СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория и практика дистанционного обучения лиц с нарушением слуха в условиях коррекционной школы-интерната

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Теория и практика дистанционного обучения лиц с нарушением слуха в условиях коррекционной школы-интерната" содержит материалы из опыта работы воспитателя, работающего с детьми с ОВЗ, имеющими нарушение слуха. 

Дистанционное обучение в школе-интернате для детей с нарушением слуха как вынужденная мера. Условия работы школы-интерната, проблемы организации дистанционного обучения. Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушение слуха, в зависимости от возраста и имеющихся технических возможностей. Использование здоровьесберегающих технологий при дистанционном обучении детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Теория и практика дистанционного обучения лиц с нарушением слуха в условиях коррекционной школы-интерната»

Теория и практика дистанционного обучения лиц с нарушением слуха

в условиях коррекционной школы-интерната


Аннотация. Дистанционное обучение в школе-интернате для детей с нарушением слуха как вынужденная мера. Условия работы школы-интерната, проблемы организации дистанционного обучения. Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушение слуха, в зависимости от возраста и имеющихся технических возможностей. Использование здоровьесберегающих технологий при дистанционном обучении детей с ОВЗ.


Ключевые слова: дистанционное обучение, обучающиеся с ОВЗ, имеющие нарушение слуха, образовательная платформа, здоровьесберегающие технологии.


Из теории мы знаем, что дистанционный урок в школе — это, прежде всего, способ взаимодействия преподавателя и учеников на расстоянии. Дети общаются с учителем по видеосвязи, делают задания онлайн на сайте или платформе и отправляют работы по электронной почте или другими доступными способами.

Дистанционное обучение редко используется в обычных школах — не только по причине отсутствия возможности массово внедрять данные технологии, но и потому что личное взаимодействие педагога с детьми более продуктивно для обучения и воспитания детей.

Впервые мы всей страной попали в условия дистанционного обучения в период пандемии в марте 2020 года. Вошли мы в дистант вынуждено, практически не имея наработок для проведения занятий в условиях дистанционного обучения. Особенно остро проблема выявилась при обучении детей с нарушением слуха на расстоянии.

Наши условия работы – коррекционная школа-интернат для детей с нарушением слуха. В школе обучаются глухие и слабослышащие дети. Некоторые из них имеют сложную структуру дефекта (умственную отсталость, ЗПР), они обучаются по своим программам в составе класса. Школа коррекционная, поэтому со всеми обучающимися проводят специальные занятия педагоги-дефектологи, логопеды, сурдопедагоги. Так как у нас школа-интернат, то вторую половину дня занятия, самоподготовку, внеурочную деятельность проводят воспитатели.

Первая и основная проблема организации дистанционного обучения – дети не слышат педагога при общении через любые средства связи. Применить массово средства видеосвязи оказалось невозможно, т.к. у многих детей нет дома ноутбука или компьютера, поэтому связь поддерживалась через телефон, используя мессенджеры и электронную почту.

В школе-интернате обучаются дети, проживающие в разных концах нашей области, поэтому частая проблема – слабое интернет-соединение.

Также одной из проблем оказался возраст педагогов. Средний возраст педагогического состава школы-интерната – 54 года. Выяснилось, что практически половина педагогов не пользовались мессенджерами, соцсетями или пользовались только в рамках сообщений одному человеку или для просмотра новостей. У некоторых не было дома интернета и кнопочный телефон без возможности выхода в интернет. Проблемы решались по мере поступления. Пользовались помощью друг друга, осваивали новые телефоны, подключали интернет.

Сначала необходимо было выбрать способ связи между педагогом и учениками. Это могут быть мессенджеры, сайты, закрытые группы в социальных сетях. Выбрав общую стратегию работы с обучающимися с нарушением слуха с использованием дистанционных технологий, педагоги высылали задания, стараясь более подробно и доступно объяснить материал, а затем получали фотографии заданий, которые выполнили дети. Затем оставалось проверить задания, поставить оценку и выслать проверенные задания обратно детям. Достаточно сложная схема, учитывая основную и главную проблему – дети не слышат речь педагога при общении с помощью интернет-ресурсов. А также недостаточный словарный запас обучающихся воспитанников с нарушением слуха, трудность установления коммуникации при отсутствии видеосвязи, особенно при работе со всем классом одновременно, невозможность работы с обучающимися начальной школы и с детьми, имеющими сложную структуру дефекта, без поддержки родителей, в основном отсутствие контроля со стороны родителей за обучением более старших учеников вследствие чего выявилось игнорирование обучения низкомотивированными обучающимися.

