СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория и практика задания №25 ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теория и практика задания 25 ЕГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Теория и практика задания №25 ЕГЭ по русскому языку»

Задание 25 ЕГЭ по русскому языку. Теория и практика. Средства связи предложений в тексте.

Чтобы выполнить 25 задание, необходимо знать средства связи предложений в тексте.

Средствами связи предложения служат союзы, частицы, местоимения, наречия, лексические повторы, формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы (в том числе контекстные), синтаксический параллелизм, парцелляция.

Материалы для подготовки к ЕГЭ:

Теория ЕГЭ по русскому языку

Решать тесты ЕГЭ по русскому языку

Содержание:

1 Формулировка задания

2 Алгоритм выполнения

3 Теория для задания 25

3.1 Лексические средства

3.2 Морфологические средства связи

3.3 Синтаксические средства

4 Практика



Формулировка задания

Среди предложений 20–39 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью .... Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Алгоритм выполнения

1) Внимательно прочитайте задание. Если написано "найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ", то следует смотреть только одно предшествующее предложение. Если написано "найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМИ", то следует обратить внимание на несколько предложений, находящихся перед предполагаемым ответом.

2) Внимательно прочитайте фрагмент текста.

3) Обратите внимание на начало предложения, но имейте в виду, что слово-связка может находиться в любой части предложения.

4) Выберете то предложение, в котором присутствуют все средства связи, заявленные в задании.

Теория для задания 25

Текст обладает определённой структурой, которая выражается во взаимосвязи отдельных предложений и частей текста, поэтому предложения в тексте должны быть связаны, сцеплены между собой. В зависимости от того, какие смысловые отношения между предложения различают параллельную связь предложений и цепную связь.

При параллельной связи предложения сопоставляются или противопоставляются. Для параллельной связи характерен одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, часты повторения первого слова в предложении.

В качестве средств связи могут выступать союзы, синтаксический параллелизм, анафора и др. Параллельная связь может усиливаться вводными словами и наречиями (места и времени)

Пример: Студентом Петровский думал стать биологом или химиком и поступил вначале на биологическое отделение. Но в руки его как-то попала книга великого Н. Е. Жуковского о механике

Цепная связь выражается в структурной соотнесенности двух соседних предложений. Обычно какой-либо член предшествующего предложения в последующем предложении становится подлежащим.

Для цепной связи характерен повтор ключевого слова, замена его синонимом, местоимением. При цепной связи основной способ соединения предложений - повтор.

Пример: За садом находился у них большой лес… Он был глух, запущен…

В этом лесу обитали дикие коты. Лесных диких котов не должно смешивать…

Однако обычно связь между предложениями осуществляется посредством совокупности цепной и последовательной связей.

Языковые средства, с помощью которых осуществляется связь между предложениями:

Лексические

Слова одной и той же тематической группы

Повторы слов

Синонимы (в том числе контекстные)

Антонимы (в том числе контекстные)

Морфологические

Сочинительные союзы

Местоимения (личные, указательные и притяжательные)

Числительные (порядковые и собирательные)

Наречия (наречия места и времени, местоименные наречия в различных значениях)



Видовременные формы глаголов

Синтаксические средства:

Порядок слов

Параллелизм строения предложений

Использование вводных слов и словосочетаний

Парцелляция

Лексические средства

Слова одной и той же тематической группы – это слова, которые обозначают сходные (но не одинаковые) понятия, действия, признаки и обладают общностью лексического значения.

Пример:

Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и казалось, что лето кончилось и земля уходит в глухие туманы, в неуютную темень и стужу (К. Паустовский) – раскрывается тема осеннего дождя и тех ощущений, которые он вызывает: лил дождь, холодный; мокрый ветер; глухой туман; темень и стужа – передающих физическое и душевное состояние автора.

Повторы слов/словосочетаний – использование в соседних предложениях одного и того же слова или словосочетания.

Примеры:

Жил на селе одинокий старик. Старик был слаб и нуждался в постоянном уходе.

Жил на селе одинокий старик. Одиноким он был потому, что дети его не вернулись с фронта.

