СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Терминологическая работа на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая  разработка по ведению терминологической работы на уроках биологии  для 7-11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Терминологическая работа на уроках биологии»

Работа с терминами на уроках биологии.

Методические рекомендации.


Пособие содержит справочные материалы по этимологии и семантике наиболее часто употребляемых биологических терминов. Работа с терминами иностранного происхождения должна способствовать повышению общей грамотности учащихся. В пособии приведены примеры заданий для организации работы с терминами при изучении разделов «Человек и его здоровье» и «Общая биология», опираясь на которые, учитель сможет самостоятельно организовать работу с терминоэлементами.

Овладение системой понятий по предмету – залог эффективности учебного процесса при обучении учащихся любой дисциплине и, конечно, биологии и экологии.

Термин – это «слово или словосочетание – название определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства» (Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский Язык, 1991). Таким образом, термин может служить названием понятия и отражать содержать понятия. Термины школьного курса биологии и экологии связаны с понятиями науки и входят в определение понятия.

Так как многие термины имеют иностранное происхождение, необходимо ознакомить учащихся со смысловым (семантическим) значением термина, его русским переводом. Такая работа будет способствовать основательному усвоению понятий и лучшему запоминанию терминов.

Понятия, составляющие содержание курса биологии (экологии), очень разнообразны и находятся в постоянном развитии. В каждом изучаемом разделе учитель должен выделить основные понятия, обеспечить развитие понятий, установить внутри- и межпредметные связи. Поэтому целенаправленная работа над осмыслением каждого термина, формулировки, определения, правильным пониманием сущности понятий приводит к глубокому запоминанию учебного материала. Такое осмысление названо семантизацией, в котором нуждаются и термины иностранного происхождения, и русские названия.

Предложенные задания по темам разделов «Человек» и «Общая биология» для организации работы с терминами могут включаться учителем в процесс формирования понятий, осуществляемых по схеме: «ощущение – представление – понятие» на этапе перехода от представлений к понятиям.

Можно использовать логический прием анализа и синтеза в системе перехода от этимологического значения (происхождения) термина к его семантике, т.к. в большинстве случаев смысловое значение термина совпадает с основным содержанием того понятия, которое определено термином. Проанализировав термин, определив слова его составляющие, необходимо произвести синтез смыслового значения слов, составляющих термин. Так определяется понятийное значение термина. Например, в отдельных случаях необходимо, прежде всего познакомить школьников с переводом двух терминоэлементов , слагающих термин: airo в переводе с греческого означает «поднимаю» и morphosis в переводе с греческого – «форма» или «вид». Соединив смысловое содержание двух указанных слов, образующих термин, учащиеся сами определяют его смысловое значение: ароморфоз – это такой путь эволюции, который не только совершенствует форму организма, но и способствует повышению его общей организации, обеспечивая преимущества в новой среде обитания. Но в некоторых случаях дословный перевод нельзя отождествлять с понятийным значением термина. Необходимо привести дополнительную информацию и рассуждения, которые помогут выйти на смысловое значение термина. Перевод с латинского языка терминоэлемента degenerare означает «вырождаться». Поэтому учитель прежде сообщает, что некоторые организмы живут в условиях обеспечивающих их жизнедеятельность без особых усилий со стороны организмов, ввиду чего у них наблюдается некоторое упрощение в строении. Такой путь эволюции связан с

упрощением в строении и называется дегенерацией, что означает «вырождение». Перевод терминоэлемента дает опору для запоминания сущности термина.

При организации работы с терминами нужно использовать учебник и дополнительные литературные источники, давая задания следующего характера: «Пользуясь указателем терминов, найдите на соответствующих страницах освещение понятийного значения термина». Или: «Пользуясь указателем терминов, найдите объяснение термина. Выясните сущность этого явления, опираясь на смысловое значение данного термина». Таким образом, необходимо использовать разнообразные приемы работы с терминами и понятиями.

Отдельные терминоэлементы в заданиях выделены знаком «*» (звездочкой), они предназначены для конструирования терминов, отсутствующих в тексте параграфов действующих учебников, однако знание смыслового содержания подобных терминов необходимо. Учитель по своему усмотрению может разнообразить приемы работы с предложенным материалом, комбинируя задания, заменяя их.

Словарь наиболее распространенных терминоэлементов (составляющих частей терминов) позволит создать свои задания.

Пособие может использоваться на уроках и при подготовке учащимися домашних заданий, а также для повторения материала при поступлении в средние и высшие учебные заведения.






























Раздел «Человек и его здоровье»

Темы : «Кровь», «Кровообращение».

Задание 1

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

В. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.


Leucos (греч.) – белый, бесцветный.

Cardio (греч.) – сердце.

Myos (греч.) – мышца.

Peri (греч.) – около.

Thrombos (греч.) – пробка, затычка, ком.

Haima (греч.) – кровь.

Philia (греч.) – любовь.

Erythros (греч.) – красный.

Poesis (греч.) – сотворение.

Cytos (греч.) – клетка.

Endo (греч.) – внутри.

Immunitas (лат.) - освобождение.

Systole (греч.) – сокращение.

Anti (греч.) – против.

Transplantatio (лат.) – пересаживание.

Capillaris (лат.) – волосяной.

Agglutinatio (лат.) – приклеивание.

Arteria (греч.) – артерия.

Arteriacus (греч.) – относящийся к трахее.

Phagos (греч.) – пожираю.

Klappe (нем.) - крышка, заслонка.

Lympha (лат.) – влага, чистая вода.

Pulsus (лат.) – удар.

Globus (греч.) – шарик.

Hyper (греч.) – сверх.

Hypo (греч.) – под, вниз.

Tonus (греч.) – давление.

Cor, cordis (лат.) – сердце.

Vena (лат.) - кровеносный сосуд.

Corona (лат.) – венец, венок.

Diastema (греч.) – расстояние, интервал.


Задание 2

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, указанными в задании 1.

Б. Обозначьте термином основное содержание понятия.


  1. Кровь, лимфа и межклеточное вещество образуют….

  2. Жидкая соединительная ткань - ….

  3. Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, - ….

  4. Кровяной сгусток - ….

  5. Плазма крови без фибриногена - ….

  6. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин - ….

  7. Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, - ….

  8. Форменные элементы крови, белые кровяные тельца - ….

  9. Форменные элементы крови, плоские, подвижные безъядерные образования неправильной формы, кровяные пластинки - ….

  10. Человек, дающий кровь для переливания, - ….

  11. Человек, принимающий кровь, - ….

  12. Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микроорганизмов и иных чужеродных тел - ….

  13. Способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов - ….

  14. Культура ослабленных или убитых микроорганизмов, вводимых в организм человека - ….

  15. Препарат готовых антител, выделенных из крови животных, которые были специально заражены, - ….

  16. Природное или искусственное соединение способное вызывать иммунный ответ, - ….

  17. Белки, синтезирующиеся в организме в ответ на присутствие антигена, - ….

  18. Состояние повышенной чувствительности организма к антигенам - ….

  19. Склеивание и агрегация антигенов под воздействием агглютининов - ….

  20. Дыхательный пигмент, способный обратимо связывать кислород, состоящий из гема (комплексного соединения Fe 2+ с порфирином) и белка глобина, - ….

