индивидуальное планирование рождаемости.

• Интенсивная социальная и географическая мобильность. Каждый член семьи (как и семья в целом) может выбирать и неоднократно менять вид деятельности и место жительства.

• Правовое равенство во владении и наследовании семейного имущества.


Основные признаки кризиса современной семьи


– Поздние браки.

– Малодетные и бездетные семьи. Поздние браки и желание супругов самореализоваться в бизнесе, творчестве и других внесемейных видах деятельности не позволяет им уделять достаточное количество времени на рождение и воспитание детей. Личный эгоизм супругов побеждает природные чувства сохранения и воспроизводства своего рода.

– Снижение брачности. Увеличение общего количества людей, которые никогда не вступали в брак.

– Увеличение числа разводов. В демократическом обществе развод является одним из атрибутов личной свободы.

– Рост числа неполных семей. Увеличение числа разводов и внебрачных рождений приводит к росту неполных семей.

– Увеличение числа детей‑сирот, а также беспризорных и безнадзорных детей. Кризис семьи, внебрачные роды приводят к тому, что роженицы отказываются от своих детей; другие родители лишаются родительских прав из‑за того, что они не в состоянии (по тем или иным причинам) исполнять свои родительские обязанности.

– Детское сиротство, беспризорность и безнадзорность, являясь следствием кризиса института семьи, на следующем этапе становятся одной из причин этого кризиса. Повзрослевшие дети, выросшие вне семьи или в неблагополучной семье, как правило, и сами не в состоянии создать полноценную семью.

– Снижение отцовской воспитательной роли. Увеличение числа разводов и внебрачное рождение детей приводят к увеличению количества неполных материнских семей. В таких семьях отцовское воспитание фактически отсутствует. Дети, выросшие в материнских семьях, усваивают стереотипы материнского воспитания и переносят их на воспитание своих детей. О кризисе современной семьи свидетельствуют также факты появления и юридического оформления в некоторых демократических странах так называемых однополых квазисемей, которые, по причине однополости «брачных» партнеров, не могут иметь совместно нажитых детей.

Государственное признание ценности семьи, ее роли в общественном развитии и воспитании будущих поколений закреплено в Конституции Российской Федерации. Основные обязательства по материальному содержанию, социально‑правовой защите, воспитанию, образованию детей несут семья и государство. Разработаны и осуществляются следующие федеральные программы:

3. С 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. оказывается форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей – материнский (семейный) капитал.

4. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации 5. Национальная благотворительная программа «Поддержка семьи и ребенка на 2012–2017 гг.».

6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.».

7. 24 мая 2013 г. в г. Москве состоялся Учредительный съезд Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей».



Просмотр содержимого документа
«3.12, 3.13 социализация и социальная роль»

3.12 Социальная роль


Социальный статус – социальная позиция человека в обществе с вытекающими из нее правами и обязанностями (положение человека в обществе)


Различают:

  1. Приписанный (предписанный) статус – статус, который принадлежит человеку от рождения (сын, дочь, женщина, ребенок, подросток и т.д.)

  2. Достигаемый статус – результат прилагаемых усилий. Достигаемым статусом называют то, что человек обретает собственными усилиями: образование, материальное положение и т.д. Например: жена, муж, мать, профессор, студент, повар и т.д.)

Иногда статус разделяют на прирожденный и приписываемый. Прирожденными можно рассматривать пол, возраст (биологическая определяемая сторона статуса), этническую принадлежность. Приписываемый статус тоже дается с рождения, но не носит биологический характер


В любом обществе существует иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие – наоборот.

Престиж оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Иерархия статусов формируется под влиянием двух факторов: а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек; б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Авторитет – степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.

Один человек обладает несколькими статусами (статусный набор) т.к. он является одновременно членом нескольких социальных групп.


С понятием социальный статус тесно связано другое понятие – социальная роль : 1) фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений; 2) совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.



Социальная роль- ожидаемое от человека данного социального статуса поведение. Например: статус ученика средней школы – предполагается, что он должен получить знания, овладеть умениями и навыками. Совсем другая социальная роль у руководителя предприятия, он должен руководить своими подчиненными.


