СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест "Познание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тест "Познание"»

Вариант 1

1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление».

Обобщение; уподобление; ощущение; отвлечение; сравнение.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мышление» .

2. Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


СУЩНОСТЬ

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

AА) мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов

ББ) образ объекта познания, запечатленный в памяти

мВ) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе

Г) чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

1) представление

2) понятие

3) суждение

4) восприятие

3. Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие обыденное знание, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) назидание

2) личный опыт

3) образ

4) традиция

5) эксперимент

6) формализация

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Факты чаще всего накапливаются в результате. (1). Это позволяет человеку установить

основные свойства (2). В ходе (3) человек в известной степени вмешивается в естество предмета: помещает в несвойственную ему среду, испытывает в искусственных условиях и т. п. Полученные. (4 ) являются объективными, истинными. На теоретическом уровне _ (5 ) , используя абстракции, идеальные объекты, позволяет глубже проникнуть в сущность вещей. Здесь используются ( 6 ) : «идеальный газ» , «абсолютно твердое тело» .


Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то , что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

A) знание

Б ) субъект

B) понятие

Г) наука

Д) суждение

Е) описание

Ж) наблюдение

3) объект

И) эксперимент

5. «В начале X I X в. в Англии готовился к спуску на воду мощный военный корабль «Каптен». Инженер Рид сделал уменьшенную копию этого судна и провел испытания на плавучесть. Результаты этих опытов привели его к выводу, что строящееся судно будет плохо держаться на волне и может затонуть во время даже несильного шторма. Однако адмиралы ему не поверили. Вскоре после спуска на воду «Каптен» затонул, погибли 533 моряка. В Лондоне установлена мемориальная доска с «вечным порицанием невежественному упрямству лордов Адмиралтейства».

Какой метод научного познания использовался в приведенном случае? При каких условиях его целесообразно применять?



Вариант 2.

  1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «научное познание».

Закономерность; примета; объективность; синтез; исследование.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «научное познание».

  1. Установите соответствие между уровнями научного познания и их составляющими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ

УРОВЕНЬ

НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

A) факт

Б) идеальный объект

В) опыт

Г) концепция

Д) идея

1) эмпирический

2) теоретический



3. Найдите в приведенном ниже списке теоретические методы научного познания и обведите цифры, под которыми они указаны

1) наблюдение

2 )сравнение

3) формализация

4) математизация

5) обобщение

6) эксперимент

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.


  1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Если представление —- э т о (1) предмета, то понятие — это (2) о предмете. С помощью понятий человек проникает в суть познаваемого предмета, что недоступно (3),

восприятиям и представлениям. Понятия существуют в голове человека не изолированно, а в связи друг с другом, т. е. в виде . . (4), которые можно вывести на основе (5), так и опосредованным путем — с помощью (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А)концепция

Б) мысль

В) ощущение

Г) умозаключение

Д) эксперимент

Е) наблюдение

Ж) проблема

3) образ

И) суждение



  1. «На заре самолетостроения из-за несовершенства конструкции, отсутствия точной системы аэродинамического и прочностного расчета часто происходили аварии самолетов. И. Е. Жуковский, как и его предшественники, начал наблюдать за полетами птиц, источником подъемной силы их полетов. На основе этих наблюдений и специально поставленных опытов он создал математическую теорию крыла, научно обосновал наиболее целесообразные профили крыльев для летательных аппаратов. Расчеты и рекомендации Н. Е. Жуковского полностью оправдались на практике: крылья и воздушные винты современных самолетов рассчитываются по формулам и конструируются на основе оптимальных профилей, предложенных Н. Е. Жуковским » .

Сущность какого процесса иллюстрирует приведенный пример? Укажите три признака, по которым вы это определили.



Вариант 3.

  1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «истина» .

Отражение действительности; знание; конкретность; зависимость от человека; процесс.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «истина».


  1. Установите соответствие между понятиями «абсолютная истина» и «относительная истина» и их существенными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ


ПОНЯТИЯ

A А) выражает изменчивость знания, его углубление, уточнение

Б) Б) характеризует ограниченность человеческого познания

В) воплощает предел, к которому стремится знание

Г) зависит от точности или совершенства средств наблюдения или измерения

Д) не опровергается последующим развитием науки

1) абсолютная истина

2) относительная истина


3. Найдите в приведенном ниже списке критерии научного познания и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) образность и наглядность

2) воспроизводимость результата в одних и тех же условиях

3) эмоциональная выразительность

4) доказательность выдвигаемых положений

5) использование особого языка, четко фиксирующего значения понятий

6) разрозненность, несистематизированность знаний. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.


4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Свои выводы наука формулирует в (1),

законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего (2) к изучаемым явлениям. Все, что наука делает своим _ (3), она исследует со стороны закономерностей и (4). Научное познание опирается на систему (5) и вырабатывает свой собственный (6) отличный от обычного».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на т о, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А ) вопрос

Б) предмет

В) проблема

Г) метод

Д) схема

Е)теория

Ж) язык

З ) субъект

И) причина

5. «Чтобы получить об изучаемых явлениях или предметах необходимую информацию и открыть управляющие ими законы, необходимо представить исследуемый объект в виде особой системы. Затем такая система последовательно разбивается, разлагается на ряд подсистем различных уровней, вплоть до отдельных элементов. В ходе этого процесса накапливаются сведения об отдельных свойствах и характеристиках, частях и элементах изучаемого объекта. Однако при этом как бы теряется первоначальное представление об объекте как о чем-то целом. Для того, чтобы получить новое, на этот раз вполне конкретное, богатое, содержательно насыщенное знание об объекте, необходимо осуществить новый этап познания. Все знания объединяются, связываются по определенным правилам таким образом, чтобы они наиболее точно, верно отражали свойства, характеристики, отношения и связи между подсистемами и элементами изучаемого объекта. Когда этот процесс завершен, мы вновь получаем целостное представление, целостное знание об объекте».

Назовите два метода научного познания, о которых идет речь в этом тексте. Охарактеризуйте каждый из них.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!