СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест_как один из видов контроля

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тест_как один из видов контроля»

ТЕСТ- КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА



В современных условиях глобализации, интеграции и информаци­он­но­го бума знание иностранных языков продолжает оставаться основным фактором. Сегод­ня в Арме­нии нельзя говорить об овладении той или иной специальностью без русского языка. Такой специалист неквалифи­ци­ро­ван, даже если он обладает техническими знаниями и знает все предметы, преду­смо­трен­ные учебным планом. И мы в сотый, тысячный раз повторяем посло­вицу: «Человек столько раз человек, сколько языков он знает». .„ Не зная другого языка нельзя по- настоящему знать и своего, как нельзя полноценно мыслить одним полушарием мозга или воспринимать объемно краски и звуки мира одним глазом или одним ухом.”(1 )

На современном этапе образования , в армянской школе отводится важное место обучению иностранным языкам, в том числе и русскому языку.Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интелектуальных и творческих способностей школьника,развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности и самообразования.Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне , как и на предшествующем этапе структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в школе развиваются и совершенствуются коммуникативная , языковая , лингвистическая и культуроведческая компетенции. В связи с этим формируются новые параметры, содержание, формы предъявления их контроля и оценки.

Успех в обучении и воспитании учащихся невозможен без совершенствования урока и правильной организации учебного процесса.От учителя требуется творческий подход ко всему учебному процессу и к каждому уроку в отдельности. Одним из важных этапов работы являются формы и виды контроля, используемые на уроках. Предусмотренные программой по русскому языку и включенные в процесс образования основные виды контроля:предварительный, текущий и итоговый- являются неотъемлемой частью структуры обучения. Контроль имеет прежде всего обучающий характер:посредством контроля не только выявляется и проверяется уровень конкретных знаний учащихся, но и формируются и совершенствуются определенные виды и приемы их познавательной деятельности. Следовательно, выбор наиболее целесообразной формы контроля , не только выявляет все возможные ошибки и пробелы по данной теме, но и предупреждает их, а следовательно избегает их повторяемости.Традиционные формы , сложившиеся в результате многолетнего педагогического опыта работы школьного учителя :устный и письменный опрос, контрольные работы-диктанты, изложения, сочинения и т. д- делают контроль в той или иной степени объективным , гибким и действенным. Как правило от уровня проведения проверочных работ, от видов и форм контроля зависит успех обучения в целом.Контроль должен прежде всего содержать в себе основные принципы:валидность, об ъективность и надежность. Контрольные изложения и сочинения , охватывая большое количество учащихся все же не всегда оправданны, они требуют предварительной подготовки и наличия у проверяемых определенного уровня развитости навыков письменной речи.Диктант, как форма контроля имеет существенный недостаток, так как в процессе его проведения учитель не может проследить за логическим ходом мыслей ученика . Устный опрос при обучении иностранным языкам (в частности ,русскому) является наиболее объективной формой контроля, но его проведение и организация требуют больше времени и представляют определенные трудности для учителя. Здесь ученику также необходимы определенные навыки устной речи. Следовательно , на современном этапе обучения самым объективным ,оптимальным, отражающим в себе преимущества всех традиционных видов контроля является тестовая форма контроля и проверки знаний.Именно разработка этой формы контроля дает возможность получения объективной , качественной и надежной информации о полученных знаниях учащегося. В общеевропейских компетенциях владения иностранными языками считается „объективной оценка , при которой нет ничего субъективного . Обычно под этим подразумевается тест в котором дается несколько вариантов ответа , правильный из которых только один.”(2.,) Понятие тест (от англ. test- испытание, исследование) появилось очень давно, многие тысячи лет назад.Именно это позволяет нам сегодня опираться на тестовую форму обучения и контроля, как одного из ведущих методов обучения иностранным языкам.В то же время мы не должны умалять значение других форм и методов работы.

Тест- это единство тщательно подобранных друг с другом заданий, которые предусмотрены с удовлетворительной степенью достоверности при определенной модели поведения(умений) для измерения качества ответа ученика. Результаты теста можно применять для определенной цели один или несколько раз . Основными критериями оценки теста являются :

  • Надежность

  • Достоверность

  • Результативность

  • Применимость(полезность)

Надежность обеспечивается если каждый ученик выполнит тот же набор заданий и в одинаковых условиях. Тест должен содержать большое количество вопросов, из которых каждый должен проверить одно и то же умение.Выставляя оценку , нужно следовать правилам, для соблюдения объективности.Тесты по русскому языку должны представлять единую развивающую систему обучения и контроля.Они должны быть направлены на проверку речевых , языковых и коммуникативных умений и навыков, на проверку умений и навыков восприятия, понимания, интерпретациии конструирования текстов. Необходимо , чтобы тесты имели специфическую форму заданий, позволяющих объективно измерить уровень учебных достижений учащихся.Каждый тест должен иметь четкую цель и структуру, где каждое отдельное задание адекватно и полностью соответствует цели данного теста. Тесты должны иметь познавательный, воспитательный и культурологический характер.Они должны быть направлены на ресширение кругозора учащихся, и способствовать формированию мотивационной базы.

