СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест № 1 «Роль экономики в жизни общества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый КИМ поможет учащимся не только обобщить и систематизировать полученные знания по разделу "Экономика", но и приобрести практические навыки вы­полнения заданий и записи ответов, а также оценить свой уро­вень подготовки к предстоящему экзамену. Формат КИМа полностью соответствует демо-версии 2025 ЕГЭ "Обществознание.

Просмотр содержимого документа
«Тест № 1 «Роль экономики в жизни общества»»

Тест: «Роль экономики в жизни общества». Вариант 1.


1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам постиндустриального общества.

1) преобладание удаленных коммуникаций; 2) защита интеллектуальной собственности; 3) специализация производства; 4) промышленный переворот; 5) рост влияния СМИ; 6) глобальные информационные сети. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

2. Правительство страны проводит реформирование экономики, переводя её на рыночные рельсы. Выберите из приведённого ниже списка меры, применяемые правительством. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) повышение таможенных пошлин 2) приватизация промышленных предприятий 3) форсированная индустриализация 4) либерализация цен 5) стимулирование развития малого и среднего бизнеса 6) введение запрета на валютные операции

3. Установите соответствие между фазами хозяйственного цикла и приведенными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры

Фазы цикла

А) с заводского конвейера сошел автомобиль новой модели

1. производство

2. распределение

3. обмен

Б) в военные годы люди несли на рынки одежду, посуду, чтобы приобрести немного про­дуктов

В) в хозяйствах области за­вершаются посевные рабо­ты

Г) заработало новое предпри­ятие по выпуску товаров

Д) часть зерна нового урожая была отправлена в фонд государственных резервов

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д






4. Выберите верные суждения о сферах жизни общества.

1) Сферы общественной жизни являются подсистемами общества как целого. 2) Все сферы жизни общества неразрывно связаны меж­ду собой. 3) Связи между сферами жизни общества многообраз­ны. 4) Производство товаров массового спроса - одно из проявлений социальной сферы общества. 5) Принятие государственных законов - одно из проявлений экономической сферы общества.

5. В стране Z в конце XX - начале XXI в. произошли зна­чительные перемены. Какие признаки позволяют ут­верждать, что в стране Z развивается постиндустриаль­ное общество? Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) участие в международном разделении труда 2) внедрение компьютерных технологий 3) повышение производительности труда 4) интенсификация производства 5) преобладание занятых в сфере информационных тех­нологий и сфере услуг 6) государственная поддержка непрерывного образования

6. В государстве А. развивается производство и осуществ­ляется научно-технический прогресс. Какая дополни­тельная информация позволит установить, что экономи­ка этого государства является рыночной? Запишите цифры, под которыми она представлена.

1) растет численность работников промышленных пред­приятий 2) существует конкуренция производителей товаров и услуг 3) доходы граждан облагаются налогами 4) фундамент экономики составляет частная собствен­ность 5) покупательная

Тест: «Роль экономики в жизни общества». Вариант 2.


1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам индустриального общества.

1) натуральное хозяйство; 2) развитие техники; 3) крупное производство; 4) фабричная организация труда; 5) опора на обычаи; 6) рост населения.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

2. Выберите верные суждения о роли государства в условиях рынка и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Одной из функций государства в условиях рынка является борьба с монополизацией экономики. 2) Государство в рыночной экономике призвано поддерживать незащищенные слои населения. 3) Важнейшей функцией государства является создание общественных благ. 4) Государство в условиях рынка регулирует цены на товары первой необходимости. 5) Процесс приватизации означает передачу частной собственности в руки государства.

3. Установите соответствие между сферами жизни общест­ва и приведенными характеристиками: к каждой пози­ции, данной в первом столбце, подберите соответствую­щую позицию из второго столбца.

Характеристики

Сферы жизни общества

А) призвана интегрировать об­щество на основе учета инте­ресов различных групп

1. социальная

Б) охватывает финансовые институты

2. экономическая

В) включает отношения, складывающиеся в системе материального производства


Г) охватывает отношения обще­ства с внешней природной средой

Д) включает институты государ­ственной поддержки нуж­дающихся групп населения

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д






4 . Выберите верные суждения о потребностях и их видах. 1) Потребности - это ценности и идеалы, усвоенные личностью в процессе социализации. 2) К первичным потребностям относят физиологиче­ские потребности индивида. 3) Потребность в знаниях и творческой деятельности относят к социальным потребностям личности. 4) Потребности являются одним из мотивов деятельно­сти. 5) Удовлетворение материальных потребностей людей связано с функционированием экономической сферы общества.

5. Выберите верные суждения об экономике и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Причиной низкой эффективности экономики может быть использование устаревших технологий, низкий уровень квалификации кадров, расточительное ис­пользование природных богатств. 2) Уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни населения страны. 3) Такие экономические факторы, как условия жизни, обеспеченность жильем, степень вовлеченности жен­щин в общественное производство, оказывают боль­шое влияние на рождаемость. 4) Ускорение или замедление темпов экономического развития не связано с общей численностью населе­ния, его плотностью, темпами его роста. 5) Уровень развития экономики страны не оказывает влияние на формирование социальных общностей и процессы стратификации.

6. Выберите верные суждения о государстве в условиях рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государство в условиях рыночной экономики не должно заботиться о создании условий для экономи­ческого роста. 2) Одной из функций государства в условиях рыночной экономики является создание ее правовой базы. 3) Экономические функции государства в рыночной экономике определяются потребностями ее нор­мального функционирования, обеспечения конку­ренции и частного предпринимательства. 4) В странах с рыночной экономикой не существует го­сударственная собственность. 5) Одной из функций государства в условиях рынка является компенсация негативных внешних эффек­тов рынка.


