СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по разделу "Социальная сфера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретический материал поможет выпускникам при подготовке к ЕГЭ по обществознанию, раздел "Социальная сфера". Представлен материал согласно кодификатору.

Просмотр содержимого документа
«Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по разделу "Социальная сфера"»

Социальная структура общества — строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих соци­альных групп, а также отношения между ними.

В основе социальной структуры лежит общественное разделение труда, наличие специфических потребностей и интересов, ценностей, норм и ролей, образа жизни и иных признаков различных социальных групп.

 Роль социальной структуры: 1) организует общество в единое целое; 2) способствует сохранению целостности и стабильности общества.

Социальная дифференциацияэто разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нём разное положение.

Социальная стратификация – это разделение общества на страты (слои) по какому-либо признаку.

Страты – большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Неравенство – это неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования, престижа между различными стратами.

Три стратификационных уровня

высший (верхние слои находятся в более привилегированном положении, обладают ресурсами или возможностями получить вознаграждение, они значительно малочисленнее нижних)

средний (залогом стабильности современного экономически развитого общества является преобладание представителей среднего класса)

низший (находящиеся за чертой бедности, люмпены, маргиналы – «социальное дно»)

 Социальные отношения — это определённые устойчи­вые связи между людьми как представителями социаль­ных групп.

Два характера социальных отношений

Сотрудничество

Соперничество

1) Выражено в обоюдной заинтересованности, вы­годности отношений для обеих сторон.

2) Направлено на дости­жение возникающей сов­местной цели, что содейс­твует также укреплению взаимопонимания, парт­нёрства, дружбы.

3) Связано с такими ка­чествами, как верность, признательность, уваже­ние, поддержка и т. п.

1) Выражено в стремлении опередить, отстранить, подчинить или уничто­жить соперника.

2) Связано с отсутствием общих, совместных целей; каждая сторона счи­тает соперника, его соци­альные позиции, дейс­твия препятствием на пути достижения цели.



Соперничество в социальных отношениях часто приводит к социальным конфликтам.

Страта

Класс

Различается по:

  • уровню доходов;

  • основным чертам образа жизни;

  • включённости во властные структуры;

  • отношениям к собственности;

  • социальному престижу;

  • самооценке своей позиции в обществе.

  • месту в системе общественного производства;

  • отношению к средствам производства;

  • роли в общественной организации труда;

  • способам и размерам получаемого богатства.



Исторические типы стратификационных систем

Наименование

Сущность

Характер общества

Рабство

форма максимально жёсткого закрепления людей в низших стратах.
Раб – говорящее орудие труда, собственность другого человека, лишён всех прав и свобод

«Закрытое общество», социальные перемещения из низших страт в высшие либо запрещены, либо существенно ограничены

Кастовая



пожизненное закрепление человека за определённой стратой по этническому или религиозному признаку
Членство в касте человека определяется только рождением, передаётся по наследству, жёсткая регламентация. Социальная мобильность отсутствует.
Например, в Древней Индии существовали четыре основные касты:
а) брахманы — священнослужители;
б) кшатрии — воины;
в) вайшьи — купцы;
г) шудры — крестьяне, ремесленники, рабочие.
Особое положение занимали чандалы – неприкасаемые, которые не входили ни в одну касту и занимали низшую позицию

Сословная


Деление людей на группы – сословия, которые обладают закреплёнными в законе или обычае правами и обязанностями и привилегиями, передаваемыми по наследству (дворянство, духовенство, казачество, крестьянство). Принадлежность к определённому сословию могла быть приобретена за деньги, дарована властью за службу

Классовая



Деление людей на большие группы, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы:
а) рабов и рабовладельцев;
б) феодалов и зависимых крестьян;
в) буржуазии и пролетариата;
г) средний класс


















Социальная мобильность (от лат. mobilis — подвижный) — перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.

Виды социальной мобильности

Вертикальная

Горизонтальная

Движение вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии.

Географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»).

Индивидуальная

Групповая

Перемещения вниз, вверх или по горизонтали, происходящие у каждого человека независимо от других. 

Перемещения, происходящие коллективно (например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу).

Межпоколенная

Внутрипоколенная

Сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером).