  21. Тканевая жидкость организма, циркулирующая по каналам лимфатической системы, - ….

  22. Вид лейкоцитов, способных проникать через стенки сосудов, поглощать и переваривать болезнетворные микроорганизмы, - … .



Задание 3

А. Ознакомьтесь с терминоэлеметами, указанными в задании 1.

Б. По основному содержанию понятий определите соответствующие термины.


  1. К органам кровообращения относят … и ….

  2. Сосуды, по которым кровь течет от сердца к внутренним органам, - ….

  3. Сосуды, по которым кровь течет от внутренних органов к сердцу, - ….

  4. Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями, - ….

  5. Путь крови от правого предсердия до левого желудочка - ….

  6. Путь крови от левого предсердия до правого желудочка - ….

  7. Самый широкий кровеносный сосуд - ….

  8. Четырехкамерный мышечный орган, работающий в течении всей жизни, - ….

  9. Способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, без внешних раздражителей, - ….

  10. Сосуды, снабжающие сердце кровью, - …..

  11. Ритмические колебания стенок сосудов - ….

  12. Недостаточная физическая подвижность - ….

  13. Повышение кровяного давления - …, понижение - ….

  14. Период сокращения сердечной мышцы - …

  15. Период расслабления сердечной мышцы - ….

  16. Околосердечная сумка из плотной соединительной ткани - ….

  17. Складки, вдающиеся в просвет сосудов и разделяющие отделы сердца, - …

  18. Заболевание, вызывающее несвертываемость крови и повышенную кровоточивость сосудов, - … .

  19. Пересадка ткани или органа от донора к реципиенту - … .



Тема «Нервная регуляция функций. Органы чувств»

Задание 4

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

В. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.


Otos (греч.) – ухо.

Lithos (греч.) – камень.

Axon (греч.) – ось, стержень.

Meta (греч.) – между, после.

Mediator (греч.) – посредник.

Secretio (лат.) – отделение.

Sensus (лат.) – восприятие.

Liquor (лат.) – жидкость.

Glia (греч.) – клей.

Vegetatio (лат.) – возбуждение.

Hypo (греч.) – под, вниз, снизу.

Stress (англ.) – напряжение.

Nervalis (лат.) – нервный, сухожильный.

Myops (греч.) – близорукий.

Optice (греч.) – оптика.

Catarracta (греч.) – пороги, водопад.

Retina (лат.) – сетчатка.

Pigmentum (лат.) – краска.

Efferensis (лат.) – выносящий.

Endon (греч.) – внутри.

Ophtalmicus (греч.) – глазной врач, окулист.

Oculus (лат.) – глаз, око.

Afferens (лат.) – приносящий.

Synapsis (греч.) – соединение, связь.

Accomodatio (лат.) – приспособление.

Recipero (лат.) – вновь получать, восстанавливать.

Dendron (греч.) – дерево.

Para (лат.) – около.

Reflexus (лат.) – изгиб, обратное движение.

Instinctus (лат.) – побуждение.

Auricula (лат.) – ухо, ушная раковина.

Vestibulum (лат.) – площадка перед домом, преддверие.

Bi (лат.) – двойной.

Sensus (лат.) – восприятие, чувство, ощущение.

Phone (греч.) – звук.

! Refractaire (франц.) – невосприимчивый.


Задание 5


А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, указанными в задании 4.

Б. Подберите, опираясь на содержание понятия, соответствующий термин.


  1. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой, - … .

  2. Путь, по которому проходит нервный импульс от органов чувств к рабочему органу, - … .

  3. Один из способов регуляции и координации работы органов и их систем в организме, осуществляемый нервной системой, - … .

  4. Клетка нервной ткани, - … .

  5. Клеточные элементы нервной ткани, не способные к электрическому возбуждению, выполняющие опорную, защитную, питательную функции, - … .

  6. Скопление тел нервных клеток, - … .

  7. Скопление отростков (аксонов) нервных клеток, покрытое оболочкой, - … .

  8. Длинный, мало ветвящийся отросток нервной клетки, - … .

  9. Короткие, сильно ветвящиеся отростки нервной клетки, напоминающие ветки дерева, - … .

  10. Электрический сигнал, бегущий по нервному волокну, - … .

  11. Снижение возбудимости нервной клетки, сопровождающее возникновение потенциала действия, - … .

  12. Чувствительные образования нервной системы, воспринимающие и преобразующие раздражители из внешней и внутренней среды, - … .

  13. Система органов, осуществляющая контроль организма в целом и его частей, обеспечивая интеграцию и координацию работы его органов и их систем, - … .

  14. Система органов, совокупность специализированных частей в организме, позволяющая воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую из внешней и внутренней среды, - … .

  15. Передний отдел центральной нервной системы, расположенный в черепной коробке, - … .

  16. Отдел центральной нервной системы, тяж нервной ткани, лежащий в позвоночном канале, - … .

  17. Жидкость, циркулирующая в канале спинного мозга, мозговых желудочках и между мозговыми оболочками, - … .

  18. Специализированный контакт, образованный двумя нервными клетками или нейроном и волокнами, - … .

  19. Физиологически активные вещества, посредством которых в нервной системе осуществляются контактные межклеточные взаимодействия, - … .

  20. Часть нервной системы, контролирующая и регулирующая работу внутренних органов, - … .

  21. Отдел вегетативной нервной системы, регулирующий восстановительные процессы в организме, - … .

  22. Отдел вегетативной нервной системы, приводящий организм в состояние готовности к активным действиям, - … .

  23. Отдел вегетативной нервной системы, нервные центры которого лежат в стенках внутренних органов, обладающих моторной активностью, - … .

  24. Динамическое постоянство внутренней среды организма, поддерживаемое в постоянно изменяющихся условиях внешней среды, - … .

  25. Нерв, несущий нервный импульс к органу, - … .

  26. Нерв, проводящий нервный импульс от мозга к периферии, - … .

  27. Совокупность нейроспециализированных реакций организма, адаптационная реакция в ответ на воздействие факторов среды, требующая напряжения работы систем органов, - … .

  28. Зрение, при котором расположенный предмет видится двумя глазами одновременно, - … .

  29. Слуховое восприятие звуковой волны одновременно двумя ушами, - … .

  30. Орган чувств, воспринимающий положение тела в пространстве и участвующий в обеспечении поддержания равновесия, - … .

  31. Орган зрения животных, парное образование, оптическая система из рецепторного отдела и устройства для фокусировки, - … .

  32. Орган слуха и равновесия человека, периферическая часть слухового анализатора, - … .

  33. Внутренняя светочувствительная оболочка глаза, выстилающая глазное дно, преобразующая световое раздражение в нервный импульс, - … .

  34. Клетки, преобразующие механическую энергию звуковых колебаний в нервный импульс, - … .

  35. Твёрдые образования, расположенные в органах равновесия позвоночных животных, - … .

  36. Высокоспециализированные органы, воспринимающие действие на организм раздражителей, периферическая часть сенсорных систем, - … .


Тема: «Гуморальная регуляция функций организма»


Задание 6


А. Ознакомьтесь с предложенными терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов и запишите их в тетради.

В. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.




Hormao (греч.) – привожу в движение, побуждаю.