Совокупность социальных ролей, которые отвечают определенному статусу, называются ролевым набором. Например: студент – слушатель в аудитории, староста, сын, внук, работник фирмы


Ролевой конфликт – это ситуация, связанная с необходимостью удовлетворять требования 2-х и более ролей. Например: Жена и руководитель фирмы.


Типы ролевых конфликтов


• Межролевые – конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо различные роли предъявляют ему несовместимые требования.

• Внутриролевые – конфликты, вызываемые противоречивыми требованиями, предъявляемыми к носителям одной роли разными социальными группами. Каждый человек обладает целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой.



































3.13 Социализация


Социализация – процесс усвоения индивидом социальных норм, ценностей, знаний для нормального функционирования в обществе.


Уровни социализации:

  1. Первичная – усвоение норм и ценностей ребенком

  2. Вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком


Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.


Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.

Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Агенты первичной социализации (непосредственное и ближайшее окружение человека) – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Первичными институтами социализации являются семья, школа, группы сверстников и т. д.


– Семья – важнейший агент социализации. Социальное положение родителей определяет социальный статус ребенка на протяжении первых 20 лет его жизни. Профессия родителей определяет культурный и образовательный уровень семьи.


– Спорт оказывает позитивное влияние на формирование физически и духовно здоровой личности, дисциплинирует личность, формирует силу воли, целенаправленность и целеустремленность, а также является залогом здоровой психической деятельности человека, бодрости и жизнерадостности.


– Школа как агент социализации отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, учится преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. В школьный период социализации у ребенка формируется самооценка, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь.


Социализация в процессе воспитания в семье и школе имеет двойственный характер – не только регулируемый и целенаправленный, но и неуправляемый, стихийный. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников между собой и внутри социальной группы. Этот опыт может быть как позитивным, т. е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным.


– Интернет как агент социализации молодежи оказывает сильнейшее воздействие на личность и ее нравственное состояние. Интернет, усиливая процесс опосредованного общения, оказывает воздействие на психическое состояние личности в плане формирования интернет‑зависимости.


Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Вторичными институтами – государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.



Уровни социализации


1. Первичная (до 6 лет), происходящая преимущественно в семье, основана на предсознательных программах, которые у талантливого новорожденного более совершенны, чем у обычного человека. Восприятие предметного мира, языка и речи, участие в ролевой деятельности являются сигналами, развивающими механизмы предсознания в сознание, в способности к музыке, математике, физическому труду и соответствующим моделям ролей.

2. Вторичная социализация (до 23–25 лет), происходящая в системе образования, направлена на совершенствование возникшего сознания, ценностных ориентаций, ролевых моделей в более сложные, профессиональные, взаимосвязанные ориентации действий, а также роли и действия: юноши и девушки, студента и спортсмена, любящего и любимого и т. п.

3. Третичная социализация – это социализация взрослого, образованного, получившего профессию человека. В это время формируются ментальность и ценностные ориентации, статусы и роли, навыки поведения мужчины и женщины, мужа или жены, отца и матери, работника и гражданина, патриота и интернационалиста и т. п.



Факторы, оказывающие влияние на процесс социализации:

наследственность, семья, школа, улица, телевидение и Интернет, книги, общественные организации (армия, спортивная команда, партия, тюрьма и т. д.), тип общественного строя, тип цивилизации, возраст, пол, степень родства; биологическая наследственность; физическое окружение; культура, социальное окружение; групповой опыт; индивидуальный опыт.


Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией, а утрата личностью навыков социального поведения – десоциализацией . Отклонение в социализации принято называть девиацией . Американский социолог И. Гоффман (1922–1982) выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях: изоляция от внешнего мира; постоянное общение с одними и теми же людьми; утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания; отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым.


Обучение – процесс целенаправленного формирования в человеке определенных умений: практических (одеваться, здороваться и т. п.) и мыслительных (думать, анализировать и т. п.). В нем формируется разнообразное ролевое поведение, нормы и ценности которого человек может и не осознавать. Обучение происходит преимущественно в семье.


Воспитание – процесс целенаправленного формирования в человеке мотивов, а также нравственных, эстетических, мировоззренческих ценностей, убеждений, верований, определяющих его жизнедеятельность. Оно осуществляется в семье, школе, через телевидение, прессу и т. п.