Изменение статуса в рамках одного поколения (люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям).

Выделяют также такие виды социальной мобильности как:

Организованная: Перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством:

  • с согласия самих людей;

  • без их согласия.

Структурная: Вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей).

Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (со­циальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Социальные общности – объединения людей в совместной деятельности, в ходе которой они приобретают сходные характеристики и социальные качества.

Признаки социальной общности:

  • сходство условий жизнедеятельности

  • общность потребностей

  • наличие совместной деятельности

  • формирование собственной культуры

  • социальная идентификация членов, то есть осознание свей принадлежности к данной общности







Виды социальных групп

Основания для классификации

Наименование группы

Её сущность

Примеры социальных групп

Численность

Малая

группа

Небольшое число лю­дей (от 2−3 до 20−30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким- либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Харак­терны общие цели, задачи деятельности, психологические и по­веденческие особен­ности.

Представляет собой элементарную ячейку общества.

Семья, школь­ный класс, эки­паж самолета, компания дру­зей и др.

 

Большая

группа

Многочисленная со­вокупность людей, за­нимающих одинако­вое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы.

Нация, класс, страта и др.

Характер

взаимодей­ствия

Первичная

группа

Группа, в которой вза­имодействие носит не­посредственный, меж­личностный характер и предполагает взаим­ную поддержку.

Группа друзей, сверстников, со­седей и др.

Вторичная

группа

Группа, взаимодей­ствие в которой обус­ловлено достижением конкретной цели и но­сит формально-дело­вой характер.

Производствен­но-хозяйствен­ные организа­ции, профсоюзы, политические партии и др.

Факт

существова­ния

Номиналь­ная группа (социальная категория)

Искусственно сконс­труированная группа, которая выделяется для целей статисти­ческого учёта населе­ния.

Проживающие в отдельных и коммунальных квартирах, пас­сажиры приго­родных поездов, покупатели сти­рального порош­ка «Аист» и др.

Реальная

группа

Группа, критерием вы­деления которой слу­жат осознаваемые людьми реальные при­знаки (пол, возраст, национальность, до­ход, профессия, место жительства).

Мужчины, жен­щины, русские, дети, учителя, горожане и др.

Способ организации и регулирова­ния взаимо­действия

Формальная (официаль­ная) группа

Группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организа­ций.

Школьный класс, спортив­ная команда «Спартак» и др.

Неформаль­ная (неофи­циальная) группа

Группа, обычно возни­кающая и существую­щая на базе личных интересов её участни­ков, которые могут совпадать или расхо­диться с целями официальных организаций.

Поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организация бо­лельщиков фут­больного клуба «Зенит» и др.





Квазигруппа — малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединённая, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределённую структуру и систему ценностей и норм. Примеры( толпа, фан-группа, аудитория).

Молодёжьэто социально-демографическая группа, которую характеризуют совокупность возрастных характеристик (примерно от 16 до 27 лет), периоды становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления.

Особенности социального положения молодёжи:

1) необходимость усвоения выработанных обществом социальных норм, ценностей, установок, представлений и стереотипов (освоение новых социальных ролей);

2) переходность положения (маргинальность);

3) высокий уровень социальной мобильности;

4) активный поиск своего места в жизни;

5) наличие перспектив профессионального роста.

Социально-психологические качества:

1) внутренняя противоречивость;

2) неустойчивость психики;

3) низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia — терпение);

4) стремление выделиться, отличаться от остальных;

5) специфическая молодёжная субкультура.

Признаки неформальных молодёжных групп:

1) возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;

2) обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищённости и престижной самооценки);

3) наличие иных ценностных ориентаций или даже мировоззрения, стереотипов поведения, не характерных для общества в целом;

4) самоорганизация и независимость от официальных структур;

5) относительная устойчивость, определённая иерархия среди членов группы;

6) атрибутика, подчёркивающая принадлежность к данной общности.

Этническая общностьэто исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, которая обладает общими чертами и особенностями культуры, языка, самосознания.

Предпосылки складывания этнической общности:

1) Общность территории — необходимые условия для совместной деятельности людей (естественная предпосылка).

