.
№ | Деятельность учителя (с обозначением используемых технологий, методов, приемов; применяемого технического оснащения) | Деятельность обучающихся (с обозначением видов и форм активности) | Планируемый результат, комментарии |
1 этап - Организационный момент- 3 мин. |
1.1. | – Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. - Наш урок сегодня я хочу начать со слов Джона Локка Слайд №1 «Никто не знает силы способностей, пока не использует их». – Ребята, хочу пожелать вам сегодня каждому узнать силу своих способностей и использовать их на этом уроке. - Вы уже обратили внимание на мой рабочий стол, на нем не совсем инструменты учителя. - Может быть, кто то из вас встречал и знает тему в математике с такими рабочими инструментами? - «Пока я шла к вам на урок, я встретила завуча». Пример чего я вам привела? - Да наука математика обнаружила интересные закономерности, которые позволяют человеку увереннее чувствовать себя при встрече со случайными событиями. Какие события вы еще знаете? Какие действия с этими событиями мы можем делаем? - Как вы думаете, какова цель нашего урока, если дальше я попрошу показать вас на примере решения задач, как применять правила нахождения вероятностей случайных событий и обобщить полученные ранее знания? - Кто может сообщить тему урока? Запись дату и тему урока – У каждого из вас есть на столах оценочные листы. Подпишите их. На них будут выставляться баллы за проделанные виды работ на уроке. | Приветствуют учителя, Включаются в деловой ритм урока. Слушают. Теория вероятностей Случай, случайные события Достоверные, невозможные, совместные, несовместные, противоположные, равновозможные. Описываем, анализируем, оцениваем, рассчитываем вероятность… Повторить, закрепить и систематизировать изученный материал Обобщающий урок по теме «Теория вероятности, случайные события». Запись дату и тему урока Подписывают листы оценивания. | Создать благоприятный психологический настрой на работу. Личностные: формирование ответственного отношения к выполнению домашнего задания. Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения, самооценка |
1.2. | - Как вы справились с домашним заданием? В чем были затруднения? Слайд №2 | Проверяют домашнее задание по слайду, задают вопросы при возможных затруднениях. |
2 этап – Актуализация знаний - 10 мин. |
2.1. | -Какое событие называется случайным (достоверным, невозможным, совместным, несовместным). - Чему равна вероятность этих события? Слайд №3 | Событие, которое происходит всегда, называют достоверным Событие, которое не может произойти, называется невозможным. (Пусть из урны, содержащей только черные шары, вынимают шар. Тогда появление черного шара – достоверное событие; Появление белого шара – невозможное событие) Два события, которые в данных условиях могут происходить одновременно, называются совместными, а те, которые не могут происходить одновременно, - несовместными. (Брошена монета. Появление «герба» исключает появление надписи. События «появился герб» и «появилась надпись» - несовместные.) 0 Р (А)=1(достоверное событие А) Р (А)=0 (невозможное событие А) | Актуализация опорных знаний и способов действий Коммуникативные: аргументация своих ответов. Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие. Регулятивные: осуществление действий контроля. |
2.2. | - Предлагает выполнить «Устный счёт», за каждую решенную задачу вы получаете заработанные баллы, но не забывайте их в оценочный лист Слайд №4 - Перенесите заработанные баллы в оценочный лист | Работают индивидуально, ответы записывают в листы оценивания После выполнения проверка по готовым ответам В листы оценивания заносят баллы за устный счёт. |
2.3. | - Предлагает вспомнить классическое определение вероятности (говорят, потом слайд) (слайд 5) - Давайте вместе вспомним алгоритм решения задач с помощью классического определения вероятности Слайд 6 слайд 7 - Перед вами Задача1 и вопрос В портфеле лежат 4 книги: математика, русский язык, история России и сборник по физике. Из портфеля наугад вынимается книга. Какова вероятность вытащить учебник математики? -Отлично, не забывайте оценивать решенную задачу по критериям оценочного листа. Задача 2. (слайд 8) В среднем из 100 карманных фонариков, поступивших в продажу, 5 неисправных. Найдите вероятность того, что выбранный наудачу в магазине фонарик окажется исправен - Давайте вспомним правила с равновероятностными событиями? (Говорят, потом слайд) (слайд 9) - Предлагаю решить Задачу 3 и ответьте на вопросы (слайд 10) Из карточек составили слово «пирамида». -Какую карточку с буквой вероятнее всего вытащить? -Отлично, не забывайте заносить баллы | Классическое определение вероятности: Вероятностью P события А при проведении некоторого испытания называют отношение числа тех исходов, в результате которых наступает событие А (m – число благоприятных исходов), к общему числу всех (равновозможных между собой) исходов этого испытания (n – число всех возможных исходов). Алгоритм для решения задач с помощью классического определения. 