СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория поколений или как понять современного школьника

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка полезна для школьных  психологов. Поможет подготовить для педагогов семинар. В современном мире разрыв поколений очень заметен. Как нам педагогам помочь современному школьнику.?

Просмотр содержимого документа
«Теория поколений или как понять современного школьника»

Семинар для педагогов

Тема: «Теория поколений или как понять современного школьника»

Цель:

Оборудование : презентация

СЛ 1Всем доброе утро, и так у нас сегодня интересная тема это ««Теория поколений или как понять современного школьника»

Проблемы взаимодействия поколений существуют давно. Мы часто слышим проблемы «Отцов и детей», проблемы взаимопониманий поколений. Понятно , что этим вопросам много лет и мы об этом читали и в художественной литературе и в научной литературе.. В современном мире разрыв поколений очень заметный и серьёзный , это становится заметным, потому что кардинально меняются условия в которых рождаются и взрослеют каждое новое поколение И вот если мы обратимся к нашим современным реалям. Мы живём в век новых технологий, современного стремительного развития. Изменения , они проникают во все сферы нашей жизни и конечно во все слои нашего общества. Кто то из нас выбирает для себя роль человека, который идёт в ногу с инновациями, а кто то из нас занимает провокативно-консервативную позицию к изменениям. И вот то какую стратегию принимает человек в изменяющихся условиях, зависит скорее всего не только от его личных убеждений, но и от других факторов , например от социального окружения, воспитания и от того к какому поколению он принадлежит.

СЛ 2-Было бы очень хорошо, если бы вы сейчас записали себе в тетради года рождения себя , своих близких (родителей, мужа, детей итд) Тогда вам по ходу семинара будет легче принемать всю информацию о теории поколений, это поможет вам ответить на некоторые вопросы которые у вас возникают в отношениях с близкими людьми.

СЛ 3Мы живём в очень сложное время , время перемен. Отцами- Основателями теории поколений являются Джамбатиста Вико итальянский философ эпохи ПРОСВЕЩЕНИЯ. Карл Маркс немецкий философ, а 27 лет назад в 1991 году была разработана современная теория поколений американскими учёными Уильямом Штраусом и Нейлом Хоувом. Они написали книгу в которой описали о том , что каждые 20 лет в мире происходит смена поколений. И на арену выходят люди с новым складом ума,с новыми ценностями и с новыми (это их выражение ) жизненными траекториями. В нашей стране теорией поколений стала заниматься вплотную с 2003 года. Команда под руководством Евгении Шамус.

СЛ 4Согласно этой теории, 4 поколения формируют цикл. Поколение – это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий, особенностей воспитания, с похожими ценностями. Именно ценности и их сходство, а не возраст формируют и определяют поколение. Мы этих ценностей не замечаем, они действуют незаметно, но во многом определяют наше поведение: как мы общаемся, как решаем конфликты и строим команды, как развиваемся, что и как покупаем, что нас мотивирует, как ставим цели. В России, применяя эту теорию, специалисты предпочитают использовать термин «большинство».

СЛ 7 До 10-12 лету человека еще не формируется мировоззрение, т.к. еще продолжается формирование мышления, рефлексия только развивается.

Все, что ребенок воспринимает, хранится в подсознании, действует в течение всей жизни, оказывая влияние на выбор, поступки, облик, на все, что мы делаем.

СЛ 8 На ребенка влияют:

- семья;

- глобальные мировые события.

- мир вокруг;

возможности, которые нам дает НТП.

«Я не понимаю этого, но мне хорошо, когда я в этом участвую».

Ребенок получает очки, через которые он смотрит на мир.

СЛ 9 Такие Виды ценностей: индивидуальные, возрастные, гендерные, религиозные, ценности присущие поколению…Ценности поколения становятся понятны и доступны для изучения, когда носителям этих ценностей становится 18 лет. Это и есть особенности среды, в которой растёт человек. Как проявляются?

- Говорят о непонятном нам, значит, пришло другое поколение.

