Урок Дата
Тепловой эффект реакции
Цели урока
личностные: развитие умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от цели
метапредметные: формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
предметные: сформировать понятие об экзо- и эндотермических реакциях, умение составлять термохимические уравнения реакций, решать задачи с их использованием.
дать понятие учащимся о термохимических уравнениях, научиться составлять термохимические уравнения и производить расчеты теплоты по уравнению реакции.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
І. Организационный этап
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Беседа
— Вспомните, по каким признакам можно классифицировать химические реакции?
— Как классифицируют реакции в зависимости от теплового эффекта?
Формулировка темы урока
ІІІ. Изучение нового материала
— В каждом веществе запасено определенное количество энергии. В организме эта энергия преобразуется в движение, работу, идет на поддержание постоянной температуры тела. Энергия химических соединений сосредоточена главным образом в химических связях. Чтобы разрушить связь между двумя атомами, требуется затратить энергию. Когда химическая связь образуется, энергия выделяется.
— Когда в результате химической реакции при образовании новых связей выделяется энергии больше, чем потребовалось для разрушения "старых" связей в исходных веществах, то избыток энергии высвобождается в виде тепла. Примером могут служить реакции горения. Такие реакции называются экзотермическими. В других случаях на разрушение связей в исходных веществах требуется энергии больше, чем может выделиться при образовании новых связей. Такие реакции происходят только при подводе энергии извне и называются эндотермическими. Таким образом, любая химическая реакция сопровождается выделением или поглощением энергии. Чаще всего энергия выделяется или поглощается в виде теплоты. Эту теплоту можно измерить.
— Теплота, выделенная или поглощенная, обозначается символом Q и называется тепловым эффектом реакции, измеряется в килоджоулях (кДж).В термохимических уравнения указывают агрегатное состояние вещества, так как одно и тоже вещество в разных агрегатных состояниях имеет разную энергию.
— При определении выделившейся или поглощенной энергии в результате химической реакции пользуются правилом: количество теплоты прямо пропорционально количеству веществ, вступивших в реакцию и образовавшихся веществ в результате нее.
Термохимические расчеты. Рассмотреть пример в учебнике на стр. 10
Решение у доски: Определите количество теплоты, которое выделится при образовании 120 г MgO в результате реакции горения магния, с помощью термохимического уравнения 2Mg + O2 → 2MgO + 1204 кДж
Дано: m (Mg0) = 120г Найти: Q1 -? | Решение: 2Mg + O2 → 2MgO + 1204 кДж 1) Определяем количества оксида магния, используя формулу для нахождения количества вещества через массу. n = m / M n(MgO) = 120г/ 40 г/моль = 3 моль 2) Составляем пропорцию с учетом коэффициентов в уравнении реакции По уравнению 2 моля MgO — 1204 кДж По условию 3 моля MgO — Q1 |
Отсюда
| | 3 моль* 1204кДж | |
Q1 | = | ----------------------- | = 1803 кДж |
| | 2моль | |
Ответ: При образовании 120г оксида магния выделится 1803 кДж энергии.
ІV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
1) В результате реакции, термохимическое уравнение которой 2 C2H2+ 5O2 = 4CO2 +2H2O + 2610 кДж выделилось 652,5 кДж теплоты. Определите массу сгоревшего ацетилена.
2) В результате горения 48 г метана выделилось 2406 кДж теплоты. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.
3) Задача 3 на стр. 11
VI. Подведение итогов урока
Беседа по вопросам:
Что происходит с энергией при химических реакциях?
Что происходит с энергией при разрыве химических связей?
Что происходит с энергией при образовании химических связей?
Как называются реакции, идущие с выделением теплоты?
Как называются реакции, идущие с поглощением теплоты?
Для чего необходимо знать тепловой эффект химической реакции?
VII. Домашнее задание
§ 2 читать, с. 7 №4