1)обозначить событие (А) 2)сосчитать число всех исходов (n) 3)сосчитать число исходов благоприятствующих данному событию (m) 4)найти отношение благоприятствующих исходов к числу всех исходов Число всех исходов 4(п). Благоприятствующих исходов 1(m); Вероятность события Р(А)= 1/4= 0,25 Число всех исходов 100(п). Благоприятствующих исходов 95 (m); Вероятность события Р(А)= 95/100= 0,95 Сложение и умножение вероятностей, повторяют правила Вероятность Р(С) наступления хотя бы одного из двух несовместных событий А и В равна сумме их вероятностей. Р(С) = Р(А + В) = Р(А) + Р(В) Вероятность противоположного события Р(А) = 1 - Р(А). Вероятность Р(С) совместного наступления двух независимых событий А и В равна произведению вероятностей событий А и В. Р(С) = Р(А)· Р(В) Всего 8 букв. Буква «и» встречается 2 раза – P = 2/8= 1/4; буква «а» встречается 2 раза – P= 2/8= 1/4; остальные 1 раз– P = 1/8. В листы оценивания заносят баллы за устный счёт. |
3 этап – Систематизация изученного материала - 20 мин. |
3.1. | В конце учебного года вам предстоит пройти Государственную Итоговую Аттестацию в форме ОГЭ встречаются ли заданиями с «Теорией вероятности, случайных событий» текстах по математике? Слайд №11 Предлагаю вам выполнить Самостоятельную работу по типовым текстам открытого банка задач ФИПИ. На работу у вас 12-15 минут -В рабочих тетрадях записываете решение и ответ. - Давайте проверим решение и сверим ваши ответы. Слайде №12 - У кого задания вызвали затруднения? - В чем причина? - У кого задания выполнены правильно? - Заполняем оценочный лист. | 1) Решают задачи 2) Записывают решение в тетради 3) Смотрят на слайд и слушают выступление своих одноклассников Сверяют записи со слайдом Выставляют баллы в оценочный лист. | Личностные: осознание ответственности за общее дело. Познавательные: выполнение действий по алгоритму. Подведение под понятие, рефлексия способов действий Коммуникативные: выражение своих мыслей, достижение договоренности и согласование общего решения |
4 этап – Физкультминутка - 2 мин |
4.1. | – Сейчас проверим, насколько вы разбираетесь в классификации событий. Проведем подвижную паузу в виде викторины. - Оцените возможность наступления событий, используя для этого следующие действия: Слайд №13 «достоверное событие» (все сидят и не встают), «случайное событие» (поднять руку), «невозможное событие» (должны встать). 1: «завтра будет хорошая погода». 2: «в январе в поселке пойдет снег». 3: «в 12 часов в поселке идет дождь, а через 24 часа будет светить солнце». 4: «на день рождения вам подарят говорящего крокодила». 5: «круглая отличница получит двойку». 6: «камень, брошенный в воду, утонет». 7: «вы выходите на улицу, а навстречу идет слон». 8: «вас пригласят лететь на Луну». 9: «вы не выиграете, участвуя в беспроигрышной лотерее». 10: «после четверга будет пятница». | Слушают. Выполняют викторину. 1. Поднимают руку. 2. Все сидят и не встают. 3. Поднимают руку. 4. Встают. 5. Поднимают руку. 6. Все сидят и не встают. 7. Встают. 8. Поднимают руку. 9. Встают. 10. Все сидят и не встают. | Ориентируются в своей системе знаний; проводят анализ учебного материала |
этап - Домашнее задание - 2 мин |
5.1 | - Предлагает домашнее задание на карточках – это типовые задание ОГЭ Комментирование д/з | Получают карточки с заданием. Задают вопросы по домашнему заданию | Планирование, Самоопределение. |
6 этап - Рефлексия учебной деятельности на уроке - 5 мин. |
| | | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: анализ, подведение под понятие, рефлексия способов действия, формирование адекватного понимания причин успеха и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация Самооценка результатов своей деятельности |
6.1 | Слайд 14 - Какую цель мы ставили в начале урока? -Наша цель достигнута? - Ребята, скажите, Вы узнали силы своих способностей, которые вы использовали на этом уроке? У меня на столе остался еще один случайный предмет, который ждет количество набранных вами баллов. Слайд 15 - Подсчитайте количество набранных баллов и поставьте соответствующие оценки; Критерии оценки: 22-26 баллов оценка «5» 21-18 баллов оценка «4» 17-12 баллов оценка «3» 11 и меньше баллов оценка «2» (-Узнать какое количество баллов получилось) - Вручить «Эликсир силы» для сдачи ОГЭ) − Оцените свою деятельность на уроке: поднимите руку, если вы поняли, как находить вероятность событий, или не поднимайте, если не всё понятно. Слайде №16 - Спасибо всем за работу - Удачи на ОГЭ | Повторить, закрепить и систематизировать изученный материал Анализируют свою работу Оценивают результат своей работы на уроке. Заполняют лист самооценки. Суммируют баллы за урок, ставят себе оценку |
На тарелке лежат одинаковые на вид пирожки: 2 с творогом, 3 с рисом и 5 с яблоком. Гости наугад берут один пирожок. Найдите вероятность того, что пирожок окажется с ………?
