СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по экологиии.

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест по экологии

Просмотр содержимого документа
«Тест по экологиии.»

ОБЩÀЯ ЭКОЛОГИЯ Тесты ВВЕДЕНИЕ Задания и тесты по дисциплине «Общая экология» явля- ются необходимым дополнением к лекционному курсу и ос- новным учебникам для вузов. Последовательность тематики те- стов соответствует содержанию лекционного курса. Основу по- строения заданий составляют понятия: экосистема, биосфера, экоразвитие, экоустойчивость. При составлении заданий учитывались особенности эко- логических знаний и экологического образования. Экологичес- кие знания призваны не только объяснять характер организо- ванности действительности, но и выполнять нормативные, предписывающие функции по отношению к деятельности че- ловека. Отсюда следует и насущная необходимость в оценке уровня своих знаний. В этой связи приобретает особую значимость тестирова- ние, которое привлекает, прежде всего, быстротой получения результатов и достаточной простотой в использовании. Как сред- ство выставления оценок тесты привлекают своей объективно- стью и единообразием. Выполнение заданий позволяет прове- рить, насколько глубоко студент усвоил экологические знания и ценности, насколько свободно он может описывать (воспро- изводить) факты, законы, явления. Предлагаемые задания позволяют преподавателю в опре- деленной степени проверить умение студента преобразовывать информацию, то есть применять знания в предлагаемых ситуациях. Тесты можно разделить на две группы. К первой группе относятся задания с выбором ответа, ко второй — задания со свободным ответом. Эти группы не представлены самостоятель- но, так как задания располагаются по содержанию курса. Студент, получив задания с выбором ответа, должен об- вести кружком букву, соответствующую ответу, который он считает правильным. Если же он выполняет задание со свобод- ным ответом, то записывает свое решение. 3 Тесты с выбором ответа оцениваются следующим образом: Тема ¹ 1 Отлично 10—12 баллов Хорошо 8—9 баллов Удовлетворительно 6—7 баллов Тема ¹ 2 Отлично 13—15 баллов Хорошо 11—12 баллов Удовлетворительно 9—10 баллов Тема ¹ 3 Отлично 13—15 баллов Хорошо 11—12 баллов Удовлетворительно 9—10 баллов Тема ¹ 4 Отлично 15—17 баллов Хорошо 13—14 баллов Удовлетворительно 11—12 баллов Тема ¹ 5 Отлично 18—20 баллов Хорошо 15—17 баллов Удовлетворительно 12—14 баллов 4 Тема ¹ 1. ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИИ, ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОСИСТЕМЕ, БИОГЕОЦЕНОЗЕ 1. Что изучает экология? À. Сферу взаимодействия живого вещества планеты. Б. Взаимоотношения организмов между собой. В. Взаимоотношения организмов между собой и с окру- жающей средой. 2. Что называется экосистемой? Приведите примеры. À. Природный комплекс, образованный живыми организ- мами и средой. Лес. Б. Сообщество и неживая среда, функционирующие вмес- те. Пруд. В. Оба ответа верны. 3. Заполните недостающие компоненты в схеме разнообра- зия экосистем: Пр и р о д н ы е А. н а з е м н ые ? Ис к у с с тв е н н ы е Б. г ород ? Пр е о б р а з о в а н н ы е В. урбо- ? э к о с и с т е ма À. — Б. — В. — 5 4. Почему экосистема является биокосной системой? À. Это взаимообусловленный комплекс живых и косных ком- понентов, связанных между собой обменом веществ и энергией. Б. Это биоценоз и неживая среда, функционирующие со- вместно. В. Оба ответа верны. 5. Чем отличается обмен веществ у живых организмов от обмена косных тел природы? À. У неживых тел природы обмен связан с физико-хими- ческими превращениями, а у живых — с биохимическими. Б. У живых организмов постоянно происходит синтез и распад органических веществ с выделением продуктов распада в окружающую среду, у неживых — нет. В. Живые организмы растут, развиваются, дышат, потреб- ляют пищу и воду, неживые — нет. 6. Что такое информация? À. Энергетически слабое воздействие, воспринимаемое организмом как закодированное сообщение. Б. Кибернетическое понятие — входные данные, перера- батываемые для получения данных на выходе. В. Оба ответа верны. 7. Что такое положительная обратная связь? À. Результат управляемого процесса, усиливает его действие. Б. Результат управляемого процесса, ослабевает его действие. В. Информация на входе в экосистему, способствующая сохранению в ней экологического равновесия. 8. Что такое отрицательная обратная связь? À. Информация на входе в экосистему, способствующая разрушению экосистемы. Б. Результат управляемого процесса, ослабевает его действие. В. Результат управляемого процесса, усиливает его действие. 9. Как осуществляется саморегуляция экосистем? À. Благодаря сложной системе сигнализации у особей и взаимному обмену информацией. 6 Б. По принципу обратной связи отдельных подсистем и экологических компонентов. В. Оба ответа верны. 10. Назовите уровни организации биологических систем в порядке их сложности. À. Гены, клетки, ткани, органы, организмы, популяции, сообщества. Б. Генетические, клеточные, органные, организменные. В. Оба ответа верны. 