СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория конструктивизма как основа современного урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье изложены основные направления моей деятельности в обучении учащихся на основе теории конструктивизма, позволяющие формировать у обучающихся различные компетенции. 

Просмотр содержимого документа
«Теория конструктивизма как основа современного урока»

Теория конструктивизма как основа современного урока


Обучение – активный процесс, в котором обучаемый конструирует новые идеи и понятия, основанные на своих прежних знаниях.


Обучая учащихся, получаешь не только неоценимый опыт, но и уверенность в том, что необходимо не только меняться самой, но и менять свою педагогическую практику. Это не только политика государства и веяние времени, в первую очередь – требования наших учащихся. Они люди нового времени – века информационно-коммуникативных технологий. Им не интересно учиться «по старинке» с использованием традиционных методик. Сегодняшние дети обладают такими навыками мышления и восприятия информации, требующие от учителей овладения современными методиками обучения, которые отражены в ключевых идеях ФГОС.

Для наиболее полного осуществления достижения поставленной цели: «Развитие навыков устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка» я составляю среднесрочный план (далее ССП) серии последовательных уроков. Идея, конечно же, не нова, но сейчас ее осуществление вижу по-другому. Я всегда отводила главную роль в обучении учащихся развитию речевых навыков, но теперь использую более эффективные формы работы, благодаря которым можно достигнуть хороших результатов в данном направлении. Планируя серию уроков, основываюсь на характере выбранного мною класса. Я и раньше при подготовке к урокам ориентировалась на возможности класса, но не планировала серию уроков. Сейчас я убеждена, что ССП позволяет достичь поставленной цели. Классы, с которыми я работаю, активные, но грамотно построить текст, составить вопросы высокого порядка, аргументировать и сделать выводы, им бывает трудно. Поэтому, для развития речевых навыков, использую различные методики и формы работы. Среднесрочное планирование позволяет не только учащимся поэтапно овладевали новыми методиками для своего развития, но и мне эффективно изменять свою педагогическую деятельность.

Организация индивидуальной работы через стратегии «Баскетбол», «Корзина идей» позволяет развить у учащихся быструю реакцию на предлагаемые задания. Использование идей конструктивистской теории и стратегий модуля «Критическое мышление» через стратегии «Бортовой журнал», алгоритм, интеллект-карта, позволяет расширить навыки устной и письменной речи учащихся. Применение данного модуля положительно сказывается на развитии умения выдвигать свои суждения, аргументировать их и стремиться к углублению и расширению собственных знаний. Это четко прослеживается через заполнение «Бортового журнала». На первых уроках у учащихся возникают сложности с новой для них формой работы, но уже уроку к четвертому ситуация меняется. Стратегия позволила учащимся совершенствоваться в навыках развития письменной речи. Данный вид деятельности понравился учащимся, теперь они с удовольствием делятся своими мнениями и впечатлениями от урока на страницах журнала. Сравнивая первую и последующие записи в «Бортовых журналах» можно наблюдать динамику развития письменных речевых навыков.

Следует отметить рост тех учащихся, чей уровень учебных навыков очень низок. Сейчас у них тот возраст (7 класс), когда приходит осознание данной проблемы, и дети начинают закрываться, испытывая психологический дискомфорт. Индивидуальная работа с «Бортовым журналом» позволяет им раскрыться и, не испытывая страха быть смешным, формулировать ответы на вопросы, поставленные в журнале.

Особое внимание уделяю групповой работе и для меня важно, что при такой форме работы учащиеся развиваются в социальном плане. А социализация – это ничто иное, как развитие речи в различных стилях: от разговорного до научного. На каждом уроке стараюсь организовывать групповую работу, для осуществления интерактивного, диалогического обучения и обучения в сотрудничестве. В группах, парах и индивидуально учащиеся сами осваивают новые темы через внедрение мною различных стратегий. Групповая работа способствует активному формированию знаний через взаимодействие со сверстниками. Таким образом, предложенные мною задания для обучения в сотрудничестве (ассоциации, поиск информации в различных источниках, составление алгоритма, стратегия «Лоскутное одеяло» и мн.др.) позволили учащимся осознать важность развития собственной речи. Конечно, такие задания не явились новостью для моих учеников, но для себя я сделала вывод, что такая работа должна организовываться в системе. Только в этом случае результат будет достигнут в короткие сроки.

Раньше на уроках большую часть времени занимала я, объясняя материал, считая, что с отдельными заданиями, учащимся самостоятельно будет справиться трудно. Теперь понимаю, что в сотрудничестве и лишь при моей поддержке учащиеся вполне готовы добыть и освоить соответствующую их возрасту информацию. Благодаря инновационным формам проведения уроков, мои ученики стали более внимательно относится к речи друг друга, замечать и корректно исправлять недочеты, тем самым формируя свой речевой аппарат. Я же в очередной раз убеждаюсь в том, что интересные формы работы мобилизуют учащихся и работают на их развитие. Теперь главную роль на уроках играют ученики. Конечно, такие уроки планировать значительно сложнее, чем традиционные, но понимая важность того, что от 90% до 75% усвоения материала происходит лишь при передаче знаний и организации практики, я стараюсь перестроиться. Идеи социоконструктивистской теории очень помогают мне в выборе заданий для каждого урока и каждого этапа на уроке. Это привело к положительному результату в активизации деятельности учащихся с целью формирования мышления в социальном взаимодействии.

Опираясь на возрастные особенности своих учеников, уроки планирую с учетом социально-ситуативного подхода, в основе которого лежит развитие когнитивных процессов, что позволяет мне подбирать дифференцированные задания в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их развития, с целью выявления потребностей, склонностей, интересов и дальнейшего развития. Через данный модуль я смогла реализовать очень важный этап в обучении учащихся: задания для всех, большинства и некоторых.

Большую роль отвожу оцениванию учащихся. Наша пятибалльная система не дает возможности учителю в полной мере оценить каждого ученика с учетом его индивидуальности, и это может влиять на раскрытие потенциала ребенка. В связи с этим наряду с суммативным оцениванием использую элементы формативного оценивания через рефлексию учебного материала, используя «Сигнальные карточки», «Бортовой журнал», «Градусник», «Шкалирование». На мой взгляд, это дает хороший результат. Благодаря сигнальным карточкам не только ученики оценивают себя, но и я в течение всего урока вижу результат их работы и могу своевременно и целенаправленно оказать помощь, не отвлекая других. Изучая работу учащихся при заполнении «Бортового журнала» увидела, что даже за столь короткое время у учащихся от урока к уроку развиваются и формируются навыки письменной речи, они стали более четко формулировать свои мысли, более подробно продумывать то, что еще хотели бы узнать по теме урока. Через данную стратегию ученики еще и учатся рефлексировать свою деятельность. Теперь они с удовольствием используют «Бортовой журнал» не только на уроке русского языка, но и литературы. «Шкалирование» также помогает ученикам оценить и свои знания, и рассказать о причине полученного результата.

Уроки с использованием данных стратегий стали интересны и полезны не только мне и учащимся, но и их родителям, от которых я слышу много слов благодарности, что не может не радовать. Введение в урок инновационных форм работы изменили моих учеников и помогают им развиваться.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!