Ad (лат.) – приставка со значением: 1) направленности, 2) зачина, 3) дополнительности,

4) присоединения, 5) близости.

Renales (лат.) – вторичный.

Logos (греч.) – наука.

Meta (греч.) – между, после.

Hypophysis (греч.) – отросток.

Secretio (лат.) – отделение.

Thalamus (греч.) – комната, опочивальня.

Hypo (греч.) – под, вниз, снизу.

Stress (англ.) – напряжение.

Neuron (греч.) – нерв.

Endon (греч.) – внутри.

Krino (греч.) – отделяю, выделяю.

Cretin (франц.) – слабоумный.

Myxa (греч.) – слизь.

Oidema (греч.) – опухание, отек.

Thyreoidea (лат.) – щитовидная железа.

Statim (лат.) – неподвижно.

Oistros (греч.) – страсть.

Genos (греч.) – рождение.

Andros (греч.) – мужчина.

Liberalis (лат.) – свободный.


Задание 7


А. Повторите терминоэлементы, указанные в задании 4.

Б. Обозначьте термином основное содержание понятия.


  1. Специализированные органы, выделяющие во внутреннюю среду организма (кровь, лимфу) гормоны, - … .

  2. Органы (железы), осуществляющие как внутреннюю, так и внешнюю секрецию, - … .

  3. Один из способов регуляции координации работы внутренних органов и их систем, осуществляемых путем воздействия на них биологически активных веществ, доставляемых циркулирующими в организме жидкостями, - … .

  4. Биологически активные вещества, вырабатываемые эндокринными железами или же специализированными группами клеток различных органов, - … .

  5. Часть головного мозга, расположенная под таламусом, высший вегетативный центр, играющий роль в поддержании гомеостаза, являющийся связующим звеном между нервной и гуморальной системами регуляции, - … .

  6. Железа внутренней секреции из трех долей, вырабатывающая тропные гормоны (адренокортикотропный, фолликулостимулирующий, тиреотропный, пролактин, соматотропин, лютеинизирующий), - … .

  7. Гормон, выделяемый клетками островков Лангерганса поджелудочной железы, участвующий в регуляции углеводного и жирового обмена, - … .

  8. Гормон надпочечников, секреция которого усиливается в ситуациях, требующих адаптивных перестроек метаболизма, - … .

  9. Гормон, выделяемый клетками островков Лангерганса поджелудочной железы, контролирующий обмен сахаров, - … .

  10. Женские половые гормоны, оказывающие влияние на развитие женских половых признаков, появления вторичных половых признаков, - … .

  11. Мужские половые гормоны, вырабатываемые клетками семенников, оказывающих влияние на развитие мужских половых признаков и вторичных половых признаков, - … .

  12. Йодсодержащий гормон щитовидной железы, повышающий уровень обмена веществ, - … .

  13. Биологически активные вещества, вырабатываемые гипоталамусом, оказывающие активизирующее действие на выделение тропных гормонов передней доли гипофиза, - … .

  14. Биологически активные вещества, вырабатываемые гипоталамусом, оказывающие тормозящее влияние на выделение тропных гормонов гипофиза, - … .

  15. Синтез и выделение нервными клетками биологически активных веществ (нейрогормонов), поступающих в кровь, лимфу и влияющих на деятельность органов-мишеней, - … .


Задание 8


Укажите признаки следующих заболеваний эндокринного характера: кретинизм, микседема, гипотиреоз, диабет. Какие органы и системы органов могут быть поражены? Какие меры профилактики и лечения можно предложить?


Тема: «Дыхательная система»


Задание 9


А. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием предложенных терминоэлементов, запишите их в тетрадь.

В. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.


Pneuma (греч.) – воздух.

Pneumon (греч.) – легкое.

Arteria (греч.) – дыхательное горло, или трахея, кровеносный сосуд.

Tracheya arteria (греч.) – шероховатое дыхательное горло.

Pleuro (греч.) – ребро, бое, сторона.

Diaphragma (греч.) – грудобрюшная преграда.

Bronchia (греч.) – бронхи.

Alveolus (лат.) – ячейка, пузырек.

Larynx (лат.) – гортань.

Pharynx (лат.) – глотка.

Pulmo (лат.) – легкое.




Задание 10


А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, предложенными в задании 9.

Б. Обозначьте термином основное содержание понятия.


  1. Процесс обеспечения клеток организма кислородом, осуществление окислительно – восстановительных реакций и выделение углекислого газа, - …

  2. Система органов, обеспечивающая снабжение тканей кислородом, осуществляющая удаление образовавшейся углекислоты, - … .

  3. Объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха - … .

  4. Интервал от начала одного вдоха до начала следующего - … .

  5. Начальный отдел дыхательного горла - … .

  6. Часть дыхательной системы, непарный участок воздухоносных путей, расположенный между гортанью и бронхами, - … .

  7. Часть дыхательной системы, участок воздухоносных путей, образующийся в результате разветвления трахеи на две трубки, идущие к легким,- … .

  8. Конечная, слепо заканчивающаяся часть воздухоносных путей, являющаяся функциональной единицей легкого, - … .

  9. Собственно орган дыхания - … .

  10. Оболочка, выстилающая часть общей полости тела, внутри которой заключены легкие, и переходящие на легкие, - … .

  11. Процесс обмена газами между организмом и средой - … .


Задание 11


Опираясь на указанные ранее терминоэлементы (задание 9), раскройте понятийное содержание терминов темы «Гигиена дыхательной системы»: ларингит, фарингит, пульпит, трахеит, плеврит. Какие меры гигиены можно предложить?


Тема: «Пищеварение»


Задание 12

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

В. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.


Appendix (лат.) – придаток.

Hepatia (греч.) – печень.

Dentis (лат.) – зуб.

Diaphragma (греч.) – грудобрюшная перегородка.

Chymus (греч.) – сок.

Vita (лат.) – жизнь.

Peristalticos (греч.) – обхватывающий.

Secretio (лат.) – отделение.

Pulpa (лат.) – мякоть.

Gingivae (лат.) – десна.

Gaster (лат.) – желудок.

Duodenum (лат.) – двенадцатиперстная кишка.

Sphingo (греч.) – сжимаю.

Metabole (греч.) – перемена, превращение.

Pepsis (греч.) – пищеварение.

Email (франц.) – плавить.

Stasis (греч.) – остановка.

Homoios (греч.) – одинаковый.

Fermentum (лат.) – брожение, закваска.


Задание 13


А. Ознакомьтесь с терминоэлеметами, указанными в задании 12.

Б. Раскройте понятийное содержание терминов раздела «Гигиена пищеварительной системы»: дуоденит, гастрит, пульпит, гингивит, гепатит, аппендицит. Какие меры профилактики заболеваний можно предложить?

В. Обозначьте термином основное содержание понятия.


  1. Сухожильно-мышечное образование, отделяющее грудную полость от брюшной, - … .

  2. Процесс трансформации (физической и химической обработки) пищи, в результате которой образуются вещества, пригодные для участия в реакциях обмена веществ, - … .

  3. Часть пищеварительной системы, система органов, представленная кишечной трубкой и железами пищеварительной системы, - … .

  4. Совокупность всех химических реакций, протекающих в живом организме, - …

  5. Эпителиальная ткань, покрывающая коронку зуба, - … .