Образование – процесс целенаправленного формирования в человеке знаний о себе, ближайшем окружении, природе, обществе, смысле жизни и т. п., который может носить бытовой, технический, исторический и т. п. характер и происходит в школе и вузе.

Защита – психические и практические процессы, посредством которых люди преодолевают внутренние конфликты: между различными потребностями, интересами и ценностями и внутри их (по вертикали) в процессе социализации. Защита опирается на волю человека.


Адаптация – психические и практические процессы, посредством которых человек справляется с напряженностью в своих отношениях с ситуацией, частью которой являются и другие люди. В рамках этого механизма человек преодолевает угрозу потерять предмет потребности, интереса, ориентации. Адаптация опирается на познание, память, волю человека.


Средствами социализации родившегося человека становятся:

1) подражание поведению взрослых; основано на генетически присущей человеку способности запоминать и воспроизводить различные типы поведения;

2) ролевые пробы и ошибки в процессе собственной деятельности; связано с обобщением полученного навыка и переносом его в новую ситуацию;

3) язык, речь, познание (чувственное и мыслительное); связано с развитием эмпирического, теоретического, философского познания.



Процесс социализации включает в себя две основные формы взаимодействия личности и среды:


– пассивную форму потребления уже накопленного до ее проявления социального опыта, который обеспечивает вхождение личности в жизнь, в систему сложившихся социальных связей; это репродуктивная по своему характеру деятельность:


– активную форму , проявляющуюся в создании или разрушении существующих социальных связей путем активной, творческой, креативной деятельности.


Одна из существенных проблем социализации – совместимость разных ценностей культуры, предлагаемых разными факторами – системами социализации (семьей, улицей, школой, тюрьмой и т. п.). Для социализации характерен компромисс между разными традициями, нормами, ценностями, идеалами и т. п. Подобный компромисс предполагает также компромисс индивида с другими людьми. В результате многообразия факторов социализации в рамках одного и того же типа общества возникают разные типы личностей: по мировоззрению, ментальности, характеру, образу жизни: конформисты (консерваторы); реформаторы; революционеры. Реформаторы и революционеры вступают в социальный и межличностный конфликты, которые служат источником развития обществ.


Просмотр содержимого документа
«3.2 социальные группы»

3.2. Социальные группы


Социальная группа – совокупность людей, имеющих какой – либо общественно значимый признак (пол, возраст, этническую принадлежность, профессию, место жительство и др.)


Что дает основание объединить непохожие друг на друга сообщества в категорию «социальная группа». Все социальные группы объективно возникают в ходе жизнедеятельности людей вне зависимости от их воли и желания. Каждую социальную группу характеризуют определенные связи и общие социально-значимые признаки: национальность, религия, профессия, доход


Люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются, и человеческое общество представляет собой множество раз­личных социальных общностей и групп. Почему это происходит? Социологии объясняют это тем, что…

  1. Общественное разделение труда и специализация деятельности. Например: если мы говорим о средних веках, то ремесленники, земледельцы, скотоводы. В современном мире можно выделить тех, кто работает на производстве (рабочие или «синие воротнички») и чиновники («белые воротнички»)

  2. Исторически сложившееся разнообразие быта, культуры, социальных норм и т.д.





Классификация групп:

  1. Малые (количество примерно до 10 человек, которых связывают каждодневное общение, эмоциональная связь)

  2. Большие (количество: много, люди в большинстве своем, не знают друг друга, например учителя Краснодарского края)




  1. Номинальная – группа людей не имеющих никаких связей между собой, но искусственно выделенных в группу по какому-либо признаку. Например: читатели, зрители

  2. Реальная – группа людей, которые связанны между собой и взаимодействуют с другими группами



  1. Формальная группа – группа людей, взаимоотношения которых регламентируются нормативными документами. Например: партия – зарегистрирована в госучреждении, устав, нормы, программа и т.д.

  2. Неформальная группа – группа людей взаимоотношения которых основаны на взаимной симпатии, привычке




Каждый человек принадлежит какой-либо группе или занимает переходное или промежуточное положение.