Жил на селе одинокий старик. На селе он жил с первого дня своего рождения.

Синонимы - слова, полностью или частично совпадающие по значению.

Жадный – скупой, идти – брести, открыть – распахнуть, разговор – болтовня, тушить - гасить и тд.).

Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами в определенном контексте.

Антонимы – слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение.

Холодно – жарко, дальний – ближний, дружба – вражда и др.

Контекстные антонимы – слова, являющиеся антонимами в пределах одного текста. Вне контекста такие слова не осознаются как противоположные по значению.





Морфологические средства связи

Сочинительные союзы

Соединительные (и, да (= и), не только, … но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и)

Разделительные (или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то)

Противительные (а, но, да (= но), зато, же, однако, однако же, все же)

Градационные (не только…, но и; не то чтобы…а; не столько…сколько)

Присоединительные (тоже, также, да и, притом, причем)

Пояснительные (а именно, то есть, или (= то есть))

Местоимения

В качестве средств связи обычно используются личные, указательные и притяжательные местоимения.

Личные: я, ты, он, она, мы, вы они (во всех падежах).

Указательные – тот, этот, это, та, столько, таков, оный, сей, те (во всех падежах).

Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их (во всех падежах)

Примеры:

Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд образовал и испугал мать. Это событие взволновало соседей.

Младшая сестра, Женя…молчала. Она не принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой.

Числительные (порядковые и собирательные)

Собирательные числительные - это такие, которые обозначают количество предметов, как их совокупность (Двое, трое, оба, четверо, пятеро, шестеро, семеро)

Порядковые числительные - это числительные, которые называют порядковые номер предмета при их счете. (пятый, десятый)

В качестве средств связи такие числительные используются без существительного, которое они определяют в количественном значении.

Наречия (наречия места и времени, местоименные наречия в различных значениях)

Наречия времени - времени (сегодня, ночью, давно) (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) (сейчас, послезавтра, всегда, тогда..)

Наречия места (вперед, издали, справа) (где, куда, откуда) (вдалеке, здесь, куда-то..)

Местоименные наречия в разных значениях (поэтому, там, туда, здесь, оттуда, оттого, потому, затем, тут, тогда)

Видовременные формы глаголов

Форм времени и вида глагола могут служить средством связи между предложениями, так как указывают на одновременность или последовательность ситуаций, на время, в которое они происходят.

Пример: Вдруг она вздрогнула и обернулась к балкону. Беспокойство овладело ею. Она встала, пошла около кресел, остановилась на минуту за стулом старого генерала Р., ничего не ответила на его тонкий мадригал и вдруг скользнула на балкон (А. Пушкин).



Синтаксические средства

Порядок слов

Обычно рема первого предложения становится темой последующих.

Пример. Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье для всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать (Д. Лихачёв)

Во дворе он увидел детей. Дети весело играли у крыльца. Дети не заметили отца.

Синтаксический параллелизм - схожее строение рядом стоящих предложений.

Пример:

Алмаз шлифуется алмазом,

Строка шлифуется строкой



Использование вводных слов и словосочетаний

Вводные слова указывают на порядок изложения, обобщают сказанное. Вводные слова помогают логически организовать речь (во-первых, во-вторых, итак и др.) или выразить другие модальные значения (вывод, уточнение, дополнительное замечание и др)

Группы вводных слов по значению:

1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.)

К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д.

2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.)

Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д.

3. Связь мыслей, последовательность изложения

Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д.

4. Источник сообщения

По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д.

5. Приемы и способы оформления мыслей

Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д.

6. Призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь внимание

Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите , пожалуйста и т.д.

7. Оценка меры того, о чем говорится

По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т.д.

8. Степень обычности сообщаемого

По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д.

9. Выражение экспрессивности высказывания

Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д.

Парцелляция - членение одного высказывания на несколько предложений.

Пример

Но горы близко.

И снег на них. Мы время проведем..

У печки. В Имеретии. Зимою .

Как в Переделкине, как под Москвою




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!