СЛ 10 Нас интересуют поколения которые жили, живут в России. Сейчас в современной России живут следующие поколения Джи Ай, Молчаливое, беби-бумеров, Х,У,Z

События в истории повторяются с цикличностью в 80-90 лет. В один цикл входят 4 поколения, их сравнивают с временами года. Осень, зима, весна, лето

СЛ 11 Самое первое поколение 20 века. Поколение Джи Ай. 1900-1922 год рождения Победители. Поколение героев, поколение «осень»,. Особенности среды, в которой формировались до 12 лет- Благополучие и экономический рост. Типологические характеристики: Любимые дети, которые вынесли бремя войны. Постоянная деятельность до самой старости. Все сами. Не любят принимать помощь, для них это признак их слабости . Это Те, кому сейчас больше 85, несмотря ни на что, почти безоговорочно верят в светлое будущее, отличаясь завидным трудолюбием, оптимизмом и высокой ответственностью. Для «победителей» жизнь — это непрерывная борьба, вне которой они себя ощущают дискомфортно и неуверенно. Зато воевать они умеют хорошо. При этом они — неисправимые оптимисты, свято верящие в то, что «через четыре года здесь будет город-сад».

СЛ 12С 1923-1942 год рождения Молчаливое поколение Поколение «зима» - Поколение получило название «молчаливое поколение». Это почти полная противоположность породившим их «победителям», они исполнительны и чрезвычайно терпеливы. Начальник, с их точки зрения, просто не может быть не прав. Именно в их «период роста» были изобретены антибиотики, что внушило им безоговорочное уважение к врачам. Понятие «семья» для «молчаливого» свято. Только в кругу семьи, среди родных и близких ему людей, он может почувствовать себя по-настоящему свободным. Активный отдых обязательно нацелен на пополнение запасов еды, которой так не хватало в детстве. Холодильник «молчаливого» всегда забит продуктами, на полках стоят банки с вареньями, соленьями и маринадами собственного приготовления. «Молчаливые» по своей натуре — созерцатели. Подавляющее большинство деятелей культуры и науки, которыми гордится наша страна, принадлежат к этому поколению. Особенности среды, в которой формировались до 12 лет- Голод, война, лишения, переживание горя и потерь, изоляция от внешнего мира, нет роскоши, «стены имеют уши», репрессии, много читали, мало говорили, многодетные семьи.

: инстинкт самосохранения, чувство долга гипертрофировано, жесткие суждения, очень наблюдательны

Убеждения: блага можно получить только за труд, всех накормить и дать с собой, здоровье и тепло одеваться (подштанники с начесом), подарки в виде еды, всё на «черный» день, стирают пакетики, нет излишеств

СЛ -14 Закон и порядок, готовы жить по правилам, готовы терпеть авторитаризм, ради того, чтобы быть вместе. Надо жить по правилам, чтобы выжить.

Семья очень важна, потому что для них это единственное место, где можно быть самим собой.

Объединяться и экономить ресурсы. Им хорошо в режиме экономии.

СЛ 15 1943-1962 год рождения поколение Беби бумеры Поколение-весна. Поколение бэби-бумеров (1943-1964) названо так в честь произошедшего после войны бума рождаемости. Они росли в настоящей супердержаве, которую боялся и уважал весь мир, которая победила в самой страшной войне, которая покорила космос. И ко всем этим событиям они причастны лично. Гагарин летел в космос не один, вместе с ним на борту космического корабля «Восток» летели все девчонки и мальчишки Советского Союза. Жаботинский поднимал штангу на Олимпиаде не в одиночестве — вместе с ним её поднимала целая страна. Для этих людей нет непреодолимых барьеров, каждый барьер — это личный вызов. Они оптимисты, нацеленные на постоянное преодоление трудностей и обязательное достижение результата. «Бумер» — трудоголик, лучший подарок для работодателя. При этом «бумер» предпочитает работать в команде, так как именно коллектив, выполняет у него роль той самой супердержавы, в которой он жил в детстве. По их мнению, отличительными качествами хорошего человека является активность и любознательность.

Особенности среды, в которой формировались до 12 лет-Страна, которой можно гордиться. Родители – герои- победители. Космос. Лучший спорт. Пионерские лагеря. Можно говорить. Обещали, что будут жить при коммунизме. Есть идеалы. Все коллективисты. Понятные цели и задачи. Гордость за предков. Футбол без границ. Шахматы на разряд. Дворовые и настольные игры. Двор безопасен.

