Тест по русскому языку «Готовимся к ОГЭ. Задание №3. Средства выразительности» для 9 класса
1. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.
Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. (Пришвин М.)
1) олицетворение
2) метафора
3) фразеологизм
4) сравнение
2. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.
На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался. (Пришвин М.)
1) олицетворение
2) метафора
3) эпитет
4) сравнение
3. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.
Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом - каждую осень встречаешь всё тот же огненный куст рябины. (Пришвин М.)
1) олицетворение
2) метафора
3) эпитет
4) сравнение
4. Укажите, какое средство использовано в приведенном ниже предложении.
Шатры чёрных ив нависают над головой. (Пришвин М.)
1) олицетворение
2) метафора
3) эпитет
4) фразеологизм
5. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. (Пришвин М.)
1) олицетворение
2) метафора
3) эпитет
4) сравнение
6. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Котелок сердится и бормочет на огне. (Пришвин М.)
1) олицетворение
2) метафора
3) эпитет
4) сравнение
7. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше. (Солоухин В.)
1) олицетворение
2) метафора
3) эпитет
4) сравнение
8. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Но и до сих пор я не знаю, как отнесся бы попутчик к моей просьбе насчет хлеба или ночлега, потому что, когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка: "Ну, бывай здоров! Не падай духом..." (Солоухин В.)
1) олицетворение
2) метафора
3) фразеологизм
4) сравнение
9. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.
Но присесть было не на что, и я механически шагал, приминая рыхлый снежок и почти не продвигаясь вперед из этой бесконечной ночи к крохотному и недостижимому островку тепла и покоя, где теперь спит моя мать, не зная, что я бреду сквозь метельную темень. (Солоухин В.)
1) олицетворение
2) метафора
3) эпитет
4) сравнение
10. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Значит, не было случая до этого, чтобы рассказать и облегчить душу. (Солоухин В.)
1) олицетворение
2) фразеологизм
3) эпитет
Вопрос 11
В каком предложении средством выразительности является фразеологизм?
Варианты ответов
Я не хотел, чтобы меня на старости лет водили за нос
Он поморщил нос, улыбнулся
Я узнал ее по родинке на носу
Вопрос 12
В каком предложении средством выразительности является сравнение?
Варианты ответов
Буря мглою небо кроет...
Пустых небес прозрачное стекло; Багровый костёр заката.
Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит.
Вопрос 13
В каком предложении средством выразительности является эпитет?
Варианты ответов
Нашу речку, словно в сказке за ночь вымостил мороз...
Сквозь волнистые туманы пробирается луна...
Идёт, гудёт зелёный шум...
Вопрос 14
В каком предложении средством выразительности является метафора?
Варианты ответов
Счастье сидело в ней пушистым котёнком
От него отделилась лодка, полная гребцов
Светились, сияли, горели огромные голубые глаза
Вопрос 15
В каком предложении средством выразительности является олицетворение?
Варианты ответов
Пустых небес прозрачное стекло...
Все флаги в гости будут к нам.
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя...
16. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм
1) (1)… Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг.
2) (6)Пришлите сейчас же ко мне, – сказал он, – всех мальчиков нашего двора.
3) (3)У меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства.
4) (9)Через десять минут раздался отчаянный звонок у двери.
17. В каком предложении употребляется фразеологизм?
1) (8)Вот почему меня встречали и провожали с обречённо-кислой полуулыбкой, как будто я был бациллой сибирской язвы, от которой никак невозможно спастись.
2) (10)Хотя все свои проверки я проводил в точном соответствии с должностными инструкциями, на душе лежал камень.
3) . (20)Дети смеялись так, что порой останавливались и, согнувшись, хватались за отца, чтобы не упасть.
4) (4)Провисшее небо цементного цвета, озябшие осины, обмотанные грязно-серыми бинтами утренней изморози, выбеленные ночным холодом скулы зданий…
18. Укажите предложение, в котором не используется фразеологизм.
(1)Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры».
2) (9)Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведёт не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм.
3) (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка.
4) (20)Великий и могучий Алфавит, подаренный нам славянскими святыми Кириллом и Мефодием, принесён в жертву золотому тельцу.
19. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) (5)Духовность не то, что культура поведения или образованность.
2) (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь.
3) (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту.
4) (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства.
20. В каком из перечисленных предложений есть фразеологизм?
1) (1)Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма, и, помнится, вы немало удивились этому.
2) (2)Что за причуда: в двадцатом веке – письма! (2)Что за причуда: в двадцатом веке – письма!
3) (11)Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры?
4) (16)Да, все вместе, обладающие современной техникой, мы мощнее.
21. В каком предложении есть фразеологизм со значением «призыв, остающийся без ответа»
1) (7)Слышишь, видишь, читаешь такое – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!
2) (11)Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова.
3) (20)А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского…
4) (22)А заодно – и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?