СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретико-методические особенности развития скоростно-силовых способностей у легкоатлетов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теоретико-методические особенности развития скоростно-силовых способностей у легкоатлетов»

МКОУ Марусинская СОШ №24









Теоретико-методические особенности развития скоростно-силовых способностей у легкоатлетов.





Выполнил Яковлев М.С






Новосибирск 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ



Актуальность 3

Глава 1. Обзор литературы по теме исследования 5

1.1. Физиологические особенности легкоатлетов 5

1.2 Психологические особенности силовых способностей 6

1.3 Методы развития силовых способностей 7

Глава 2. Методы и организация исследования 11

2.1. Организация исследования 12

2.2. Методы исследования 13

Глава 3. Экспериментальное обоснование методики развития скоростно- силовых способностей у легкоатлетов 15

Выводы 18

Список литературы 19





























Актуальность


Тема курсовой работы: «Теоретико-методические особенности развития скоростно-силовых способностей у легкоатлетов».

Развитие скоростно-силовых способностей у легкоатлетов относится к циклическим видам спорта, где основы теории и методики подготовки легкоатлетов получили достаточное научное обоснование.

Роль мировых достижений в лёгкой атлетике требует неустанного поиска новых, действенных средств и методов работы с юными спортсменами. Спортивная подготовка может считаться правильной лишь в том случае, если вызывает положительные анатомо-физиологические изменения в организме, оказывает оздоровительное влияние, способствует всестороннему физическому развитию и на данной основе обеспечивает улучшение спортивных результатов. Этого можно достигнуть только в случае полного соответствия объёма и интенсивности тренировочных нагрузок возрастным особенностям занимающихся, степени их подготовленности.

На сегодняшний день проблеме подготовки юных бегунов на короткие дистанции уделяется достаточно пристальное внимание. Разрабатываются специальные программы, которые направлены на вовлечение детей и подростков в систематические занятия спортом. В существующих специализированных школах ведутся систематизированные занятия с одарёнными детьми, подбираются тренировочные программы для каждого ребёнка, учитывающие его темперамент и физиологическое развитие, склонность к определенному виду спорта.

Специалисты и ведущие тренеры считают, что если с самого детства с одарёнными детьми будут заниматься специалисты и вести постоянное обновление тренировочного процесса, будут учитывать личностные возможности юного спортсмена, то проблема подготовки спортивного резерва будет решена успешно.

Авторы, занимающиеся проблемой развития скоростно-силовых способностей у легкоатлетов: Медведев А.С., Живора П.В., Вельский И.В., Хартманн Ю. и др.

Объект исследования – Теоретико-методические особенности.

Предмет исследования – Развитие скоростно-силовых способностей.

Актуальность проблемы: обуславливает необходимость проведения

исследований в направлении дальнейшего изучения вопросов индивидуального управления тренировкой скоростно-силовых способностей у легкоатлетов.

Цель исследования: выявить теоретико- методические особенности развития скоростно- силовых способностей у легкоатлетов.

Задача:

1. Изучить научно–методическую литературу по данной теме.

2. Разработать и апробировать комплексы упражнений, направленные на развитие скоростных и скоростно-силовых способностей легкоатлетов.

3. Исследовать влияние разработанных комплексов на динамику развития скоростных и скоростно-силовых способностей.

Курсовая работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.










Глава 1. Обзор литературы по теме исследования 1.1. Физиологические особенности легкоатлетов


При развитии тех или иных физических качеств важно учитывать состояние нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы, психики и их взаимодействие в процессе двигательной деятельности (В. П. Филин, 1974). Следовательно, подготовка юных легкоатлетов, направленная на развитие физических качеств, должна строиться с учетом возрастных особенностей [1].

Исключительное значение на этапе начальной подготовки легкоатлетов имеет обучение подростков технике выполнения упражнений. По В. С. Филину (1974), формирование двигательных навыков у них создает необходимую основу для дальнейшего совершенствования рациональных движений, созревания двигательного анализатора.

В тренировочный процесс включаются разнообразные прыжки: в длину с места, разбега, толчком правой, левой ногами, подскоки с тяжестями и без них, подвижные и спортивные игры, акробатические упражнения, бег с низкого и высокого старта, многократные приседания с тяжестями и без них и др. [2].

При воспитании скоростно-силовых способностей у юных легкоатлетов 12-13 лет предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения [3]. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию "скоростного барьера". Большую ценность в силу этого представляют сюжетные подвижные, а позже и спортивные игры. Игры характеризуются постоянно варьирующими условиями проявления скоростно-силовых способностей, поэтому позволяют более эффективно воздействовать на их развитие [4]. Присущий играм эмоциональный фон и коллективные взаимодействия также способствуют максимальному проявлению скоростно-силовых способностей [5].

