СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Тест как форма контроля уровня сформированности грамматической компетенции обучающихся на уроках английского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Тест как форма контроля уровня сформированности грамматической компетенции обучающихся на уроках английского языка»»

МОУ - Лашманская основная общеобразовательная школа имени академика В.А.Канайкина









Доклад

«Тест как форма контроля уровня сформированности грамматической компетенции обучающихся на уроках английского языка»

Выступление на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла



Учитель английского языка

Ткачёва Татьяна Сергеевна















Лашма, 2024 г.









Тестирование является эффективным средством определения грамматической компетенции и методом контроля в обучении грамматике иностранного языка. Данным вопросом занимались такие видные ученые как О.Г. Поляков, Н.А. Ильиных, А.А. Миролюбов, С.К. Фоломкина, И.А. Рапопорт, М.В. Розенкранц, а также многие зарубежные методисты, среди которых Weir Cyril, Robert Lado, Roman Hajczuk, Bernard Spolsky, Alan Davies и другие.

В настоящее время наблюдается тенденция смены традиционных способов подачи учебной информации, закрепления и контроля навыков и умений новыми концепциями, отражающими перемены, происходящие во взглядах на технологию обучения, и способствующими оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса. Тестовая методика отвечает новым условиям обучения, поскольку связывает воедино такие характеристики, как универсальность, многообразие форм тестовых заданий, учёт индивидуальных особенностей, объективность, мобильность изменения трудности заданий, рациональность, ориентированность на современные технические средства обучения. Следовательно, можно предположить, что комплекс тестовых заданий, осуществляющий взаимосвязь элементов языкового материала и действий оперирования с ним в речевой деятельности, позволит организовать поэтапное формирование грамматической компетенции.

Тестовая методика опирается на закономерности процесса становления грамматических навыков, а также ключевые стадии изучения языкового материала (введение, закрепление и контроль).

По определению С.К. Фоломкиной, "под тестом понимаются задания, имеющие специфическую организацию, которая позволяет всем ученикам работать одновременно в одинаковых условиях и записывать выполнение символами".

В зарубежной литературе по тестированию под педагогическим или психологическим тестом в основном понимают процедуру, предназначенную для выявления конкретного образца поведения (в нашем случае - речевого), из которого можно сделать выводы об определенных характеристиках личности.

В современном толковом словаре русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой под тестированием понимается способ проверки знаний и навыков с помощью тестов. Краткий психологический словарь под редакцией Л.А. Карпенко трактует данный термин как метод диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи.

Основное отличие теста от традиционной контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение. Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма учителя, чем оценка за выполнение традиционной контрольной работы, которая всегда субъективна, поскольку основана на впечатлении учителя, не всегда свободного от его личных симпатий или антипатий по отношению к тому, или иному ученику. Главная отличительная черта теста - объективность, гарантируемая измерением, функция которого состоит в том, чтобы поставлять количественную информацию.

Тесты определяют уровень обученности или языковой компетенции обучающихся относительно уровня других обучающихся (нормо - ориентированный тест) или относительно определенного критерия, например уровня обученности (критериально – ориентированный)

А.А. Миролюбов утверждает, что тестовый контроль степени сформированности грамматической компетенции предоставляет информацию об уровне языковой подготовки учащихся. Положительные итоговые результаты тестирования дают сигнал к началу изучения нового грамматического материала. Отрицательные результаты, их анализ и интерпретация позволяют сделать соответствующие выводы о причинах неудачи и скорректировать систему тестовых заданий, адаптируя их к данному контингенту учащихся.

Как утверждают Л.Г.Денисова и В.Н. Симкин, максимально повысить надежность измерения и валидность использования теста можно, если следовать

трем основным этапам его создания:

1) дать ясные и недвусмысленные теоретические - научно-обоснованные определения умений, которые надо измерить;

2) точно установить условия и операции, которых следует придерживаться при проведении теста и наблюдении за его выполнением;

3) количественно определить результаты наблюдений с тем, чтобы убедиться, что используемые измерительные шкалы обладают всеми необходимыми качествами.

