СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тест по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил".»

«М.Е.Салтыков - Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Создание сатирического образа и социальная острота проблематики.

«М.Е.Салтыков - Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Создание сатирического образа и социальная острота проблематики.

Как два генерала оказались на необитаемом острове?  1. В результате кораблекрушения 2. По щучьему велению, по моему хотению 3. С помощью волшебника 4. Прилетели на ковре-самолете.
  • Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1. В результате кораблекрушения

2. По щучьему велению, по моему хотению

3. С помощью волшебника

4. Прилетели на ковре-самолете.

В чем мужик варил суп?  1. В котелке         2. В пригоршне 3.В кокосовой скорлупке 4.В чане.
  • В чем мужик варил суп?

1. В котелке        

2. В пригоршне

3.В кокосовой скорлупке

4.В чане.

Какую газету читали генералы на необитаемом острове?  1. «Московскую правду» 2.«Московские ведомости» 3. «Московское обозрение» 4. «Вестник Москвы».
  • Какую газету читали генералы на необитаемом острове?
  • 1. «Московскую правду»
  • 2.«Московские ведомости»
  • 3. «Московское обозрение»
  • 4. «Вестник Москвы».
Как генералы отыскали на острове мужика? 1. По следам, оставленным на песке 2. По звукам балалайки 3. По запаху мякинного хлеба 4. По его крикам.

Как генералы отыскали на острове мужика?

  • 1. По следам, оставленным на песке
  • 2. По звукам балалайки
  • 3. По запаху мякинного хлеба
  • 4. По его крикам.
Кем этот мужик работал в Петербурге? 1. Поваром 2. Кузнецом 3. Маляром 4 Извозчиком.

Кем этот мужик работал в Петербурге?

  • 1. Поваром
  • 2. Кузнецом
  • 3. Маляром
  • 4 Извозчиком.
В каком виде два генерала прибыли на остров? 1. В мундирах 2. В ночных рубашках 3. В шубах и валенках 4. Раздетые.

В каком виде два генерала прибыли на остров?

  • 1. В мундирах
  • 2. В ночных рубашках
  • 3. В шубах и валенках
  • 4. Раздетые.
Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина? 1. Пуговицу 2. Орден 3. Тапочки 4. Платок.

Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

  • 1. Пуговицу
  • 2. Орден
  • 3. Тапочки
  • 4. Платок.
Из чего мужик сделал силки для птиц? 1. Из собственных волос 2. Из собственной рубахи 3. Из собственных лаптей 4. Из лески.

Из чего мужик сделал силки для птиц?

  • 1. Из собственных волос
  • 2. Из собственной рубахи
  • 3. Из собственных лаптей
  • 4. Из лески.
Как генералы вернулись домой? 1. Заснули и проснулись дома 2. Так же как и попали на остров 3. Их спасли случайно 4. Мужик построил корабль.

Как генералы вернулись домой?

  • 1. Заснули и проснулись дома
  • 2. Так же как и попали на остров
  • 3. Их спасли случайно
  • 4. Мужик построил корабль.
Как генералы мужика при себе удерживали? 1. Цепью приковали 2. Веревочкой привязали 3. Смирительную рубашку надели . 4. Он остался сам.         

Как генералы мужика при себе удерживали?

  • 1. Цепью приковали
  • 2. Веревочкой привязали
  • 3. Смирительную рубашку надели .
  • 4. Он остался сам.         
Настоящий писатель – это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные  люди    А.П.Чехов

Настоящий писатель – это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди

А.П.Чехов

Повторим! Сатира – это … 1) беспощадное осмеяние, критика существующей действительности, человека, явлений; 2) осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; 3) едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;

Повторим!

Сатира – это …

1) беспощадное осмеяние, критика существующей действительности, человека, явлений;

2) осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;

3) едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869 год)

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869 год)

Проблемный вопрос… Можно ли « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил » отнести к жанру сказки?

Проблемный вопрос…

Можно ли « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил » отнести к жанру сказки?

Что такое сказка?   Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Что такое сказка?

  Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

 Задание !   Найдите в « Повести …» сказочные выражения (например,   Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению , очутились на необитаемом острове). В чем их роль?

Задание !

Найдите в « Повести …» сказочные выражения (например,   Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению , очутились на необитаемом острове). В чем их роль?

Сказочные выражения… Сказано – сделано. Пошел один генерал направо и видит- растут деревья, а на деревьях всякие плоды …  Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились . Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!  ·        Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство  –  этого ни пером описать, ни в сказке сказать. Поехали они в казначейство, а сколько тут денег загребли –  того ни в сказке сказать, ни пером описать!

Сказочные выражения…

Сказано – сделано.