1.2 Психологические особенности силовых способностей


При направленном воспитании физических качеств и функций следует придерживаться следующей последовательности педагогических воздействий:

– первыми по ходу учебно-тренировочного занятия (начиная с подготовительной части) подлежат воспитанию быстрота и формы ее проявления, гибкость, ловкость (для оптимального функционирования нервно-мышечного аппарата и «свежего» психоэмоционального состояния) [6];

– далее (по мере нарастания утомления) следует использовать упражнения на воспитание скоростно-силовых и силовых способностей; при этом «скоростные» нагрузки и упражнения должны предшествовать силовым [7];

– заключительная фаза основной части может быть посвящена воспитанию выносливости, так как эффект от упражнений на выносливость возрастает по мере утомления и на его фоне (С. С. Коровин, П. П. Тиссен, Н. В. Мишнаевский, 1999).

Скоростно-силовые упражнения у детей необходимо сочетать с упражнениям на расслабление мышц [8]. Следует учить их умению расслаблять мышцы и по ходу выполнения упражнений (например, в беге после отталкивания подчеркнуто расслаблять мышцы голени).

Средством заключительной части учебно-тренировочного занятия служат разно­образные физические упражнения, главной методологической особенностью которых является их контрастность по отноше­нию к предыдущей деятельности.

Основные методологические особенности регулирования психофизической нагрузки можно объединить в следующие группы (С. С. Коровин, П. П. Тиссен, Н. В. Мишнаевский, 1999):

1. Регулирование нагрузки путем внесения изменений в содержание спортивной деятельности при стабильных внешних условиях ее выполнения.

2. Регулирование нагрузки за счет изменения внешних условий осуществления спортивной деятельности.

3. Регулирование нагрузки на основе изменения интервалов отдыха.

Определение психофизической нагрузки, а также оценка эффективности ее регулирования осуществляются на основе некоторых внешних проявлений утомления, показателей пульсометрии и характера «физиологической кривой», данных общей и моторной плотности тренировочного процесса.


1.3 Методы развития силовых способностей


Главным вопросом методики развития силовых способностей является правильный выбор величины дополнительного сопротивления (отягощения). Его расчитывают в зависимости от конкретных задач силовой тренировки. Для этого вначале определяют максимальные силовые возможности в том или ином движении, а затем в соответствии с конкретной задачей силовой подготовки определяют вес дополнительного отягощения. В наиболее общих рекомендациях величины таких отягощений выражаются в процентах к максимальным показателям силы занимающихся[9].

Существенное увеличение мышечной силы возможно только при условии систематического использования максимальных силовых напряжений, которые могут быть созданы в основном двумя путями:

- преодолением непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа) [10];

- использование отягощений околопредельного и предельного веса[11].

В соответствии с этим различают и два основных методических подхода в развитии силовых способностей.

При использовании первого подхода величина дополнительного отягощения должна быть такой, чтобы предельное число повторений составило 15-20 раз. Такое предельное число повторений с заданным отягощением называется повторным максимумом - ПМ. (В данном случае ПМ = 15-20).

В этом методе наиболее полезными являются последние повторения “до отказа”. При этом вес, который в первых попытках было довольно легко поднимать, в последних попытках оказывается как бы близким к предельному, становится раздражителем большой физиологической силы.

При целенаправленном развитии силовых способностей упражнения с непредельным отягощением включают по 3-4 различных вида в одном занятии [12]. Каждый из видов повторяется в 2-3 сериях. Отдых между сериями должен составлять 2-3 минуты, а темп движений должен быть средним.

Необходимо иметь в виду, что особенно бурно сила развивается в течение первых 12-15 занятий, а затем наступает период более плавного её нарастания.

По мере роста физической подготовленности занимающихся возникает необходимость увеличения веса отягощения. В связи с этим целесообразно применение метода стандартно-повторяющегося отягощения [13]. Суть его состоит в том, что от занятия к занятию по мере роста силовых возможностей занимающихся количество повторений при постоянном отягощении увеличивается. После того, как возросшая сила позволит занимающемуся выполнять больше запланированного количества повторений упражнения, величина внешнего отягощения должна измениться так, чтобы максимально возможное количество повторений вновь снизилось до исходного уровня (ПМ равного 15-20), то есть уровня, позволяющего наиболее эффективным образом развивать силовые способности[14].

Таблица 1

Примерное соотношение веса отягощения (сопротивления)

и предельного числа повторений в силовых упражнениях

( по М. Шолиху )

Зоны интенсивности

работы

Вес ( в % от макс.)

