СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретический обзор подходов к изучению эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотреты современные подходы к изучению эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта дошкольников. Также рассмотрено содержание нескольких очень интересных исследований в данной области.

Просмотр содержимого документа
«Теоретический обзор подходов к изучению эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта дошкольников»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ

На сегодняшний день проблема эмоционального развития (ЭИ) в дошкольном возрасте очень актуальна. Данные статистики наглядно показывают , что уровень неблагополучия в обществе в наше время постоянно растет и ,при этом, отражается на эмоциональной сфере детей. Многочисленные подходы к решению проблемы нарушений эмоциональной сферы детей чаще всего основаны на исследовании психологической атмосферы в семье, взаимоотношений ребенка с близкими взрослыми, социального окружения. Важное место занимает и родительская позиция, стиль семейного воспитания, общий микроклимат семьи.

Важным фактором, предрасполагающим к эмоциональным нарушениям, служат неадекватные родительские установки, дисгармоничный стиль семейного воспитания и родительских взаимоотношений. Таким образом, семейное окружение и взаимоотношения между родителями играют значительную роль в формировании эмоциональной сферы у детей и при неблагоприятных характеристиках могут способствовать возникновению эмоциональных расстройств. Особую важность развитие эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Рассмотрим некоторые направления использования эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта для решения конкретных практических психологических задач, а именно статьи по тематике исследования эмоционального интеллекта, эмоциональной сферы дошкольников, а также их родителей: Е.И. Комкова, Т.М. Недвецкая «Идентификация эмоций как показатель эмоционального интеллекта у старших школьников», Нгуен Минь Ань «Психологические особенности формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников», Гонина О.О. «Влияние особенностей общения между родителями на эмо-циональную сферу их детей дошкольного возраста», Giselle Farrell «Взаимосвязь между стилем родительского воспитания и уровнем эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста».

В статье Е.И. Комковой, Т.М. Недвецкой рассматриваются подходы к изучению эмоционального интеллекта:

- когда эмоциональный интеллект иногда понимается как некий дефектный компонент мыслительного процесса, снижающий объективность познания и отличающийся «ригидностью, косностью»;

- эмоции рассматриваются как особый тип знаний. Психологи, принадлежащие к этому направлению, рассматривают эмоции как упорядоченную реакцию, которая с целью адаптации фокусирует когнитивную активность и последующие действия.

Упоминается подход В.А. Лабунской к исследованию эмоционального интеллекта, которая рассматривает способности к интерпретации невербального поведения в трех аспектах:

- в плане форм невербального поведения объекта интерпретации: элементы, степень целостности, контекст предъявления;

- в плане интерпретации психологического содержания невербального поведения;

- в функциональном плане способность к психологической интерпретации невербального поведения рассматривается как способность к адекватной идентификации различных психологических характеристик человека на основе невербального поведения и способность адекватно использовать его как средство регуляции отношений в общении.

Изучая проблему понимания эмоций детьми дошкольного возраста, авторы пришли к следующим выводам:

1. Формирование представлений об эмоциях опережает становление понимания эмоций других людей и является базой для его развития.

2. Способность к пониманию эмоций, являясь компонентом целостной системы «модель психического», развивается по логике ее общего усложнения.

3. Интегрированное понимание эмоций связано с развитием «модели психического» и формируется лишь к пятилетнему возрасту.

4. Дети 3–4 лет используют разные стратегии при изображении в рисунке собственных эмоций и переживаний другого человека.

С целью изучения способностей к идентификации эмоций у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста авторами были адаптированы два субтеста «Группы экспрессии» и «Вербальная экспрессия» методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Саливен. В исследовании приняли участие: 63 ребенка старшего дошкольного возраста (37 девочек, 26 мальчиков) дошкольных учреждений г. Минска.

Результаты исследований:

- девочки лучше мальчиков оценивают состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям: мимике, позам, жестам. У них более развита чувствительность к невербальной экспрессии, что существенно усиливает способность понимать окружающих. Мальчики лучше девочек идентифицируют невербальные проявления лиц своего пола;

- у популярных дошкольников выраженность показателей способности к идентификации эмоций выше, чем у непопулярных детей;

- девочки чаще обращают внимание на невербальные реакции участников коммуникации, более чувствительны к эмоциональным речевым воздействиям (окрик, грубый тон и т.д.);

- девочки старшего дошкольного возраста обладают более высокой чув-ствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать то, о чем говорят люди друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, определенных взаимоотношений. У мальчиков этот показатель снижен, они чаще испытывают затруднения в распознании различных смыслов, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения.

В статье Нгуен Минь Ань (Нгуен, 2009) описываются результаты исследования формирования эмоционального интеллекта (ЭМИ) детей старшего дошкольного возраста. Автором была выдвинута гипотеза исследования: формирование ЭМИ старших дошкольников будет более успешным, если развивать его компоненты (направленность внимания ребёнка к миру людей и миру эмоций, эмоциональную ориентацию ребёнка на другого и готовность ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого в своей деятельности), учитывая при этом культурные различия российских и вьетнамских детей: влияние семейной иерархии на межличностные отношения, коллективистскую/индивидуалистическую ориентацию и гендерные особенности в поведении детей.