11. Что такое экосфера? À. Совокупность абиотических объектов и характеристик Земли, создающая условия для развития жизни. Б. Совокупность свойств пространства, находящегося под влиянием космического тела. В. Оба ответа верны. 12. Чем отличаются понятия экосистема и биогеоценоз? À. Экосистема — синоним биогеоценоза. Б. Экосистема может быть безгранична, биогеоценоз все- гда пространственно ограничен. В. Биогеоценоз может охватывать объем любой протяжен- ности, экосистема имеет определенный объем. 13. Перечислите основные компоненты биогеоценоза? À. Фитоценоз, зооценоз, микробиоценоз. Б. Эдафотоп, климатоп. В. Оба ответа верны. 14. Природным сообществом — биогеоценозом называют: À. Совокупность популяций растений одного вида, при- способленных к совместному обитанию. Б. Совокупность популяций растений, приспособленных к совместному обитанию на данной территории. В. Совокупность популяций растений, животных, грибов, микроорганизмов, приспособленных к совместному обитанию на данной территории. 7 15. Закончите схему экосистемы, указав компоненты, обо- значенные цифрами. БИОТОП 1. гидро- 1 сфера 2. лито- 2 сфера 3. 4. БИОЦЕНОЗ (сообщество Растени= организмов) (фито- 4 ценоз) 3 Тема ¹ 2. КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ И ПОТОК ЭНЕРГИИ 1. Каков биологический смысл круговорота элементов и веществ? À. Благодаря круговороту элементов и веществ существует жизнь на Земле. Б. Биологический круговорот элементов и веществ обес- печивает воспроизводство живого вещества и формирует об- лик биосферы. В. Круговорот элементов и веществ создает органическое вещество, необходимое для жизни. 8 2. Назовите важнейшие биогенные элементы. À. Àзот, фосфор, калий, кальций, сера, водород, кислород. Б. Кислород, вода, углекислый газ, аммиак, серная кислота. В. Хлор, натрий, йод, фтор, железо, молибден, кобальт. 3. Чем отличается геологический круговорот от биологи- ческого? À. Геологический круговорот — циклическое явление, био- логический — поступательное. Б. Геологический круговорот — это круговорот между оке- аном и сушей (например, паров воды, углекислого газа), био- логический — внутриконтинентальный процесс. В. В геологическом круговороте определяющими являются процессы выветривания, в биологическом — совместная дея- тельность живых организмов. 4. На поверхность Земли и ее окружение направлены три основных потока энергии: À. Солнечное излучение, тепловой поток изнутри Земли, энергия ветра. Б. Солнечное излучение, энергия воды, энергия ветра. В. Солнечное излучение, тепловой поток изнутри Земли, энергия морских приливов. 5. Существует ли круговорот энергии в природе? À. Да, существует, он происходит через трофические цепи: продуцент — консумент — редуцент. Б. Нет, не существует, так как лишь в среднем 10 % энер- гии переходит с одного трофического уровня на другой по иерархии: продуцент — консумент — редуцент. В. Да, существует, он происходит по закону пирамиды энергий или по правилу 10%. 6. Закон пирамиды энергий открыл: À. Л. Пастер в 1940 г. Б. Р. Линдеман в 1942 г. В. В.Г. Горшков в 1990 г. 7. Что такое альтернативная энергетика? À. Получение энергии от нетрадиционных источников. Б. Получение энергии от Солнца, ветра, геотермальных источников, морских приливов. В. Получение энергии не из угля, сланцев, нефти, газа, а из воды на ГЭС. 9 8. Тепловой поток изнутри Земли не влияет на энергетичес- кий баланс Земли, потому что: À. Рассеивается в атмосфере. Б. Поглощается поверхностью Земли. В. Отражается в космическое пространство. 9. Шарообразная форма, движение вокруг Солнца и вокруг своей оси, расчлененный рельеф планеты создают в каждой точ- ке биосферы: À. Одинаковый поток энергии. Б. Неодинаковый поток энергии. В. Своеобразный поток энергии. 10. Что такое альбедо? À. Это величина, характеризующая способность поверх- ности поглощать электромагнитное излучение. Б. Это величина, характеризующая способность отражать энергию. В. Это величина, характеризующая способность поверхности отражать падающий на нее поток электромагнитного излучения. 11. Различия в мощности потока энергии определяют: À. Разнообразие экосистем. Б. Разнообразие почвенно-климатических условий, расти- тельности, животного мира. В. Оба ответа верны. 12. Что такое энтропия? À. Мера энергетического равновесия, упорядоченности, стремления к равномерному распределению частиц. Б. Мера необратимого рассеяния энергии (в термодинамике). В. Оба ответа верны. 13. Однонаправленность потока энергии формирует в эко- системах: À. Незамкнутый круговорот веществ. Б. Замкнутый круговорот веществ. В. Относительно замкнутый круговорот веществ. 14. Какое количество солнечной энергии, падающей на Зем- лю, улавливается в процессе фотосинтеза, отражается, превра- щается в тепло? À. Большая часть энергии отражается (46 %), в тепло пре- вращается лишь 30 %.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!