Рабочая программа по естествознанию, разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
Биология как учебный предмет в включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, об окружающем мире, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся интеллектуальной недостаточностью. Биологический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, понимать причинно-следственные зависимости.
Работа с пособиями учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках биологии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им употреблять новые слова в связной речи. Курс биологии имеет много смежных тем с географией, чтением и развитием речи, изобразительным искусством, СБО и др.
В 6 классе программа призвана дать учащимся основные знания о неживой природе; продолжает формировать представление о мире, который окружает человека.
Изучение курса 7 класса «Растения, грибы, бактерии» учитель может начать со знакомства с зелеными растениями, являющимися основными ботаническими знаниями, которые доступны для чувственного восприятия учащихся и на которых начинают формирование физиологических понятий, свойственных всем живым организмам. Затем можно изучать бактерии и закончить курс 7 класса знакомством с грибами. Такая последовательность объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися коррекционной школы.
Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным таблицам.
В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведения о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются (сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания).
При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.
Для проведения занятий по биологии необходимо иметь соответствующее оборудование и наглядные пособия. Кроме измерительных приборов и различной химической посуды, которые требуются для демонстрации опытов, нужно иметь образцы полезных ископаемых, различных почв, влажные препараты, скелеты животных и человека, а также в достаточном количестве раздаточный материал.
Все учебные занятия следует проводить в специально оборудованном кабинете биологии.
Практические работы.
Составление распорядка дня.
Упражнение в оказании первой медицинской помощи (обработка ссадин, наложение пластыря, перевязывание мелких ран — порезов).
Подсчет частоты пульса, измерение температуры тела. Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка).
Составление схем, зарисовка по контуру, работа на магнитной доске (показ на таблицах и муляжах частей тела и важнейших органов).
Экскурсия в школьный медицинский кабинет, поликлинику, аптеку.
Рабочая программа по предмету естествознание разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы. Данный учебный предмет относится к обязательной части учебного плана. Нормативная основа разработки программы
1. Закон № 273 – ФЗ «Об образовании» в РФ;
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. Типовое положение о специальном (коррекционном)обще образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919 4. . Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г
Для реализации рабочей программы отводиться 68 часов в год.
Программа была рассмотрена на заседании методического объединения учителей старших классов (протокол № 1 от 29.08.2016г.), согласованна с заместителем директора по УВР, и утверждена приказом директора школы (приказ № 1/15 от 1.09.2016г.).
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке, как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; овладение умениями применять биологические знания для объяснения
процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,
собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; применение знаний и умений в повседневной жизни для решения
практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ‐инфекции.
2. технологии коллективного взаимодействия;
3. технологии проблемного обучения.
Основные отличия животных от растений; признаки сходства и различия между изученными группами животных; общие признаки, характерные для каждой из этих групп
Формы оценки результатов освоения: Контрольная работа, биологический диктант, самостоятельная работа, индивидуальный и фронтальный опросы.