Тест позволяет проверять одновременно всех обучающихся класса/группы; выполнение теста занимает немного времени, что делает возможным его проведение практически на любом занятии; при выполнении теста все учащиеся поставлены в равные условия, они работают в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности материалом, что исключает влияние на оценку их ответов такого фактора, как везение/невезение; тест дает возможность включать большой объём, материала и контролировать не только его усвоение, но и наличие отдельных умений пользования им. Перечисленные характеристики тестов, безусловно, свидетельствуют о целесообразности их использования в учебном процессе.

Создание теста как инструмента объективного измерения уровня знаний обучающихся является самой ответственной и трудоемкой частью технологии внутришкольного контроля. Следовательно, должна быть создана система тестов, отвечающих всем требованиям к их качеству, то есть тест должен быть объективным, валидным, надежным, эффективным и приемлемым инструментом контроля учебного процесса.

Правила составления тестовых заданий

1. Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа.

2. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.

3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль.

4. При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».

5. Вопрос должен быть чётко сформулирован, избегая слова большой, небольшой, малый, много, мало, меньше, больше и т.д.

6. Избегайте вводных фраз и предложений, имеющих мало связи с основной мыслью.

7. Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок.

8. Не задавайте вопросы с подвохом.

9. Все варианты ответов должны быть грамматически согласованны с основной частью задания. Используйте короткие, простые предложения.

10. Реже используйте отрицание в основной части, избегайте двойных отрицаний, таких как: «Почему нельзя не делать…?»

11. Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.

12. Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов.

13. Если ставится вопрос количественного характера, ответы располагайте по возрастанию.

14. Лучше не использовать варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные».

15. Избегайте повторения.

16. Используйте ограничения в самом вопросе.

17. Не упрощайте вопросы.

18. Место правильного ответа должно быть определено так, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу.

19. Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.

20. Проанализируйте задания с точки зрения неверного ответа наиболее подготовленных учеников

При составлении тестов желательно использовать вопросы и задачи, проверяющие все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями. В конце задания должны быть вопросы и упражнения, позволяющие проверить способности обучающихся применять полученные знания в новой или измененной ситуации.



Помимо этого, эффективность тестового контроля можно оценить с точки зрения соответствия уровня его трудности уровню подготовленности тестируемых в данный момент испытуемых. Эффективность тестов может зависеть от формы. Нарушение тестовой формы всегда приводит к худшему выражению содержания и к худшему пониманию смысла задания испытуемыми.

Проверять, оценивать, контролировать знания обучающихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их обучение.

Если рассматривать контроль обученности учащихся во времени, то его следует разделить на

а) предварительный, б) текущий, в) тематический, г) итоговый.

В своей работе я использую различные способы оценивания при проверке знаний учащихся, но в связи с тем, что в последнее время при проведении олимпиад, конкурсов, познавательных игр, учащимся предлагаются задания в форме тестирования, я стала уделять больше внимания и этому способу. Кроме того, меня привлекает то, что тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль. У родителей появляется возможность узнать результаты обучения. Я в своей практике стараюсь использовать тест, как один из наиболее эффективных средств контроля. Некоторые тесты пишу на раздаточных карточках долговременного пользования с заданиями. Некоторые тесты просто диктую или записываю на доске.

В тех учебниках, по которым я работаю есть самооценочные тесты, а также проверочные тесты по окончании каждого раздела. При переходе к последующей фазе учебного курса, я считаю, необходима такая проверка, которая позволяет осуществлять обратную связь, обеспечивающую управление учебным процессом, и способствует тем самым его эффективности. И иными словами, проверочные тесты имеют цель показать учителю и учащимся недостатки в ходе обучения, возникающие по той или иной причине; выявить учеников, испытывающих серьезные трудности в овладении учебным материалом, а также мотивировать работу учащихся по повторению всего учебного материала, составляющего определенный раздел учебника. Иногда даже не ставлю оценки за проверочные тесты, но обязательно указываю школьникам о допущенных ошибках. Ведь ошибки учащихся -это и показатель моей работы.