Маргиналы – люди, которые не имеют постоянного места жительства и средств существования (бомжы)





Просмотр содержимого документа
«3.3 молодежь»

3.3. Молодежь как социальная группа



Молодежь – 1) социально‑демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 14 до 30 лет), особенностей социального положения и определенных социально‑психологических качеств; 2) наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально‑психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности; стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.


Особенности социального положения молодежи:

  1. переходность положения;

  2. высокий уровень мобильности;

  3. освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса;

  4. активный поиск своего места в жизни;

  5. благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

* С точки зрения ведущих видов деятельности, период молодости совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь (трудовая деятельность).

* С точки зрения психологии, молодость – это период обретения своего Я, утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска своего особого пути достижения успеха и счастья. Осознание ошибок формирует его собственный опыт.

* С позиции права, молодость – время наступления гражданского совершеннолетия (в России – 18 лет). Совершеннолетний человек получает полную правоспособность, т. е. возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т. д.) Одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности (соблюдение законов, уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, зашита Отечества и др.).

* С общефилософской точки зрения, молодость может рассматриваться как время возможностей, время устремленности в будущее. С этой позиции молодость – период неустойчивости, изменений, критичности, постоянного поиска новизны. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодежь, как правило, не желает подчиняться традициям и обычаям – она хочет преобразовать мир, утвердить свои инновационные ценности.


Основные проблемы молодежи


– в социальной структуре положение молодежи характеризуется переходностью и нестабильностью;

– экономические факторы более всего влияют на положение молодежи (молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей, отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей, заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, мала и студенческая стипендия). В ситуации экономического спада резко увеличивается численность безработных в молодежной среде и молодым становится все сложнее достичь состояния экономической самостоятельности.

– духовные факторы: усиливается процесс потери нравственных ориентиров, размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность. Характерный для молодежи протестный заряд в кризисные периоды искажается, приобретая жестокие и агрессивные формы. При этом происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет численность молодых людей с социальными отклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.

– проблема «отцов и детей» связана с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения. Поколение – это объективно складывающаяся социально‑демографическая и культурно‑историческая общность людей, объединенных возрастом и общими историческими условиями жизни.

Неформальные группы характеризуются следующими признаками: возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации; самоорганизация и независимость от официальных структур; обязательные для участников и отличающиеся от принятых в обществе модели поведения, которые направлены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки; относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп; выражение иных ценностных ориентаций или мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом; атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.


Молодежная политика – это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Цель государственной молодежной политики – всестороннее развитие потенциала молодежи, что должно способствовать достижению долгосрочных целей – социальному, экономическому, культурному развитию страны, обеспечению ее международной конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности.


Основные направления молодежной политики


– вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;

– развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;

– интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.



Просмотр содержимого документа
«3.3-3.6 национал»

3.4. Этнические общности

Социально‑этническая общность (этнос) – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, которая связана общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания.

Предпосылки формирования этносов: общность территории; общность языка; единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанных с ними социально‑психологических характеристик сознания и поведения людей; этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.


Виды социально‑этнических общностей


1. род – группа людей, связанные кровными узами

2. Племя – тип этнической общности, присущий преимущественно первобытнообщинному строю и основанный на кровнородственном единстве. Племя имело свою территорию и большое число родов и кланов. Людей объединяют в племя также общие религиозные верования – фетишизм, тотемизм и др., наличие общего разговорного диалекта, зачатки политической власти (совет старейшин, вожди и др.), общая территория проживания. Племя имеет зачатки внутренней организации: вождя или совет вождей, племенные советы, решающие важные для всех дела и вопросы (например, организация охоты, военного похода, религиозного обряда и т. п.).

3. Народность – тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на кровном родстве, а на территориальном единстве. Народности свойственны более высокий уровень развития экономики, сложившийся определенный экономический уклад, наличие фольклорной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает сформировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием.

4. Нация – исторически сложившийся высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания. Нации начинают складываться из различных племен и народностей в период развития капиталистических экономических отношений и объединения местных рынков в общенациональный.