2) Общность языка.

3) Единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.

тническая общностьэто исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, которая обладает общими чертами и особенностями культуры, языка, самосознания.

Предпосылки складывания этнической общности:

1) Общность территории — необходимые условия для совместной деятельности людей (естественная предпосылка).

2) Общность языка.

3) Единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.

Виды этнических общностей: 

Род — это тип этнической общности, представляющий собой группу кровных родственников, которые ведут своё происхождение по материнской или отцовской линии, носят общее родовое имя и имеют общие потребности и интересы.

Племя — это тип этнической общности, который характерен для первобытно-общинного строя и основан на кровнородственном единстве. Племя формируется на основе нескольких родов, ведущих общее происхождение от одного предка.

Народность — это тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный на территориальном, языковом, культурном и психологическом единстве.

Нация — это высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, единство экономической жизни, языка, культуры, национального самосознания и общей исторической памяти.

Производным от понятия «нация» является термин «национальность».

Национальность — это принадлежность человека к той или иной нации либо к тому или иному государству.





Основные тенденции развития наций в современном мире:

 Межнациональная дифференциация

Межнациональная интеграция 

Процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах.

Процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

 Формы

  1. самоизоляция в целом;

  2. протекционизм в экономике;

  3. национализм в различных формах в политике и культуре;

  4. религиозный фанатизм, экстремизм.

 

  1. экономические и политические союзы (например, Европейский союз (ЕС);

  2.  транснациональные корпорации (ТНК);

  3. международные культурные и народные центры;

  4. взаимопроникновение религий, культур, ценностей.



Межнациональные отношения — это:

1) отношения между людьми различных национальностей, которые являются гражданами одного государства;

2) отношения между различными нациями.

Формы межнациональных отношений:

1) мирное сотрудничество;

2) этнические конфликты.

Способы мирного сотрудничества:

1) Этническое смешивание — разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.

2) Этническое поглощение (ассимиляция) — представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Существуют мирные и военные формы ассимиляции. 

Национальный вопросэто вопрос об освобождении угнетённых народов, их самоопределении и преодолении этнического неравенства.

Причины межнациональных конфликтов:

1) несовпадение этнических и территориальных границ;

2) ухудшение экономического положения;

3) социальные противоречия;

4) национализм и шовинизм, возведённые в ранг официальной политики;

5) национальные и религиозные различия;

6) прошлые национальные обиды.

Национализм (фр. nationalisme от лат. natio — народ) — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Шовинизм (термин происходит от имени литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трёхцветная кокарда» Н. Шовена) — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление её интересов другим нациям и народам, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, разжигающая вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.

Геноцид (от гр. genos — род и лат. caedre — убивать) — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

Гуманистические принципы политики в области межнациональных отношений:

1) отказ от насилия и принуждения;

2) поиск согласия на основе консенсуса всех участников;

3) признание прав и свобод человека важнейшей ценностью;

4) готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ.

Основные направления национальной политики в России:

1) Развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов РФ и целостности Российского государства.

2) Развитие национальных культур и языков народов РФ, укрепление духовной общности россиян.

3) Обеспечение политической и правовой защищённости малочисленных народов и национальных меньшинств.

4) Достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе.

5) Поддержка соотечественников, проживающих в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской, Литовской и Эстонской республиках, содействие развитию их связей с Россией.

Основные принципы национальной политики в России:

1) Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям.

2) Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3) Сохранение целостности и неприкосновенности территории РФ.

4) Равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

5) Гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

6) Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения.

7) Содействие развитию национальных культур и языков народов России.

8) Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.

9) Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

10) Защита прав и интересов граждан РФ за её пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

Конфликт-столкновение противоборствующих сторон по каким-либо вопросам.

Функции социальных конфликтов:

позитивные:

  • информирование о наличии социальной напряженности;

  • стимулирование решения проблемы, социальных изменений;

  • снятие социальной напряженности.

негативные:

  • создание стрессовых ситуаций;                                  

  • дезорганизация социальной жизни;

  • разрушение социальной системы.

Причины социальных конфликтов:

  • Социальная неоднородность общества.