В девятом классе учатся: Анна, Константин, Александра, Джамиля и Алексей. По жребию они выбирают одного дежурного по классу. Какова вероятность того, что это будет мальчик?
Найти вероятность того, что число, выпавшее при бросании игральной кости будет…..(четно, нечетно)?
В коробке 5 шаров из них 2 желтых, остальные в равном количестве - зеленые, красные и фиолетовые. Какова вероятность если достали шар ……… цвета.
Наугад выбирается одна карточек следующего числового ряда: 4,5,6,7,8,9,10,11,12. Какова вероятность, что число будет …….. (четным, нечетным), а также будет делиться на 3.
В чемпионате по прыжкам в воду участвуют 7 спортсменов из России, 6 из Китая, 3 из Кореи, 4 из Японии. Порядок, в котором выступают спортсмены, определяется жребием. Найдите вероятность того, что первым будет выступать спортсмен из России.
Вероятность того, что шариковая ручка пишет плохо (или не пишет) равна 0,1. Покупатель в магазине выбирает одну такую ручку. Найдите вероятность того, что ручка пишет хорошо.
В среднем из 1600 садовых насосов, поступивших в продажу, 8 подтекают. Найдите вероятность того, что один случайно выбранный для контроля насос не подтекает.
На экзамене по геометрии школьнику достается один вопрос из списка экзаменационных вопросов. Вероятность того, что это вопрос на тему «Вписанная окружность», равна 0,2. Вероятность того, что это вопрос на тему «Параллелограмм», равна 0,15. Вопросов, которые одновременно относятся к этим двум темам, нет. Найдите вероятность того, что на экзамене школьнику достанется вопрос по одной из этих двух тем.
В сборнике билетов по истории всего 60 билетов, в 18 из них встречается вопрос по смутному времени. Найдите вероятность того, что в случайно выбранном на экзамене билете школьнику не достанется вопроса по смутному времени.
Какова вероятность того, что случайно выбранное натуральное число от 10 до 19 делится на три?( Ответ: п=3( 12,15,18) m = 10, Р(А)= 3:10 = 0,3)
В каждой десятой банке кофе согласно условиям акции есть приз. Призы распределены по банкам случайно. Варя покупает банку кофе в надежде выиграть приз. Найдите вероятность того, что Варя не найдет приз в своей банке.(т.к в каждой 10 банке кофе есть приз, то вероятность выиграть приз равна 0,1, следовательно, вероятность не выиграть приз равна 1-0,1=09)
Из каждых 1000 электрических лампочек 5 бракованных. Какова вероятность купить исправную лампочку? (Ответ: п=995 (1000-5) m = 10000, Р(А)= 995: 1000= 0,995)
В соревнованиях по художественной гимнастике участвуют три гимнастки из России, три гимнастки из Украины и четыре гимнастки из Белоруссии. Порядок выступлений определяется жеребьёвкой. Найдите вероятность того, что первой будет выступать гимнастка из России. ( Ответ: n=3+3+4=10, m=3, P(А)= 3/10= 0,3)
Вероятность того, что сканер прослужит больше года, равна 0,96. Вероятность того, что он прослужит два года или больше, равна 0,87. Найти вероятность того, что он прослужит меньше двух лет, но не менее года. ( Ответ: Р(А)= 0,96, Р(В)= 0,87, Р(А-В) = 0,96-0,87= 0,09)
Какова вероятность того, что случайно выбранное натуральное число от 67 до 88 делится на 2?
Вероятность того, что новый электрический чайник прослужит больше года, равна 0,98. Вероятность того, что он прослужит больше двух лет, равна 0,89. Найдите вероятность того, что он прослужит меньше двух лет, но больше года.
Помещение освещается фонарём с двумя лампами. Вероятность перегорания одной лампы в течение года равна 0,14. Найдите вероятность того, что в течение года хотя бы одна лампа не перегорит.
В сборнике билетов по истории всего 60 билетов, в 18 из них встречается вопрос по смутному времени. Найдите вероятность того, что в случайно выбранном на экзамене билете школьнику не достанется вопроса по смутному времени.
Агрофирма закупает куриные яйца в двух домашних хозяйствах. 95% яиц из первого хозяйства — яйца высшей категории, а из второго хозяйства — 15% яиц высшей категории. Всего высшую категорию получает 55% яиц. Найдите вероятность того, что яйцо, купленное у этой агрофирмы, окажется из первого хозяйства.