Пошел один генерал направо и

видит- растут деревья,

а на деревьях всякие плоды …

Долго ли, коротко ли,

однако генералы соскучились .

Оказалось, что мужик знает даже

Подьяческую, что он там был,

мед-пиво пил, по усам

текло, а в рот не попало!

·        Сколько набрались страху

генералы во время пути от бурь

да от ветров разных,

сколько они ругали

мужичину за его тунеядство

– этого ни пером

описать, ни в сказке сказать.

Поехали они в казначейство,

а сколько тут

денег загребли –

того ни в сказке сказать,

ни пером описать!

В сказках у Салтыкова-Щедрина эти выражения (сказочные формулы):   1. служат поговорками  2. часто сопровождают волшебство  3. несут иронический смысл.       

В сказках у Салтыкова-Щедрина

эти выражения

(сказочные формулы):

1. служат поговорками 2. часто сопровождают волшебство 3. несут иронический смысл.      

Вопрос! Что в «Повести..» не вписывается в сказочный сюжет? Почему местом действия выбран необитаемый остров? В чем особенность текстов в найденной генералами газете? Чем отличается поведение мужика от поведения генералов? Почему он не наелся сам, хотя бы после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придёт на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?» и при всём изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое?  

Вопрос!

  • Что в «Повести..» не вписывается в сказочный сюжет?
  • Почему местом действия выбран необитаемый остров?
  • В чем особенность текстов в найденной генералами газете?
  • Чем отличается поведение мужика от поведения генералов?
  • Почему он не наелся сам, хотя бы после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придёт на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?» и при всём изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое?

 

Кто является главными героями?

Кто является главными героями?

 Сравнительно - сопоставительная характеристика героев   генералы мужик громаднейший мужчина в ночных рубашках, на шее по ордену Внешний облик трудолюбивый, ловкий, находчивый жалкий, никчемный, неприспособленный к жизни Отношение к труду догадливый, умный «…ничего не понимали», слов никаких не знали Умственные способности чуткий, отзывчивый, выполняет любой приказ Отношение к другим людям легкомысленные, строгие, умеют отдавать лишь приказы

Сравнительно - сопоставительная характеристика героев

генералы мужик

громаднейший мужчина

в ночных рубашках, на шее по ордену

Внешний облик

трудолюбивый, ловкий, находчивый

жалкий, никчемный, неприспособленный к жизни

Отношение к труду

догадливый, умный

«…ничего не понимали», слов никаких не знали

Умственные способности

чуткий, отзывчивый, выполняет любой приказ

Отношение к другим людям

легкомысленные, строгие, умеют отдавать лишь приказы

Вопрос! Кто из героев и почему любит и ценит себя? Кто из героев и почему заслуживает уважения? Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие? Можно ли назвать его идеальным героем?

Вопрос!

  • Кто из героев и почему любит и ценит себя?
  • Кто из героев и почему заслуживает уважения?
  • Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие?
  • Можно ли назвать его идеальным героем?
Запомним! Нравственность – внутренние и духовные качества, которыми руководствуется человек, правила, нормы поведения. (Словарь С.И.Ожегова)   Пороки – тяжелые предосудительные недостатки, позорящие свойства.

Запомним!

  • Нравственность – внутренние и духовные качества, которыми руководствуется человек, правила, нормы поведения. (Словарь С.И.Ожегова)
  • Пороки – тяжелые предосудительные недостатки, позорящие свойства.
Подумаем! Вспомните как по «просьбе» генералов мужик свил верёвку, а генералы привязали его этой самой веревкой к дереву, «чтоб не убег». В чем смысл этого эпизода? Чем генералы наградили мужика?  Прокомментируйте концовку сказки. Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика? Каково значение сказки? Против чего протестует автор?

Подумаем!

  • Вспомните как по «просьбе» генералов мужик свил верёвку, а генералы привязали его этой самой веревкой к дереву, «чтоб не убег». В чем смысл этого эпизода?
  • Чем генералы наградили мужика?
  • Прокомментируйте концовку сказки.
  • Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика?
  • Каково значение сказки? Против чего протестует автор?

Домашнее задание Составить подробный цитатный план сказки.

Домашнее задание

Составить подробный цитатный план сказки.

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Над презентацией работали: Озорнина Наталья Александровна,  учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №58» город Камышлов, Цепелева Светлана Николаевна, студентка 5 курса специальность «русский язык и литература» Камышловского педагогического колледжа.

Над презентацией работали:

Озорнина Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №58» город Камышлов,

Цепелева Светлана Николаевна, студентка 5 курса специальность «русский язык и литература» Камышловского педагогического колледжа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!