Структура, цель и подходы выпускных и вступительных тестов отличаются от тестов, проводимых для текущего контроля в процессе школьного образования . Однако эти тесты позволяют учащимся быть готовыми к дальнейшему углублению знаний , умений и навыков на более продвинутых этапах обучения.

Тесты подразделяются на обучающие(формирующие) и обобщающие(тематический и итоговый контроль).Обучающие (формирующие) тесты подразумевают текущее обучение и корректирующий контроль.В то же время сам учащийся получает возможность определить свои сильные и слабые позиции, выявить трудности и обратить на них особое внимание. Благодаря системному проведению обучающих тестов создается обратная связь, при которой полученной информацией пользуется и учитель, и ученик,что создает определенное мотивационное поле для самоанализа, самооценки и самостоятельной работы, на основании полученных данных.Составной частью обучающих тестов являются диагностические тесты, которые на уроках русского языка в армянских школах проводятся с целью выявления оперативной информации об уровне знаний обучаемых по конкретным темам(подтемам). Данный вид тестов может проводиться ежеурочно и дает возможность преподавателю своевременно выявить ошибки, недопонимание и корректировать методику работы над определенной темой, учитывая индивидуальные трудности каждого ученика . Анализируя полученные результаты, учитель делает выводы о необходимости дополнительной работы по той или иной теме.Обучающие тесты для текущего контроля могут быть письменными и устными и проверять уровень сформированности умений и навыков по всем видам речевой деятальности. Все виды тестов могут быть как открытого так и закрытого типа.Текущие тесты, как правило, содержат мало вопросов, они сравнительно легки для среднего ученика , содержат 1-2 основных понятия.На их выполнение отводится мало времени, текущие тесты могут быть проверены самим учеником.

Привожу пример обучающего теста для 7 класса(тест рассчитан на 15-20 минут , в зависимости от контингента класса)Tестовая работа может иметь несколько вариантов .

I вариант

Ι . Выделите ряд ,в котором все слова употреблены в прямом значении.

  1. закипела вода, закипел суп, закипела работа, закипела жизнь.

  2. золотое сердце, золотые руки, золотая душа, золотой человек.

  3. ударил молотком, ударил рукой, ударил ногой, ударил кулаком.

ΙΙ Употребите глагол в правильной форме в следующем предложении.

Люди стали ………………… разные языки.

  1. изучать

  2. изучили

  3. выучить

IIIОбразуйте новые слова, соединив слова и части слов из противоположных столбиков.

  1. Пар лазить

  2. Море катать

  3. Вода плавать

  4. Сам ходить

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

IV Найдите лишнее слово.

  1. мой, твой, ваш, какой

  2. университет, фабрика, школа, колледж

  3. тигр, корова, баран, свинья.

V Вставьте подходящее по смыслу выражение

На собрании группы вели …………………………………. о совести , чести и человеческих ценностях.

  1. Горячие пирожки

  2. Горячие споры

  3. Горячие пески

Учащиеся справляются с такими тестами без особого труда .Еще один обучающий тест, который дается для проверки понимания текста, после пройденной темы „Разряды прилагательного”

Прочитайте текст и выберите правильный вариант ответа на вопросы.

Шоколад

Я внимательно осмотрел буфетную стойку и решил купить шоколад « Цирк » . Сделал я это не потому, что люблю сладости . Шоколад очень хорошо восстанавливает силы . Альпинисты, лыжники и вообще все, кто отправляется в долгий и утомительный путь, едят шоколад.

Шоколад я ел маленькими кусочками . Вначале на одной стороне рта, затем на другой. Но вот последний кусочек растаял на языке и бесследно исчез. Как ни странно, но есть мне захотелось еще сильнее, чем прежде. (Н. Печерский)

1. Автор купил шоколад

а) чтобы подарить другу

б) чтобы восстановить силы

в) потому что любил его

2. Автор ел шоколад

а) медленно и долго

б) большими кусочками

в) небольшими кусочками

3. После того , как автор съел шоколад

а) ему захотелось пить

б) ему не захотелось есть

в) он вновь чувствовал голод

4. В выделенном предложении главными членами являются :

а) ел кусочками

б) шоколад ел

в) я ел

5. К какому разряду относится выделенное прилагательное ?

