СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест №12 "Социальный статус. Социальная роль" для подготовки к ОГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по теме "Социальный статус. Социальная роль" содержит теорию и практику, предназначен для уроков в 8 классе и подготовки к ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Тест №12 "Социальный статус. Социальная роль" для подготовки к ОГЭ по обществознанию»

Плетнева Лариса Владимировна

учитель МБОУ лицея №1 г.Морозовск Ростовской области


Тест №12 по теме «Социальный статус и социальная роль»

п/п

Проблема

1

Понятие статус

положение человека в обществе



Виды статусов

Правовой статус - совокупность прав и обязанностей гражданина

Личный статус – положение человека в малой группе

Социальный статус – позиция индивида в социальной системе


Понятие социальный статус

положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением


Виды социального статуса

Предпи­санный

(прирожденный, наследуемый)

  • раса, национальность, язык, пол

  • социальное происхождение

Приобретенный

(достигаемые усилиями личности)

  • возраст

  • профессия, квалификация, должность

  • способности

  • образ жизни

  • политические убеждения

Смешанный

(одновременно и предписанный и достигаемый)

  • религиозная принадлежность

  • семейное положение

  • финансовое положение



Компоненты социального статуса


Компонент

Его характеристика


Статусные права и обязанности

Определяют то, что носитель данного статуса может делать и что он должен делать

Статусный диапазон

Установленные рамки, в которых осу­ществляются статусные права и обязан­ности индивида

Статусные символы

Внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных стату­сов (военнослужащие носят форму, у каждого сословия и класса свой стиль одежды и своя атрибутика)

Статусный образ (имидж)

Совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом



Понятие престиж и авторитет

Индивид не только обладает определенным социальным статусом, его постоянно оценивают другие люди, группы и об­щество, в котором он живет. Это находит свое выражение в понятиях «престиж» и «авторитет».

Престиж — оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами.

Авторитет — степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов.

2


Понятие социальной роли

Социальный статус личности, прежде всего, ока­зывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большин­ство качеств, которыми он обладает, а также пред­сказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоци­ируемое с тем статусом, который он имеет, приня­то называть социальной ролью.

Социальная роль фактически представляет собой некоторый обра­зец поведения, признанный целесообразным для лю­дей данного статуса в данном обществе. Фактиче­ски роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситу­ации.

Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он иг­рает в обществе. Их совокупность называется роле­вой системой.

Ученые предлагают различные классификации со­циальных ролей. Среди последних, как правило, вы­деляют так называемые основные (базисные) соци­альные роли. К ним относятся:

а) роль труженика;

б) роль собственника;

в) роль потребителя;

г) роль гражданина;

д) роль члена семьи.

В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть так называемый ролевой конфликт (ролевое напряжение). Ролевым конфликтом называется такая ситу­ация, в которой человек сталкивается с необходи­мостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей (пример: роль матери и работника)





п/п

Задание

1

Положение личности или группы в социальной системе, имеющее признаки, определяющие её влияние, — это

1) статус 2) авторитет 3) страта 4) престиж

2

Со­ци­аль­ная по­зи­ция, ко­то­рая за­ра­нее опре­де­ле­на об­ще­ством ин­ди­ви­ду не­за­ви­си­мо от за­слуг лич­но­сти, на­зы­ва­ет­ся

 1) пред­пи­сан­ный ста­тус 2) ос­нов­ной ста­тус 3) со­ци­аль­ная роль 4) ав­то­ри­тет

3

Что из перечисленного относится к предписанному статусу?

1) национальная принадлежность 3) уровень образования

2) уровень доходов 4) род занятий

4

Национальная принадлежность человека является характеристикой его

1) прирожденного статуса 2) социальной роли

3) достигаемого статуса 4) общественного престижа

5

Социальный статус — это

1) поведение, ожидаемое от индивида 3) положение человека в обществе

2) форма поощрения индивидов 4) форма осуществления социальных функций

6

Оцен­ка об­ще­ством зна­чи­мо­сти тех или иных по­зи­ций, за­ни­ма­е­мых ин­ди­ви­да­ми, на­зы­ва­ет­ся

 1) пре­сти­жем 2) ав­то­ри­те­том 3) ста­ту­сом 4) ими­джем

7

Сте­пень при­зна­ния об­ще­ством лич­ных и де­ло­вых ка­честв ин­ди­ви­дов на­зы­ва­ет­ся

 1) пре­сти­жем 2) ав­то­ри­те­том 3) ста­ту­сом 4) ими­джем

8

Профессия программиста сегодня является особенно востре­бованной. Степень ее престижности определяется

1) высшими учебными заведениями 3) администрацией предприятия

2) обществом 4) законами

9

Дан­ный ста­тус пе­ре­да­ет­ся по на­след­ству. Его об­ла­да­тель на­де­лен опре­де­лен­ны­ми со­ци­аль­ны­ми при­ви­ле­ги­я­ми. Это ста­тус

 1) чи­нов­ни­ка 2) ари­сто­кра­та 3) фи­нан­си­ста 4) пред­при­ни­ма­те­ля

10

Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Повысить свой социальный статус человек может, изменив свое семейное положение.

Б. Социальный статус отражает положение человека в обществе.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

11

Верны ли следующие суждения о социальном статусе личности?

