СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретико-методологические аспекты мониторинга

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Таким образом, актуальность мониторинговых исследований обусловлена необходимостью формирования единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования.

Просмотр содержимого документа
«Теоретико-методологические аспекты мониторинга»

Теоретико-методологические аспекты мониторинга


Система образования в Донецкой Народной Республике модернизируется, возрастают требования к образовательным организациям: повышение качества образования, внедрение новых информационных технологий, соответствие государственным образовательным стандартам. Перед современной педагогической наукой и практикой поставлена задача перехода от традиционных способов сбора сведений об образовательных организациях к педагогическому мониторингу, предполагающему длительное системное слежение за состоянием системы образования. Одной из важных задач модернизации системы образования является стандартизация требований к самой системе оценки качества образования по содержанию, структуре, инструментам.

Качество образования − это многомерное понятие. Именно образование формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. Содержание образования и его направленность отражают образовательные программы и стандарты. Повышение качества образования, наряду с обеспечением его доступности и эффективного использования ресурсов, – важнейшая задача государственной образовательной политики Донецкой Народной Республики.

Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования. Систему оценки качества образования условно можно разделить на оценку функционирования образовательной организации и оценку его развития. Система оценки качества развития включает в себя оценивание инноваций, опережающих стандарты качества образования. Под оценкой качества образования следует понимать меру качества как результата, как процесса, как системы, выражающую собой отношение измерений свойств с базой, которая фиксирует эталонный уровень, норму качества образования.

Одна из основных задач, стоящих перед образовательным сообществом Донецкой Народной Республики – совершенствование управления качеством образования. Это значит обоснование, выбор и реализация мер, позволяющих получить высокие результаты при минимальных затратах времени и усилий со стороны всех участников образовательного процесса. Существенную роль в решении этой задачи играет педагогический мониторинг. Современные исследователи, наделяя понятие «мониторинг» педагогическим смыслом, по-разному характеризуют его суть и механизмы осуществления. Его определяют через наблюдение (Г. В. Гутник, Г. М. Коджаспирова, А. Талых и др.), контроль (В. А. Мижериков и др.), диагностику (В. И. Андреев и др.), экспертизу (М В. Занин и др.). У практических работников отмечаются попытки отождествления мониторинга с изучением, информационным обеспечением управления.

Под педагогическим мониторингом мы понимаем целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательной системы или ее отдельных элементов в целях своевременного принятия правильных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза.

Итак, приступая к организации мониторинга, прежде всего, следует определить критерии оценки успешности нововведения, а для этого необходимо разобраться в сущности нововведения и в той цели, ради которой оно вводится. Именно в цели инновационной деятельности отражаются представления о конечных ее результатах. В них – отправной момент для поиска критериев оценки.

В зависимости от масштаба и содержания инновационной работы ее успешность может быть оценена не по одному, а по целому комплексу критериев. Результаты системного нововведения, включающего и педагогический, и психологический, и социальный аспекты, оцениваются, как правило, с помощью образовательного, воспитательного, развивающего и социально-психологического критериев.

Кроме критериев, то есть признаков, на основе которых осуществляется оценка, в критериально-оценочный комплекс – включается достаточно широкий спектр показателей, адекватно и емко отражающих важнейшие грани (стороны) каждого критерия, а при необходимости – и индикаторов, конкретизирующих проявление характерных особенностей наиболее сложных показателей.

В выборе показателей, в отличие от выбора критериев, не последнюю роль играет субъективный фактор, в частности теоретические позиции и предпочтения инноваторов, их принадлежность к какой-либо научной школе и т.п.

Так, одни оценивают обученность учащихся по В. П. Симонову (распознавание, запоминание, понимание, применение, перенос), другие – по Т. И. Шамовой (уровень усвоения знаний, системность знаний, действенность знаний, сформированность интеллектуальных, информационных и коммуникативных умений и умений самоорганизации), третьи – по В. А. Караковскому (прочность, глубина и разнообразие знаний) и т.д.

Поэтому при выборе показателей каждого критерия важно соблюдать требования их необходимости (важности для вводимого новшества) и достаточности, пропорциональности их удельного веса, чтобы не допустить перекоса в сторону какого-нибудь критерия, их способности к всестороннему охвату оцениваемого явления и обеспечению его целостности, соответствия философии школы, выбранной ею образовательной парадигмы. Последнее требование относится, прежде всего, к показателям успешности системных нововведений, осуществляемых в рамках опытно-экспериментальной работы, в которой они становятся и носителями, и выразителями специфики реализуемых новых идей. Таким образом, соблюдение в целом несложных требований при разработке критериев, их показателей и индикаторов обеспечит разностороннюю и объективную оценку вводимых педагогических новшеств.

Длительность мониторинга определяется продолжительностью инновационной деятельности, хотя полезно проводить мониторинговые замеры и после ее завершения с целью отслеживания пролонгированных результатов нововведений.

Задачей мониторинга становится построение систем оценок для определения динамики и возможности влияния внешних или внутренних факторов для наблюдаемых объектов.

Таким образом, актуальность мониторинговых исследований обусловлена необходимостью формирования единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования.

Часто качество образования разделяют на два взаимосвязанных компонента: качество знаний и качество образовательного процесса. Эти два понятия находятся в причинно-следственной связи и выступают как неразрывная пара – цель и средство.

Нормативные правовые акты, регламентирующие мониторинг, позволяют выстроить структуру управления системой мониторинга качества образования в Донецкой Народной Республике.

Согласно Закону Донецкой Народной Республики «Об образовании» качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Одной из важных задач модернизации системы образования является стандартизация требований к самой системе оценки качества образования по содержанию, структуре, инструментам. Мониторинг качества образования – это комплексная система наблюдений состояния и изменений, оценки, прогноза по отношению к качеству образования как результата, процесса, условий, образовательной системы в целом. Выделяют три основных класса объектов в системе управления качеством: процессы, потенциалы, результаты:

Рассмотрим показатели качества образования:



В ходе web-коллегиума креативной педагогики ГОУ ДПО «ДОНРИДПО» и семинаров-практикумов педагоги Республики обсуждают вопросы современного аналитического обеспечения процедур оценки качества образования: кластерный анализ результатов, контекстная информация, социологические методы сбора информации и др.

С инструментарием и результатами мониторинговых исследований можно ознакомиться на блоге отдела анализа и методического сопровождения среднего общего образования ГОУ ДПО «ДОНРИДПО» в рубрике «Электронный мониторинг» https://elektronmonitoring.blogspot.com/.

Мониторинговая информация может использоваться в практической деятельности, выступать основанием для разработки методических рекомендаций, поскольку мониторинг является информационной, диагностической, научной, прогностической системой.

На официальном сайте института мы знакомим педагогических работников с материалами международных исследований и мониторингом качества образования на республиканском, муниципальном уровне и уровне образовательной организации http://omkoridp.blogspot.com/.


Основные задачи мониторинговых мероприятий:

  • формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии качества образования;

  • информационно-аналитическое сопровождение ГОС по результатам мониторинговых исследований;

  • обозначение проблемных зон – точек дальнейшего развития образовательной организации и профессиональной деятельности;

  • непрерывное наблюдение за состоянием образовательного процесса;

  • своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;

  • предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;

  • осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов;

  • разработка, системная интеграция и научно-методическое сопровождение мониторинга качества образования.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!