Экосистемный уровень организации жизни
1. Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно:
листовой опад → дождевой червь → крот → лисица
дождевой червь → листовой опад → крот → лисица
листовой опад → крот → лисица → дождевой червь
лисица → крот → дождевой червь → листовой опад
2. Почему половое размножение считают наиболее прогрессивным:
1) образуется большое число потомков
2) в размножении участвует одна родительская особь
3) потомство отличается друг от друга и от своих родителей
4) в размножении могут участвовать особи любого возраста и развития
3. Определите правильно составленную пищевую цепь:
1) полярная сова → мелкие певчие птицы → насекомые → растения
2) растения → насекомые → мелкие певчие птицы → полярная сова
3) растения → полярная сова → мелкие певчие птицы → насекомые
4) насекомые → мелкие певчие птицы → растения → полярная сова
4. Организмы, как правило, приспосабливаются:
1) к нескольким наиболее важным экологическим факторам
2) к одному наиболее существенному фактору
3) в основном к абиотическим факторам
4) в основном к биотическим факторам
5. Для медведя абиотическим фактором является:
1) высота снежного покрова 3) урожай семян ели
2) наличие в лесу старых деревьев с дуплами 4) численность лосей
6. Какая последовательность правильно отражает схему классификации растений:
1) вид → род → семейство → класс → отдел
2) вид → отдел → класс → род → семейство
3) вид → семейство → род → класс → отдел
4) вид → класс → отдел → род → семейство
7. Наибольшим преобразующим действием на планете обладает:
1) колебание температур 3) колебание давления
2) живое вещество 4) смена дня и ночи
8. Любой компонент среды, воздействующий на обитающие в сообществе организмы, называют фактором:
1) экологическим 3) ограничивающим
2) антропогенным 4) сезонным
9. Определите потребителя первого порядка в пищевой цепи:
хлебные злаки → шведская муха → паук → землеройка → горностай
1) горностай 2) хлебные злаки 3) паук 4) шведская муха
10. Как получают энергию консументы:
1) Они используют энергию солнца. 3) Они питаются растущими растениями.
2) Они потребляют воду из почвы. 4) Они минерализуют органические вещества.
11. Участок территории или акватории, в пределах которого в целях обеспечения охраны определённых видов постоянно или временно запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности, — это:
1) заповедник 2) заказник 3) ботанический сад 4) зоопарк
12. Появление озонового экрана в биосфере Земли было связано с:
1) возникновением процесса дыхания
2) появлением хлорофилла
3) превращением энергии в цепях питания
4) расселением живых организмов по всей поверхности суши
13. Появление озонового экрана в биосфере Земли было связано с:
1) возникновением процесса дыхания
2) превращением энергии в цепях питания
3) появлением хлорофилла
4) расселением живых организмов по всей поверхности суши
14. В озере, расположенном вблизи животноводческой фермы, неожиданно начали разрастаться водоросли. Что, вероятнее всего, является причиной этого разрастания:
1) понижение уровня воды в озере
2) снижение температуры воздуха
3) выброс газов из расположенного на ферме оборудования
4) попадание с фермы в озеро органических веществ
15. В пищевой цепи: листья капусты → полевой слизень → ? → лисица → орел — под знаком «?» находится:
1) полевая мышь 2) обыкновенный стриж 3) обыкновенный ёж 4) ястреб перепелятник
16. Какое из следующих утверждений справедливо для консументов:
1) Они разлагают органические вещества до неорганических.
2) Они извлекают энергию из неорганических веществ.
3) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.
4) Они извлекают энергию из поедаемых ими растений и животных.
17. Какое из следующих утверждений справедливо для редуцентов:
1) Они извлекают энергию из употребляемых ими в пищу живых растений.
2) Они извлекают энергию из поедаемых ими останков растений и животных.
3) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.
4) Они используют энергию организма-хозяина.
18. Какое из следующих утверждений справедливо для продуцентов:
1) Они извлекают энергию из употребляемых ими в пищу живых растений.
2) Они извлекают энергию из поедаемых ими остатков растений и животных.
3) Они используют энергию организма-хозяина.
4) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.
19. Выберите правильно составленную пищевую цепь:
1) листья укропа → землеройка → обыкновенный ёж → ястреб
2) листья укропа → обыкновенный ёж → ястреб
3) листья укропа → личинка майского жука → землеройка → обыкновенный ёж
4) листья укропа → гусеница бабочки махаон → большая синица → ястреб
20. Вставьте в текст «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА
Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________(Б) — это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа — это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) биосфера 5) агроценоз
2) производитель 6) биогеоценоз
3) разрушитель 7) популяция
4) потребитель 8) хищник