*Теоретический уровень представляет собой различные формы, приемы и этапы опосредованного познания действительности.
*Методы и формы познания теоретического уровня в зависимости от выполняемых ими функций можно разбить на две группы.
* Первая группа – методы и формы познания, с помощью которых создается и исследуется идеализированный объект, представляющий базовые, определяющие отношения и свойства как бы в «чистом» виде. Вторая группа – методы построения и оправдания теоретического знания, которое дано в форме гипотезы, приобретающей в результате статус теории.
Просмотр содержимого документа
«Теоретический уровень научного исследования. Методы построения и исследования идеализированного объекта.»
- Теоретический уровень научного исследования. Методы построения и исследования идеализированного объекта.
- Теоретический уровень представляет собой различные формы, приемы и этапы опосредованного познания действительности.
- Методы и формы познания теоретического уровня в зависимости от выполняемых ими функций можно разбить на две группы.
- Первая группа – методы и формы познания, с помощью которых создается и исследуется идеализированный объект, представляющий базовые, определяющие отношения и свойства как бы в «чистом» виде. Вторая группа – методы построения и оправдания теоретического знания, которое дано в форме гипотезы, приобретающей в результате статус теории.
Методы первой группы создают возможность построить идеальную знаковую модель и заменить изучение реальных объектов и процессов исследованием абстрактного объекта. Кратко охарактеризуем основные методы построения и исследования теоретического объекта:
- Методы построения и исследования
- Формы знания идеализированного объекта
- Абстрагирование
- Понятия, идеи, принципы,
- Идеализация
- Формализация
- идеальные (знаковые) модели,
- Мысленный эксперимент
- законы, аксиомы, постулаты,
- Математическое моделирование,
Гносеологическим основанием этих методов является корректное понимание движения познания от -чувствено конкретного к абстрактному. Обсуждая эту проблему, Гегель пояснял, что «на абстрагирующее мышление следует смотреть не просто как на оставление в стороне чувственной материи ... но оно есть скорее снятие последней и сведение ее как простого явления к существенному, проявляющемуся только в понятии». Приведя эту мысль Гегеля, В.И. Ленин продолжает: «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит, – если оно правильное... от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д., одним словом, все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее»
- Абстракция, или абстрагирование, – прием, широко представленный в человеческом познании вообще, приобретает статус метода только в научнопознавательной деятельности. Он включает такие мысленные операции, как отвлечение от свойств и отношений, незначащих для данного исследования. Соответственно, «оставшиеся», т. е. мысленно выделенные свойства и отношения, оказываются на переднем плане, предстают как необходимые для решения задач исследования, выступают в качестве предмета изучения. Отвлекаясь от эмпирических данных, получают абстракции первого порядка, каждый последующий шаг порождает абстракции более высокого порядка, при этом складывается своего рода шкала абстракций – понятий, принципов, научных обобщений, законов, выполняемых на абстрактных объектах (моделях).
- построение идеального объекта и последующее его исследование предполагает в ходе исследования, по выражению К. Маркса, «восхождение от конкретного к абстрактному».
- Маркс, разрабатывавший и применявший этот метод
в «Капитале» как правильный в научном отношении, писал: «Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразно. В мышлении оно выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт , вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления. На первом пути полное представление подверглось испарению путем превращения его в абстрактные определения, на втором пути абстрактные определения ведут к воспроизведению конкретного посредством мышления»
Почему необходим переход к объекту как теоретической модели?
Реальный объект всегда сложен, имеет иерархическую структуру, переплетение значимых для данного исследования и второстепенных свойств, затемненность необходимых, закономерных отношений случайными явлениями, тогда как научные законы и теории в целом формулируются по отношению именно к идеализированным объектам, их свойствам и состояниям, которые выступают в функции особого рода идеальной модели.
Модель – это идеализированный объект, наделенный небольшим количеством специфических и существенных свойств, имеющий относительно простую структуру. Все понятия и утверждения теории относятся именно к такому объекту, его свойства и отношения описываются системой основных уравнений.
- Важнейшим средством построения и исследования идеализированного теоретического объекта является формализация .
- Под формализацией в широком смысле слова понимается метод изучения самых разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме, при помощи самых разнообразных искусственных языков
- Реконструкция научной теории в формализованном языке позволяет проследить логическую зависимость между различными положениями теории, выявить всю совокупность предпосылок и оснований, исходя из которых она развертывается, что позволяет уточнить неясности, неопределенности, предотвратить парадоксальные ситуации.
- Построение теории предполагает синтез знания, полученного при исследовании идеализированного объекта (модели), выявление и обоснование знания на новом уровне – не описания, но объяснения научных фактов.