СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест: Естественно-научная грамотность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест: Естественно-научная грамотность

Просмотр содержимого документа
«Тест: Естественно-научная грамотность»



Тест: Естественно-научная грамотность



Естественнонаучная грамотность (ЕНГ) — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам связанным с естественными науками и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Естественнонаучная грамотность – это способность:

  • использовать естественнонаучные знания,

  • выявлять проблемы,

  • делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.






Задание 1

Учащимся предложено задание по естественнонаучной грамотности, которое начинается с описания следующей ситуации: «На соседних участках земли, которые выглядят одинаково, растения одного и того же вида развиваются по-разному: одни лучше, другие хуже». При этом характеристики участков не даны.

Вопрос: На оценку какого умения может быть направлен вопрос к этой ситуации?

Отметьте два верных варианта ответа.

Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.

Правильный ответ

Предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса.

Распознавать и формулировать цель данного исследования.

Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления.

Правильный ответ

Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки.

Задание 2

В задании по естественнонаучной грамотности, предложенном учащимся, приводится график, показывающий увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере на протяжении последних 120 лет. В задании приводятся также два утверждения:

  • Ученые считают, что увеличение концентрации углекислого газа вызвано … (названа причина).

  • Ученые считают, что увеличение концентрации углекислого газа является главной причиной глобального потепления.

Вопрос: Является ли каждое из этих утверждений гипотезой или научно установленным объяснением явления?

Оба утверждения – научно установленные объяснения.

Утверждение 1 – научно установленное объяснение, утверждение 2 – гипотеза.

Утверждение 2 – научно установленное объяснение, утверждение 1 – гипотеза.

Правильный ответ

Оба утверждения – гипотезы.

Задание 3

Задания по оценке естественнонаучной грамотности имеют своей целью:

Отметьте все верные варианты ответа.

Проверку интеллектуальных способностей учащихся.

Проверку научных знаний учащихся.

Правильный ответ

Проверку умения применять знания в новой ситуации.

Проверку умения извлекать из текста нужную информацию.

Правильный ответ

Проверку способности рассуждать и делать выводы.

Задания 4-7

Прочитайте вопрос 1 / 5 из блока «Синдром гибели пчелиных семей».

Определите характеристики вопроса 1 / 5.

Отметьте по одной характеристике для каждого из заданий.

Компетенция

Тоже правильный ответ

Научное объяснение явлений

Неправильный ответ

Понимание особенностей естественнонаучного исследования

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Содержательная область

Физические системы

Правильный ответ

Живые системы

Науки о Земле и Вселенной

Контекст

Личностный

Правильный ответ

Местный/национальный

Глобальный

Познавательный уровень

Низкий

Правильный ответ

Средний

Высокий

Предлагаем вам попробовать себя в роли учащегося 8-го или 9-го класса и выполнить два задания с выбором ответа из блока «Экстремальные профессии».

Задание 8

Прочитайте текст. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.

Настоящие ловцы жемчуга с детства тренировались и овладевали мастерством, у них были свои профессиональные секреты. Опытные ныряльщики могут находиться под водой 2 минуты, а рекордсмены до 6-7 минут и опускаться на глубину 15-30 метров. Организм ловца жемчуга адаптирован к условиям постоянных погружений на большую глубину.

Отметьте все верные ответы.

Активизация клеточного обмена веществ

Правильный ответ

Повышение жизненной ёмкости лёгких

Более частое сокращение межрёберных мышц

Правильный ответ

Увеличение в крови количества эритроцитов

Правильный ответ

Способность к замедлению обмена веществ

Поступление в лёгкие на вдохе больше воздуха, чем на выдохе

Задание 9

Воспользуйтесь текстом. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.

Кессонная болезнь является профессиональным заболеванием водолазов. Возникает она по следующим причинам. В составе земной атмосферы находится около 80% азота. В растворённом виде азот постоянно находится в крови, но ни в какие химические реакции не вступает. При спуске на глубину, в условиях повышенного гидростатического давления, действующего на водолаза, приходится повышать и давление вдыхаемой им газовой смеси. В результате этого в крови водолаза растворяется больше азота, чем в обычных условиях. Кессонная болезнь возникает при быстром подъёме человека с глубины и быстрого понижения давления вдыхаемой им газовой смеси. Для предотвращения кессонной болезни необходимо контролировать процессы всплытия: подниматься со скоростью не более 18 метров в минуту, делать остановки.

Какими явлениями в организме сопровождается кессонная болезнь?

Отметьте все верные ответы.

Расщепление молекул азота

Правильный ответ

Закупорка мелких кровеносных сосудов газами

Рост концентрации углекислоты в крови

Правильный ответ

Выделение большого количества пузырьков азота (вспенивание крови)

Правильный ответ

Недостаточное выведение избытка азота через лёгкие

Задание 10

Каким обязательным требованиям должна соответствовать ситуация, выбранная для создания блока задания по естественнонаучной грамотности?

Отметьте все верные ответы.

Традиционное рассмотрение этой ситуации при изучении предмета.

Правильный ответ

Соответствие этой ситуации возрастным интересам учащихся.

Правильный ответ

Реальный характер этой ситуации.

Возможность «привязать» к этой ситуации задания на все компетенции естественнонаучной грамотности.

Соответствие этой ситуации одному конкретному разделу программы учебного предмета.

Задания 11-12

Блок заданий называется «О чём расскажет анализ крови?»

Одно из заданий этого блока связано с причинами одышки при подъёме в гору у больного с пониженным содержанием гемоглобина. Какая из компетенций естественнонаучной грамотности может оцениваться с помощью такого задания?

Отметьте один вариант.

Тоже правильный ответ

Научное объяснение явлений

Неправильный ответ

Понимание особенностей естественнонаучного исследования

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Ещё в одном задании этого блока предлагается распознать на изображении мазка крови под микроскопом клетки крови трёх видов. Какая из компетенций естественнонаучной грамотности может оцениваться с помощью этого задания?

Научное объяснение явлений

Понимание особенностей естественнонаучного исследования

Правильный ответ

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Задание 13

Какие планируемые результаты, подлежащие оценке, может иметь применение методик, направленных на формирование естественнонаучной грамотности?

Отметьте все верные варианты ответа.

Развитие личностных качеств учащихся.

Правильный ответ

Научные знания учащихся.

Правильный ответ

Умение применять простые исследовательские процедуры.

Креативные способности учащихся.

Развитие памяти учащихся.

Правильный ответ

Умение применять знания на практике.

Задание 14

Отметьте все верные варианты ответа.

Для реализации подхода «наука как способ познания» при изучении естественнонаучных предметов необходимо, чтобы:

Каждый урок проходил в соответствии с принципом «познание, направляемое учеником».

Правильный ответ

Учащимся систематически предлагалось самим формулировать задачу и предлагать план исследования.

На каждом уроке учащиеся самостоятельно открывали что-то новое.

Правильный ответ

Учащиеся систематически решали проблемы коллективно, работая в группе.

Правильный ответ

На уроках систематически происходило обсуждение выполненных заданий и результатов исследования.

Правильный ответ

Учителя были готовы изменить план урока, следуя за вопросами и предложениями учащихся.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!