  • Различия в уровне доходов, власти, культуры, доступе к образованию и информации и пр.

  • Религиозные различия.

Стадии конфликта:

Предконфликтная ситуация: стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины, оценить свои возможности, выбрать стратегию поведения и способы воздействия на противоположную сторону.

Конфликт: ситуация невозможности согласия сторон, открытые и скрытые действия участников конфликта.

Разрешение конфликта: выяснение причин конфликта, их устранение.

Виды конфликтов:

  1. по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, повторяющиеся, затяжные;

  2. по охвату участников: личные, групповые, локальные, региональные, национальные, глобальные;

  3. по источнику возникновения: объективные, субъективные, ложные;

  4. по используемым средствам: насильственные, ненасильственные;

  5. по форме: внутренние, внешние;

  6. по влиянию на ход развития общества: прогрессивные, регрессивные;

  7. по характеру развития: спонтанные, преднамеренные;

  8. по сферам общественной жизни: экономические, политические, этнические и пр.;

  9. по типу отношений: внутри- и межсистемный (индивидуально-психологический); внутри- и межгрупповой (социально-психологический); внутринациональный и международный (социальный). 

Существует три основных пути выхода из конфликта:

  1. Реставрация — возвращение общества к доконфликтному состоянию. Ситуация изменяется, но все прежние социальные институты продолжают функционировать.

  2. Невмешательство (выжидание) — стороны конфликта затягивают его решение, не принимая никаких активных действий. 

  3. Обновление — активный выход из конфликта путем отказа от старого и развития нового.

 

Способы решения социальных конфликтов:

  • компромисс — соглашение на основе взаимных уступок;

  • переговоры — обмен мнениями обеих сторон с целью решения проблемы; 

  • посредничество — использование третьей стороны в решении проблемы; 

  • арбитраж (фр. arbitrage — третейский суд) — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;

  •  применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы одной из сторон.



Социальные нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми.

Признаки социальных норм

Любое правило считается социальной нормой, если оно удовлетворяет следующим критериям:

  • является общим для всех членов общества,

  • направлено на регулирование общественных отношений,

  • имеет в основе сознательное волевое усилие людей,

  • возникло в процессе исторического развития,

  • действует непрерывно,

  • соответствует типу культуры и социальному устройству общества.

Виды социальных норм.

Обычаи — правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократных повторений. Многие обычаи зародились в доисторическую эпоху, когда их выполнение было для человека жизненной необходимостью. Например, обычай гостеприимства способствовал совместному выживанию, позволяя людям получать еду и крышу над головой. По мере развития общества некоторые обычаи отмирали, уступая место новым, другие сохраняются по сей день.

Ритуалы — особый вид обычаев, в котором главной составляющей является строгая форма исполнения. Они также зародились в социуме в древнейшие времена, и многие из них до сих пор существуют в народной культуре. Прежде всего, в форме обрядов. Примерами данных социальных норм могут служить закликание весны, инициация человека во взрослую жизнь и так далее. Современной культуре тоже не чужд ритуализм. Яркий тому пример — задувание именинником свечей на торте. 

Традиции, в отличие от обычаев, могут возникать спонтанно в обществе. Совершённое однажды действие в результате многократного повторения становится общественной нормой. Традиции могут наследоваться из поколения в поколение, формируя социальные ценности и положительные примеры. Будучи исполняемыми большинством членов общества, традиции становятся частью его культуры. Пример такого поведения — празднование Дня Победы девятого мая. 

Моральные нормы (мораль) – особые духовные правила, регулирующие поведение людей в обществе с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости.

Правовые нормы устанавливаются государством и реализуются при помощи его авторитета и принудительной силы. Они всегда выражены в письменной форме — законах или других нормативных актах. С помощью этих правил регулируются все важнейшие общественные отношения — политические, экономические, культурные и другие. Примером норм права могут служить положения Конституции РФ. 

В нормах права есть чётко прописанная система наказаний, которая исполняется специальными органами. В этом заключается одно из основных отличий правовых норм от религиозных социальных норм. 