  6. Плотное вещество, разновидность костной ткани, находящееся под эмалью, составляющее главную массу зуба, - … .

  7. Мягкая ткань в центре зуба с кровеносными сосудами и нервами, - … .

  8. Пищевая масса после смешивания с желудочным соком, - … .

  9. Образование и выведение веществ из клетки во внешнюю среду, - … .

  10. Вещества белковой природы, катализаторы биохимических реакций, происходящих в организме, - … .

  11. Волнообразные сокращения мускулатуры полых трубчатых органов, - … .

  12. Вырост слепой кишки, - … .

  13. Обособленный начальный отдел тонкого кишечника, где происходит гидролиз веществ до мономеров и их всасывание, - … .

  14. Фермент, компонент желудочного сока, осуществляющий гидролиз белков (с образованием полипептидов), - … .

  15. Кольцевая мышца, обеспечивающая суживание или сжимание отверстий, часто находящаяся на границе полых органов, - … .

  16. Пищеварительными железами являются …






Тема: «Обмен веществ»


Задание 14


А. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

В. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов


Katabole (греч.) – разрушение.

Anabole (греч.) – подъем.

Vita (лат.) – жизнь.

Allos (греч.) – другой.

Ergon (греч.) – действие.

Therme (греч.) – тепло.

Regulo (лат.) – упорядочиваю.

Secretio (лат.) – отделение.

Stasis (греч.) – остановка.

Homoios (греч.) – одинаковый.

Assimilatio (лат.) – уподобление, сходство.

Fermentum (лат.) – брожение, закваска.

Bios (греч.) – жизнь.

Synthesis (греч.) – образование.

Dis (греч.) – обратный процесс.


Задание 15


А. Ознакомьтесь с терминоэлементами к заданию 14.

Б. Обозначьте термином характеристику понятий.


  1. Совокупность биохимических реакций, происходящих в организме, приводящих к образованию простых соединений из сложных, - … .

  2. Совокупность биохимических реакций, в процессе которых происходит синтез сложных веществ из простых, - … .

  3. Сторона обмена веществ, образование органических веществ из более простых соединений, происходящее в живых организмах под действием биокатализаторов, - … .

  4. Распад сложных органических соединений до более простых, сопровождающийся выделением энергии, идущий на поддержание процессов жизнедеятельности, - … .

  5. Совокупность реакций, обеспечивающих потребление питательных веществ и синтез сложных веществ из простых, - ….

  6. Совокупность всех химических реакций, протекающих в живом организме, - …

  7. Динамическое постоянство внутренней среды организма, поддерживаемое в постоянно изменяющихся условиях среды, - … .

  8. Совокупность химических реакций и сопутствующих им физических процессов в организме, в результате которых происходит поступление веществ, их усвоение и выведение некоторых соединений в окружающую среду, - … .

  9. Биологически активные вещества, необходимые в малых количествах для нормальной жизнедеятельности организма, - … .

  10. Совокупность процессов в организме, определяющих величину теплопродукции и теплоотдачи в соответствии с условиями внешней среды, - …


Тема: «Кожа. Органы выделения»


Задание 16

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

В. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.


Ren (лат.) – почка.

Epi (греч.) – на, над.

Thele (греч.) – сосок.

Ureteres (лат.) – мочеточник.

Urina (лат.) – моча.

Kystis (греч.) – мочевой пузырь.

Nephros (греч.) – почка.

Derma (греч.) – кожа.

Excretum (лат.) – выделение.

Pili (лат.) – волосы.

Homoios (греч.) – одинаковый.

Therme (греч.) – теплота.

Regeneraitio (лат.) – восстановление.

Secretion (лат.) – отделение.

Absorbtio (лат.) – поглощение.

Regulo (лат.) – направляю.

!Re (лат.) – обратное действие.

Osmos (греч.) –толчок, давление.


Задание 17

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами к заданию 16.

Б. По основному содержанию понятий определите соответствующие термины.


  1. Динамическое постоянство внутренней среды организма, поддерживаемое в постоянно меняющихся условиях среды, - … .

  2. Выделение и выведение из организма различных веществ (продуктов жизнедеятельности, избытка воды, минеральных солей), осуществляемого специальными органами, -… .

  3. Система органов, принимающих участие в удалении из организма продуктов метаболизма, образующихся в процессе жизнедеятельности, - … .

  4. Совокупность физико-химических процессов, обеспечивающих относительное постоянство концентрации осмотически активных веществ во внутренней среде организма, - … .

  5. Обратное всасывание воды и растворенных в ней веществ из ультрафильтрата плазмы, - … .

  6. Совокупность процессов в организме, определяющих величину теплоотдачи и теплопродукции в соответствии с условиями внешней и внутренней среды, - …

  7. Всасывание воды из ультрафильтрата плазмы, - … .

  8. Восстановление организмом утраченных или поврежденных органов и тканей - … .

  9. Выводные протоки почек позвоночных животных, выводящие мочу в мочевой пузырь, - … .

  10. Полый мышечный орган, в котором накапливается моча перед выведением, - …

  11. Жидкость, образующаяся в выделительных органах и выводимая из организма, - …

  12. Синтез и выделение клетками веществ - … .

  13. Структурная и функциональная единица почек позвоночных животных, обеспечивающая мочеобразование, - … .

  14. Сложный процесс, непрерывно происходящий в почках, включающий выработку и выведение мочи из организма, - … .

  15. Внутренний слой кожи, содержащий коллагеновые волокна соединительной ткани, - … .

  16. Наружный слой кожи с интенсивно делящимися клетками, - … .

  17. Ткань, покрывающая тело у многоклеточных животных и выстилающая его полсти в виде пласта, составляющая основной функциональный компонент большинства желез, - … .

  18. Слой кожи под дермой, формирующий жировую ткань, - …

  19. Производные эпидермиса, роговые нити, образующие покров, защищающий поверхность кожи, - … .


Тема: «Опорно-двигательная система»


Задание 18

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

В. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов


Osteon (греч.) – кость.

Os (лат.) – кость.

Chondros (греч.) – хрящ.

Musculus (лат.) – мышца, мускул.

Epiphysis (греч.) – нарост, шишка.

Apophysis (лат.) – выступающая часть.

Diaphysis (лат.) – тело.

Atlas (лат.) – атлант, несущий.

Epistrepho (греч.) – поворачиваюсь, вращаюсь.

Sceletos (греч.) – высушенный.

Cytos (греч.) – клетка.

Logos (греч.) – наука.

Blastos (греч.) – росток, зародыш.

Motio (лат.) – движение.

Locus (лат.) – место.

Antagonisma (греч.) – спор, борьба.

Syn (греч.) – вместе.

Abductor (лат.) – отводящий.

Depressor (лат.) – опускающий.

Sphingo (греч.) – сжимаю.

Livator (лат.) – поднимающий.

Adductor (лат.) – приводящий.

Tensor (лат.) – напрягающий.

Extensor (лат.) – разгибатель.

Flexor (лат.) – сгибающий.


Задание 19

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами к заданию 18.

Б. Выясните смысловое содержание терминов, раскрывающих функциональную характеристику основных групп мышц: антагонисты, синергисты, флексоры, экстензоры, аддукторы, абдукторы, леваторы, депрессоры, сфинктеры, тензоры.


