Тезисы к выступлению на общецентровском родительском собрании МАУДО «ЦРТДЮ «Созвездие» от 24.04.2019 г. «Теория поколений У.Штрауса, Н.Хоува. Особенности детей «поколения Z»
Лоскутова Елена Юрьевна, педагог-психолог, МАУДО «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г.Орска»
Теория поколений У.Штрауса, Н.Хоува.
Особенности детей «поколения Z».
Поколение «икс», поколение «игрек», поколение «зет» — эти выражения часто мелькают в статьях социологов и демографов, психологов и маркетологов. Что же означают эти буквы? Впервые об особенностях возрастных различий заговорили в 1991 году исследователи из США Нейл Хоув и Уильям Штраус. Они создали теорию, которая основывалась на различиях в ценностях людей разных поколений. Эти различия были изучены, как и обуславливающие их причины, например, ситуация в экономике и политике, технологическое развитие общества и т.д. Некоторое время спустя теория стала применяться на практике. Она оказалась очень эффективной в сфере бизнеса и образования. Сегодня эту теорию обсуждают всё чаще.
Сейчас в России живут представители следующих поколений:
Величайшее поколение (1900—1923).
Молчаливое поколение (1923—1943).
Поколение беби-бумеров (1943—1963)
Поколение Х («Икс») (1963—1984)
Поколение Y («Игрек») (1984—2003)
Поколение Z «Зэд» (2003- 2023)
Рассмотрим характеристику тех поколений, представители которых присутствуют сегодня в зале:
Послевоенное поколение. «Бэби-бумеры»(1943-1963)
Наименование поколение получило из-за послевоенного всплеска рождаемости. События, оказавшие наибольшее влияние на формирование ценностей людей данного поколения – это, конечно, победа в Великой Отечественной войне, советская «оттепель», покорение космоса, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания. Они выросли в настоящей супердержаве. Эти люди — оптимисты, командные, коллективные люди.
Поколение X (1963-1984)
Поколение Х еще называют неизвестным поколением. Они выросли на фоне холодной войны, дефицита, начала перестройки. Многие иксы выросли в неполной семье, а работающие родители позволили вести самостоятельную жизнь. Нередко это поколение называют «детьми с ключом на шее. Люди этой возрастной категории нацелены на упорный труд и достижение индивидуального успеха.
Поколение Y. (1984-2003)
Поколение Y выросло на фоне глобальных потрясений: развал государства СССР, теракты, эпидемии, бурное развитие информационных технологий. Благодаря интернету и сотовой связи поколение игреков получило прозвище «поколения большого пальца», за свою способность набрать СМС пальцем одной руки. Игреки могут легко общаться с незнакомыми людьми в сети, но в реальной жизни часто испытывают проблемы в общение. Игрекам не нравится начинать профессиональный рост с низших ступеней, они хотят получать награды и высокие гонорары прямо сейчас, просто за то, что они есть.
Поколение Z.(2003- 2023)
Они видели восстановление мощи нашей страны, болели за наших спортсменов-победителей на олимпиадах и чемпионатах мира. В их школе стоят компьютеры, сделан ремонт, во дворах чисто, установлены новые детские площадки и спортивные комплексы. Представители поколения Z активно используют планшеты, iPad, VR- и 3D-реальность. Зачастую термин «поколение Z» рассматривается в качестве синонима термина «цифровой человек». Поколение Z интересуется наукой и технологиями (предполагается, что многие представители поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой), а также искусством.
Сегодня в школах обучаются представители поколения z. Рассмотрим посмотрим на них поближе:
Особенности поколения Z(2003 - 2023):
Живет в интернете и, как следствие, легко поддается манипулированию.
Поколение Z живёт в «фиджитал» мире, где благодаря быстрому научно-техническому прогрессу границы между физическим и виртуальным миром практически рухнули. Сегодня вы можете купить что-то как в обычном магазине, так и в интернете. Вы можете написать и отослать обычное письмо, а можете отправить электронное сообщение. Вы можете работать в офисе или удалённо. И так далее. Выбор — это прекрасно, но его наличие порождает множество споров. Как правило, они сводятся к выяснению вопроса о том, какое решение лучше — виртуальное или реальное. Поколение Z отличается тем, что вообще не видит разницы между виртуальным и реальным.
Высокий уровень СДВГ и дефицита внимания – неусидчивость и нетерпеливость вызывают тревогу у психологов и педагогов. Концентрация внимания на объекте составляет 8-10 секунд. Дети запоминают не содержание информации, а место, где ее можно найти.
Точно так же, как и их сверстники, предыдущих поколений уходили в мир книг, поколение Z уходит в виртуальный мир и мир компьютерных игр. В интернете оно предпочитает читать не более 1 страницы. Вместо книги предпочитает комикс, картинки, видео. Поколение z разговаривает картинками.
Обладают клиповым мышлением, основанном на визуальных образах, а не на логике.
Поэтому имеют проблемы с развитием критического мышления и анализа данных.
Способны к многозадачности, но при этом рассеяны;
Умеют отлично работать с любой информацией; часто одарены и быстро включаются в интересующую информацию; могут делать одновременно несколько дел (писать сообщение, слушать музыку, играть в компьютерную игру и учить уроки);
Предпочитают коммуникации с людьми не выходя из дома, и если прошлые поколения отмечали важность личного присутствия при встречах, то поколение Z комфортно чувствует себя в онлайн-общении.
Поколение Z отличает: отсутствие единых ценностей; высокая скорость мысли; интеллектуальная независимость; тяга к виртуальному миру; стремление к индивидуальности; игнорирование норм и правил.
Как же воспитывать детей поколения зет?
Рекомендации для родителей:
Помните поколение Z – думающие исполнители. Они легко поддаются влиянию. Из них можно сделать добросовестных обучающихся. Вот несколько секретов:
Ставьте лайки. Поколение Z не может работать без поглаживания. Похвала и награда не мотивирует поколение Z, но их отсутствие выбивает этих детей из колеи.
Не отгораживайте детей от информации, а учите их добывать её, правильно понимать и систематизировать. Гаджеты – это неотъемлемая часть жизни современного человека, не нужно пытаться отгородить школьника от них, правильнее будет научить ребёнка пользоваться подобными приборами.
Учите ребёнка сопереживать и сочувствовать, понимать свои и чужие эмоции.
Бесполезно мотивировать zета, ставя ему в пример других, упирайте на его уникальность.
Договаривайтесь о форме контроля заранее. Например, «выполнишь требования, получишь больше свободы. Не выполнишь – контроль усилится». Как правило, дети технологий следуют договоренностям и мирятся с усилением контроля, если проштрафились.
Помните: Девиз зета: «Слушай меня, понимай меня, говори со мной, цени меня, люби меня». Благодаря любви, Вы всегда найдете взаимопонимание со своим ребенком, в каком бы поколении он не родился.