Социальная структура общества — строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношения между ними.
В основе социальной структуры лежит общественное разделение труда, наличие специфических потребностей и интересов, ценностей, норм и ролей, образа жизни и иных признаков различных социальных групп.
Роль социальной структуры: 1) организует общество в единое целое; 2) способствует сохранению целостности и стабильности общества.
Социальная дифференциация — это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нём разное положение.
Социальная стратификация – это разделение общества на страты (слои) по какому-либо признаку.
Страты – большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.
Неравенство – это неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования, престижа между различными стратами.
Три стратификационных уровня |
высший (верхние слои находятся в более привилегированном положении, обладают ресурсами или возможностями получить вознаграждение, они значительно малочисленнее нижних) | средний (залогом стабильности современного экономически развитого общества является преобладание представителей среднего класса) | низший (находящиеся за чертой бедности, люмпены, маргиналы – «социальное дно») |
Социальные отношения — это определённые устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп.
Два характера социальных отношений
Сотрудничество | Соперничество |
1) Выражено в обоюдной заинтересованности, выгодности отношений для обеих сторон. 2) Направлено на достижение возникающей совместной цели, что содействует также укреплению взаимопонимания, партнёрства, дружбы. 3) Связано с такими качествами, как верность, признательность, уважение, поддержка и т. п. | 1) Выражено в стремлении опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника. 2) Связано с отсутствием общих, совместных целей; каждая сторона считает соперника, его социальные позиции, действия препятствием на пути достижения цели. |
Соперничество в социальных отношениях часто приводит к социальным конфликтам.
Страта | Класс |
Различается по: |
уровню доходов; основным чертам образа жизни; включённости во властные структуры; отношениям к собственности; социальному престижу; самооценке своей позиции в обществе. | месту в системе общественного производства; отношению к средствам производства; роли в общественной организации труда; способам и размерам получаемого богатства. |
Исторические типы стратификационных систем
Наименование | Сущность | Характер общества |
Рабство | форма максимально жёсткого закрепления людей в низших стратах. Раб – говорящее орудие труда, собственность другого человека, лишён всех прав и свобод | «Закрытое общество», социальные перемещения из низших страт в высшие либо запрещены, либо существенно ограничены |
Кастовая | пожизненное закрепление человека за определённой стратой по этническому или религиозному признаку Членство в касте человека определяется только рождением, передаётся по наследству, жёсткая регламентация. Социальная мобильность отсутствует. Например, в Древней Индии существовали четыре основные касты: а) брахманы — священнослужители; б) кшатрии — воины; в) вайшьи — купцы; г) шудры — крестьяне, ремесленники, рабочие. Особое положение занимали чандалы – неприкасаемые, которые не входили ни в одну касту и занимали низшую позицию |
Сословная | Деление людей на группы – сословия, которые обладают закреплёнными в законе или обычае правами и обязанностями и привилегиями, передаваемыми по наследству (дворянство, духовенство, казачество, крестьянство). Принадлежность к определённому сословию могла быть приобретена за деньги, дарована властью за службу |
Классовая | Деление людей на большие группы, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы: а) рабов и рабовладельцев; б) феодалов и зависимых крестьян; в) буржуазии и пролетариата; г) средний класс | |
Социальная мобильность (от лат. mobilis — подвижный) — перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.
Виды социальной мобильности
Вертикальная | Горизонтальная |
Движение вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии. | Географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»). |
Индивидуальная | Групповая |
Перемещения вниз, вверх или по горизонтали, происходящие у каждого человека независимо от других. | Перемещения, происходящие коллективно (например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу). |
Межпоколенная | Внутрипоколенная |
Сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером). | Изменение статуса в рамках одного поколения (люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям). |
Выделяют также такие виды социальной мобильности как:
Организованная: Перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством:
с согласия самих людей;
без их согласия.
Структурная: Вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей).
Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Социальные общности – объединения людей в совместной деятельности, в ходе которой они приобретают сходные характеристики и социальные качества.