Религиозные нормы поведения зафиксированы в текстах священных книг (таких как Библия или Коран) либо установлены религиозной общиной. Многие из них совпадают с нормами морали и права, содержат обряды и ритуалы, тесно переплетаются с обычаями и традициями. В теократических государствах предписания религии выполняют функцию правовых норм. В светских — регулируют частную жизнь верующих. К религиозным нормам относятся выбор бога, молитвы, ритуалы и другие правила поведения.

Соблюдение этих норм поддерживается религиозным сообществом и верой в неизбежную кару, положенную за отступление от нормы (грех). Пример религиозной нормы — десять заповедей Ветхого Завета. 

Нормы эстетики отражают принятые в обществе представления о безобразном и прекрасном. Эти нормы применяются не только в отношении искусства, но и всего, что производится человеком (техника, архитектура и так далее). Кроме того, они регулируют внешний вид человека и его поведение в быту. В частности, к эстетическим нормам относятся правила этикета и гигиены. 

Формирование корпоративных норм началось в Индустриальную эпоху, и с тех пор они играют важную роль в общественной жизни. Эти социальные нормы регулируют работу общественных организаций (промышленных предприятий, профессиональных союзов, благотворительных обществ и других), а также права и обязанности их участников. 

Как и правовые нормы, корпоративные правила закреплены в письменной форме — в уставах организаций. Их соблюдение контролируется самими компаниями.

По способу закрепления социальные нормы делятся на: 

  • устные (нормы обычаев и морали);

  • письменные (правовые и корпоративные нормы).

Остальные общественные нормы не обязательно зафиксированы в тексте. Обычаи и нормы морали чаще всего существуют в устной форме. Отражением эстетических норм может быть рисунок, скульптура и тому подобное. 

По масштабу распространения различают следующие формы социальных норм:

  • межличностные приняты между двумя людьми (пример — условный стук в дверь соседа);

  • групповые действуют в пределах социальной группы (пример — воинский устав);

  • национальные характерны для всего народа или нации (пример — празднование Дня благодарения американцами);

  • общечеловеческие распространяются на большинство людей на планете (пример — регулярно мыться). 

 Кроме того, социальные нормы разделяются на формы в зависимости от принципа функционирования:

  • рекомендательные указывают на желательное поведение (например, рекомендуется уступать место в транспорте пенсионерам);

  • побуждающие стимулируют людей к исполнению правил (например, премия за добросовестный труд);

  • повелительные регулируют обязанности человека (например, полицейский обязан следить за порядком);

  • запрещающие препятствуют какой-либо деятельности и наказывают за её осуществление (например, запрет на курение в общественных местах).

По обязательности исполнения социальные нормы делятся на формальные и неформальные.

Формальные социальные нормы зафиксированы в письменном виде и строго обязательны к исполнению. К ним относятся правовые и корпоративные нормы. Их нарушение ведёт к санкциям, установленным в нормативных актах — так, за хулиганство полагается штраф или лишение свободы, а неявка на работу без уважительной причины может привести к увольнению. 

Все остальные общественные правила являются неформальными нормами. Их соблюдение определяется не предписаниями, а нравственным выбором человека. Нарушение этих норм не преследуется по закону, но может вызвать общественное осуждение.

Во многих случаях формальные и неформальные социальные нормы совпадают. Например, нормы морали осуждают ложь. При этом ложь свидетеля в зале суда нарушает правовые нормы и является уголовным преступлением. 

Функции социальных норм

Социальные нормы регламентируют все сферы жизни общества и фактически делают возможным его существование. Их действия можно свести к трём важнейшим функциям:

  1. Регулятивная функция. Социальные нормы и правила регулируют взаимодействие людей между собой, определяют границы допустимого и воздействует на лиц с отклоняющимся поведением. Это воздействие осуществляется при помощи трёх механизмов: 

  • Дозволение — указание на необязательные, но желательные варианты поведения (например, мыть руки перед едой).

  • Предписание — указание на требуемое действие (например, носить одежду).

  • Запрет — указание на действия, которые осуждаются обществом (например, нельзя воровать).

  1. Социальная функция. Помогают человеку стать полноценным членом общества, приносить пользу другим людям и получать выгоду от взаимодействия с ними.