а) качественное

б) относительное

в) притяжательное

Обобщающие тесты(тематический и итоговый контроль )позволяют выявить уровень усвоения темы или раздела. Они могут быть смешанного типа , тоесть содержать закрытые и открытые задания разных типов и включать задания по выявлению уровня усвоения видов речевой деятельности. На выполнение данного рода тестов отводится больше времени, чем на текущие (обучающие)тесты.

Данный тест предназначен для контроля знаний в 5 классе.

/Приложение 1 /

Тематический тест по русскому языку-/5 класс/ 1 вариант

  1. К выделенным словам подберите антонимы.

Плохая погода----------------------------------------------------------

Тонкий лист--------------------------------------------------------------

Горький перец-----------------------------------------------------------

Грустный рассказ--------------------------------------------------------

  1. Выделите ряд ,где имена расположены в алфавитном порядке .

а)Анна, Давид, Вартан, Гаянэ.

б)Армен, Борис, Женя ,Каринэ.

в)Артур , Дима , Зина , Вера.

г)Андрей, Саркис , Карен, Самвел.

3. Соедините стрелками слова из левого столбика с подходящим из правого.

1)страна а)Черное

2)столица б)Аракс

3)река в) Гюмри

4)город д)Байкал

5)озеро е)Россия

6)море ж)Москва

4. Выделите в каждом ряду лишнее слово:

1.кукла, дом, летает,альбом

2.весна ,дождь ,радуга,трудный.

3.тигр, быстрый, слон, бегемот.

4. тепло ,мороз, снег, метель .

5. Подчеркните проверочные слова в скобках.

1.Сказал (а.скажет,б.скажу,в.сказали)

2.Столы(а.столовая,б. стол,в.столом)

3.Ходил(а. ходит, б.ходячий,в.выход)

6. Выделите ряд ,где во всех словах пропушена буква о .

1.К…пуста, з…дача,в…кзал,с…ловей.

2.М…рковь,к…нфета,к…рабль, с…лдат.

3.Д…рога, ст…кан, п…года, б…гаж.

4.С…бака, с…лфетка, к…рман ,к…тлета.

7. Выделите ряд, где все существительные относятся к среднему роду.

1.Ученик, ручей, листья, горе.

2 .Утро, счастье, воскресенье, дерево.

3.Песня, кухня, море, яблоко.

4. Имя, число, вода, буква.

8. Поставьте существительные во множественном числе.

1. Ягода--------------------------- 4.Дерево-------------------------------

2.Диван--------------------------- 5.Окно-----------------------------------

3.Юбка---------------------------- 6.Карандаш-------------------------- --

9. Составьте предложение из данных слов.

1. А.С.Пушкин, родился, Великий, русский, в, 1799году, поэт, в ,Москве.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.Туристы ,в, звериные, лесу, следы ,увидели.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

10. Выделенные слова замените соответствующими словами –он, она, оно, они.

1.Выплыло на небо красное солнышко (___________).2.Солнышко стало посылать повсюду свои золотые лучи(_____________).3.Лучи разбудили землю.4.Первый луч солнца попал на зайчика (___________).Зайчик запрыгал по лугу. 6.Второй луч попал на пчелок (_________).7.Пчелки полетели собирать мед .8.Третий луч попал на цветы (_________)9.Цветы распустились.

11. Расположите предложения так, чтобы получился связный текст.

А/Дети открыли окно и выпустили синичку.

Б/Но вот наступила весна .

В/ Однажды зимой к нам в открытую форточку влетела синичка

Г/Всю зиму синичка прожила у нас в комнате.

Д/ Она хотела спрятаться от холода

Варианты ответа:

1. В,А,Б,Д,Г; 2. В,Д,А,Б,Г;3. В,Д,Г,Б,А ;4. В,Б,А,Д,Г;





/ПРИЛОЖЕНИЕ 2/

Тематическая работа по русскому языку 8 класс

1 вариант

  1. Выделите ряд, где во всех наречиях на конце пишется -а-

  1. Издавн…, сгоряч…, занов…, докрасн… .

  2. Снов…, слев…, добел…, дочист… .

  3. Направ…, сначал…, издалек…,налев… .

  4. Запрост…, вправ…, снов…, влев… .

  1. В каждом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.

  • На липах стали появляться первые листочки.

  • Он непременно будет искать нас на берегу.

  • По утрам солнце грело сильно.

