СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест"Социометрия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для исследования личных взаимоотношений учащихся в классе применяется социометрическая методика. Слово «социометрия» буквально означает «социальное измерение». Методика разработана Дж. Морено.

Цель: диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между учащимися, членами группы 

Просмотр содержимого документа
«Тест"Социометрия"»

Тест «Социометрия»


Для исследования личных взаимоотношений учащихся в классе применяется социометрическая методика. Слово «социометрия» буквально означает «социальное измерение». Методика разработана Дж. Морено.

Цель: диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между учащимися, членами группы и решения следующих задач:

А) измерение степени сплоченности – разобщенности в группе;

Б) выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

В) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.


Подготовка исследования.


Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольника, имеющая опыт взаимодействия. Для обследования необходимо: список членов группы (класса), социоматрица.

В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от возраста изучаемой группы. Формируется критерии социометрического выбора. Критерий – вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы.

Лучше из социометрических критериев считаются такие, которые личностно значимы для опрашиваемых, прямо или косвенно затрагивает их интересы.

Школьникам младших классов можно задать следующий социометрический критерий:

  1. С кем ты хочешь сидеть за одной партой?

  2. Кого ты хотел бы пригласить к себе на день рождения?

  3. С кем бы ты хотел играть на перемене?

Школьникам старших классов ответить на такой вопрос:

  1. Кого из ваших одноклассников вы хотели бы видеть в составе вновь организованного класса?

  2. С кем бы вы хотели пойти в поход?


Порядок исследования.


Перед началом опроса – инструктаж тестируемой группы. В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.


Примерный текст инструкции.


При формировании вашей группы (класса), естественно, не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе (классе) достаточно определились. Для вас выгодно, чтобы учитывались ваши пожелания при организации деятельности вашего класса (группы). С этой целью вам будет предложен вопрос, на который необходимо дать искренний ответ. Ни кому, кроме вас и меня, он не будет известен. Для этого на подписанном листочке нужно ответить на вопрос.


Обработка данных.


По данным опроса составляется социометрическая матрица. По горизонтали и вертикали в одном и том же порядке перечислены имена всех членов исследуемой группы. Заполнение матрицы начинается с внесения в нее выборов, сделанных каждым членом группы. Цифра 3 (3 балла) ставится в столбце того члена группы, которого испытуемый выбирает в первую очередь, 2 (2 балла) – кого выбирает во вторую очередь, 1 (1 балл) – тому, кого выбирает в третью очередь.

Начисляются очки: за 1 выбор – 3 очка

2 выбор – 2 очка

3 выбор – 1 очко

Число выборов, полученных каждым учащимся, является мерилом положения его в системе личностных отношений, измеряет его «социометрический статус».

Чтобы лучше представить положение каждого учащегося, на основе данной таблицы составляется карта групповой дифференциации. Она имеет вид щита, состоящего из четырех концентрически расположенных окружностей. Каждый круг определяет положение учащегося по результатам данного исследования. В первом круге располагаются учащиеся, получившие 6 и более выборов, их именуют «звездами»; во втором круге – 3 – 5 выборов – «предпочитаемые»; в третьем круге – 1 – 2 выбора – «терпимые, принятые»; если не получили ни одного выбора, то к категории «изолированные».

Анализируя полученные данные, студенты должны ответить на следующие вопросы:

1. Является ли «звезда» фактически лидером данной группы? Чем объясняется ее влияние в данной группе?

2. Чем объясняется положение в коллективе тех, кого никто не выбрал?

3. Влияет ли положение отдельных ребят на коллектив в целом?

4. В каком отношении находятся официальные и действительные структуры группы?

5. Кто входит в круг «предпочитаемых» и «принятых»? Почему они занимают именно такое положение в данном коллективе?

Социометрическая методика имеет недостатки, которые необходимо учитывать при ее использовании:

А) пригодна для исследования групп, число которых не превышает 40 человек;

Б) остаются в тени мотивация, причины тех или иных отношений индивидов;

В) фиксируются эмоциональные отношения, выраженные в симпатии, антипатии, безразличии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс