СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по теме сложносочинённые предложения 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

тестирование по теме сложносочинённые предложения 9 кл

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме сложносочинённые предложения 9 класс»

Итоговый тест по теме «Сложносочиненное предложение»

Контрольный листок с ответами

1 вариант.

I. Союз, связывающий части сложного предложения Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, является…

А. подчинительным

Б. соединительным

В. разделительным

Г. противительным

2. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?

А. и, да (в значении и), ни-ни, тоже

Б) или, либо, то-то, не то - не то

В. а, но, да (в значении и), однако, зато, же

3. Определите вид предложения. Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые листья и, промокая, ложились на мокрую траву.

А.простое

Б. сложносочиненное

В. сложноподчиненное

Г. бессоюзное

4. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

А. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.

В. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

5. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

А. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не

изменилось.

Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

В. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.

6. В предложение Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов вставьте

общий второстепенный член и запишите полученное предложение.

7. Прочитайте предложение Выпал снег и... Продолжите его дважды, добавив:

  1. однородное сказуемое

  2. простое предложение.

8. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания

не расставлены):

[Безличное], [двусоставное].

А, На земле на небе и всюду кругом было спокойно ничто не предвещало непогоды.

Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.

В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.

9. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

А. Я ни на минуту не заставил его дожидаться, тотчас сел на лошадь, и мы выехали за ворота крепости.

Б. Темнело, и сбоку несло речным холодом.

В. Из лесу доносится крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос.

Г. Деревья, сбросившие свой наряд ,тучи, низко плывущие над землей, дождь, моросящий, холодный - обычные картины глубокой осени, и они милы моему сердцу.

10. Дополните предложение Мой рассказ слушали равнодушно, и потому..., указывая на следствие.



Итоговый тест по теме «Сложносочиненное предложение»

Контрольный листок с ответами

2 вариант.

1. Прочитайте предложение Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое. Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи...

А. подчинительного союза

Б. союзного слова

В. сочинительного союза

Г. интонации

2. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?

А. и, да (в значении и), ни-ни, тоже

Б. или, либо, то-то, не то - не то

В. а, но, да (в значении но), однако, зато, же

3. Определите вид предложения Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.

А. простое

Б. сложносочиненное

В. сложноподчиненное

Г. бессоюзное

4. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

А. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.

Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в хорошем настроении.

В. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.

5. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

А. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.

Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль

В. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.

6. В предложении Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение

7. Прочитайте предложение Отец заправил бензином машину и... Продолжите его дважды, добавив:

  1. однородное сказуемое

  2. сложное предложение..

8. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):

[Безличное], и [безличное].


А. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится

Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.

В. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.

9. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

А. Мальчики сидели за столом, склонив головы, и, произнося шепотом слова, выполняли, по-видимому, какую-то работу, и я старался им не мешать.

Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

В. Уже вечерело, и народ возвращался с полей.

Г. Его добрые глаза светились ясным светом, и худое лицо казалось прекрасным.

10. Дополните предложение Тучи закрыли небо, и от этого..., указывая на следствие.

Тест по теме «Сложносочиненные предложения»

Вариант 1


Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В.Тихо дышит лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания. А Б В Г

2. Укажите сложносочиненные предложения.

А Б В Г

3. Найдите предложение с общим второстепенным членом.

А Б В Г

4. Строение какого предложения соответствует схеме:

[неопределенно-личное], и [безличное] ?

5. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение

То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка?

А. одновременность явлений

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

6. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены)

А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.































Тест по теме «Сложносочиненные предложения»

Вариант 2


Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

А Б В Г

2. Укажите сложносочиненные предложения.

А Б В Г

3. Найдите сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом.

А Б В Г

4. Строение какого предложения соответствует схеме:

[определенно-личное], и [двусост.] ?

5. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение

Первые паровозы потрясли мое воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины?

А. одновременность действий

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

6. Найдите предложение с союзом тоже.

А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то(же) добирались долго.

Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в (то)же село.




























ДОПОЛНЕНИЕ

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их без промедленья,

Тут же отыщутся дополнения.

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чем?


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

ЧЕЙ? и КАКОЙ? – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.


ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

На вопросы ГДЕ? КОГДА?

КАК? ОТКУДА? и КУДА?

Обстоятельство ответ

Даст тебе всегда.



ДОПОЛНЕНИЕ

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их без промедленья,

Тут же отыщутся дополнения.

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чем?


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

ЧЕЙ? и КАКОЙ? – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.


ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

На вопросы ГДЕ? КОГДА?

КАК? ОТКУДА? и КУДА?

Обстоятельство ответ

Даст тебе всегда.












ДОПОЛНЕНИЕ

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их без промедленья,

Тут же отыщутся дополнения.

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чем?


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

ЧЕЙ? и КАКОЙ? – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.


ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

На вопросы ГДЕ? КОГДА?

КАК? ОТКУДА? и КУДА?

Обстоятельство ответ

Даст тебе всегда.



ДОПОЛНЕНИЕ

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их без промедленья,

Тут же отыщутся дополнения.

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чем?


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

ЧЕЙ? и КАКОЙ? – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.


ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

На вопросы ГДЕ? КОГДА?

КАК? ОТКУДА? и КУДА?

Обстоятельство ответ

Даст тебе всегда.








ДОПОЛНЕНИЕ

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их без промедленья,

Тут же отыщутся дополнения.

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чем?


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

ЧЕЙ? и КАКОЙ? – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.


ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

На вопросы ГДЕ? КОГДА?

КАК? ОТКУДА? и КУДА?

Обстоятельство ответ

Даст тебе всегда.



ДОПОЛНЕНИЕ

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их без промедленья,

Тут же отыщутся дополнения.