Тема: «Репродуктивная система человека»


Задание 20

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

В. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.


Gamete (греч.) - жена.

Gametes (греч.) – муж.

Folliculus (лат.) – мешочек.

Ovum (лат.) – яйцо.

Organon (греч.) – орган.

Zoon (греч.) – живое существо.

Spermatos (греч.) – семя.

Oon (греч.) – яйцо.

Genesis (греч.) – происхождение.

Placenta (лат.) – лепёшка, пирог.

Gone (греч.) – порождающие.

Re (лат.) – возобновление.

Producto (лат.) – создаю.

Tropos (греч.) – направление.

Ontos (греч.) – сущее.

Genitalis (лат.) – детородный.

Diploos (греч.) – двойной.

Haploos (греч.) – одиночный.

Zigotos (греч.) – вместе.

Embrion (греч.) – зародыш.

Pubertas (лат.) – возмужалость.

Pollution (англ.) – загрязнение.

Chorion (греч.) – оболочка, послед.

Monos (лат.) – один.


Задание 21

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами к заданию 20.

Б. Обозначьте термином основное содержание понятия.


  1. Различные формы размножения организмов, при которых новый организм развивается из зиготы, осуществляемые двумя физиологически различными особями, формирующими гаметы, - … .

  2. Органы, выполняющие функцию размножения, - … .

  3. Индивидуальное развитие особи от оплодотворения до смерти, - … .

  4. Половые клетки, - … .

  5. Женские половые клетки, образующиеся из первичных половых клеток, способные к делению, - … .

  6. Образование половых клеток у организма, - … .

  7. Совокупность последовательных процессов развития женских половых клеток, - … .

  8. Незрелые мужские половые клетки, - … .

  9. Зрелая мужская половая клетка - … .

  10. Процесс развития мужских половых клеток, - … .

  11. Органы, образующие половые клетки и половые гормоны, - … .

  12. Гормоны, регулирующие эндокринную функцию половых желез, - … .

  13. Женские половые железы, в которых образуются яйцеклетки и половые гормоны, - … .

  14. Мужские половые железы, в которых образуются сперматозоиды и половые гормоны, - … .

  15. Жидкость, состоящая из сперматозоидов и семенной жидкости, - … .

  16. Период в индивидуальном развитии человека, в течении которого организм становится способным к половом у размножению, - … .

  17. Извержение семени из мочеиспускательного канала, - … .

  18. Цикл женского организма, внешним проявлением которого является кровотечение, - … .

  19. Слияние женской и мужской половых клеток, - … .

  20. Клетка, образующаяся в результате слияния гамет, - … .

  21. Высокоспециализированные женские половые клетки, содержащие питательные вещества для развития зародыша, - … .

  22. Парный проток, служащий для выведения зрелых половых клеток, - … .

  23. Полые образования для развития яйцеклеток, - … .

  24. Мешковидный орган женской половой системы, служащий вместилищем яиц или эмбрионов, - … .

  25. Парный орган, служащий для проведения спермы, - … .

  26. Выход зрелых яйцеклеток (ооцитов) из яичников в полость тела при разрыве фолликулов, - … .

  27. Орган, напоминающий лепёшку, осуществляющий связь между организмом матери и зародышем в период внутриутробного развития, - … .

  28. Тяж, соединяющий плод с плацентой и через неё с организмом матери, - … .

  29. Зародышевая оболочка, заполненная жидкостью, предохраняющая зародыш от высыхания и механических повреждений, - … .

  30. Зародышевая оболочка, обеспечивающая обмен веществ между организмом матери и плода, - … .

  31. Зародышевая оболочка, покрывающая амнион и желточный мешок, служащая органом дыхания и местом сбора продуктов обмена веществ зародыша, образующая сосуды пуповины, - … .

  32. Наружные половые органы, - … .

  33. Одинарный набор хромосом, - … .

  34. Два гомологичных набора хромосом в клетке организма, - … .

  35. Близнецы, развивающиеся из одного оплодотворенного яйца (зиготы), - … .

  36. Животный организм в ранний период развития, - … .






























Раздел «Общая биология»

Тема «Пути и направление эволюции»


Задание 22

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

В. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.

Genesis (греч.) – происхождение.

Homologia (греч.) – соответствие.

Morphosis (греч.) – форма, вид.

Divergere (лат.) – отклонятся.

Airo (греч.) – поднимаю.

Convergere (лат.) – приближаться.

Area (греч.) – площадь.

Mimicry (лат.) – подражательный.

Phylon (греч.) – племя, род.

Makros (греч.) – большой.

Recapitulatio (греч.) – повторение.

Mikros (греч.) – малый.

Monos (лат.) – один.

Evolutio (лат.) – развёртываю.

Isolation (франц.) – разобщение.

Degenerare (лат.) – вырождаться.

Adaptatio (лат.) – приспособление.

Idios (греч.) – своеобразный.

Radio (лат.) – излучаю.

Allos (греч.) – другой.

Analogia (греч.) – соответствие, сходство.


Тема: «Развитие органического мира»


Задание 23

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

В. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.



Proteros (греч.) – более ранний.

Vitalis (лат.) – животворный.

Psylos (греч.) – голый.

Katastrophe (греч.) – перепиши.

Pro (лат.) – вперёд.

Transformo (лат.) – превращаю.

Karion (лат.) – ядро.

Creatio (лат.) – создание.

Pan (греч.) – всё.

Pteris (греч.) – птица.

Phyton (греч.) – растение.

A (греч.) – отрицание.

Zoe (греч.) – жизнь.

Sperma (греч.) – семя.

Palaios (греч.) – древний.

Ontos (греч.) – сущее.

Coacervatio (лат.) – накопление.

Logos (греч.) – наука.

Bios (греч.) – жизнь.

Genesis (греч.) – происхождение.

Arche (греч.) – древность.

Eu (греч.) – хорошо.

Evolutio (греч.) – развёртываю.

Metamorphosis (греч.) – превращение.

Finalis (лат.) – конечный.

Ordovices (лат.) – древнее кельтское племя.

Phaneros (греч.) – видимый, явный.



Тема: «Антропосоциогенез»

Задание 24

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

В. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.



Anthropos (греч.) – человек.

Morphe (греч.) – форма.

Phagos (греч.) – поедать.

Genesis (греч.) – происхождение.

Transphormatio (лат.) – изменение.

Homo (греч.) – человек.

Homos (греч.) – равный.

Australis (лат.) – южный.

Phylon (греч.) – род, племя.

Evolutio (лат.) – развертываю.

Rudimentum (лат.) – зачаток.

Syn (греч.) – вместе.

Archaios (греч.) – древний.

Neos (греч.) – новый.

Monos (греч.) – один.

Poly (греч.) – много.

Palaios (греч.) – древний.

Razza (итал.) – род.

Pithecos (греч.) – обезъяна.

Ontos (греч.) – сущее.

Retardatio (лат.) – замедление.

Atavus (лат.) - предок.


Тема: «размножение и развитие организмов»


Задание 25

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

В. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.


Genero (лат.) – произвожу.

Gaster (лат.) – желудок.

Gamete (греч.) – жена.

Gametes (греч.) – муж.

Blastos (греч.) – зародыш.

Meros (греч.) – часть.

Poros (греч.) – отверстие.