Этап дистанционного обучения во время карантина благополучно завершился. Но, к сожалению, мы снова на дистанционке, т.к. школа-интернат находится в приграничной с Украиной области, и с ноября все учебные заведения приграничных районов переведены на удаленное обучение.

С 1 сентября 2021 года вступил в силу приказ Министерства просвещения Российской Федерации №115 от 22.03.2021, в соответствии с которым изменены правила осуществления образовательной деятельности во всех школах страны. Часто понятия «дистанционное обучение» и «электронное обучение» приравниваются друг к другу. Но вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон об образовании разграничил их. Электронное обучение предполагает работу с информацией, которая содержится в базах данных, и использование информационных технологий для ее обработки и передачи между учителями и учениками. Дистанционное обучение производится при помощи информационно-телекоммуникационной сети, через которую учащиеся и учителя взаимодействуют друг с другом.

В этот раз мы были более подготовлены к работе с обучающимися воспитанниками. В первые дни обучение проводилось так же, как и период карантина. В это время был проведен опрос родителей о форме дистанционного обучения. Были выбраны те варианты работы, которые были удобны родителям и детям. Сейчас уроки проводятся в онлайн формате с использованием разных площадок, удобных для проведения уроков с детьми с нарушением слуха. То есть выбраны те платформы, которые дают возможность в течение всего урока видеть лицо учителя и учеников как во время общения, так о во время показа презентаций и других демонстрационных материалов. С учетом индивидуальных просьб родителей для обучающихся, не имеющих возможности заниматься онлайн, выбраны другие способы обучения. Например, обучающиеся получают задания в виде распечатанных карт урока, так как у этих родителей нет ноутбука и телефона у ребенка, а также возможности самостоятельно распечатать задание.

Перед педагогами стоит задача формирования виртуальной среды обучения, способствующей созданию образовательных целей и задач комфортного, психологически-здорового климата в реализации дистанционного обучения.

Чтобы занятия или уроки были продуктивными, необходимо в образовательный процесс, при организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, включать ежедневно здоровьесберегающие технологии. Поэтому в своей работе с детьми, имеющими нарушение слуха, стараемся включать постоянно различные формы работы помогающие сохранить как физическое, так и психическое здоровье.

На каждое занятие разрабатывается карта с использованием дистанционных форм обучения. Все материалы занятия строго дозируются, текст адаптирован, учитываются возможности каждого воспитанника, состояние его здоровья, обязательная словарная работа.

Для любого ребенка игра – самый естественный способ познания мира, поэтому в своей работе с детьми, имеющими нарушение слуха, используем различные онлайн-игры, игровые моменты, викторины, кроссворды, и др. Да и старшеклассникам такие задания нравятся больше сухих заданий из учебника. Игры не только делают обучение увлекательным — они помогают оценить прогресс и привносят в учебу элемент здоровой соревновательности. Ребенок, обучающийся с удовольствием, достигнет больших успехов, чем тот, кто скучает на занятиях.

Для детей с нарушением слуха важно общение, социализация и адаптация в обществе. Находясь дома на дистанционном обучении, ребенок не должен чувствовать себя одиноким. Педагоги находят способы участие детей в различных конкурсах, праздничных мероприятиях. Дети с большим желанием участвуют в таких мероприятиях, присылают видеозаписи. Конечно, все это делается вместе с педагогами, хоть и дистанционно.

По итогам второй четверти, которая полностью прошла в рамках дистанционного обучения можно сделать такие выводы: при работе с детьми, имеющими нарушение слуха, возникает нехватка общения со сверстниками. Не каждый ученик умеет самоорганизовываться и распределять свое время. Нужны навыки работы на электронных площадках. Если в старших классах ученики быстро осваивают функционал обучающих платформах, то учащемуся начальной школы адаптироваться сложнее. Необходима помощь со стороны родителей. Оценки обучающихся стали намного лучше, но мы понимаем, что произошло при активной помощи родителей в начальных классах, и не всегда ответственному отношению старшеклассников к самостоятельному выполнению заданий (списывают с ГДЗ).

Мы согласны с мнением эксперта, что электронное обучение и дистанционные образовательные технологии – необходимость современного образования. Но внедряться эти формы повсеместно не должны. Необходимо организовать специализированные центры, которые смогут давать качественное образование для детей, которым оно необходимо именно в форме дистанционного обучения. Ну а учителя никто и никогда не заменит! Ведь учитель не источник знаний, хороший учитель – наставник и друг!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!