Исключительная, часто таинственная личность, находится в исключительных обстоятельствах.
Внешние события перенесены во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба добра и зла.
Личность с глубокой душой, с неповторимым внутренним миром.
В создании образа героя – антитеза, контраст: он – венец творения, и он же игрушка в руках судьбы.
Просмотр содержимого документа
«Терзания одинокой души»
Романтизм в творчестве
Михаила Юрьевича
Лермонтова
Романтизм (фр. romantisme )
- — явление европейской культуры конца XVIII начала XIX веках, охватившее всю Европу, Россию, Америку.
- Европейский романтизм возник в эпоху Великой французской революции (1789 года).
- Как творческий метод проявился в живописи, музыке, литературе .
Черты романтического произведения
- Доминанта субъективного над объективным
- Стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность
- Тяга к выдвижению на первый план исключительного (в характерах и обстоятельствах)
- Провозглашение сложной, глубокой человеческой личности
- Интерес ко всему экзотическому, яркому
- Мучительное переживание разлада с действительностью
- Стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира
Романтизм в РОССИИ
Романтизм в России явление во многом отличное от западноевропейского, хотя и на него безусловное влияние оказала Великая Французская революция. Дальнейшее развитие направления связано прежде всего с войной 1812 и ее последствиями, с дворянской революционностью.
Расцвет романтизма в России пришелся на первую треть XIX в., значительный и яркий период русской культуры.
Он связан с именами В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, К.Ф.Рылеева, А.И.Одоевского, Е.А.Баратынского, Н.В.Гоголя. Романтические идеи явственно проявляются к концу XVIII в.
Творчество М.Ю.Лермонтова стало вершиной этого периода.
Лирический герой его ранней поэзии – мятежник, бунтарь, личность, которая вступает в битву с судьбой, в битву, исход которой предопределен.
Однако эта борьба неизбежна, потому что она и является жизнью (Я жить хочу! хочу печали…).
Лирическому герою Лермонтова нет равных среди людей, в нем видны и божественные и демонические черты ( Нет, я не Байрон, я другой …).
Тема одиночества – одна из основных в творчестве Лермонтова, во многом дань романтизму. Но она имеет и философскую основу, связанную с концепциями немецких философов Фихте и Шеллинга.
Романтический герой
- Исключительная, часто таинственная личность, находится в исключительных обстоятельствах.
- Внешние события перенесены во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба добра и зла.
- Личность с глубокой душой, с неповторимым внутренним миром.
- В создании образа героя – антитеза, контраст: он – венец творения, и он же игрушка в руках судьбы.
Романтические поэмы
В творческом создании юного Лермонтова возникли два образа, которые стали спутниками поэта на всём его дальнейшем идейно-художественном пути нашли завершенное воплощение в последних романтических поэмах: «Мцыри» (1839, напечатанная в 1840) и «Демон» (1841 год).
Мцыри в монастыре. Художник И. Глазунов
« Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.»
Дуэль. Иллюстрация к роману "Герой нашего времени". Художник
М. Врубель