Число возможных

повторений

 

Максимальная

Субмаксимальная

Большая ( 1 )

Большая ( 2 )

Умеренная ( 1 )

Умеренная ( 2 )

Малая ( 1 )

Малая (2 )

100

99-90

89-80

79-70

69-60

59-50

49-40

39-30

 

1

2-3

4-5

7-10

11-15

16-20

21-30

31 и более

 

 

Выполнение упражнений с индивидуально дозированной нагрузкой позволяет даже самым слабым занимающимся наглядно видеть реальные успехи и испытывать радость и глубокое удовлетворение от занятий. Это укрепляет веру занимающихся в своих силах, приучает к систематической, искренне заинтересованной и активной физкультурной деятельности.

Другой подход - использование предельных отягощений, во многих отношениях является более продуктивным для развития максимальной силы. Физиологическое обоснование этого заключается в следующем.

Известно, что чем интенсивнее процесс возбуждения, вызванный большой величиной раздражителя (отягощения), тем выраженнее следующий за ним процесс торможения, и тем сильнее следующая за ним фаза послетормозной экзальтации (повышенной возбудимости) [15]. Закономерности этого фазового процесса и лежат в основе методики целенаправленного развития максимальной силы. Обязательным условием повторного выполнения упражнения в рамках этой методики является полное восстановление организма после предыдущей нагрузки. Необходимость обязательного соблюдения этого требования обусловлена тем, что максимальная сила может успешно развиваться только при не утомлённой нервной системе. Из этого следует, что интервалы отдыха между подходами должны быть такими, чтобы обеспечить полное восстановление после предыдущей нагрузки.

Данный методический подход является основным в тренировке высококвалифицированных спортсменов и мало приемлем для начинающих заниматься физическими упражнениями [18]. Он может использоваться в занятиях хорошо подготовленных старшеклассников 1-2 раза в месяц. При этом отягощение должно составлять 80-90 % от максимального, а интервалы отдыха между подходами не менее 3-х минут. Тренировка с таким весом отягощения должна быть прекращена при первых же ощущениях утомления и дальше можно работать с меньшими отягощениями, решая другие задачи силовой подготовки.

Существует ещё один метод силовой тренировки, который основан на использовании статических (изометрических) упражнений или упражнений в самосопротивлении. Его применение имеет ряд достоинств:

- позволяет сохранять необходимый уровень напряжения сравнительно длительное время;

- позволяет с высокой степенью избирательности воздействовать на любые мышечные группы;

- не требует много времени и не нуждается в сложном оборудовании;

- особенно ценным оказывается тогда, когда ограничена возможность движения с большой амплитудой (в танке, подлодке, при использовании в лечебной физкультуре);

- эффективен в целях предания рельефности мускулатуре[19].

В специальной силовой тренировке вначале следует использовать метод предельных усилий, а затем, если ставится задача одновременного развития и силовой выносливости, - непредельных “до отказа” [20].

Статические усилия в отдельном занятии выполняют, как правило, после динамических упражнений, или перед отдельными скоростно-силовыми действиями [21].

















Глава 2. Методы и организация исследования

2.1. Организация исследования 

В качестве контрольного испытания использовались тесты для оценки скоростно-силовых способностей.

Исследование проводилось на базе детско-юношеской спортивной школы с сентября 2014 года по май 2015 года.

В эксперименте принимало участие 16 девочек в возрасте 12-13 лет, которые занимаются в секции «Лёгкая атлетика» в учебно-тренировочной группе первого года обучения (УТГ-1).

По результатам исходного тестирования все занимающиеся были поделены на две группы: экспериментальная и контрольная. Количество участников в каждой группе – 8 человек.

Занятия в контрольной и экспериментальной группе проводились одинаково и по количеству занятий, и по их продолжительности. Но в тренировочную программу экспериментальной группы были включены специально разработанные комплексы упражнений.



2.2. Методы исследования

В процессе нашего исследования были использованы следующие методы:

Наблюдение – метод применялся на весь период исследования. Метод позволил увидеть: как изменялось внимание учащихся в течение занятий; рост положительной мотивации как в течении занятия так и во весь период исследования, уровень заинтересованности учащихся на занятия, готовность к уроку, настрой на него, уровень включенности.

Тестирование – выявления уровня мотивации детей, и ее характера. Определения развития скоростно-силовых способностей.

