Теория спроса и предложения
© кандидат экономических наук, доцент Е.А. Величко, 2018
ВОПРОС 1. Спрос, величина спроса, закон спроса, эластичность спроса.
ВОПРОС 2. Предложение, величина предложения, эластичность предложения.
ВОПРОС 3. Рыночное равновесие.
ВОПРОС 1
Спрос, величина спроса, закон спроса, эластичность спроса
Важнейшим инструментом рыночной экономики являются спрос и предложение.
Спрос – желание и способность людей приобретать товары на рынке при некоторых ценах. Нетрудно заметить, что между ценой и количеством покупок существует обратная или отрицательная зависимость, то есть чем ниже цена товара, тем большее его количество может быть куплено при прочих равных условиях. Эта зависимость, впервые математически сформулированная А. Курно, получила название закона спроса. Графическим изображением кривой спроса является кривая спроса D (от английского demand - спрос).
Спрос на товар определяется всей кривой спроса. Перемещение по этой кривой, например из А в В, показывает изменение величины спроса.
Величина спроса - это то количество товара, которое потребители готовы купить на рынке при данных ценах при прочих равных условиях. Изменение величины спроса происходит под действием ценовых факторов, при этом сам спрос не меняется.
Сдвиг кривой спроса вправо означает увеличение спроса, сдвиг кривой влево - уменьшение спроса. Изменение спроса происходит под действием неценовых, факторов.
Неценовые факторы, оказывающие влияние на спрос:
- изменение цен на товары-заменители,
- сезон,
- доходы населения,
Таким образом, изменение спроса связано с изменением любой из переменных, подпадающих под допущение о «прочих равных условиях». Примером является реакция потребителей на определённые группы товаров.
Для определения чувствительности одного из рассмотренных факторов в результате воздействия на него другого используется понятие «эластичность».
Из всех факторов наибольший интерес вызывают перекрестная эластичность, чувствительность спроса на изменение цены или дохода.
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1%.
Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении доходов потребителей на 1%.
Перекрестная эластичность спроса позволяет измерить, насколько чувствителен спрос на продукт А к изменению цены на продукт Б.
Мерой изменения эластичности является коэффициент эластичности.
Коэффициент эластичности спроса по цене определяется как отношение роста объема спроса (в %) к снижению цен (в %).
Реакция потребителей на изменение цены на товар может быть сильной, слабой или нейтральной. Каждая из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичную эластичность.
Спрос эластичен, когда при незначительном снижении цены объем продаж существенно возрастает. Коэффициент эластичности больше 1 .
Спрос неэластичен, когда при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно. Коэффициент эластичности по цене меньше 1 .
Спрос имеет единичную эластичность, когда однопроцентное изменение цены вызывает однопроцентное изменение продаж товаров. При единичной эластичности коэффициент равен 1 .
Коэффициент эластичности по цене в математическом смысле всегда имеет знак «минус», т.к. между ценой товара и количеством продаж существует обратная зависимость. Но для простоты анализа коэффициент рассматривают как положительную величину.
ВОПРОС 2
Предложение, величина предложения,
эластичность предложения
Предложение - это желание и способность продавцов реализовать товар на рынке.
Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая зависимость, то есть, чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот. В этом заключается закон предложения. Его графическое изображение - кривая предложения S (от английского supply - предложение).
Вся кривая предложения характеризует предложение. Движение по кривой предложения из А в В связано с изменением величины предложения.
Величина предложения - это такое количество товара, которое продавцы могут и хотят реализовать на рынке при данных ценах.
Сдвиг кривой S вправо или влево означает, что изменилось предложение (увеличилось или уменьшилось) под действием неценовых факторов.
Неценовые факторы, оказывающие влияние на предложение:
- налоги,
- цены на ресурсы,
- технология,
- таможенные тарифы.
Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности предложения (Es)
Предложение неэластично, если изменение цены не вызовет изменения предложения.
Предложение считается абсолютно эластичным, когда малейшее изменение цены товара вызывает сокращение предложения.
ВОПРОС 3
Рыночное равновесие
Для того, чтобы установить, как определяется конкурентная рыночная цена, нужно объединить анализ спроса с анализом предложения.
Равновесной ценой называется цена, при которой уравновешиваются спрос и предложение.
При любой цене, превышающей равновесную, величина предложения окажется больше величины спроса. Этот избыток вызовет конкурентное сбивание цены продавцами, стремящимися избавиться от своего излишка. Снижение цены сократит предложение и одновременно побудит покупателей приобретать данный продукт в большем количестве. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта.
Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен.
Равновесная цена не оставляет обременительный излишек у продавцов и не создает ощутимых нехваток для потенциальных покупателей. Взаимодействие спроса и предложения представляет собой процесс взаимного приспособления. При изменении цен люди меняют свое поведение.
Равновесная цена может изменяться под влиянием многих факторов, наиболее существенными из которых являются налогообложение и контроль над ценами, осуществляемыми государством.
Последствия налогообложения отрицательно сказываются и на потребителях, и на производителях, т.к. повышение налога приводит к росту цены, а значит - к сокращению потребительского спроса, и, как следствие этого - к сокращению производства.
При этом точка потребительского равновесия перемещается на более высокий уровень.
Государственное вмешательство в рыночное ценообразование тоже нарушает равновесие спроса и предложения. Оно чаще всего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия на социально значимые товары.
Результатом, как правило, становится товарный дефицит, который отрицательно сказывается на всем обществе из-за недопотребления. Принудительное установление цены на уровне ниже рыночной даст новую точку рыночного равновесия, расположенную на более низком уровне.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