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чем?


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

ЧЕЙ? и КАКОЙ? – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.


ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

На вопросы ГДЕ? КОГДА?

КАК? ОТКУДА? и КУДА?

Обстоятельство ответ

Даст тебе всегда.













ДОПОЛНЕНИЕ

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их без промедленья,

Тут же отыщутся дополнения.

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чем?


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

ЧЕЙ? и КАКОЙ? – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.


ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

На вопросы ГДЕ? КОГДА?

КАК? ОТКУДА? и КУДА?

Обстоятельство ответ

Даст тебе всегда.



ДОПОЛНЕНИЕ

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их без промедленья,

Тут же отыщутся дополнения.

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чем?


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

ЧЕЙ? и КАКОЙ? – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.


ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

На вопросы ГДЕ? КОГДА?

КАК? ОТКУДА? и КУДА?

Обстоятельство ответ

Даст тебе всегда.






.Закрепляем тему.Игра. Восстанови правило.

1.Вставьте пропущенные слова в определении второстепенных членов:

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы ____________________ _ и обозначает предмет.

Дополнение выражается ____________________________________________.



Определение – это второстепенный член, который отвечает на вопросы __________________________ и обозначает_______________предмета.

Определение выражается______________________



Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы_____________________________________. Обстоятельства обозначают _______________________

_______________________________________________.



Обстоятельство обычно выражаются _____________ или _________________в косвенных падежах.



2.Соотнесите второстепенный член с его графическим обозначением (поставьте стрелки)

Определение - - - - - - - - - -

Дополнение . _____________________________

Обстоятельств .


























Урок литературы 8 класс.

Тема урока «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и судьба поэта. Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова»



Цель : повторить и обобщить знания о жизни и творческом пути М.Ю.Лермонтова;

Подготовить к восприятию поэмы «Мцыри».


Задачи урока:

Образовательные (предметные):

-повторить и обобщить знания о жизни и творческом пути М.Ю.Лермонтова;

- подготовить к восприятию поэмы «Мцыри».

Развивающие (метапредметные)

-развитие умения слушать учителя и одноклассников, вступать в диалог;

-формирование умения работать коллективно и самостоятельно;

- умения выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить.

Воспитательные (личностные):

- повышение мотивации к обучению;

- воспитание любви к литературе и уважения к личности позиции;

Коммуникативные:

- формирование навыков общения;

- умения задавать вопросы, слушать,

- умения формулировать и обосновывать собственную точку зрения.


Тип урока: комбинированный урок повторения и обобщения знаний.




Ход урока.

  1. Сегодня урок литературы хочется начать со строк стихотворения «Смерть поэта», с которого в принципе произошло начало литературного творчества поэта М.Ю.Лермонтова. Какому поэту посвящено данное стихотворение? К сегодняшнему уроку литературы вы получили задания для самостоятельного исследования материала по группам.

  2. Со своим мини-проектом выступит группа биографов, которые познакомят нас с интересными фактами из биографии поэта.

Во время выступления я прошу вас составить кластер по биографии .М.Ю.Лермонтова.

Выступление учеников первой группы.

Михаил Юрьевич Лермонтов был талантливым человеком. Рано потерял мать, и дальнейшим воспитанием ребёнка занималась бабушка Елизавета Арсеньева (в девичестве Столыпина). Завещание бабушки было составлено таким образом. Что единственным наследником является внук, но деньги он сможет получить только в том случае, если Миша будет проживать с бабушкой до совершеннолетия.

  1. Сейчас слово представляется следующей группе, которая постарается ответить на вопрос: какую роль занимал Кавказ в жизни и творчестве поэта.

Выступление второй группы.

В раннем детстве Юрий вместе с бабушкой очень часто посещал Кавказ, так как был очень болезненным ребёнком.

20 февраля 1837 года Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку в нижегородский драгунский полк, стоявший в Грузии за стихотворение «Смерть поэта». Однако пребывание в Кавказских горах не было для поэта наказанием, наоборот, это дало новый толчок для творчества. Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова. Из изгнания он вернулся в 1838 году. В 1840 году 16 февраля на балу произошло столкновение Лермонтова с Э.Барантом, сыном французского посланника.

В результате поручик Лермонтов был переведён в Тенгинский полк тем же чином. Так произошла вторая ссылка на Кавказ.

Так вышло, что за свою жизнь писатель побывал во всех уголках этого края, отчего описания разных мест в его произведениях настолько были точны. Лермонтов называл Кавказские горы совей Родиной.

  1. Выступление третьей группы. Дети познакомят нас с художниками, которые обращались к произведениям Лермонтова для создания своих полотен.

Хочется отметить, что Михаил Юрьевич Лермонтов был разносторонне талантливой личностью: прекрасно играл на музыкальных инструментах: на скрипке, флейте ( о чём вспоминал его слуга Саникидзе), а также на фортепиано. Прекрасно рисовал, было создано около 35 картин.

  1. Разгадывание кроссворда «Жизнь и творчество Лермонтова».

  2. Произведения Лермонтова в ребусах.

  3. Заключительное слово.

Жизнь Лермонтова – поэта, прозаика, драматурга оборвалась на пороге зрелости – в 26 лет 10 месяцев. В возрасте, в котором многие писатели только начинали. Можно только представить себе, что ожидала бы русскую и мировую литературу. Если бы Лермонтов прожил намного больше, к примеру столько, сколько Л.Н.Толстой (82 года). Лев Николаевич говорил: «Вот кого жаль, что так рано умер! Какие силы были у человека! Что бы сделать он мог».

Лермонтов современен. « Читайте его произведения, изучайте и вы узнаете много интересного» говорил о поэте В.Белинский.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!