А. Социальный статус личности предполагает наличие у нее определенных прав и обязанностей.

Б. Уровень полученного образования является характеристикой достигаемого статуса.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

12

Верны ли следующие суждения о социальных статусах?

А. Предписанными являются социальные статусы: менеджер, профессор, студент, преступник.

Б. Достигаемый статус приобретается в результате выбора человека, его личных усилий и находится под его контролем.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

13

Верны ли следующие суждения?

А. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий.

Б. В последние два десятилетия в России возросла социальная дифференциация населения.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

14

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ста­тус­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ви­да­ми со­ци­аль­ных ста­ту­сов:

 СТА­ТУС­НЫЕ ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

 

ВИДЫ СО­ЦИ­АЛЬ­НЫХ

СТА­ТУ­СОВ

А) жен­щи­на

Б) выс­шее об­ра­зо­ва­ние

В) 30 лет

Г) ме­не­джер

Д) мать двоих детей

 

А

Б

В

Г

Д






1) пред­пи­сан­ный ста­тус

2) при­об­ретённый ста­тус


15

Поведение, ожидаемое оттого, кто имеет определённый социальный статус, — это

1) социальная роль 2) законопослушное поведение

3) социальная активность 4) гражданская позиция

16

Одно из ши­ро­ко ис­поль­зу­е­мых в об­ще­ст­во­зна­нии по­ня­тий – по­ня­тие «со­ци­аль­ная роль». Какой смысл уче­ные об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в это по­ня­тие?

1) Оцен­ка об­ще­ством с точки зре­ния со­ци­аль­ной зна­чи­мо­сти по­ло­же­ния, долж­но­сти, за­ни­ма­е­мых че­ло­ве­ком.

2) Мо­дель по­ве­де­ния, ожи­да­е­мо­го об­ще­ством, дру­ги­ми лю­дь­ми от че­ло­ве­ка, со­от­вет­ству­ю­щая его по­ло­же­нию.

3) Из­ме­не­ние че­ло­ве­ком сво­е­го по­ло­же­ния в об­ще­стве, пе­ре­ход из одной со­ци­аль­ной груп­пы в дру­гую.

4) По­ло­же­ние, за­ни­ма­е­мое че­ло­ве­ком в об­ще­стве, опре­де­ля­ю­ще­е­ся его об­ра­зо­ва­ни­ем, до­хо­да­ми, иными при­зна­ка­ми.

17

Социальная роль, которую способен исполнять подросток наряду со взрослым, —

1) владелец такси 2) заёмщик банка 3) покупатель в магазине 4) пайщик кооператива

18

Какую социальную роль может исполнять подросток?

1) водитель транспортного средства 2) опекун младшей сестры 3) пользователь интернета 4) избиратель

19

Какая социальная роль характерна как для взрослого, так и для подростка?

1) избиратель 2) опекун 3) военнослужащий 4) пользователь Интернета

20

Верны ли следующие суждения о социальных ролях?

А. Находясь в семье, человек обладает целым набором социальных ролей.

Б. В одно и то же время человек может исполнять несколько социальных ролей.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

21

Верны ли следующие суждения о социальном статусе и социальной роли?

А. Все социальные статусы имеют законное закрепление и защиту.

Б. Личностные характеристики не имеют значения в принятии человеком определённой социальной роли, её исполнении, это объективный процесс.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

22

Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?

А. Семейное положение человека является важной характеристикой его социального статуса.

Б. Человек в семье выполняет различные роли.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

23

Верны ли следующие суждения о социальной роли?

А. Социальной ролью называют ожидаемое поведение личности, связанное с её положением в обществе и типичное для данной общественной группы.

Б. Все социальные роли человека определены при его рождении.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

24

Верны ли следующие суждения о социальной роли?

А. Социальной ролью называют ожидаемое поведение человека, связанное с его социальным статусом.

Б. Все социальные роли человека регулируются формальными правилами.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

25

Верны ли следующие суждения о социальной роли?

А. У одного человека может быть несколько социальных ролей

Б. Все социальные роли человека регулируются формальными правилами.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

26

Верны ли следующие суждения о социальных ролях?

А. Одна из возможных социальных ролей подростка – покупатель в магазине.

Б. Подростки могут исполнять не все социальные роли, свойственные взрослым.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

27

Верны ли следующие суждения о социальных ролях?

А. Социальные роли усваиваются человеком в процессе социализации.

Б. Все социальные роли имеют формальный характер.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

28

Римский философ I—II вв.н. э. Эпиктет часто сравнивал человека с актёром, он писал: «Не забудь, — ты актёр и играешь в пьесе. Коротка пьеса — коротка и жизнь, длинна пьеса — длинна и жизнь». Какую совокупность действий человека описывал философ?

1) социальный статус 2) творчество 3) гражданскую позицию 4) социальную роль

29

Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?

А. Образование и профессия человека характеризуют его статус.

Б. Человек выполняет в обществе различные роли.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

30

Установите соответствие между социальными ролями и социальными группами:


СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ


СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ


А) покупатель

Б) пользователь Интернета

В) учащийся гимназии

Г) офицер

Д) избиратель


1) подростки

2) взрослые

3) и подростки, и взрослые


А

Б

В

Г

Д











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!