Теория гендерного воспитания
Вопросы для самоконтроля:
Гендер – это совокупность социальных и культурных норм, которые
общество предписывает выполнять людям в зависимости от их
биологического пола.
К концу раннего возраста ребенок уже усваивает свою половую принадлежность.
А к семи годам у него формируется гендерная устойчивость, т.е. осознание того, что принадлежность к полу сохраняется независимо от ситуации и желаний ребенка.
В Государственном образовательном стандарте дошкольного образования Донецкой Народной Республики указано, что работа каждого педагога дошкольной образовательной организации должна быть нацелена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями [7].
Отличительной особенностью Типовой образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» является направленность на всестороннее развитие личности ребенка, моральное воспитание, воспитание уважения к традиционным ценностям, а также формирование традиционных гендерных представлений.
В целевых ориентирах дошкольного образования, описанных в Типовой образовательной программе указывается, что на этапе завершения дошкольного детства ребѐнок имеет первичные представления о традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные
ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу [8].
Целью гендерного воспитания должны стать: овладение культурой в сфере взаимоотношения полов; формирование определѐнной модели поведения; правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе.
Пол - комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика)или женщину (девочку).
Половое воспитание - комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни .
Полоролевое воспитание - составная часть полового. В результате его осуществления ребенок должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой - доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения, правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе.
Ведущая роль в половом воспитании детей принадлежит семье.
Половое воспитание освобождает от ложного чувства стыда, мешающего любить другого человека, от неверного отношения к одной из важнейших сторон жизни -взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, помогает осознать и освоить некоторые обязанности, чрезвычайно важные для предстоящей семейной жизни.
Половое развитие - результат не столько биологических особенностей пола, сколько социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны самых близких людей - членов семьи, а также педагогов и сверстников, с которыми они себя идентифицируют, поощрения соответствующих полу детей форм поведения и раннего осознания ими своей половой роли.
Для того чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми женами и мужьями, у тех и других надо формировать множество «общих», т.е. свойственных обоим полам, нравственных качеств: честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, любовь к родному дому, культура поведения, несомненно, должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность, удельный вес проявления определенного «набора» нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными (Т.А. Репина).
Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и
способность защищать. Если мы хотим, чтобы девочки росли женственными, то особое внимание уделим воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.