  • Андрей начал серьезно заниматься русским языком.

  1. Выделите предложение с составным именным сказуемым.

  1. Утром мы решили продолжить наше путешествие .

  2. В бассейне вода стала теплой .

  3. Издалека доносились звуки музыки.

  4. От удара часы перестали работать.

  1. Замените несогласованные определения согласованными.

  • (образец) ваза из глины- глиняная ваза

  • Пирог с картошкой--___________________________

  • Стол из дерева ---_____________________________

  • Свечи из воска---______________________________

  • Книга для детей-______________________________

  • Характер человека--____________________________

  1. Соедините стрелками части предложений

  1. Ничего не было видно *от смущения

  2. Мы валились с ног *из-за тумана

  3. Он сильно покраснел *от усталости

  1. Вставьте нужные по смыслу определения.

  1. Туристы шли по _______________________дороге.

  2. У ворот нас встретила __________________ собака .

  1. Расставьте необходимые знаки препинания.

  1. Море плескалось бурлило грохотало.

  2. Звезды то мигали слабым светом то исчезали .

  1. Выделите предложение , где существительное является прямым дополнением.

  1. В долине началась метель.

  2. Отговорила роща золотая березовым веселым языком.

  3. Береза распустила свои почки.

  1. Выделите предложение с обстоятельством места, подчеркните его.

  • Вчера у нас были гости.

  • Впереди ехала грузовая машина.

  • Он вернулся поздно.

  1. Переведите текст.

Հռչակավոր նկարիչ Մ.Սարյանը ստեղծել է ավելի քան 2000 նկար: Երբ տոնում էին նկարիչի 85- ամյակը, Մոսկվայում կայացավ նրա ցուցահանդեսը: Այնտեղ կարելի էր տեսնել տարբեր ժանրերի նկարներ` դիմանկարներ, բնանկարներ, նատյուրմորտներ:

Цель теста – проверка уровня сформированности языковой компетенции, необходимой для решения определенных коммуникативных задач в соответствии с „Государственным стандартом и Программой по русскому языку для общеобразовательной школы Республики Армения”.

Используя смешанные варианты тестовых работ учитель тем самым имеет возможность проверить знания, более объективно оценить ученика.Именно тесты обеспечивают текущую и итоговую информацию о ходе и уровне усвоения учебного материала и формирование учебных навыков и умений обучающихся, - все это является одним из основных требований , предъявляемых к контролю. Именно тестом удовлетворяются все эти требования: объективность и надежность, валидность и массовый охват учащихся, активизация механизма обратной связи и другие требования. Тестовая форма позволяет заинтересовать учащихся на уроке, привить любовь к предмету.Если задания в тестовой работе подобраны правильно, не затруднены искусственно, то ученики даже рады, когда у них контрольный урок.(Нередко перед контрольным диктантом или другим видом работы ученики волновались, переживали стрессовое состояние, что мешало им в выполнении работы)Поэтому , просто необходимо подбирать задания умеренной трудности. И, наконец самое важное отличие теста от других контрольных видов и методов работы – это содержательность и емкость.„Если тесты построены в соответствии с научными данными и на правильной методологической основе, то они могут оказаться эффективными в качестве важнейшего из приемов контроля и оценки знаний в той или иной области науки”(4)

Составление и использование теста- это нелегкий вид работы. Он требует определенных как методических , так и профессиональных умений.Сегодня, в ХХI веке ,тестология продолжает развиваться; разрабатываются новые теории и методики составления тестов. В Армении, за последние годы появился целый ряд новых сборников тестовых работ,методические пособия в помощь учителю, электронные варианты пособий и т. д .Все это позволяет надеяться на то, что тесты на уроках русского языка будут использованы целенаправленно, не подменяя другие виды контроля, а дополняя их.



Литература

  1. 1.Энштейн М .Амероссия. Двукультурие и свобода Речь при получении премии „Liberty” Журнал „Побережье”3декабря 2000г.

  2. Современные языки:Изучение, преподавание, оценка.„Общеевропейские компетенции владения иностранным языком”Проект 2,Совет по культурному сотрудничеству.Комитет по образованию.Страсбург, 1996, стр,138

  3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология, М.Академия, 1998, стр 158

  4. Тамироглян К. М. Тесты как средство контроля Виды тестов.„Русский язык в Армении”,1999,№1, стр.34

  5. Штоян Р.Б. К вопросу о формах контроля в обучении.Тест как форма контроля „Русский язык в школе”2004, I-II,стр. 48







Нерсисян Грета Григорьевна , основная школа N 12, имени А. Озаняна, г. Вагаршапат, Армения.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!