Национальность – принадлежность человека к той или иной нации либо его государственную принадлежность. В ряде стран, в том числе и в России определение национальной принадлежности – личное дело каждого, неотъемлемое право личности, одно из условий ее свободы.




Межнациональное взаимодействие

Ассимиляция – слияние этносов, при котором один из них усваивает чужую культуру и утрачивает свою (естественная и насильственная)


Диаспора – большая группа людей, территориально оторванная от своего народа, существует автономно, не смешиваясь с другими народами



Понятие этнической стратификации выражает социально‑этническое неравенство различных этнических групп, связанное с их доходом, образованием, престижем, объемом властных полномочий, статусом и местом в общей иерархии этнических общностей.


Этническая дискриминация – ограничение прав и преследование людей по мотивам их этнической принадлежности.





3.5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения


Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.

Способы мирного сотрудничества

А) Этническое смешивание: разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.

Б) Этническое поглощение (ассимиляция): представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции.

В) Создание многонационального государства (культурный плюрализм), в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными (в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский).


Формы межнациональных отношений

1. Этническая миксация – смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса (Латинская Америка).

2. Ассимиляция.

3. Аккультурация – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.

4. Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

5. Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации. Виды национализма: этнический; державно‑государственный; бытовой.

6. Шовинизм – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм; крайняя, агрессивная форма национализма.

7. Дискриминация – умаление (фактически или юридически) прав какой‑либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п.

8. Сегрегация – политика принудительного отделения какой‑либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации.

9. Апартеид – крайняя форма расовой дискриминации, означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально‑экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.

10. Геноцид – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

11. Сепаратизм – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.


Межнациональный конфликт – 1) любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов; 2) одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Причины межнациональных конфликтов: социально‑экономические (неравенство социально-экономических условий, в которых живут те или иные народы); культурно‑языковые (запрет использовать родной язык); экстерриториальные (когда-то на этой территории жили мы); исторические; конфессиональные (религиозные); культурные.


Пути решения межнациональных конфликтов

* Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

* Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.

* Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.

* Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально‑культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.

* Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.

* Предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.

* Применение широкого спектра санкций. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека.































3.6. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации


Современная Российская Федерация является многонациональным государством. В ее состав в настоящее время входят более 100 этносов, в том числе около 30 крупных этнических общностей. Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права. Конституция РФ 1993 г.: гарантирует права и свободы человека независимо от национальности, их равенство, понимание, соблюдение и защиту; каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения, творчества; на всей территории РФ государственный язык – русский; республики вправе устанавливать свои государственные языки, употребляемые наряду с русским; запрещаются действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства.

Задачи национальной политики: 1) обеспечить развитие культурной самобытности каждого народа; 2) сохранить исторически сложившуюся целостность Российского государства.


Основные принципы национальной политики

* равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка;

* запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

* сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;

* равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

* гарантия прав коренных малочисленных народов;

* право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;

* содействие развитию национальных культур и языков народов РФ;

* своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

* запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

* защита прав и интересов граждан РФ за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах.


Основные задачи государственной национальной политики


1) в политической и государственно‑правовой сфере :

– формирование Федерации путем развития и углубления федеративных отношений;

– создание правовой базы для регулирования федеративных и национальных отношений;

– объединение усилий всех звеньев государственной системы и гражданского общества, политических и религиозных деятелей для достижения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления взаимопонимания между ними;

– выработка государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков;

– разрешение возможных споров и конфликтов между субъектами Российской Федерации путем согласительных процедур на основе Конституции Российской Федерации;

– обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан, усиление ответственности за разжигание межнациональной розни;

– решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма и пр.;

2) в социально‑экономической сфере:

– реализация экономических интересов народов в соответствии с государственной региональной политикой, на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;

– выравнивание уровней социально‑экономического развития субъектов Российской Федерации;

– рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей субъектов Российской Федерации, их природных ресурсов, накопленного научно‑технического и кадрового потенциала, преимуществ территориального разделения труда и производственной кооперации при общей направленности на комплексное социально‑экономическое развитие страны и отдельных ее регионов;

– развитие государственных систем коммуникации и информации в целях совершенствования единого экономического, информационного и культурно‑образовательного пространства Российской Федерации и т. д.;