Смешанная экономическая система — это способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

Возникновение этой системы обусловлено тем, что рыночная экономическая система, несмотря на свою эффективность, не справляется с выполнением некоторых задач, необходимых обществу... Государство может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (уменьшить слишком большие различия в уровне благосостояния граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.).

Смешанная экономическая система включает в себя элементы рыночной экономики: частную собственность, рынки ресурсов и товаров, частную хозяйственную инициативу. Государство же выполняет функции перераспределения доходов и ресурсов, создания общественных благ, ослабления внешних эффектов.

Основой смешанной экономической системы является частная собственность, но наряду с частным сектором существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству, но которое не осуществляет в отношении них директивного планирования, а сами предприятия функционируют по законам рынка.

Главные экономические вопросы в рамках смешанной системы в основном решаются рынками, которые и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть их централизуется и распределяется государством в целях компенсации провалов (слабостей) рыночных механизмов.

Справляться с провалами рынка правительству помогает значительный по объёму набор различных экономических инструментов, важнейшим из которых является налогообложение.


7. Какое определение смешанной экономической системы приведено в тексте? Как автор объясняет причину возникновения смешанной экономической системы?


8. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.

Используя обществоведческие знания,

- укажите не менее трёх основных признаков понятия «общественные блага»;

- объясните отмеченную автором связь налогообложения с компенсацией провалов рынка. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых)


способность населения постепенно возрастает, существуют законы, регулирующие хозяйственную деятельность.


Потребность в жилье, в пище и её приготовлении, надобность в одежде и множестве других вещей, которые имеют характер не только простой желательности, но и необходимости, приводят к тому, что жизнь человека чрезвычайно сложна. При этом человек привносит многообразие в свои потребности, а по мере того, как вкус и полезность становятся критериями оценки, и сами потребности оказываются, подчинены вкусам. Удовлетворение потребности, в конечном счёте нацелено уже не на саму по себе потребность, а на вкусовые утончённости, характерные для культуры и даже моды, что, в свою очередь, порождает особые желания, а их великое множество. Когда люди привыкают к тому, чтобы пользоваться многим, у них это многообразие желаемого стремится куда-то в бесконечность. Так разрастается сфера услуг для удовлетворения всевозможных желаний и прихотей. Потребности и средства их удовлетворения становятся бытием для каждого. Всё это порождает определённую сферу взаимоотношений людей: необходимость одних людей ориентироваться на других, которые могут доставить им средства для удовлетворения их потребностей. Получая нужное мне от других, я должен производить нечто, что нужно им. Так ткётся паутина хозяйственной жизни, где нити одних переходят к другим и, наоборот, завязываются узелки экономической жизни общества, а её стержнем являются потребности и труд.

Таким образом, всю историю цивилизации можно рассматривать как постоянную деятельность людей, ориентированную на достижение материальных и духовных благ. Всякий нравственно оправданный успех в жизни есть успех труда. В конечном счёте всем, что человек потребляет, он обязан самому себе, своей собственной деятельности. Труд человека, направленный на удовлетворение его потребностей и интересов, в такой же мере есть удовлетворение потребностей и интересов других, как и своих собственных, и удовлетворения своих потребностей он достигает лишь благодаря труду других. Труд — это целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества. Он порождает мир культуры, её ценностей, при этом он и сам выступает в виде феномена культуры.

Здесь мало «мочь», здесь надо совершить и создать; мало говорить пустые слова «я мог бы, если бы захотел», надо захотеть и осуществить, «показать себя на деле». А для этого необходимо мастерство. Неумелый человек, по словам Гегеля, всегда производит не то, что он хочет произвести, потому что он не господин своей собственной деятельности, тогда как умелым может быть назван рабочий, который производит предмет таким, каким он должен быть, и не обнаруживает в своей субъективной деятельности противодействия цели. В этом- то человек и находит признание со стороны других и самопризнание: он законно гордится своим делом в виде его результатов. В этом и заключается суть феномена вложенного труда.


7. Что, по мнению автора, является стержнем экономической жизни общества? Какая характеристика умелого рабочего приведена в тексте?


8. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.

Используя обществоведческие знания,

- укажите не менее трёх основных признаков понятия «деятельность»;

- объясните связь труда с процессами социализации личности. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.

Ключ к тесту «Роль экономики в жизни общества»


Вариант 1

Вариант 2

балл

1

34

15

1

2

245

123

2

3

13112

12221

2

4

123

245

2

5

256

123

2

6

24

235

2

7

17. 1) потребности и труд;

2) производит предмет таким, каким он должен быть, и не обнаруживает в своей субъективной деятельности противодействия цели.

1) способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства;

2) рыночная экономическая система, несмотря на свою эффективность, не справляется с выполнением некоторых задач, необходимых обществу;

2

8

1) основные признаки понятия «деятельность»:

- продуктивный характер;

- общественный характер;

- преобразовательный характер.

2) объяснение связи труда с процессами социализации личности:

- в процессе труда человек приобретает социальные качества: трудолюбие, ответственность, расширяет знания, а также развивает трудовые навыки и умения.

1) основные признаки понятия «общественные блага», например:

– общественная полезность блага; – не предполагает оплаты со стороны потребителя; – отсутствие конкуренции в потреблении.

2) объяснение с опорой на положения текста, например: «Провалы рынка» означают, что в тех или иных ситуациях рыночная экономика не может быть эффективной без участия государственных институтов. Государственная система, в свою очередь, не может функционировать без налоговых поступлений: именно на эти деньги государство решает экономические проблемы, компенсирует, сглаживает последствия «провалов».

2

«5» - 14 - 15 баллов

«4» - 11 - 13 баллов «3» - 8 - 10 баллов

«2» - 7 и менее баллов



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!