Признаки социальной общности:
сходство условий жизнедеятельности
общность потребностей
наличие совместной деятельности
формирование собственной культуры
социальная идентификация членов, то есть осознание свей принадлежности к данной общности
Виды социальных групп
Основания для классификации | Наименование группы | Её сущность | Примеры социальных групп |
Численность | Малая группа | Небольшое число людей (от 2−3 до 20−30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким- либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Представляет собой элементарную ячейку общества. | Семья, школьный класс, экипаж самолета, компания друзей и др. |
| Большая группа | Многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. | Нация, класс, страта и др. |
Характер взаимодействия | Первичная группа | Группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. | Группа друзей, сверстников, соседей и др. |
Вторичная группа | Группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. | Производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др. |
Факт существования | Номинальная группа (социальная категория) | Искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учёта населения. | Проживающие в отдельных и коммунальных квартирах, пассажиры пригородных поездов, покупатели стирального порошка «Аист» и др. |
Реальная группа | Группа, критерием выделения которой служат осознаваемые людьми реальные признаки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства). | Мужчины, женщины, русские, дети, учителя, горожане и др. |
Способ организации и регулирования взаимодействия | Формальная (официальная) группа | Группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организаций. | Школьный класс, спортивная команда «Спартак» и др. |
Неформальная (неофициальная) группа | Группа, обычно возникающая и существующая на базе личных интересов её участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. | Поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организация болельщиков футбольного клуба «Зенит» и др. |
Квазигруппа — малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединённая, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределённую структуру и систему ценностей и норм. Примеры( толпа, фан-группа, аудитория).
Молодёжь — это социально-демографическая группа, которую характеризуют совокупность возрастных характеристик (примерно от 16 до 27 лет), периоды становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления.
Особенности социального положения молодёжи:
1) необходимость усвоения выработанных обществом социальных норм, ценностей, установок, представлений и стереотипов (освоение новых социальных ролей);
2) переходность положения (маргинальность);
3) высокий уровень социальной мобильности;
4) активный поиск своего места в жизни;
5) наличие перспектив профессионального роста.
Социально-психологические качества:
1) внутренняя противоречивость;
2) неустойчивость психики;
3) низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia — терпение);
4) стремление выделиться, отличаться от остальных;
5) специфическая молодёжная субкультура.
Признаки неформальных молодёжных групп:
1) возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;
2) обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищённости и престижной самооценки);
3) наличие иных ценностных ориентаций или даже мировоззрения, стереотипов поведения, не характерных для общества в целом;
4) самоорганизация и независимость от официальных структур;
5) относительная устойчивость, определённая иерархия среди членов группы;
6) атрибутика, подчёркивающая принадлежность к данной общности.
Этническая общность — это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, которая обладает общими чертами и особенностями культуры, языка, самосознания.
Предпосылки складывания этнической общности:
1) Общность территории — необходимые условия для совместной деятельности людей (естественная предпосылка).
2) Общность языка.
3) Единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.
тническая общность — это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, которая обладает общими чертами и особенностями культуры, языка, самосознания.
Предпосылки складывания этнической общности:
1) Общность территории — необходимые условия для совместной деятельности людей (естественная предпосылка).
2) Общность языка.
3) Единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.
Виды этнических общностей:
Род — это тип этнической общности, представляющий собой группу кровных родственников, которые ведут своё происхождение по материнской или отцовской линии, носят общее родовое имя и имеют общие потребности и интересы.
Племя — это тип этнической общности, который характерен для первобытно-общинного строя и основан на кровнородственном единстве. Племя формируется на основе нескольких родов, ведущих общее происхождение от одного предка.
Народность — это тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный на территориальном, языковом, культурном и психологическом единстве.
Нация — это высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, единство экономической жизни, языка, культуры, национального самосознания и общей исторической памяти.
Производным от понятия «нация» является термин «национальность».
Национальность — это принадлежность человека к той или иной нации либо к тому или иному государству.
Основные тенденции развития наций в современном мире: |
Межнациональная дифференциация | Межнациональная интеграция |
Процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах. | Процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни. |
Формы |
самоизоляция в целом; протекционизм в экономике; национализм в различных формах в политике и культуре; религиозный фанатизм, экстремизм. | экономические и политические союзы (например, Европейский союз (ЕС); транснациональные корпорации (ТНК); международные культурные и народные центры; взаимопроникновение религий, культур, ценностей. |
Межнациональные отношения — это:
1) отношения между людьми различных национальностей, которые являются гражданами одного государства;
2) отношения между различными нациями.
Формы межнациональных отношений:
1) мирное сотрудничество;
2) этнические конфликты.
Способы мирного сотрудничества:
1) Этническое смешивание — разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.
2) Этническое поглощение (ассимиляция) — представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Существуют мирные и военные формы ассимиляции.
Национальный вопрос — это вопрос об освобождении угнетённых народов, их самоопределении и преодолении этнического неравенства.