Ценности – государство – единая семья. Все люди – братья. Толерантны. Оптимисты и идеалисты. Верят, что могут изменить мир. Все наше – лучшее. Вовлеченность во все. Готовые трудоголики.

В современном мире Их придется возвращать на рынок труда, т.к. их неким заменить из поколения Х.

СЛ -17 Им интересно заниматься тем, что приносит пользу людям, стране. Интересен процесс труда. «Делай то, что скажут, результат не важен». Но готовы получать за труд материальные подарки.

Очень важно выглядеть молодо. Ничего не понимают в моде. Могут одеваться нелепо, как в юности.

Если начинали свой бизнес, то в команде, которую сохранили на долгие годы.

СЛ 19 1963-1983 год рождения Поколение Х, Неизвестное поколение. поколение лето. Особенности среды, в которой формировались до 12 лет- Самостоятельные

Поколение X, «дети с ключом на шее» (1965—1982). Прокатившийся по стране бум разводов сделал Х-ов более гибкими в отношениях с людьми, а постоянная занятость родителей-трудоголиков на работе — более самостоятельными. У «бумеров» забота о подрастающем поколении не была приоритетной. Оттуда и «ключ на шее» — символ ранней самостоятельности. Х-ы в детстве самостоятельно бродили по городу, сами разогревали себе обед и умели готовить яичницу. Повзрослев, они превратились в людей, для которых главным качеством стал расчет только на собственные силы и опыт. К чужой помощи X прибегает крайне редко и неохотно. Родина для Х-а — это его семья. Главная ценность для него — возможность выбора. При этом Х-ы довольно циничны и прагматичны. Еще одна ценность для Х-а — время. Поэтому они «уважают» полуфабрикаты, а заболев, идут не в поликлинику, где надо стоять в очереди, а в платную больницу. Хотя и в неё они идут только в крайнем случае, предпочитая лечиться самостоятельно.Родители молодые, веселые и вечно заняты работой и своими увлечениями. Ребенок понимает, что есть две реальности: та, что в телевизоре и СМИ, и та, о которой не надо говорить в школе.

Уже доступно многое из ранее запретного.

Наркотики, перестройка. Родители разочарованы, их надежды не оправдались, их ожидания обманули. Родители, которые «потеряли себя». Родители, которым надо много работать, чтобы дети выжили. Многие дети предоставлены сами себе.

Понимание того, что родители не знают, как жить. Нет веры в будущее. Стабильность – это не реально, т.к. все меняется просто «на ходу». Самое индивидуалистичное поколение. Главное – «деньги». Разводов больше, чем у остальных поколений. Нет ценности отношений. «Я делаю то, что хочу». «Дайте деньги, и я ваш, до тех пор, пока мне это нужно». Лучшие психологи.

СЛ 21 Только сам – ни на кого рассчитывать нельзя. Начинают вдвоем, потом рву отношения. (Да же группы певцов)Комбинация итд) Нельзя ни кого ставить, только ты. Почти все поколение убежало из России. С ними очень трудно договариваться. Скучают в стабильном месте. Нужны перемены и бури. Часто меняют место работы. Не любит экспериментов (вдруг не сработает). Нужен быстрый результат. Не умеют копить деньги. Не разбираются в одежде, но нужно выделиться. Статусно, VIP. Важно – ого-ого – чего я достиг!

СЛ 22 Поколение У,Поколение сети, милениум. Некст. (1984-2000) год рождения поколение супер-героев. Поколение «осень» Особенности среды, в которой формировались до 12 лет- Выжившие