Исследование проводилось в старших группах детского сада на экспериментальной базе национального института по подготовке воспитателей детских садов, далее: ИПВДС и детского сада «Красная роза» г. Хошимина, старшей и подготовительной группах детей МДОУ №138 г. Воронежа. Было обследовано 145 старших дошкольников, 71 из них приняли участие в формирующем эксперименте. Автором в статье были представлены: графическая схема структуры ЭМИ старших дошкольников; модель развития и формирования ЭМИ старших дошкольников.

В исследовании использованы субъективные методы - рисование и метод «завершение предложений», так как они направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения ребёнка к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания. Разработана и апробирована авторская методика «Что–почему–как», представляющая собой естественную и субъективно значимую для дошкольника ситуацию.

В заключение в статье приводятся выводы, один из которых представляет наибольший интерес - уровень формирования и развития эмоционального интеллекта у детей тесно связан со способностью воспитателей и родителей понимать и контролировать эмоции.

Целью исследования О.О. Гониной (Гонина, 2014) являлось изучение связи характеристик эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и особенностей общения между их родителями, что находит соприкосновение в моем исследовании по выявлению взаимосвязей особенностей эмоциональной сферы дошкольников и эмоционального интеллекта их родителей.

Рабочая гипотеза исследования О.О.Гониной состояла в предположении того, что существует связь между особенностями эмоциональной сферы детей

дошкольного возраста и основными параметрами общения между их родителями (сходство во взглядах, доверительность, взаимопонимание, лёгкость общения). В исследовании использовались следующие методы: тестирование, проективные методики, качественный и количественный анализ результатов, статистическая обработка данных. Эмпирическая база исследования – МДОУ № 19 г. Твери.

Для изучения эмоциональной сферы детей дошкольного возраста были ис-пользованы:

- методика «Проективные рассказы» Т. А. Данилиной;

- графическая методика «Кактус» М. Памфиловой;

- проективная методика диагностики эмоционального состояния «Часики».

Для проведения диагностики особенностей общения между супругами ис-пользовалась методика-опросник общения между супругами Ю. А. Алешиной, Л. Я. Гозмана, Е. М. Дубовской. С помощью опросника были изучены особенности общения между супругами в сороках пяти супружеских парах, дети которых посещают детский сад.

Результаты исследования показали, выявлено, что дети, в отношениях между родителями которых присутствуют негативные черты, имеют определённые отклонения в эмоциональной сфере. Автор отмечает, что родительские отношения, имеющие очень низкий показатель по одному из параметров, обнаруживают невысокие результаты и по остальным признакам. Т.е., если семейная атмосфера отличается напряжённостью и конфликтностью, то это сразу будет заметно по общему уровню показателей особенностей общения.

В заключение в статье приводятся выводы - для подавляющего большинства детей с обнаруженными нарушениями эмоциональной сферы основным психотравмирующим фактором является семейная обстановка. Определённые особенности общения между родителями провоцируют появление определённых нарушений в эмоциональной сфере детей. Так, низкий уровень доверительности общения вызывает тревогу и внутреннюю напряжённость. Недостаток понимания между родителями приводит к развитию неуверенности в себе и зависимости, замкнутости и робости, различия в символах семьи ведут к появлению неуверенности в себе, стремления быть незаметным, подстраиваться. Чувство одиночества и стремление к выходу, изменению вызываются недостатком лёгкости общения между родителями, а различия во взглядах супругов приводят к развитию вспыльчивости, агрессивности и внутренней напряжённости.

Тема, рассмотренная Giselle Farrell (Farrell, 2015), перекликается с темой Нгуен Минь Ань. Цель исследования - изучение взаимосвязи между стилем воспитания и уровнем эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Выборкой исследования являются 80 родителей, у которых есть дети дошкольного возраста в возрасте от 3 до 6 лет.

Участники заполнили Анкеты опросника «Стили родительского поведения и их размерности» (Parenting Styles and Dimensions Questionnaire - PSDQ), чтобы оценить собственные взгляды на родительское поведение, являющееся как правило, типичным, по отношению к своим детям. На основании ответов для каждого участника был определен один из следующих трех стилей воспитания:

- авторитарный стиль;

- авторитетный стиль;

- разрешающий стиль.

Участники также заполнили сокращенную форму «Опросника Детского поведения» («Children’s Behavior Questionnaire - Very Short Form (CBQ-VSF)») для оценки трех черт темперамента, напрямую связаных с эмоциональным интеллектом их детей дошкольного возраста: сургенсия, негативная эмоциональность и эмпатия. Результаты исследования по вопросу «Какова взаимосвязь между стилем родительского воспитания и уровнем эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста?» показали наличие единственной значимой взаимосвязи между авторитарным стилем воспитания и негативной эмоциональностью ЭИ детей дошкольного возраста. Никаких других взаимосвязей между остальными стилями воспитания и уровнем ЭИ детей обнаружено не было.

Подводя итог, следует отметить, что тематике эмоционального интеллекта эмоционального интеллекта у старших школьников, таких как выявление показателей ЭИ, развитие ЭИ с привлечением психолого-педагогического сопровождения, особенности формирования ЭИ, влияние особенностей общения на эмоциональную сферу между родителями и дошкольниками, выявление взаимосвязей между стилем родительского воспитания и уровнем ЭИ детей дошкольного возраста, посвящено достаточно большое количество исследований, что доказывает интерес к данной проблематике в настоящее время. Эмоциональный интеллект с позиции дошкольников рассматривается с различных сторон, вышеуказанные авторы используют ряд как качественных методик, так и количественных, используют различные подходы в зависимости от цели и задач исследования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!