Причины межнациональных конфликтов:
1) несовпадение этнических и территориальных границ;
2) ухудшение экономического положения;
3) социальные противоречия;
4) национализм и шовинизм, возведённые в ранг официальной политики;
5) национальные и религиозные различия;
6) прошлые национальные обиды.
Национализм (фр. nationalisme от лат. natio — народ) — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.
Шовинизм (термин происходит от имени литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трёхцветная кокарда» Н. Шовена) — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление её интересов другим нациям и народам, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, разжигающая вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.
Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.
Геноцид (от гр. genos — род и лат. caedre — убивать) — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.
Гуманистические принципы политики в области межнациональных отношений:
1) отказ от насилия и принуждения;
2) поиск согласия на основе консенсуса всех участников;
3) признание прав и свобод человека важнейшей ценностью;
4) готовность к мирному урегулированию спорных проблем.
Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ.
Основные направления национальной политики в России:
1) Развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов РФ и целостности Российского государства.
2) Развитие национальных культур и языков народов РФ, укрепление духовной общности россиян.
3) Обеспечение политической и правовой защищённости малочисленных народов и национальных меньшинств.
4) Достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе.
5) Поддержка соотечественников, проживающих в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской, Литовской и Эстонской республиках, содействие развитию их связей с Россией.
Основные принципы национальной политики в России:
1) Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям.
2) Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3) Сохранение целостности и неприкосновенности территории РФ.
4) Равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
5) Гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
6) Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения.
7) Содействие развитию национальных культур и языков народов России.
8) Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.
9) Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.
10) Защита прав и интересов граждан РФ за её пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.
Конфликт-столкновение противоборствующих сторон по каким-либо вопросам.
Функции социальных конфликтов:
позитивные:
информирование о наличии социальной напряженности;
стимулирование решения проблемы, социальных изменений;
снятие социальной напряженности.
негативные:
создание стрессовых ситуаций;
дезорганизация социальной жизни;
разрушение социальной системы.
Причины социальных конфликтов:
Социальная неоднородность общества.
Различия в уровне доходов, власти, культуры, доступе к образованию и информации и пр.
Религиозные различия.
Стадии конфликта:
Предконфликтная ситуация: стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины, оценить свои возможности, выбрать стратегию поведения и способы воздействия на противоположную сторону.
Конфликт: ситуация невозможности согласия сторон, открытые и скрытые действия участников конфликта.
Разрешение конфликта: выяснение причин конфликта, их устранение.
Виды конфликтов:
по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, повторяющиеся, затяжные;
по охвату участников: личные, групповые, локальные, региональные, национальные, глобальные;
по источнику возникновения: объективные, субъективные, ложные;
по используемым средствам: насильственные, ненасильственные;
по форме: внутренние, внешние;
по влиянию на ход развития общества: прогрессивные, регрессивные;
по характеру развития: спонтанные, преднамеренные;
по сферам общественной жизни: экономические, политические, этнические и пр.;
по типу отношений: внутри- и межсистемный (индивидуально-психологический); внутри- и межгрупповой (социально-психологический); внутринациональный и международный (социальный).
Существует три основных пути выхода из конфликта:
Реставрация — возвращение общества к доконфликтному состоянию. Ситуация изменяется, но все прежние социальные институты продолжают функционировать.
Невмешательство (выжидание) — стороны конфликта затягивают его решение, не принимая никаких активных действий.
Обновление — активный выход из конфликта путем отказа от старого и развития нового.
Способы решения социальных конфликтов:
компромисс — соглашение на основе взаимных уступок;
переговоры — обмен мнениями обеих сторон с целью решения проблемы;
посредничество — использование третьей стороны в решении проблемы;
арбитраж (фр. arbitrage — третейский суд) — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;
применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы одной из сторон.
Социальные нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми.
Признаки социальных норм
Любое правило считается социальной нормой, если оно удовлетворяет следующим критериям:
является общим для всех членов общества,
направлено на регулирование общественных отношений,
имеет в основе сознательное волевое усилие людей,
возникло в процессе исторического развития,
действует непрерывно,
соответствует типу культуры и социальному устройству общества.
Виды социальных норм.
Обычаи — правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократных повторений. Многие обычаи зародились в доисторическую эпоху, когда их выполнение было для человека жизненной необходимостью. Например, обычай гостеприимства способствовал совместному выживанию, позволяя людям получать еду и крышу над головой. По мере развития общества некоторые обычаи отмирали, уступая место новым, другие сохраняются по сей день.