  1. Оценочная функция. Социальные нормы формируют у человека представление о хорошем и плохом, стимулируют положительные качества в людях и дают им образцы для подражания. 



Социальный контроль — система способов воздействия общества на деятельность, поведение человека, социальных групп.

Санкции – меры поощрения или наказания, поддерживающие поведение в соответствие с нормами общества.

Виды санкций

Формальные

Неформальные

Негативные

Наказание за преступление закона или нарушения административного порядка; штрафы, тюремное заключение, исправительные работы и др.

Осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань, демонстративное игнорирование человека и др.

Позитивные

Поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др.

Благодарность и одобрение неофициальных лиц (друзей, знакомых, коллег): похвала, одобрительная улыбка и др.







Семья — это:

1) социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций. Характеризуется определённой совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регулирующих отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками;

2) малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении). Позволяет удовлетворять личные потребности, связана общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Основные функции семьи:

1) репродуктивная функция — биологическое воспро­изводство членов общества;

2) функция социализации — формирование индиви­да как личности;

3) воспитательная функция —передача знаний, опыта, эстетических, моральных и других ценностей, помощь в освое­нии социальных ролей;

4) хозяйственно-бытовая функция — ведение до­машнего хозяйства и семейного бюджета, решение бытовых (удовлетворяющих повседневные физиологические потребности человека) вопросов, уход за нуждающимися членами семьи (малолетние , престарелые, инвалиды);

5) экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

6) защитная функция — физическая, психоло­гическая и экономическая защита членов семьи;

7) эмоционально-психологическая функция — поддержка членов семьи,  создание чувства безопасности и психологического комфорта, совместное переживание различных эмоциональных состояний (желание разделить радость с близкими или, наоборот, посетовать на свои проблемы);

8) рекреационная (досуговая) функция — организация и прове­дение отдыха;

9) социально-статусная функция — предостав­ление членам семьи социального статуса;

10) сексуальная — удовлетворение сексуальных потребностей.



















Классификация семьи

Основания для классификации

Типы семьи

По количеству

детей

Многодетная

Малодетная

Бездетная

По характеру распределе­ния домаш­них обязан­ностей

Традиционная (патриархальная) — домаш­ние обязанности выполня­ет в основном женщина, но ответственность за се­мью перед обществом и основная власть принадле­жат мужчине.

- Экономическая зависимость жены от мужа.
- Глава семьи — муж.
- Чёткое разделение семейных обязанностей — муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети присматривают за младшими.

Нетрадиционная (эксплуататорская) — работают оба супруга, но как и в традиционной семье на жену дополнительно ложится вся домашняя работа и воспитание детей.

Коллективистская (парт­нёрская) — обязанности выполняют супруги совме­стно или по очереди. 

- Домашние обязанности распределяются между всеми членами семьи.
- Все важные для семьи решения принимаются всеми членами семьи.
- Все члены семьи доброжелательно и уважительно относятся друг к другу.

Состав семьи

Нуклеарная (от лат. nucleus — ядро) — супружеская пара с детьми.

Расширенная (мно­гопоколенная) — супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, про­живающих с ними.

Неполная семья —отсутствует один из родителей.

Характер

воспитания

Авторитар­ная — осно­вывается на безусловном авторитете ро­дителей, старшие "лучше знают", что необходимо младшим.

Анархическая — выражается во внешней свободе для всех, но, по сути, во вседозволенности.

Демократичес­кая — характе­ризуется учётом мнения всех членов семьи, но с необходимостью нести ответственность за свои действия и решения.









Тенденции развития современной семьи:

1) Сокращение ведущих позиций в социализации индивидов, в организации их досуга.

2) Изменение положения женщины в семье, обусловленное рос­том её авторитета в обществе.

3) Сокращение числа патриархальных (традиционных) семей.

4) Развитие семьи партнёрского (коллективистского) типа.

5) Разрушение расширенной (многопоколенной, родствен­ной) семьи.

6) Преобладание нуклеарной семьи.

7) Разделение институтов брака и семьи, рост количества факти­ческих, но юридически не оформленных «свободных» семейных со­юзов и рождённых в них детей.

8) Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.



Отклоняющееся (девиантное) поведение — поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам.