Entos (греч.) – внутри.

Derma (греч.) – кожа.

Embrion (греч.) – зародыш.

Ektos (греч.) – снаружи.

Mezos (греч.) – средний.

Cytos (греч.) – клетка.

Telos (греч.) – конец.

Parthenos (греч.) – девственный.

Genesis (греч.) – развитие.

Ontos (греч.) – сущее.

Myxis (греч.) – смешение.

Meta (греч.) – за, после.

Mesos (греч.) – средний.

Centrum (лат.) – центр.

*Valens (лат.) – сильный.

Diploos (греч.) – двойной.

Di (греч.) – дважды.

Zygotos (греч.) – соединённый вместе.

Zygon (греч.) – пара.

-ploos (греч.) – кратный.

Inter (лат.) – между.

Phasis (греч.) – появление.

Para (греч.) – возле, мимо.

Haploos (греч.) – одиночный, простой.

Karion (греч.) – ядро, орех.

Chroma (греч.) – цвет.

Soma (греч.) – тело.

Kinesis (греч.) – движение.

Pro (греч.) – до, перед.

Organon (греч.) – орудие, инструмент.

Oon (греч.) – яйцо.

Morula (греч.) – тутовая ягода.

Mitos (греч.) – нить.

Meiosis (греч.) – уменьшение, убывание.

Ana (греч.) – противо.

*Lecitos (греч.) – желток.

Bi (лат.) – двойной.


Задание 26

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, указанными в задании 25.

Б. По основному содержанию понятий определите соответствующие термины:


  1. Участок хромосомы, контролирующий её движения, место прикрепления нитей веретена деления, - … .

  2. Утолщенные, плотно спирализованные участки дезоксирибонуклеопротеиновых нитей, образующихся в результате местного скручивания, - … .

  3. Пара гомологичных хромосом, соединённых между собой в мейозе, - … .

  4. Яйцо, в котором желток равномерно распределён по всей цитоплазме (в центре), за исключением периферического слоя, - … .

  5. Яйцо с неравномерным распределением желтка, ядро в котором находится ближе к анимальному полюсу, - … .

  6. Яйцо, в котором желток распределён равномерно (гомогенно), - … .


Тема: «Биохимические процессы в клетке»


Задание 27

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

В. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.


Glykys (греч.) – сладкий.

An (греч.) – отрицающая частица.

Aer (греч.) – воздух.

Bios (греч.) – жизнь.

Pro (лат.) – вперёд, раньше.

Autos (греч.) – сам.

Karion (греч.) – ядро.

Heteros (греч.) – разный.

Trophe (греч.) – пища.

Globulus (лат.) – шарик.

Polys (греч.) – многочисленный.

Protos (греч.) – первый.

Photos (греч.) – свет.

Synthesis (греч.) – соединение.

Lysis (греч.) – распад, разложение.

Chloros (греч.) – зелёный.

Plastos (греч.) – вылепленный.

Reparatio (лат.) – восстановление.

Replicatio (лат.) – повторение.

Nucleus (лат.) – ядро.

Complementum (лат.) – дополнение.

Mater (лат.) – основа.

Translatio (лат.) – передача.

Transcriptio (лат.) – переписывание.

Genom (нем.) – совокупность генов.

Chroma (греч.) – цвет.

Soma (греч.) – тело.

Di (греч.) – дважды.

Ploos (греч.) – кратный.

Haploos (греч.) – одиночный.

Membrana (лат.) – кожица, оболочка.

Fermentum (лат.) – брожение, закваска, фермент.

Terminalis (лат.) – заключительный, конечный.

Genos (греч.) – род.

*Expression (англ.) – выразительность.

*Intron (англ.) – промежуток.

*Repressor (лат.) – ограничивающий, сдерживающий.


Задание 28

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами к заданию 27.

Б. Раскройте смысловое содержание указанных терминов, используя семантическое значение терминоэлементов: синтез, прокариоты, эукариоты, анаэробные процессы, аэробные процессы, гликолиз, ферменты, мембрана, автотрофные организмы, гетеротрофные организмы, терминальное окисление, фотосинтез, фотолиз, хлоропласты, протеины, глобулярные белки, геном, генотип, генетический код, диплоидный набор хромосом, гаплоидный набор хромосом, хромосома, ген, матрица, матричный принцип синтеза нуклеиновых кислот, нуклеиновая кислота, репликация, репарация, принцип комплементарности, трансляция, транскрипция, полисома.

В. Запишите объяснения терминов в тетрадь, выделите орфограммы в терминах, работая с учебником.

Г. По основному содержанию понятий определите соответствующие термины.


  1. Особый участок ДНК, с которого начинается синтез информационной РНК, - … .

  2. Белок, подавляющий синтез иРНК, - … .

  3. Участок ДНК, не несущий информацию о строении белка, - … .

  4. Степень фенотипического проявления одного и того же аллеля определённого гена у разных особей, - … .


Тема: «Селекция. Методы селекции»


Задание 29

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

В. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.


Selectio (лат.) – выбор.

An (греч.) – отрицающая частица.

Evolutio (лат.) – развёртываю.

Eu (греч.) – хорошо.

Heteroisis (греч.) – изменение.

Eidos (греч.) – вид.

In (англ.) – внутрь.

Allos (греч.) – другой, иной.

Modus (лат.) – мера.

Heteros (греч.) – разный.

Facio (лат.) – делать, разводить, получать, производить, выводить и т.д.

Soma (греч.) – тело.

Mutatio (лат.) – изменение.

Segetalis (лат.) – растущий среди хлебов.

Breeding (англ.) – разведение.

Domesticus (лат.) – домашний.

Hibrida (лат.) – помесь.

Stamm (нем.) – ствол, семья.

Out (англ.) – вне.

Back (англ.) – назад.

Cross (англ.) – скрещивание.

Ad (лат.) – к, для.

Klima (греч.) – климат.

Adaptatio (лат.) – приспособление.

Techne (греч.) – искусство.

Bios (греч.) – жизнь.

Polys (греч.) – многочисленный.

Ploos (греч.) – кратный.

Autos (греч.) – сам.

Haploos (греч.) – одиночный.

Monos (греч.) – один, единственный.

*Totus (лат.) – весь, целый.

*Potentia (лат.) – сила.


Задание 30

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами к заданию 29.

Б. Раскройте смысловое содержание указанных терминов, используя семантические значения терминоэлементов: селекция, одомашнивание (доместикация), штамм, мутация, модификация, сегетальные растения, инбридинг, аутбридинг, гибрид, гибридизация, скрещивание бэк-кросс, гетерозис, полиплоидия, адаптация, акклиматизация, биотехнология, гаплоидный набор хромосом, хромосома.

В. Запишите объяснения терминов в тетрадь, выделите орфограммы в терминах, работая с учебником.

Г. Сконструируйте термины, занесите их в тетрадь, опираясь на понятийное содержание термина.


  1. Увеличение числа хромосом в клетках, кратное основному хромосомному числу, - … .

  2. Процесс многократного повторения одного и того же гаплоидного хромосомного набора, - … .

  3. Процесс многократного повторения двух и более разных гаплоидных хромосомных наборов - … .

  4. Изменение числа хромосом в клетках, не кратное основному хромосомному числу, - … .