Уже в начальных классах я провожу проверочные тесты охватывающие грамматический материал и лексику пройденного раздела, умения и навыки словоуправления, охватывающие все виды речевой деятельности. В тестах есть задания, контролирующие навыки правописания, фонематический слух, произносительные навыки, коммуникативные умения.

Методика работы с тестами включает три этапа:

  1. подготовка выполнения задания;

  2. выполнение задания;

  3. подведение \ итогов.


Например в 4 классе по теме «Семья» даю тест. И так по всем темам учебника. В начальных классах провожу также и грамматические тесты, так как по учебнику уже в 4 классе вводятся временные формы глагола. Как я уже отметила при помощи теста можно также проверить, как учащиеся запомнили лексику пройденного раздела.

Такие тесты я применяю и для 5-6 классов. В VII- IX классах учащиеся уже читают тексты страноведческого характера. Тестовый контроль я также провожу и по чтению. Работа с ними строится так:

I. этап – это фронтальный контроль посредством письменного выполнения заданий теста.

II. этап – это предъявление ключа, проверка работ учащихся с последующим выставлением оценок. Оценка соответствует количеству правильных ответов.

III .этап – высказывание 2-3 учеников в форме микромонолога (с опорой или без опоры)

Систематическое использование тестов по чтению стимулирует самостоятельную работу школьников дома и во время урока, усиливает интеллектуальную загруженность урока, способствует развития умения сжато излагать основные факты, предъявленные в тексте.

И так тестовый контроль я провожу по всем видам речевой деятельности. Очень полезны, на мой счет, тесты по грамматике . Сейчас можно подобрать очень много тестов, которые можно купить. А раньше я сама готовила тесты на подобии данных в учебнике тестов. Наиболее эффективными тестами в обучении иностранным языкам, особенно в старших классах, я считаю - это тесты по аудированию, так как очень важно слушать иноязычную речь, чтобы научиться разговаривать на иностранном языке. Поэтому я часто стараюсь проводить подобные тесты.

Тест в учебном процессе можно совершенно обоснованно применять и в функции подготовительного упражнения, при его использование может быть очень перспективным с точки зрения организации более качественной и полноценной тренировки для каждого учащегося. Но это совсем не означает, тест должен вытеснить другие, хорошо зарекомендовавшие себя языковые, подготовительные упражнения, но целесообразно дополнить их тестами в учебном процессе, особенно если учесть, что тест может быть предложен для групповой и индивидуальной работы, как в классе, так и дома. Правильность его выполнения может быть проверена учащимися самостоятельно, по ключу.

Тест служит подготовительным этапом к сдаче ОГЭ. Перед учителем английского языка в современной школе главная задача – не только преподнести учащимся знания по предмету, но и научить их применять знания на практике: сдать ОГЭ. Важно сформировать у учащегося уверенность в возможности выполнения им тестовых заданий на высокую отметку.

В своей работе я использую тесты трех видов. Входной тест дается в начале изучения темы. Он направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Этот тест позволяет не только определить, в какой степени школьники подготовлены для более глубокого усвоения очередной порции учебного материала, но и судить о том, какие меры следует принять для ликвидации пробелов.

Внимательный анализ результатов теста позволяет определить, где, и, самое главное, почему могут в дальнейшем возникнуть трудности с усвоением нового материала. Кроме того, диагностическое тестирование может способствовать обоснованному, мотивированному отбору материала для предварительного повторения с учащимися перед изучением новой темы. Непосредственно после диагностирующего тестирования нужно сообщить учащимся правильные ответы на каждое задание. После анализа ошибок я могу осуществить эффективное, своевременное повторение того материала, на который опирается следующая порция новой информации.

Промежуточный тест провожу, как правило, после изучения нового материала, но перед решением основных, типовых задач на применение полученных знаний. Основной целью этого тестирования является проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов, так как продуктивного творческого обучения не может быть на пустом месте, без репродуктивных тренировок. Правильность своих ответов ученик может проверить, открыв нужную страницу школьного учебника. При этом осуществляется наиболее эффективная, целенаправленная корректировка знаний учащихся.