 Основные формы девиантного поведения:

1) пьянство; 2) наркомания; 3) преступность; 4) проституция; 5) самоубийство (суицид).

Делинквентное поведение — нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия.

Объяснение причин девиантного поведения

Причины девиантного поведения рассматривают с точки зрения различных наук. Факторы, обусловливающие отклоняющееся поведение, классифицируют на биологические, психологические и социальные. 

Объяснение девиации

Его сущность

Биологическое

Некоторые учёные считали, что существует взаимосвязь между внешним обликом человека и его преступным поведением. Причём, по их мнению, предпосылки для отклоняющегося поведения были заложены в некоторых людях биологически, ещё с рождения. Они изучали зависимость между противозаконным поведением и физиологическими особенностями преступника. Исследователи даже попытались нарисовать портрет преступника: большие челюсти, определённая форма черепа, густые брови. Несмотря на масштаб проведённых исследований, научно обосновать взаимосвязь внешности человека с преступными наклонностями не удалось.

Психологическое

Девиантное поведение является следствием психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые имеют отчасти врождённый характер, отчасти формируются воспитанием и средой. В то же время сам поступок, нарушение закона может стать результатом психологического состояния девианта.

Социологическое

Концепция аномии (от фр. anomie — беззаконие)

Девиантное поведение вызывается аномическим состоянием общества (аномией), т. е. распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей.

Теория стигматизации

(от гр. stigma — клеймо, пятно)

Девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм. Выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человеке ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми.



Социальный статус личнос­ти — это положение человека в обществе.

Социологи выделяют несколько разновидностей социальных статусов:

1) Статусы, определяемые положением индивида в группе, — личный и социальный.

Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. 

С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определённые социальные функции, которые определяют его социальный статус.

2) Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом, — основной и неосновной (эпизодический).

Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего это статус, связанный с основным местом работы и семьей, например — хороший семьянин и незаменимый работник).

Эпизодические (неосновные) социальные статусы влияют на детали поведения человека (например — пешеход, пассажир, прохожий, пациент, участник демонстрации или за­бастовки, читатель, слушатель, телезритель и т. д.).

3) Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора.

Предписанный (приписанный) статус — социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (например — национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п.).

Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание академика, олимпийского чемпиона и др.).

Достигаемый (приобретённый) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток, деловые связи и т. п.).

Социальная роль — это модель поведения, ориентирован­ная на определённый статус.

Примеры основных социальных ролей:

1) труженик; 2) собственник; 3) потребитель; 4)  гражданин; 5)  член семьи (муж, жена, сын, дочь).

Социализация — это усвоение индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных социальных ролей.

Социализация может быть :

-по возрастам (психологическая, например, от 0-3, от 3-7, от 7-12 и т.д.)

-по видам деятельности (школа. ВУЗ. предприятие)

-по сферам общества (экономическая, политическая, духовная. социальная)

- по агентам социализации

Социализация продолжается всю жизнь

генты социализации – это конкретные люди, которые оказывают воздействие на формирование личности, обучают человека конкретным нормам поведения, помогают освоить ту или иную социальную роль.. С одними людьми мы встречаемся почти каждый день, с другими очень редко. Поэтому и выделяют агентов первичной и вторичной социализации.

Агенты первичной социализации – это родители, браться, сёстры, близкие родственники. Некоторые социологи относят  сюда и друзей. Данные люди выполняют достаточно много функций. Например, мать — она и воспитатель, и друг, и учитель.

Агенты вторичной социализации – это друзья, учителя, тренеры, должностные лица, то есть те люди, которые тоже оказывают влияние на человека. определяют линию его поведения и поступков. Агенты вторичной социализации, как правило, выполняют одну-две функции( например, школа- воспитательную и образовательную).

Институты социализации – это социальные учреждения, которые влияют на процесс социализации личности, помогающие человеку в формировании его личностных качеств.

К институтам социализации относятся:

  • семья

  • школа

  • вуз

  • армия

  • спортивная школа

  • музыкальная школа

  • церковь

  • СМИ и другие.

Причём также выделяют первичные институты ( семья, школа)и вторичные( СМИ, армия, церковь).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!