Конспект
классного часа на конкурс «Учитель года -2016» в 11й школе г.Махачкала.
«Тепло родного очага»
Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в мир добром. Любите и цените счастье! Оно рождается в семье. Что может быть еще дороже На этой сказочной земле?
Цели классного часа:
показать значение семьи, домашнего тепла;
формировать у обучающихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
воспитывать уважение к родным, гордость за свою семью, желание заботиться о близких людях;
формировать положительное отношение, уважение к семьям одноклассников;
совершенствовать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы;
продолжить работу по сплочению классного коллектива;
развивать речь, умение рассуждать.
Оборудование: презентация, детские рисунки о семье, баннеры, карточки
Ход проведения классного часа
Организационный момент
Звучит запись песни “Родительский дом” в исполнении Л. Лещенко.
Сообщение темы классного часа
Учитель: Прочитайте тему нашего классного часа (слайд 1). Как вы думаете, о чём мы будем говорить? Как вы понимаете выражение “родной очаг”?
Учитель: В толковом словаре Ожегова написано (слайд 2), что ОЧАГ - это устройство, для разведения и поддержания огня. Первобытный человек ценил очаг больше всего (слайд 2).
Именно вокруг очага люди стали возводить стены, крышу - словом строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась семья. В современном мире очаг заменили батареями, а выражение “родной очаг” осталось. А вы знаете, что в моем Казбековском районе есть горное село Алмак, где до сих пор люди топят печи и готовят на дрове, и семья собирается около родного очага
А что такое семья?
Дети высказывают своё мнение.
1тель\ У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и , всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и важению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам 'людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках. Семья - совсем как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие.
Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе (слайд 3). Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.
А сейчас, давайте заглянем в гости в одну семью.
Рассказ ученика о своей семье (слайд 4).
так и душа на месте, а дома лучше, а в радость, не страшна и туча, в семье клад, тем и рады, не рукавом трясти.
Когда семья вместе, В гостях хорошо, Дети не в тягость, Семья в куче - Согласье да лад- Чем богаты,
Дом вести -
Учитель: Проведем небольшой конкурс “Закончи пословицу” (Задание №1: работа в паре). Пословицы разделены на две части, соедините части правильно (слайд 5).
Учитель: Сколько пословиц мы собрали? Как вы думаете, почему “семь”? В слове “семья” есть число 7 (слайд 6).
Число 7 - необычное, это магическое число:
-7 - цветов радуги -7 - чудес света -7 - нот гаммы
- Ученик читает стихотворение Золтана Зелка "Какой хороший вечер”.
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет,
Готовит мама ужин.
Под крышей пар в кастрюльке Насвистывает песню,
А мотылёк прозрачный Под яркой лампой кружит.
Глаза мои закрылись...
Раскрыть бы их пошире,
Глядеть бы удивлённо,
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез.
Лишь мама Посередине мира.
И я, уже уснувший,
У мамы на коленях.
Учитель: Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему?
(Задание № 2. Давайте “выбросим” слова, мешающие семье быть благополучной:
уют, спокойствие, здоровье, любовь, добро, чистота, счастье, дружба, согласие, грубость, ссора, ненависть, болезнь, вражда, мир, порядок.)
Учитель: Вот ещё одна семья (дети разыгрывают сценку).
Сценка про дочку
Действующие лица: мама, папа, бабушка, дочка.
Мама
Доченька! Доченька!
Сделай одолжение!
Покорми братика Сливочным печеньем!
Дочка
Надоело, мама, мне братом заниматься,
На качелях я хочу в парке покататься!
Папа
Доченька! Милая!
Убери в квартире!
На твоём столе давно Горы мусора и пыли!
Дочка
Если очень нужно вам - уберите сами!
Три часа уже решаю трудное заданье!
Бабушка
Внученька, родная!
Едем мы на дачу.
Без тебя на даче Наш котёнок плачет.
Внучка
Я на дачу не хочу! Всё мне надоело!
Ведь полоть я не умею, а малина не поспела.
Все вместе (кроме девочки): Что поделать с девочкой, подскажите нам, может показать её нужно докторам?
Дети высказывают своё мнение.
Учитель: У каждого в семье должны быть свои обязанности (слайд 7). А есть ли у вас дома свои обязанности? Какие?
Дети рассказывают о том, какие обязанности возложены на них в семье.
Учитель: Давайте поиграем в веселую игру - “Распределение обязанностей в семье”.
ряд - мамы
ряд - папы
ряд - дети
Учитель называет обязанности, если это обязанность мамы, то встает 1-й ряд - встают и сразу садятся и т.д.
Вопросы для игры:
Готовить обед.
Отремонтировать утюг.
Собирать портфель.
Мыть посуду.
Ухаживать за цветами.
Застилать постель.
Убирать квартиру.
Погулять с младшим братиком или сестренкой.
Сделать покупки в магазине.
Оберегать тепло родного очага.
' Учитель: Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции (слайд 11). Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить (ученики читают материал по карточкам):
собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
приглашать гостей и собирать застолье;
собирать и хранить семейные фотографии;
Учитель: А теперь хотелось бы послушать о традициях вашей семьи (сообщения учащихся).
Учитель: Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у нас загадка. Дорогие гости, вопрос к вам - попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек (слайд 13). Задам сейчас задачу я Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший - я,
Какая же у нас семья?
(Ответ: шесть человек - брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).
- Давайте представим себе, что мы большая дружная семья. И нам нужно построить дом. Чтобы в нашем доме было всем хорошо, тепло и уютно, давайте
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/24/s_5c49c9358a86f/1063715_1.jpeg)
ужна в семье любовь. Потому что я хочу всем в своей семье дарить любовь, и чтобы меня тоже любили. А вам что нужно в доме и почему?
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/24/s_5c49c9358a86f/1063715_2.jpeg)
Ученик:
Построим дом уютный для семьи своей,
В нем дверь откроем настежь для друзей.
Чтоб в доме том, все очень дружно жили Кирпичики любви, добра и уваженья Мы в стены дома заложили.
Учитель: Мы построили дом, в котором тепло. Соберите в ладони это тепло. Пусть его будет много. Почувствуйте его. Поделитесь своим теплом друг с другом и передайте его со свечой. Давайте зажжем семейный очаг нашего класса. (Ученики передают горящую свечу друг другу).
Учитель (заключительное слово): Наша встреча подходит к концу, нам надо стараться, чтобы огонёк в нашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьёй, берегли её честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом (слайд 15).
Пусть в ваших семьях всегда царят понимание и любовь!
Приезжайте к родителям в гости,
Чтобы совесть не мучила после.
Не везите ни денег, ни славы —
Будьте ласковы с ними всегда вы.
Мать, отец... Их предел недалече,
Завтра может не быть уже встречи.
Чтобы совесть не мучила после,
Приезжайте к родителям в гости.