СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по темам «Орфография как система правил правописания слов и их форм», «Правила переноса слов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тест по темам «Орфография как система правил правописания слов и их форм», «Правила переноса слов»»

Тема: Современные требования к уроку «Окружающий мир»

Современный человек живёт в условиях, где необходимо постоянно обновлять знания. Уже в начальной школе ученики учатся искать, понимать, преобразовывать, применять, представлять, оценивать информацию. Дети понимают, что потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успех в обществе.

Каким должен быть современный урок? Современный урок должен быть личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный.

В современном уроке очень важна роль учителя, а также роль ученика. Они должны тесно сотрудничать на уроке.

Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

К урокам окружающего мира существуют следующие требования.

Во-первых, учитель должен верно представлять цель урока, какие знания, умения и навыки будут сформированы на уроке, какая работа будет проводиться по общему развитию школьников, особенно по развитию у них познавательной деятельности.

Во-вторых, содержание учебного материала должно быть научным и доступным для детей. Учитывая разный уровень развития учащихся, необходимо дифференцировать индивидуальные задания.

В-третьих, педагог должен продумать какие методы и приемы он будет применять на уроке для достижения наибольшей эффективности. Большую роль в этом играют короткие видеоролики, позволяющие дать значительный объем информации в сжатом виде.

В-четвертых, на уроке нужно развивать творческое мышление и познавательную самостоятельность учащихся.

В-пятых, весь ход учебного процесса на уроке должен обеспечить эффективность на каждом его этапе.

Знакомство с началами наук даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент для многих предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и, прежде всего телевидение, Интернет. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

 Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании правильного отношения к этому миру. Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает богатый чувственный опыт, развивается его умение анализировать, устанавливать связи и взаимосвязи между явлениями природы, животным и растительными мирами. Мышление ребенка становится логичным, у него формируется правильная связная речь.

Необходимо обратить внимание еще на один результат, к которому приводит правильно организованный урок «Окружающего мира» - развитие детской эрудиции.  На уроке дети получают систему интегрированных знаний из разных областей действительности, и эти знания становятся достоянием всех учебных предметов. Таким образом, предмет «Окружающий мир» формирует общую культуру и эрудицию младшего школьника.

 Также очень важно то, что случаи, которые рассматриваются на уроках «Окружающего мира», воспроизводят реальные жизненные ситуации. Ребенок усваивает правила поведения в природе, обществе, которые обязательно понадобятся ему в дальнейшей жизни.

Уроки «Окружающего мира» решают еще одну важную задачу – экологическое воспитание. Человек может много знать о пользе природы, о необходимости беречь все живое на Земле, но недостаточность его нравственного развития приведет к тому, что его знания останутся достоянием лишь интеллекта и не затронут его душу.

В процессе разрешения конкретных жизненных ситуаций, младшие школьники начинают осознавать тесные связи человека с природой. На уроках «Окружающий мир» формируются предпосылки экологически грамотного отношения ребенка к среде обитания, обогащается опыт оценки поведения людей в природе, формируются умения и навыки ухода за животными и растениями, оказания им необходимой и возможной помощи, как в искусственной, так и в естественной среде обитания.

Большое воздействие изучение «Окружающего мира» оказывает на развитие эстетических чувств школьников. Удивление, радость, любопытство при изучении материала становятся предпосылками рождения эмоционально-положительного от-ношения к рассматриваемому объекту. В этом случае эмоции выполняют ориентирующую функцию и регулирующую роль. Разнообразие, яркость, динамичность объектов окружающего мира влияют на устойчивость эмоциональных впечатлений, а взаимосвязь между эмоциональным и познавательным является условием развития эстетических чувств.

 В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения.

Главным методом расширения и уточнения опыта является наблюдение. Еще одной формой организации процесса ознакомления с окружающим миром является экскурсия. Также на уроках «Окружающего мира» можно проводить различные опыты, эксперименты, исследования. Использование наглядного материала на уроках «Окружающего мира» заслуживает особого внимания. Наглядность может быть представлена разными средствами. Сюда относятся: реальные объекты, модели различных натуральных предметов, различные изображения, в том числе с использованием технических средств. Дидактическая игра – очень важный метод обучения младших школьников, так как она имеет огромное значение для систематизации знаний детей. Всё это обогащает процесс образования.

Таким образом, на уроках окружающего мира необходимо научить школьников объяснять своё отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности.



Скачать

© 2024, 48 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!