Ритуалы — особый вид обычаев, в котором главной составляющей является строгая форма исполнения. Они также зародились в социуме в древнейшие времена, и многие из них до сих пор существуют в народной культуре. Прежде всего, в форме обрядов. Примерами данных социальных норм могут служить закликание весны, инициация человека во взрослую жизнь и так далее. Современной культуре тоже не чужд ритуализм. Яркий тому пример — задувание именинником свечей на торте.
Традиции, в отличие от обычаев, могут возникать спонтанно в обществе. Совершённое однажды действие в результате многократного повторения становится общественной нормой. Традиции могут наследоваться из поколения в поколение, формируя социальные ценности и положительные примеры. Будучи исполняемыми большинством членов общества, традиции становятся частью его культуры. Пример такого поведения — празднование Дня Победы девятого мая.
Моральные нормы (мораль) – особые духовные правила, регулирующие поведение людей в обществе с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости.
Правовые нормы устанавливаются государством и реализуются при помощи его авторитета и принудительной силы. Они всегда выражены в письменной форме — законах или других нормативных актах. С помощью этих правил регулируются все важнейшие общественные отношения — политические, экономические, культурные и другие. Примером норм права могут служить положения Конституции РФ.
В нормах права есть чётко прописанная система наказаний, которая исполняется специальными органами. В этом заключается одно из основных отличий правовых норм от религиозных социальных норм.
Религиозные нормы поведения зафиксированы в текстах священных книг (таких как Библия или Коран) либо установлены религиозной общиной. Многие из них совпадают с нормами морали и права, содержат обряды и ритуалы, тесно переплетаются с обычаями и традициями. В теократических государствах предписания религии выполняют функцию правовых норм. В светских — регулируют частную жизнь верующих. К религиозным нормам относятся выбор бога, молитвы, ритуалы и другие правила поведения.
Соблюдение этих норм поддерживается религиозным сообществом и верой в неизбежную кару, положенную за отступление от нормы (грех). Пример религиозной нормы — десять заповедей Ветхого Завета.
Нормы эстетики отражают принятые в обществе представления о безобразном и прекрасном. Эти нормы применяются не только в отношении искусства, но и всего, что производится человеком (техника, архитектура и так далее). Кроме того, они регулируют внешний вид человека и его поведение в быту. В частности, к эстетическим нормам относятся правила этикета и гигиены.
Формирование корпоративных норм началось в Индустриальную эпоху, и с тех пор они играют важную роль в общественной жизни. Эти социальные нормы регулируют работу общественных организаций (промышленных предприятий, профессиональных союзов, благотворительных обществ и других), а также права и обязанности их участников.
Как и правовые нормы, корпоративные правила закреплены в письменной форме — в уставах организаций. Их соблюдение контролируется самими компаниями.
По способу закрепления социальные нормы делятся на:
устные (нормы обычаев и морали);
письменные (правовые и корпоративные нормы).
Остальные общественные нормы не обязательно зафиксированы в тексте. Обычаи и нормы морали чаще всего существуют в устной форме. Отражением эстетических норм может быть рисунок, скульптура и тому подобное.
По масштабу распространения различают следующие формы социальных норм:
межличностные приняты между двумя людьми (пример — условный стук в дверь соседа);
групповые действуют в пределах социальной группы (пример — воинский устав);
национальные характерны для всего народа или нации (пример — празднование Дня благодарения американцами);
общечеловеческие распространяются на большинство людей на планете (пример — регулярно мыться).
Кроме того, социальные нормы разделяются на формы в зависимости от принципа функционирования:
рекомендательные указывают на желательное поведение (например, рекомендуется уступать место в транспорте пенсионерам);
побуждающие стимулируют людей к исполнению правил (например, премия за добросовестный труд);
повелительные регулируют обязанности человека (например, полицейский обязан следить за порядком);
запрещающие препятствуют какой-либо деятельности и наказывают за её осуществление (например, запрет на курение в общественных местах).
По обязательности исполнения социальные нормы делятся на формальные и неформальные.
Формальные социальные нормы зафиксированы в письменном виде и строго обязательны к исполнению. К ним относятся правовые и корпоративные нормы. Их нарушение ведёт к санкциям, установленным в нормативных актах — так, за хулиганство полагается штраф или лишение свободы, а неявка на работу без уважительной причины может привести к увольнению.
Все остальные общественные правила являются неформальными нормами. Их соблюдение определяется не предписаниями, а нравственным выбором человека. Нарушение этих норм не преследуется по закону, но может вызвать общественное осуждение.
Во многих случаях формальные и неформальные социальные нормы совпадают. Например, нормы морали осуждают ложь. При этом ложь свидетеля в зале суда нарушает правовые нормы и является уголовным преступлением.
Функции социальных норм
Социальные нормы регламентируют все сферы жизни общества и фактически делают возможным его существование. Их действия можно свести к трём важнейшим функциям:
Регулятивная функция. Социальные нормы и правила регулируют взаимодействие людей между собой, определяют границы допустимого и воздействует на лиц с отклоняющимся поведением. Это воздействие осуществляется при помощи трёх механизмов:
Дозволение — указание на необязательные, но желательные варианты поведения (например, мыть руки перед едой).
Предписание — указание на требуемое действие (например, носить одежду).
Запрет — указание на действия, которые осуждаются обществом (например, нельзя воровать).
Социальная функция. Помогают человеку стать полноценным членом общества, приносить пользу другим людям и получать выгоду от взаимодействия с ними.
Оценочная функция. Социальные нормы формируют у человека представление о хорошем и плохом, стимулируют положительные качества в людях и дают им образцы для подражания.
Социальный контроль — система способов воздействия общества на деятельность, поведение человека, социальных групп.
Санкции – меры поощрения или наказания, поддерживающие поведение в соответствие с нормами общества.
Виды санкций |
Формальные | Неформальные |
Негативные |
Наказание за преступление закона или нарушения административного порядка; штрафы, тюремное заключение, исправительные работы и др. | Осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань, демонстративное игнорирование человека и др. |
Позитивные |
Поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др. | Благодарность и одобрение неофициальных лиц (друзей, знакомых, коллег): похвала, одобрительная улыбка и др. |
Семья — это:
1) социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций. Характеризуется определённой совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регулирующих отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками;
2) малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении). Позволяет удовлетворять личные потребности, связана общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.
Основные функции семьи:
1) репродуктивная функция — биологическое воспроизводство членов общества;
2) функция социализации — формирование индивида как личности;
3) воспитательная функция —передача знаний, опыта, эстетических, моральных и других ценностей, помощь в освоении социальных ролей;
4) хозяйственно-бытовая функция — ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета, решение бытовых (удовлетворяющих повседневные физиологические потребности человека) вопросов, уход за нуждающимися членами семьи (малолетние , престарелые, инвалиды);
5) экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
6) защитная функция — физическая, психологическая и экономическая защита членов семьи;
7) эмоционально-психологическая функция — поддержка членов семьи, создание чувства безопасности и психологического комфорта, совместное переживание различных эмоциональных состояний (желание разделить радость с близкими или, наоборот, посетовать на свои проблемы);
8) рекреационная (досуговая) функция — организация и проведение отдыха;
9) социально-статусная функция — предоставление членам семьи социального статуса;
10) сексуальная — удовлетворение сексуальных потребностей.
Классификация семьи
Основания для классификации | Типы семьи |
По количеству детей | Многодетная | Малодетная | Бездетная |
По характеру распределения домашних обязанностей | Традиционная (патриархальная) — домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежат мужчине. - Экономическая зависимость жены от мужа. - Глава семьи — муж. - Чёткое разделение семейных обязанностей — муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети присматривают за младшими. | Нетрадиционная (эксплуататорская) — работают оба супруга, но как и в традиционной семье на жену дополнительно ложится вся домашняя работа и воспитание детей. | Коллективистская (партнёрская) — обязанности выполняют супруги совместно или по очереди. - Домашние обязанности распределяются между всеми членами семьи. - Все важные для семьи решения принимаются всеми членами семьи. - Все члены семьи доброжелательно и уважительно относятся друг к другу. |
Состав семьи | Нуклеарная (от лат. nucleus — ядро) — супружеская пара с детьми. | Расширенная (многопоколенная) — супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними. | Неполная семья —отсутствует один из родителей. |
Характер воспитания | Авторитарная — основывается на безусловном авторитете родителей, старшие "лучше знают", что необходимо младшим. | Анархическая — выражается во внешней свободе для всех, но, по сути, во вседозволенности. | Демократическая — характеризуется учётом мнения всех членов семьи, но с необходимостью нести ответственность за свои действия и решения. |
Тенденции развития современной семьи:
1) Сокращение ведущих позиций в социализации индивидов, в организации их досуга.
2) Изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом её авторитета в обществе.
3) Сокращение числа патриархальных (традиционных) семей.
4) Развитие семьи партнёрского (коллективистского) типа.
5) Разрушение расширенной (многопоколенной, родственной) семьи.
6) Преобладание нуклеарной семьи.
7) Разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей.
8) Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.
Отклоняющееся (девиантное) поведение — поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам.
Основные формы девиантного поведения:
1) пьянство; 2) наркомания; 3) преступность; 4) проституция; 5) самоубийство (суицид).
Делинквентное поведение — нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия.
Объяснение причин девиантного поведения
Причины девиантного поведения рассматривают с точки зрения различных наук. Факторы, обусловливающие отклоняющееся поведение, классифицируют на биологические, психологические и социальные.
Объяснение девиации | Его сущность |
Биологическое | Некоторые учёные считали, что существует взаимосвязь между внешним обликом человека и его преступным поведением. Причём, по их мнению, предпосылки для отклоняющегося поведения были заложены в некоторых людях биологически, ещё с рождения. Они изучали зависимость между противозаконным поведением и физиологическими особенностями преступника. Исследователи даже попытались нарисовать портрет преступника: большие челюсти, определённая форма черепа, густые брови. Несмотря на масштаб проведённых исследований, научно обосновать взаимосвязь внешности человека с преступными наклонностями не удалось. |
Психологическое | Девиантное поведение является следствием психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые имеют отчасти врождённый характер, отчасти формируются воспитанием и средой. В то же время сам поступок, нарушение закона может стать результатом психологического состояния девианта. |
Социологическое | Концепция аномии (от фр. anomie — беззаконие) | Девиантное поведение вызывается аномическим состоянием общества (аномией), т. е. распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей. |
Теория стигматизации (от гр. stigma — клеймо, пятно) | Девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм. Выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человеке ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми. |
Социальный статус личности — это положение человека в обществе.
Социологи выделяют несколько разновидностей социальных статусов:
1) Статусы, определяемые положением индивида в группе, — личный и социальный.
Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.
С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определённые социальные функции, которые определяют его социальный статус.
2) Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом, — основной и неосновной (эпизодический).
Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего это статус, связанный с основным местом работы и семьей, например — хороший семьянин и незаменимый работник).
Эпизодические (неосновные) социальные статусы влияют на детали поведения человека (например — пешеход, пассажир, прохожий, пациент, участник демонстрации или забастовки, читатель, слушатель, телезритель и т. д.).
3) Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора.
Предписанный (приписанный) статус — социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (например — национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п.).
Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание академика, олимпийского чемпиона и др.).
Достигаемый (приобретённый) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток, деловые связи и т. п.).
Социальная роль — это модель поведения, ориентированная на определённый статус.
Примеры основных социальных ролей:
1) труженик; 2) собственник; 3) потребитель; 4) гражданин; 5) член семьи (муж, жена, сын, дочь).
Социализация — это усвоение индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных социальных ролей.
Социализация может быть :
-по возрастам (психологическая, например, от 0-3, от 3-7, от 7-12 и т.д.)
-по видам деятельности (школа. ВУЗ. предприятие)
-по сферам общества (экономическая, политическая, духовная. социальная)
- по агентам социализации
Социализация продолжается всю жизнь
генты социализации – это конкретные люди, которые оказывают воздействие на формирование личности, обучают человека конкретным нормам поведения, помогают освоить ту или иную социальную роль.. С одними людьми мы встречаемся почти каждый день, с другими очень редко. Поэтому и выделяют агентов первичной и вторичной социализации.
Агенты первичной социализации – это родители, браться, сёстры, близкие родственники. Некоторые социологи относят сюда и друзей. Данные люди выполняют достаточно много функций. Например, мать — она и воспитатель, и друг, и учитель.
Агенты вторичной социализации – это друзья, учителя, тренеры, должностные лица, то есть те люди, которые тоже оказывают влияние на человека. определяют линию его поведения и поступков. Агенты вторичной социализации, как правило, выполняют одну-две функции( например, школа- воспитательную и образовательную).
Институты социализации – это социальные учреждения, которые влияют на процесс социализации личности, помогающие человеку в формировании его личностных качеств.
К институтам социализации относятся:
семья
школа
вуз
армия
спортивная школа
музыкальная школа
церковь
СМИ и другие.
Причём также выделяют первичные институты ( семья, школа)и вторичные( СМИ, армия, церковь).