3) в духовной сфере:

– формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма;

– сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно‑угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально‑культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

– обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как общегосударственного;

– учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности и др.;

4) в области внешней политики:

– содействие процессу реинтеграции на новой основе государств – бывших республик СССР в политической, экономической и духовной сферах;

– реализация международных соглашений о защите национальных меньшинств;

– заключение договоров и соглашений с государствами – бывшими республиками СССР и другими странами о сотрудничестве в разрешении проблем компактно проживающих в приграничных районах национальных общностей, включая особое регулирование пограничного режима;

– выработка и осуществление на межгосударственном уровне механизмов решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев;

– сотрудничество государств – бывших республик СССР в предотвращении и мирном разрешении конфликтов и др.

Механизм реализации государственной национальной политики – обеспечение эффективной реализации конституционно‑правовых принципов регулирования межнациональных отношений, разработка и выполнение государственных программ и поддержки общественных инициатив в достижении целей национальной политики, налаживание плодотворного диалога между органами государственной власти и национальными общностями.



Просмотр содержимого документа
«3.7 социальный конфликт»

3.7. Социальный конфликт


Конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем‑то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами. Или столкновение интересов


Типология конфликтов


1. Исходя из субъектов конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповой .

2. По сферам жизнедеятельности: политические; социально‑экономические; национально‑этнические.

3. По последствиям конфликтов различают конструктивные и деструктивные конфликты .


Субъекты (участники) конфликта: свидетели (люди, наблюдающие за конфликтом со стороны); подстрекатели (те, кто подталкивает других участников к конфликту); пособники (люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами); посредники (люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт).

Предмет конфликта – это вопрос или благо, из‑за которого разгорается конфликт.

Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон.

Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.

Противоречие – это фундаментальная несовместимость, несогласие из‑за каких‑то важных (политических, экономических, этнических) интересов.


Виды противоречий:


1) внутренние противоречия (столкновение внутригрупповых, внутриорганизационных и др. интересов участников малых социальных групп); и внешние противоречия возникают между двумя или несколькими социальными системами;

2) антагонистические (непримиримо враждебные) и неантагонистические противоречия (данный вид противоречий подразумевает возможность компромиссов путем взаимных уступок);

3) основные и неосновные противоречия;

4) объективные и субъективные противоречия.

Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта и проявляется в социальном напряжении, выражает скрытый и статический момент явления, а конфликт – открытый и динамический.


Функции социальных конфликтов


1. Позитивные: информирование о наличии социальной напряженности; стимулирование социальных изменений; коммуникативно‑информационная (люди в результате столкновения проверяют друг друга, получают новую информацию); созидания (конфликт часто помогает группе сплотиться); нормотворчество (конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов); снятие социальной напряженности.

2. Негативные: создание стрессовых ситуаций; дезорганизация социальной жизни; разрушение социальной системы.

Причины социальных конфликтов: социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций; различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации; религиозные различия; поведение человека, его социально‑психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).

Основные стадии социального конфликта: предконфликтная (конфликтная ситуация); непосредственно конфликт; разрешение конфликта (завершение инцидента, устранение причин конфликта).


Типология и виды социальных конфликтов


• По длительности: долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся.

• По объему: глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные.

• По источнику возникновения: объективные; субъективные; ложные.

• По используемым средствам: насильственные и ненасильственные.

• По форме: внутренние и внешние.

• По влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные.

• По характеру развития: преднамеренные и спонтанные.

• По сферам общественной жизни: экономические (производственные); политические; этнические; семейно‑бытовые.

• По типу отношений: внутри– и межсистемный (индивидуально‑психологический) уровни; внутри– и межгрупповой (социально‑психологический) уровни; внутринациональный и международный (социальный) уровни.

Сторонами социальных конфликтов являются социальные субъекты: люди, социальные общности (групповые и массовые), социальные институты, народы, общественные формации, цивилизации. Этапы протекания конфликта: скрытая стадия (явное или неявное недовольство ситуацией); формирование конфликта (формирование противоречий, выдвижение требований); инцидент; активные действия сторон (способствуют достижению наивысшей точки конфликта, после чего он идет на убыль); завершение конфликта.