Поколение Y (1983—2000) Как и положено, они очень похожи на поколение «победителей». Y-ки наивны и склонны к работе в команде. Одно из прозвищ, которым социологи нарекли Y-ов, — «поколение большого пальца», от привычки набирать смс одним большим пальцем руки, в которой находится мобильный телефон. Разделение на реальное и виртуальное для них вообще условно, они прекрасно «живут» в условиях виртуальной реальности. Родители баловали их, всячески оберегали, отучали от той самой самостоятельности, которой сами располагали практически неограниченно, поэтому поколение получилось хорошо управляемым, но вместе с тем уверенным в своей ценности. Для них важно немедленное вознаграждение за проделанную работу, в отдаленную перспективу они не верят. Мода — это их кредо, а цель жизни — получение удовольствия в максимальном размере. Даже спортом они занимаются не для того, чтобы победить или развить тело, а для того, чтобы получить дополнительную порцию положительных эмоций. Выросли на фэнтези, компьютерных играх. Родители Х – мир вовне опасен. Детей надо оградить от мира. В школу за руку. Так как их, никого не любили. Детям стали говорить о том, что их любят.

Друзья виртуальные. Они занимаются все. Фрилансеры – огромные массы людей, не учтенных на рынке труда. Как зарабатывают на жизнь – неизвестно. ( в интернете)

Им очень важна страна. Мы – боги! Что ты хочешь, чтобы захватить мир?

СЛ 24Мечты о могуществе. Игра, будет интересно, развлекательно.

Няшное, мультяшное, детское – это для них.

Поглощают информацию в большом количестве. Все хотят быть лидерами. На них сильно влияет то, в какие коммуникации они включены.

СЛ 25 Поколение Z (2001-2020 г.р.)

Тихие И наконец, поколение Z (2001—…). Пока можно только предположить, каким оно будет. Их становление происходит в стране, постепенно выбирающейся из глубокого кризиса, обретающей стабильность. Вертикаль власти крепнет, государственный аппарат обретает всё большую силу и мощь. Мелкие компании поглощаются крупными сетями, слабое погибает, сильное крепчает. Общество ждет новых терактов и новых страшных эпидемий. Сходство с условиями, в которых формировалось «молчаливое поколение», очевидно. Можно смело предположить, что и по характеру, и по особенностям поведения Z-ы будут повторять своих прапрадедов. По прогнозам Z-ы вырастут идеалистами. Так же, как старые «молчаливые» уходили из опасного и жестокого мира в идеальный мир книг, новые «молчаливые» будут уходить в мир виртуальной реальности. Это поколение творцов, художников и музыкантов.

 Это поколение- свободолюбивы, уверены в себе, спокойнее относятся к деньгам (не знают голода, растут в уюте). Терпимы к различиям между людьми. Понимают необходимость образования. Мыслят блоками, модулями. Имеют потребность к восприятию информации. (особо проявляют интерес к коротким роликам, динамизм, яркость, информативность)

Прогноз к поколению зед (закреплённого названия ещё нет) ленивые «памперсники» (не предпринимают усилия, что бы както выправить ситуацию) капризны, легко возбудимы, эмоциональны. Агрессивны (ориентированы на регулярное поглощение большого количества информации, имеют хрупкую эмоциональную систему.) Не умеют договариваться, эгоцентричные одиночки, при массе друзей в соцсетях.

Рекомендации :

Как правильно разговаривать с зедом.:

-Не бытовому хамству. (если мы не вежливы-это дурной пример) Вежливость-это орудие защищающее от напасти. Если ребёнок не вежлив , виноват родитель. Так же бытовое хамство-это тоже форма, в какой мы говорим с детьми, как мы ставим 2 итд. Важно быть вежливыми.

-Говорить на языке чувствах (я, а не ты; мне, а не тебе)

Хвалить. Две позиции похвалы. Хорошо и молодец. (молодец-когда сделал самостоятельно; хорошо-когда делал в команде) Похвала для детей не морковка для корма, а топливо для поезда. Похвала не мотивирует современных детей, но зато отсутствие её выбивает из колеи.

Слушать внимательно и спокойно (Не критиковать ребёнка «Я же тебе говорила…»

Обеспечение безопасности моральной и физической. (Нужно предложить выход, спрогнозировать ситуацию и показать выход.

Фразу это твои проблемы или ты мне надоел говорить нельзя!!!.

Так же нельзя говорить фразы с двойным смыслом. Дети не понимают, отсюда конфликт.

