СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тепло родного очага: образ дома

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тепло родного очага: образ дома»



Доклад выступления

«Концепт «ДОМ» как инструмент погружения в языковую среду.

Тепло родного очага: образ дома, концепт дома»



«Главный-то дом человек в душе у себя строит.

И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет»

Ф.А. Абрамов «Дом»


Домашний очаг должен быть не местопребыванием,

а местом, куда мы всегда возвращаемся.

А.Монтерлан


Данная работа является поиском точек соприкосновения объектов материальной и нематериальной культуры народов России избе семейских и юрте бурят, т.к. красота дома – это отражение души народа, его Вселенной. Дом имеет много названий: изба, хата, терем, холупы, хоромы, хоромина и храм, где храм – это тоже дом, Дом Божий, недаром существует устойчивое выражение «храм души», объединяющее материальное и духовное начала (тело-душа, дом-человек).

Крепкая рубленая изба для русского человека олицетворяет образ Родины. Архитектор и реставратор А.В. Ополовников писал: «Радость и счастье в доме он (русский человек) связывал со светлыми, просторными хоромами … идеал красоты и величия духа – с глубокой человечностью и монументальностью стройных храмов».

Русский народ относился к дому как  к живому существу. Даже названия частей дома похожи на названия частей тела человека и его мира. Это особенность именно русского дома – «человеческие», то есть антропоморфные названия частей избы такие как, чело избы – это фронтон избы и наружное отверстие в печи, причелина – от слова «чело», то есть украшение на челе избы, наличники – от слова «лицо», «на лице» избы, очелье – от слова «очи», украшение окна. Так называлась и часть женского головного убора. Лоб – так называлась лобовая доска. Были и «лобовины» в конструкции дома. Пята, стопа – так называлась часть дверей.

Представленная характеристика русской избы и бурятской юрты дает ясное представление об укладе народов, его традиционном укладе, рациональности, функциональности и эргономичности с учетом природно-климатических условий проживания и образах жизни людей. Описание жилища семейских как редчайшего памятника русской неповторимой самобытности является вкладом в сохранение уникальности традиционной этнокультуры старообрядцев (семейских) Забайкалья.

Хотя избу семейских и юрту бурят нельзя сравнивать и искать в них сходство, настолько они разные только по одному своему виду.

Однако при изучении внутреннего устройства жилищ семейских и бурят удивляет схожесть столь разных культур, которые прошли свой, самобытный путь развития …

В чем схожесть столь разных по своему виду жилищ?

Изба – срубное жилище, которое строили из дерева.

Юрта – переносное войлочное жилище, состоящее из деревянных решётчатых стенок с куполом из жердей и войлочным покрытием.

Юрта и изба имеют много различий. Мобильность и стационарность жилищ двух народов является главным отличием. Изба – срубное жилище, которое строили из дерева. Юрта – переносное войлочное жилище, состоящее из деревянных решётчатых стенок с куполом из жердей и войлочным покрытием. Такие непохожие типы жилищ отражают национальные особенности быта. Однако несмотря на это, такие непохожие снаружи и изнутри жилища имеют гораздо больше сходств, чем различий.

Изба старообрядцев и бурятская юрта были живыми моделями мира Русская изба семейских и бурятская юрта – удивительное творение рук человека, мудрость наших предков.

Ориентированность по сторонам света больше представлена в бурятской юрте, где очаг делит пространство на 4 равные части: северную – почетную, западную – мужскую, восточную – женскую, южную – вход.

Стены в избе старообрядцев в соответствии с русскими канонами строительства преимущественно ориентировались перпендикулярно к направлениям Север – Юг, Восток – Запад. В красном угле располагались иконы, почётные места хозяев и гостей. Здесь совершались главные ритуалы, велись важные беседы. Впоследствии в домах-пятистенках эта зона отделялась от остального дома стеной и называлась «чистой половиной», горницей, светлицей. Здесь же находился стол с лавками, где принимали пищу телесную и духовную. За столом под иконами сидели хозяева, принимая гостей. Солнце утром входит в избу передними красными окнами. Вход в избу – с Запада на Восток.

Также внутренняя организация, убранство и деление жилища основывается на схожих представлениях: изба и юрта делятся на почетную и рабочую части (хоймур и красный угол), наличие определенного места для исполнения религиозных обрядов, центральное место – печь у семейских или очаг (гал, гуламта) для бурят, вокруг которого протекает жизнь многих поколений.

Несмотря на столь разные культуры и явные внешние отличия жилищ, изба и юрта имеют сходное устройство внутреннего пространства. Это особое отношение к очагу, отдельные места для алтаря и икон, обязательное отделение мужских и женских половин в помещениях.

Несмотря на такие явные различия, как то что:

  • избы строились из дерева в оседлых местах, а юрты переносные войлочные жилища, которые можно перевозить с одного места на другой;

  • изба состоит из углов, а юрта – круглая;

  • функция очага в избе – печь, в юрте очаг - гал гуламта;

  • в избе есть окна, в юрте – нет.

Также были найдены черты сходства избы и юрты:

  • жилища строились на многие года;

  • делятся на мужскую и женскую половины;

  • есть центральные места в избе для икон  «красный угол» - божница, в юрте – алтарь;

  • особое место отводится очагу;

  • на женскую половину никому нельзя было заходить.

Таким образом, эти интересные факты из истории жизни наших предков, а также зародила интерес к познанию истории своего края, своей Родины. Дом – это пространство, которое человек строит своими руками, и которое с ним с первых до последних дней его жизни на Земле. Одинаковые взгляды бурят и семейских на понятие дом, как сакральное пространство, объединяющие два народа.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!