По причине и характеру происхождения межнациональные конфликты могут быть:

* социально‑экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, не позволяющие большинству граждан удовлетворять необходимые потребности, монополия представителей одного из этносов в какой‑либо сфере услуг или отраслей народного хозяйства, и т. д.);

* культурно‑языковыми (связанными с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств);

* этнодемографическими (сравнительно быстрое изменение соотношения численности населения, т. е. увеличения доли пришлого, иноэтнического населения в связи с миграцией вынужденных переселенцев, беженцев);

* этнотерриториально‑статусными (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса);

* историческими (взаимоотношения в прошлом – войны, былые отношения политики «господство – подчинение», депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти, и т. д.);

* межрелигиозными и межконфессиональными (включая различия в уровне современного религиозного населения);

* сепаратистскими (требование создать собственную независимую государственность или же воссоединение с соседним «материнским» или родственным с культурно‑исторической точки зрения государством).

Способы решения социальных конфликтов: компромисс; переговоры; посредничество; арбитраж; применение силы, власти, закона.

Возможные пути выхода из конфликтов: реставрация (возвращение общества к доконфликтному состоянию); невмешательство (выжидание); обновление (активный выход из конфликта путем отбрасывания, отказа от старого, развития нового).


Условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов:


а) своевременный и точный диагноз причин конфликта, т. е. выявление существующих противоречий, интересов, целей.

б) обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной стороны.

в) совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.


Просмотр содержимого документа
«3.8, 3.9 виды социальных норм, социальный контроль»

3.8 виды социальных норм


Норма – правило, образец. Нормы вырабатывает общество или социальные группы


Социальные нормы – нормы, которые направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать.


В обществе существует множество норм.


  1. Обычаи и традиции, в них закрепляются привычные образцы поведения (например свадебные или похоронные обряды и т.д.). Они становятся частью жизни общества и поддерживаются силой общественного авторитета.

  2. Правовые нормы – это нормы, которые закреплены в законах, издаваемые государством, являются общеобязательными и обеспечиваются силой государства. (Главное отличие: общеобязательные и формально оформленные)

  3. Моральные нормы – нормы, которые несут оценочную нагрузку (добро-зло, хорошо-плохо). Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллектива, их нарушение встречает общественное осуждение.

  4. Эстетические нормы – нормы, которые закрепляют представления о прекрасном и безобразном в поведении человека

  5. Политические нормы – регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами

  6. Религиозные нормы – нормы, которые поддерживаются моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи – отступление от этих норм.
























3.9. Социальный контроль

Социальный контроль – это механизм регулирования отношений людей и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.


Структура социального контроля

  1. Нормы

  2. Контроль

  3. Санкции

  4. Самоконтроль


Санкции — любая реакция со стороны остальных на по­ведение человека или группы.


Санкции означают либо одобрение и поощрение, либо неодобрение и наказание. Другими словами: позитивные или негативные

 

Санкции относятся к формальным - если они применяются в соответствии с определенными правилами (например: вручение ордена или по приговору суда), или к неформальным – если они проявляются в эмоционально окрашенной реакции окружения (друзья, родственники, соседи, коллеги)


Другими словами


Формальные:

- негативные — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение,выговоры и др.

- позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награжде­ния, свидетельства о профессиональных, академических ус­пехах и др.



Неформальные:

- негативные — осуждение человека за поступок со сто­роны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.

- позитивные — благодарность и одобрение неофициаль­ных лиц — друзей, знакомых, коллег: похвала, одобритель­ная улыбка и т. п. и др.





Самоконтроль – внутренний контроль в основе которого лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом. Самоконтроль – одно из важнейших условий самореализации личности, ее успешного взаимодействия с другими людьми







Социологи выделяют две основные формы социального контроля:

1. Внутренний (самоконтроль) - форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.

2. Внешний -совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.


Неформальный (внутригрупповой) — основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации.

Формальный (институциональный) — основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образование и т. д.).

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины, муки совести. Совесть — проявление внутреннего контроля.