  5. Процесс утраты одной хромосомы в диплоидном наборе хромосом, - … .

  6. Процесс добавления к кариотипу одной или нескольких хромосом, - … .

  7. Свойства клеток реализовывать генетическую информацию, обеспечивающую их дифференцировку, а также развитие до целого организма, - … .


Тема: «Генетика. Наследственность, изменчивость»


Задание 31

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

В. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.


Gamete (греч.) – жена.

Gametes (греч.) – муж.

Genesis (греч.) – род, происхождение.

On (греч.) – сущее.

Haploos (греч.) – одиночный, простой.

Ploos (греч.) – кратный.

Dominantis (лат.) – господствующий.

Recessus (лат.) – отступление, удаление.

Allelon (греч.) – взаимно, друг друга.

Copia (лат.) – множество.

Karion (греч.) – орех, ядро.

Chroma (греч.) – цвет.

Soma (греч.) – тело.

Polys (греч.) – многочисленный.

Heteros (греч.) – разный.

Homoios (греч.) – одинаковый, простой.

Zygon (греч.) – пара.

Zygotos (греч.) – соединенный вместе.

Phaino (греч.) – сам.

Autos (греч.) – сам.

Hibrida (лат.) – помесь.

Genom (нем.) – совокупность генов.

Crossing (англ.) – пересечение, скрещивание.

Thypos (греч.) – отпечаток.

Re (лат.) – возобновление.

Combinatio (лат.) – соединение.

Nucleus (лат.) – ядро.

Mutatio (лат.) – изменение.

Suppress (англ.) – подавлять.

Di (греч.) – дважды.

Analisis (греч.) – разложение.

Monos (греч.) – один.

*Pleion (греч.) – более многочисленный.

*Tropos (греч.) – поворот.

*Polymereia (греч.) – многосложный.

*Epistasis (греч.) – остановка.

*Penetrans (лат.) – проникновение.

*Locus (лат.) – место.

*Deletio (лат.) – уничтожение.

*Duplicatio (лат.) – удвоение.

Inversio (лат.) – переворачивание.

*Trans (лат.) – через.

*locatio (лат.) – размещение.

*Complementum (лат.) – дополнение.


Задание 32

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами к заданию 31.

Б. Раскройте понятийное содержание следующих терминов: генетика, ген, хромосома, гаметы, генотип, фенотип, гибрид, гибридологический метод, доминантный признак, рецессивный признак, аллель, аллельные гены, гетерозигота, гомозигота, гаплоид, гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом, конъюгация хромосом, кроссинговер, рекомбинация признаков, анализирующее скрещивание, зигота, аутосомы, моногибридное скрещивание, геном, кариотип, кроссоверные хромосомы, генотипическеая изменчивость, мутационная изменчивость, гомологичные гены, гомологичные хромосомы.

Запишите объяснения терминов в тетрадь, выделите орфограммы в терминах, работая с учебником.

В. Обозначьте термином основное содержание понятия.


  1. Наследование признаков, при котором за формирование одного признака отвечают два или более неаллельных гена, - … .

  2. Тип полигенного наследования, при котором неаллельные гены взаимно дополняют друг друга, - … .

  3. Способ полигенного наследования, при котором действие одного гена подавляется действием другого, - … .

  4. Тип полигенного наследования, при котором на выраженность признаков влияет несколько неаллельных генов со сходным действием, - … .

  5. Явление, при котором один ген оказывает влияние на комплекс признаков, - … .

  6. Способность генов проявляться в фенотипе, - … .

  7. Гены, подавляющие действия других генов, - … .

  8. Подавление фенотипического проявления одной мутации при возникновении другой мутации за счет генетического взаимодействия, - … .

  9. Мутации, возникающие вследствие изменения последовательности нуклеотидов, входящих в состав гена, - … .

  10. Изменение гена от дикого состояния к новому состоянию, - … .

  11. Наименьший участок хромосомы (соответствует одной паре нуклеотидов), изменение которого может привести к возникновению мутации, - … .

  12. Область генетики, которая изучает влияние генотипа на формирование фенотипа, - … .

Г. Сконструируйте термины вопроса «Хромосомные мутации», используя терминоэлементы задания 28 и рисунки. Запишите основное содержание понятий в тетрадь.


a d c u s m a d c s m рис. 1


a b c d e f a b c d d e f рис. 2


f c a h n m f a c h n m рис. 3






















Раздел «Общая экология»

Тема: «Толерантность организмов»


Задание 33

Ключевой терминоэлемент – СТЕНОС (греч.) – узкий.

Сконструируйте термины, опираясь на основное содержание понятий. Например, стенобионт – организм, обитающий в строго определённых условиях среды.


  1. Организм, живущий при определённой солёности воды, - … .

  2. Организм, питающийся не многими видами пищи, - … .

  3. Организм, населяющий глубины с определённым уровнем давления, - … .

  4. Организм, обитающий в строго определённых температурных условиях среды, - … .

  5. Организм, населяющий определённые места обитания, - … .


Задание 34

Ключевой терминоэлемент – ЭУРУС (греч.) – широкий.

Расшифруйте смысловое значение терминов. Например, эврибионт – организм, обитающий в широком диапазоне условий среды.


  1. Эвригалл - … .

  2. Эврифаг - … .

  3. Эвритоп - … .

  4. Эврибар - … .

  5. Эвритерм - … .


Тема: «Экологические группы организмов»


Задание 35

Ключевой терминоэлемент – ФИЛИА (греч.) – любовь.

Расшифруйте смысловое значение терминов, опираясь на перечень терминоэлементов, приведённых ниже.


  1. Гигрофил - …

  2. Галофил - …

  3. Гидрофил - …

  4. Криофил - …

  5. Реофил - …

  6. Термофил - …

  7. Хионофил - …

  8. Псаммофил - …

  9. Гелиофил - …

  10. Энтомофил - …


Значения терминоэлементов:

Hals – соль.

Hydros – вода.

Hygros – влага.

Krios – холод.

Reos – течение.

Therme – температура.

Chion – снег.

Psammos – песок.

Entoma – насекомые.

Helios – солнце.


Задание 36

Ключевой терминоэлемент – ФИТОН (греч.) – растение.

Раскройте смысловое содержание терминов, опираясь на список терминоэлементов, приведённых ниже.

  1. Хионофит - …

  2. Гигрофит - …

  3. Ксерофит - …

  4. Мезофит - …

  5. Гидрофит - …

  6. Псаммофит - …

  7. Фреатофит - …

  8. Психрофит - …

  9. Сциофит - …

  10. Аэрофит - …

  11. Гелофит - …

  12. Гелиофит - …

  13. Эпифит - …

  14. Галоксерофит - …

  15. Троглофит - …

  16. Омброфит - …


Значения терминоэлементов:

Hygros – влага.

Hydros – вода.

Psammos – песок.

Epi – над (сверху).

Helios – солнце.

Helos – болото.

Xeros – сухой.

Aero – воздух.

Scios – тень.

Chion – снег.

Mesos – средний.

Hals – соль.

Trogle – пещера.

Phreatos – колодец.

Psichron – холод.

Ombros – дождь.




Тема: «Жизненные формы организмов»


Задание 37

Ключевой терминоэлемент – ФИТОН (греч.) – растение.