При необходимости учитель может составить несколько вариантов тестов, переформировав имеющиеся задания.

Тесты третьего вида, предназначенные для заключительного контроля, я использую после того, как уже проведены тренировочные упражнения на применение новых знаний. В такой тест включены вопросы для определения глубины теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения.

Тесты я применяю не только при индивидуальной работе, но и при работе учащихся в группах, в парах.

Анализируя использование тестового контроля, я пришла к выводу о том, что дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с другими. Тесты повышают качество знаний.

Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету. Используя тесты на уроке, как одну из форм контроля за знаниями учащихся, можно сказать, что тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном те тесты, которые я применяю в работе, представляют собой задания творческого характера, направленные на формирование у учащихся таких приемов умственной деятельности, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация, аналогия. Они позволяют организовать на уроках деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, логического мышления. Таким образом, применяемый мною подход позволяет использовать в едином комплексе тестовый контроль и традиционные методы повторения и коррекции знаний. При этом сочетании “новых” методов со “старыми” позволяет осуществлять преподавание наиболее оптимально.

По мнению И.А. Караваевой, тестовая методика, опираясь на закономерности процесса становления грамматических навыков, а также ключевые стадии изучения языкового материала, способствует эффективному формированию грамматической компетенции. Данный процесс включает три этапа (ознакомительно-тренировочный, речевой, контроля степени сформированности), достижение целей которых обеспечивается различными тестовыми заданиями.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в данное время тесты находят особенно широкое применение при освоении грамматического материала, а также являются средством определения сформированности грамматической компетенции. Данный вид контроля уровня сформированности грамматической компетенции обучающихся является экономичным по времени, предоставляет возможность одновременно проверить подготовленность каждого обучающегося, отличается индивидуальный характером выполнения заданий, обеспечивает дифференциацию и систематизацию изучаемого материала, активизирует мыслительную деятельность обучающихся, эффективно развивает логическое мышление, приучает к точности в ответах, что является немаловажным компонентом в связи с введением обязательного прохождения выпускниками итоговой аттестации. Следовательно, применение тестов будет способствовать совершенствованию, интенсификации и результативности обучения грамматике английского языка, а также формированию грамматической компетенции обучающихся.

Подводя итоги, хочу отметить, что тестовые технологии становятся наиболее перспективной формой контроля знаний. Как показывает опыт многих учителей, тестирование позволяет оперативно и объективно проверить уровень знаний учеников, своевременно ликвидировать пробелы в усвоении материала. Проверка результатов тестирования занимает куда меньше времени по сравнению с другими видами контроля. Ученики получают возможность самостоятельно проверить свои знания при помощи тестирования. Стандартизированная форма оценки, используемая в тестах, позволяет соотнести уровень достижений по предмету в целом и по отдельным его разделам со средним уровнем достижений в классе и уровнем достижений каждого. Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету.

Хотелось бы также подчеркнуть необходимость комплексного похода контроля уровня обученности по иностранному языку. В ходе тестирования учащиеся должны продемонстрировать владение языком, т.е. умение использовать имеющиеся у них грамматические, лексические, фонологические, лингво-страновеческие знания в следующий видах речевой деятельности:

- Понимание на слух (аудирование) реплик партнера в ходе речевого взаимодействия, а также коротких сообщений, объявлений, диалогов;



- говорении, участвуя в устном интервью, ролевой игре, решении проблемной задачи в паре или в группе, строя высказывание в форме описания картинки или рассказа по серии картинок;


- чтении с пониманием основного содержания текста, с извлечением определенной информации из текста и с полным пониманием текста;


- написании письма, поздравления, заполнение анкеты, составлении плана или тезисов прочитанного, прослушанного текста.


Таким образом, тестированию необходимо уделять достаточно серьезное внимание в планировании ученого материала и в процессе изучения иностранного языка средней школы






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!