 


Просмотр содержимого документа
«социальная общность»

В дополнение к теме: 3.2 Социальные группы


Люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются, и человеческое общество представляет собой множество раз­личных социальных общностей и групп.

Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характери­зующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Признаки социальной общности

• Сходство условий жизнедеятельности.

• Общность потребностей.

• Наличие совместной деятельности.

• Формирование собственной культуры.

• Социальная идентификация членов общности, их само­причисление к этой общности.

Социальные общности отличаются необычным разнообра­зием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться:

- по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс;

- по продолжительности существования: от минут и часов (например, пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (например, этносы (от гр. ethnos — народ, нация);

- по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных об­разований (например, очередь, толпа, аудитория слушателей, болельщики футбольных команд), которые называют «ква­зигруппами» (лат. quasi — якобы, мнимый), или «социальны­ми агрегациями». Для них характерна непрочность взаимо­связей между контактирующими людьми.

Социальное общности подразделяются на устойчивые (например, нация) и кратковременные (например, пассажи­ры в автобусе).


Виды социальных общностей

• Классовые общности и слои.

• Исторические формы общности.

• Социально-демографические общности.

• Корпоративные общности.

• Этнические и территориальные общности.

• Общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.


В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два больших подкласса: массовые и груп­повые (социальные группы).

Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориента­ции).

Появление социальных групп, во-первых, связано с обще­ственным разделением труда и специализацией деятельности, во-вторых, вызвано исторически сложившимся разнообрази­ем условий быта, культуры, социальных норм и ценностей.


В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.

Социальная структура общества — это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядочен­ное определенными нормами взаимодействия частей.


Соци­альная структура организует общество в единое целое.

Как уже отмечалось, кроме понятия «группа», в социоло­гии существует понятие «квазигруппа».


Квазигруппа — малоустойчивая^ неформальная сово­купность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая не­определенную структуру и систему ценностей и норм.

 

Существуют следующие разновидности квазигруппы:

- аудитория — объединение людей во главе с коммуни­катором (например, концертная или радиоаудитория). Здесь имеет место такой тип социальных связей, как передача-при­ем информации непосредственно или с помощью технических средств;

- фан-группа — объединение людей на основе фанатич­ной приверженности спортивной команде, рок-группе или ре­лигиозному культу;

- толпа — временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.

Основные свойства квазигрупп:

+ Анонимность

+ Внушаемость

+ Социальная заражаемость

+ Бессознательность



В современных условиях, когда требуется огромная рабо­та по координации деятельности и ресурсов, возрастает значе­ние организаций.

Организация — это большая ассоциация людей, дей­ствующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей (больницы, учебные заве­дения, фирмы, финансовые компании, банки, правитель­ственные учреждения и т. д.). Организации по большей части «спроектированы» — учреждены с определенными целями, располагаются в зданиях или на физических пространствах, специально сконструированных, чтобы помочь в достижении этих целей.

Группы и организации непосредственно влияют на пове­дение человека. Это влияние может быть как положитель­ным, так и отрицательным.

 

Воздействие малой группы на человека

Позитивное

• Отношения, складываю­щиеся в группе, приуча­ют человека выполнять существующие социаль­ные нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью

• В группе человек совер­шенствует свои коммуни­кативные умения

• От членов группы чело­век  получает  информа­цию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себяГруппа дает человеку уверенность в себе, снаб­жает его системой поло­жительных эмоций, не­обходимых для его раз­вития

Негативное

• Цели группы достигаются за счет ущемления интересов от­дельных ее членов в ущерб ин­тересам всего общества, т. е. имеет место групповой эгоизм

• Воздействие, которое группа оказывает обычно на одарен­ных творческих личностей: их оригинальные  идеи  отверга­лись   большинством   потому, что были непонятны, а сами не­ординарные личности сдержи­вались, подавлялись в своем развитии, преследовались

• Иногда человек идет на внут­ренний конфликт и ведет себя конформно (лат. conformis — подобный), т. е. осознанно рас­ходясь в мнениях с окружаю­щими людьми, тем не менее со­глашается с ними, исходя из каких-либо соображений

Таким образом, несмотря на то что реальное общество со­ставляют люди, отдельные индивиды, подлинными субъекта­ми общественных отношений являются социальные группы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!