Педагогический эксперимент – Суть эксперимента – заключалась в том что за период исследования, в экспериментальной группе были включены специально разработанные комплексы упражнения:

На первом занятии определили примерный вес отягощений, с которым учащийся может выполнить 4 повторения в каждом упражнении. Следует отметить, что учащиеся владели техникой большинства упражнений т.к. имели базу знаний и опыта по общей физической подготовке. На протяжении недельного цикла мы постоянно меняли упражнения, воздействуя на мышцы под разными углами, тем самым, ускоряя восстановительный период.

В первую неделю учащиеся тренируются по схеме десяти подходов с 90 сек. интервалом отдыха между ними, выполняя по 1 повтору в каждом подходе. Упражнения даются относительно легко, т.к. выполняя одно повторение, они могли бы выполнить 3 - 4 повторения.

Во вторую неделю сокращается отдых между подходами на 15 сек., и теперь интервал отдыха составил - 75 сек.

На третий неделе тренировок интенсивность возросла, поскольку отдых между подходами составил ровно 1 минуту. Никаких признаков переутомления не наблюдалось.

Четвертую неделю ученики выполняют упражнения с 45 секундным отдыхом между подходами. Во время этих перерывов занимающиеся выполняли упражнения на растягивание мышц, тем самым, улучшая их трофику.

На пятой неделе сокращается отдых еще на 15 секунд. По мере сокращения отдыха между подходами, не наблюдается учащение дыхания и сердцебиений, поскольку происходит адаптация к новым тренировочным нагрузкам.

Шестую неделю упражнения выполняются с 15 сек. интервалом отдыха. Интенсивность заметно возросла.

На седьмой и восьмой неделях сокращается отдых уже на 5 сек. и к концу восьмой недели отдых стал незначительным – 5 секунд. Учащиеся имеют хороший аппетит и не показывают признаков утомления, что говорит об адекватности нагрузок.

Итак, на 9 неделе тренировок предлагается выполнить занимающимся все 10 одноповторных подходов без перерыва, т.е. один подход из десяти повторений. Как и ожидалось учащиеся без особых усилий выполняют задание. В итоге спортсмены в 10-ти повторениях выполнили упражнения со снарядами, которые 2 месяца назад могли поднять только в 3-4 повторениях.

Диагностика –измеряются показатели: бег 30 метров с низкого старта, бег 60 метров с высокого старта, прыжок в длину с места, тройной прыжок с места.

Математическая статистика – для обработки материалов исследования использовалась методика В.И. Усакова (1989).

= %

где N – процент качества, F1 – исходные данные, F2 – итоговые данные.







 



















Глава 3. Экспериментальное обоснование методики развития скоростно- силовых способностей у легкоатлетов


Для определения показателей различных видов развития скоростно- силовых способностей у легкоатлетов применялись двигательные задания, основу которых составили общепринятые тестовые упражнения, направленные на оценку различных физических качеств. Для определения показателей использовались задания, которые включали основные двигательные действия при прохождении технических этапов дистанции. Показателем служил средний результат, показанный в трёх попытках со строго дозированными интервалами отдыха. Указанные тесты или близкие к ним подробно изложены в литературе и использовались другими авторами для оценки различных видов развития скоростно- силовых способностей у легкоатлетов и не противоречат рекомендациям ведущих специалистов (М.Я. Набатникова, 1975; В.Н. Платонов, 1997).

Таблица 1

Средние значения двух групп за период исследования по 4 показателям.


Показатели

Единицы измерения

Исходные данные

Итоговые данные

К

Э

К

Э

Бег 30м.

секунды

5.2

5.1

5.1

4.9

Бег 60м.

секунды

9.6

9.5

9.2

9.0

Прыжок в длину с места.

сантиметры

177

178

180

196

Тройной прыжок с места

сантиметры

520

521

522

581




Из таблицы 1 видно, Бег 30 метров с низкого старта в исходном положении в Экспериментальной группе этот показатель составлял 5.1сек, что на 0.1 больше, чем в контрольной группе. За период исследования он изменился и составил в экспериментальной группе 4.9 сек, что оказалось на 0.2 сек. больше, чем в контрольной.

Бег 60 метров с высокого старта в исходном положении в экспериментольной группе этот показатель составил 9.5 сек, что на 0.1 больше, чем в контрольной группе. За период исследования он изменился и составил в экспериметальной группе 9.0 сек, что оказалось на 0.2 больше чем в контрольной.

Прыжок в длинну с места в исходном положении в экспериментольной группе этот показатель составил 178 сантиметров, что на 1 сантимерт больше, чем в контрольной. За период исследования он изменился и составил в зкспериментальной группе 190 сантиметров, что оказалось на 16 сантиметров больше, чем в контрольной.

Тройной прыжок с места в исходном положении в экспериментальной группе этот показатель составил 521, что на 1 сантимерт больше, чем в контрольной. За период исследования он изменился и составил в эксперисентальной группе 581 сантиметр, что оказалось на 59 сантиметров больше, чем в контрольной.