Например фразы : Не ори! Не ной! Не смейся! (не выражай свои эмоции)

Ну сколько можно тебе объяснять? – ты глупый , не удачник. Нужно сказать- Подумай ещё, ты справишься.

Основной отличительной особенностью нового поколения является Клиповое мышление-мышление- это мышление сиюминутного восприятия, то есть даже не мышление а минутная реакция, такое мышление в принципе мешает быть человеку целостным Клиповое мышление предполагает упрощение, т.е. «забирает» глубину усвоения материала. Теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек. С другой стороны, клиповое мышление может использоваться как защитная реакция организма на информационную перегрузку У детей цифрового поколения больше развита кратковременная память, чем долговременная. Современному ребенку, имеющему возможность в любое время «погуглить» и найти нужную информацию нет смысла хранить ее в своей памяти. Поколение плохо запоминают, потому что растут в среде, когда все можно уточнить в интернете.Современные подростки совершенно точно запоминают не содержание, а место, где находится какая-либо информация..

Восприятие тоже изменилось у современных детей. Дети, которые проводят очень много времени за компьютером, в интернете получают определенную депривацию, т.е. лишаются определенных сенсорных сигналов, которые связаны с окружающим миром – зап ахи, прикосновения

Немного об особенностях внимания школьников. Устойчивость внимания у школьников уменьшается в десятки раз по сравнению с предыдущим поколением, а вот переключение и распределение внимания развиты хорошо. Зато наши дети с легкостью могут делать несколько дел одновременно: учить уроки, слушать музыку, переписываться Вконтакте и играть в компьютерные игры.

Как добиваться желаемого результата от зедов. Говорить коротко , писать развёрнуто и по пунктам. Например: Устную задачу надо уложить в 25 слов. А потом развёрнуто объяснить письменно и по пунктам. Каждый пункт тоже должен состоять из 25 слов.

Не надо отбирать у детей гаджеты. Они в них живут. Их можно просто применять на уроке. И использовать в работе на себя.. Это просто увеличит их интерес к учёбе и эффективность.

Досуг. Его нужно занимать, развлечения быть должны. Если детям предоставлять в учебных заведениях развлечения они будут счастливее и успешнее , будет меньше конфликтов и агрессии. ( по мнению психологов) А так же способствует вовлечению в коллективную деятельность.

Как добиться желаемого результата от зед?

Нужно эффективно поставить задачу, установить сроки , чётко объяснить , если не понятна задача, после выполнения проверить качество работы, обязательно дать обратную связь, предложить свою помощь, если не справляется, в заключении выразить свою уверенность ,в благоприятном результате и в силах ребёнка. Но и важно обговорить наказание за не выполнение.

СЛ 32 Мы рассмотрели с вами базовые поколения. Но не может быть такого 1 января определённого года возникает новое поколение. Нет , переход идёт постепенно. Такие поколения называют пограничные

GI-молчаливые (1919-1926 г.р);

Молчаливые-Беби-бумеры (1940-1946г.р.);

Беби-бумеры- Х (1960-1967г.р.);

ХН (милениум) (1981-1987г.р.);

У( милениум)- Z (1999-2006г.р.)

Пограничные поколения разделяют ценности и спокойно общаются понимаю друг друга с представителями двух смешанных поколений.. Среди них огромное количество успешных людей, высоко развито общение, высок индекс эмоционального интеллекта. (это выражается в умении управлять своими чувствами, чувствами других людей).

Х и У являются родителями зед (х- были родители своим родителям (понятие долг), помощь другим. У- образование не нужно, избалованы опекой родителей, им выживать не надо) отсюда трудности в работе с родителями учеников одного класса.

Для Х важен долг, родители Х –более ответственные. Для Х- семья ценность, стараются сохранить семью-она для них пилюля от всех бед. У-семья не ценна, портнёрский союз, более не терпимы к недостаткам, легко могут прекратить отношения.

Сейчас современные дети могут найти ответ в сети интернет, раньше родители являлись источником знаний, опыта.

дети

Вывод: важно обратить внимание на себя, на своё саморазвитие, когда мы будем эксперты в новой области, тогда мы будем интересны детям, внукам.

СЛ 33 Учеными предполагается С 2020 года поколение альфа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!