Ознакомьтесь со смысловым значением терминов жизненных форм растений (по К. Раункиеру). Затем укажите значения терминоэлементов, использованных при конструировании термина.


  1. Криптофиты – жизненная форма (ЖФ) растений, у которых почки возобновления расположены скрыто (в почве или в воде).

  2. Гемикриптофиты – ЖФ растений, у которых почки возобновления расположены на незначительной высоте над поверхностью земли.

  3. Терофиты – ЖФ растений, у которых почки возобновления живут один летний сезон (однолетние растения).

  4. Фанерофиты – ЖФ растений, у которых почки возобновления находятся высоко над землёй (на высоте трёх и более метров); деревья.

  5. Хамефиты – ЖФ растений, у которых почки возобновления находятся невысоко над поверхностью почвы.

  6. Укажите значения терминоэлементов.

  1. Theros - … .

  2. Hemy - … .

  3. Chame - … .

  4. Cryptos - … .

  5. Phaneros - … .


Тема: «Типы биотических взаимоотношений»


Задание 38

Ключевой терминоэлемент – ХОРЕО (греч.) – идти, двигать, распространяться.

Расшифруйте смысловое значение терминов, опираясь на приведенные ниже значения терминоэлементов.


  1. Эпизоохория - … .

  2. Мирмекохория - … .

  3. Автохория - … .

  4. Зоохория - … .

  5. Анемохория - … .

  6. Гидрохория - … .

  7. Антропохория - … .

  8. Орнитохория - … .

  9. Барохория - … .


Значения терминоэлементов:

Epi – над, сверху.

Autos – сам.

Antropos – человек.

Hydros – вода.

Ornithos – птица.

Zoon – животное.

Anemos – ветер.


Тема: «Биогеоценозы и экосистемы»


Задание 39

Ключевой терминоэлемент – ЦЕНОЗ (греч.) – сообщество.

Ознакомьтесь со смысловым содержанием терминов. Расшифруйте значения терминоэлементов, использованных при конструировании соответствующих терминов.


  1. Протоценоз – первичное сообщество организмов (пионерное сообщество).

  2. Танатоценоз – скопление мертвых (водных) организмов.

  3. Зооценоз – совокупность популяций животных.

  4. Фитоценоз – совокупность популяций растений.

  5. Микробоценоз – совокупность популяций микроорганизмов.

  6. Альгоценоз – сообщество водорослей.

  7. Бриоценоз – сообщество моховидных.

  8. Микоценоз – сообщество грибов.

  9. Амфиценоз – сообщество растений или животных, характеризующееся наличием видов из соседнего сообщества.


Укажите значение терминоэлемнтов:

    1. Protos - … .

    2. Tanatos - … .

    3. Phyton - … .

    4. Mycos - … .

    5. Alga - … .

    6. Zoon - … .

    7. Bryos - … .

    8. Micros - … .

    9. Amphy - … .


Тема: «Трофическая структура сообществ»


Задание40

Ключевой терминоэлемент – ФАГОС (греч.) – пожиратель.

Раскройте смысловое содержание терминов, используя значения приведенных ниже терминоэлементов.


  1. Некрофаг - …

  2. Копрофаг - …

  3. Детритофаг - …

  4. Энтомофаг - …

  5. Зоофаг - …

  6. Монофаг - …

  7. Олигофаг - …

  8. Бентофаг - …

  9. Карпофаг - …

  10. Сапрофаг - …

  11. Ихтиофаг - …

  12. Фитофаг - …

  13. Полифаг - …

  14. Гиперфагия - …


Значение терминоэлементов:

Necros – мёртвый.

Kopros – навоз.

Detritus – истёртый.

Entoma – насекомые.

Zoon – животное.

Sapros – гнилой.

Phyton – растение.

Ichthys – рыба.

Karpos – плод.

Poly – много.

Benthos – дно.

Hyper – сверх.

Monos – один.

Oligos – незначительный.



























Приложение

Краткий словарь терминов и терминоэлементов.


Абсорбцио (лат.) – поглощение.

Аутос, автос (греч.) – сам.

Агрос (греч.) – поле.

Адапто (лат.) – приспособляю.

Анаболе (греч.) – подъём.

Анемос (греч.) – ветер.

Ацидус (лат.) – кислый.

Аэро (греч.) – воздух.

Бентос (греч.) – глубина.

Бион (греч.) – живущий.

Вегетаре (греч.) – расти.

Гальс (греч.) – соль.

Геми (греч.) – полу.

Гео (греч.) – земля.

Гетерос (греч.) – разный.

Гигрос (греч.) – влажный.

Гидро (греч.) – вода.

Гомойос (греч.) – одинаковый.

Деградацио (лат.) – ухудшение.

Демос (греч.) – народ.

Дерма (греч.) – кожа.

Ди (греч.) – два.

Доминанс (лат.) – господствующий.

Зигон (греч.) – пара, чета.

Зиготос (греч.) – соединение.

Каннибал (франц.) – людоед.

Канцерос (лат.) – рак.

Карион (греч.) – орех, ядро ореха.

Карпос (греч.) – плод.

Койнос (греч.) – общий.

Ком (греч.) – совместный.

Конкурро (лат.) – сбегаюсь, сталкиваюсь.

Копрос (греч.) – навоз.

Криптос (греч.) – скрытый.

Ксенос (греч.) – чужой.

Кумуляцио (лат.) – накопление.

Мезо (греч.) – средний.

Мейон (греч.) – уменьшение.

Менса (лат.) – стол.

Мимикрио (лат.) – подражаю.

Митос (греч.) – нить.

Модулюс (лат.) – образец.

Монос (греч.) – единственный.

Мутуус (лат.) – взаимный.

Некрос (греч.) – мёртвый.

Нектос (греч.) – плавающий.

Ноос (греч.) – разум.

Оптимум (лат.) – наилучшее.

Органон (греч.) – инструмент.

Паразитос (лат.) – нахлебник.

Пери (греч.) – около.

Планктос (греч.) – парящий.

Популюс (лат.) – народ, население.

Продуцентис (лат.) – производящий.

Псаммос (греч.) – песок.

Ре (лат.) – повторно.

Реликтум (лат.) – остаток.

Репеллент (лат.) – отталкивающий.

Рудус (лат.) – щебень, мусор.

Санатио (лат.) – лечение.

Сапрос (греч.) – гнилой.

Симбиос (греч.) – совместная жизнь.

Склерос (греч.) – жесткий.

Скрининг (англ.) – сортировка, отбор.

Сома (греч.) – тело.

Спора (греч.) – семя.

Стенос (греч.) – узкий.

Стресс (лат.) – напряжение.

Сукцессио (лат.) – последовательность.

Сциос (греч.) – тень.

Тератос (греч.) – урод.

Терос (греч.) – лето.

Топос (греч.) – место.

Трофе (греч.) – пища.

Урбс (лат.) – город.

Филлон (греч.) – лист.

Фитон (греч.) – растение.

Хлорос (греч.) – зелёный.

Хорео (греч.) – двигаться.

Хрома (греч.) – цвет.

Цитос (греч.) – клетка.

Эктос (греч.) – снаружи.

Эмбрион (греч.) – зародыш.

Энтос (греч.) – внутри.

Эпи (греч.) – сверху.




55



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!