Так же из таблицы 1. Мы видим, что исходные показатели в контрольной и экспериментальной группах примерно одинаковый.

За период исследования данные критерии показателя изменились. Показатель в экспериментальной группе по бегу 30 метров вырос на 4%, а в контрольной группе на 2%. Показатель в экспериментальной группе по бегу на 60 метров вырос на 5.4%, а в контрольной группе 1.5%. Показатель в экспериментальной группе по прыжку в длинну с места вырос на 9.7%, а в контрольной на 1.7%. Показатель в экспериментальной группе по тройному прыжку с места вырос на 11%, а в контрольной на 0.4%.

Рисунок 1. Прирост показателей бега(%)


Рисунок 2. Прирост показателей по прыжкам(%)






Выводы:

1. Изучение литературных источников показало, что в настоящее время многие авторы, исследуя различные аспекты построения тренировочного процесса, ориентированы в основном на результат. При этом аспекты использования на развития скоростно- силовых способностей представлены недостаточно полною

2. В результате проведенного исследования было выявлено, что показатели скоростной и скоростно-силовой подготовленности юных легкоатлетов в начале эксперимента не имели существенных различий. За время исследования наиболее значимый прирост отмечен в тестах тройной прыжок с места и прыжки в длинну с места, несколько ниже показатель в беге на 60 метров(5.4% - в ЭГ и 1.5% - в КГ). Несколько ниже показатели в беге на 30 м (4% - в ЭГ, и 2% - в КГ).

3. Установлено, что использование экспериментальной методики, более эффективно воздействуют на улучшение скоростной и скоростно-силовой подготовленности юных легкоатлетов на этапе начальной специализации. В конце эксперимента результаты спортсменов экспериментальной группы превысили результаты спортсменов контрольной группы в тестах, характеризующих скоростные и скоростно-силовые качества.












БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Архитектура тела. – 2000. – № 1-12.

  2. Бельский И.В. Теоретико-методологические основы специальной силовой подготовки высокоспециализированных спортсменов в атлетических видах спорта / Автореф. Дис. Доктора педагогических наук. – Минск: АФК Республики Беларусь, 2000.– 42с.

  3. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 4. - С. 21-26, 39-40.

  4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 331 с.

  5. Живора П.В. Армспорт: Техника, тактика, методика обучения: Ученое пособие для студентов вузов / П.В. Живора. – М.: Академия, 2001. – 11 с.

  6. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность адаптации здоровья. - М.: ФОН, 2008. - 395 с.

  7. Лапутин А. Современные проблемы совершенствования технического мастерства спортсменов в олимпийском и профессиональном спорте // Наука в олимпийском спорте. - 2001. - № 1. - С.38 - 46.

  8. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 2008. - 256 с.

  9. Малкина-Пых И. Г. Возможности формирования позитивного самоотношения личности методами ритмо-двигательной оздоровительной физической культуры // Вестн. Балтийского федер. ун-та им. И. Канта. - 2010. - № 5. - С. 101-108

  10. Митриченко Р. Х. Модель организации рекреационных занятий физической культурой. - Волгоград, 2012. - 26 с.

  11. Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - Киев: Здоровья, 2008. - 216 с.

  12. СелуяновВ.Н. Эмпирические и теоретические пути развития теории спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 3. - С. 46-50.

  13. Семенов В.Г., Врублевский Е.П. Закономерности адаптационной изменчивости силы мышц женщин-спринтеров в процессе становления спортивного мастерства // Теория и практика физической культуры. - 2000. -№ 9. - С. 22-25.

  14. Соболева Т.С. О проблемах женского спорта // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 6. -С. 56-63.

  15. Соха С., Соха Т. Половой диморфизм в теории и практике современного спорта // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 6. - С. 4-7.

  16. Свечкарёв В. Г. Использование машины адаптивного воздействия в практике оздоровительной физической культуры / В. Г. Свечкарёв, В. В. Гурин // Кубан. науч. мед. вестн. - 2006. - № 11. - С. 76-78

  17. ТутевичВ.Н. Теория спортивных метаний. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 312 с.

  18. Тер-Ованесян И.А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд. - М.: Терра-спорт, 2000. - 128 с.

  19. Фарлейн В. Техника барьерного бега // Спорт за рубежом. - 2011. - № 1. - С. 14-15.

  20. Федоров В.И., Шумилин А.П., Чикуров А.И. Физическая культура: учеб. пособие / ГУЦМиЗ. - Красноярск, 2005. - 148с.

  21. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 480 с.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!