| Программный материал | Кол-во час. | Дата | Коррекционная работа по развитию | Словарь. Практическая работа. Форма проведения контроля знаний, умений учащихся | Содержание программного минимума знаний, умений, навыков учащихся |
8«А» | 8 «Б» |
1. | Введение (2ч.) Многообразие животного мира | 1ч | 1.09 | 3.09 | познавательного интереса | Дикие. Домашние. | Знать места обитания самых крупных и мелких животных. Уметь узнавать изученных животных (на иллюстрациях, в кинофрагментах, чучелах, живых объектах). |
| Значение животных и их охрана. | 1ч | 3.09 | 6.09 | мыслительных процессов: сравнения, анализа | | Знать диких и домашних животных. |
| Беспозвоночные животные (11 ч.). Общие признаки беспозвоночных животных. | 1ч | 8.09 | 10.09 | мыслительной деятельности | Беспозвоночные. | Знать общие признаки беспозвоночных животных. Уметь узнавать изученных животных в иллюстрациях и живых объектах. |
| Черви. (2ч.) Общие признаки червей. Дождевой червь. Пр.р.№1 | 1ч | 10.09 | 13.09 | прочного запоминания, связной речи | Дождевые черви. Пиявки, трубочники, аскариды, сосальщики. Почвенные черви. Демонстрация живого червя. | Знать внешнее и внутреннее строение дождевого червя, способ передвижения, питания. Уметь рассказывать о дождевом черве, его пользе в почвообразовании |
| Круглые черви – паразиты человека. | 1ч | 15.09 | 17.09 | зрительно-слухового восприятия. | Черви-паразиты, глисты. | Знать внешнее строение, особенности питания, о вреде глистов, меры профилактики и борьбы с глистными заболеваниями. |
| Насекомые (8 ч.) Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни насекомых. Пр.р№2 | 1ч | 17.09 | 20.09 | зрительного восприятия | Дыхальце. Демонстрация живых насекомых | Знать места обитания насекомых, их внешнее и внутреннее строение, дыхание, питание. Уметь устанавливать взаимосвязь между насекомыми и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма. |
| Бабочка – капустница | 1ч | 22.09 | 24.09 | логического мышления, связной речи | Гусеницы. Куколка. Демонстрация коллекции насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. | Знать внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, размножение, вред, меры борьбы с насекомым. Уметь рассказывать о бабочке - капустнице по плану. |
| Яблонная плодожорка | 1ч | 24.09 | 27.09 | осмысленного запоминания | Яблонная плодожорка. Демонстрация коллекции насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. | Знать отличительные черты яблонной плодожорки от бабочки – капустницы, внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, размножение, вред. |
| Майский жук. | 1ч | 29.09 | 1.10 | речи, через обогащение словарного запаса | Майский жук. Демонстрация коллекции насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. | Знать внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, размножение, вред, меры борьбы. Уметь вести борьбу с личинками майского жука. |
| Комнатная муха. | 1ч | 1.10 | 4.10 | зрительно-слухового восприятия. | Демонстрация живых насекомых | Знать внешнее строение. |
| Медоносная пчела. | 1ч | 6.10 | 8.10 | прочного запоминания | Пчелы, соты, роение, пчеловодство. Демонстрация коллекции насекомых | Знать состав пчелиной семьи, особенности строения тела, размножение, роение; о пользе насекомого. Уметь рассказывать о пчелиной семье, о пользе продукта получаемого от пчел |
| Тутовый шелкопряд. | 1ч | 8.10 | 11.10 | мышления, воображения | Тутовый шелкопряд, куколка. Демонстрация коллекции насекомых | Знать внешнее строение шелкопряда, образ жизни, питание, размножение; о пользе насекомого. |
| Обобщающий урок по теме: Беспозвоночные | 1ч | 13.10 | 15.10 | целостного восприятия. | Тест по теме | Знать признаки, характерные для перечисленных насекомых. |
| Позвоночные животные (55 ч.) Общие признаки позвоночных животных. | 1ч | 15.10 | 18.10 | Зрительно-смыслового восприятия | Демонстрация живой рыбы (в аквариуме) | Знать общие признаки позвоночных животных. |
| Рыбы (6ч) Внешнее строение и скелет рыб. Пр.р. №3 | 1ч | 20.10 | 22.10 | целостного восприятия. | Скелет рыбы. Голова, туловище, хвост. Демонстрация скелета рыбы | Знать внешнее строение рыбы. Уметь рассказывать о внешнем строении тела рыбы. |
| Внутреннее строение рыб. | 1ч | 22.10 | 1.11 | прочного запоминания | Костная пластинка, слизь, ноздри, глаза, рот, боковая линия, плавники. | Знать внутреннее строение рыбы Уметь находить на таблице и показывать внутренние органы. |
| Размножение рыб. | 1ч | 3.11 | 5.11 | устойчивости внимания. | Икринки, зародыш, питательные вещества, личинки, мальки. | Знать, где и как происходит размножение и развитие рыбы Уметь устанавливать взаимосвязь между рыбами и средой обитания. |
| Речные рыбы | 1ч | 5.11 | 8.11 | концентрации внимания | Речные. Щука. Окунь. Демонстрация фильма о речных рыбах | Знать особенности размножения и развития речной рыбы. |
| Морские рыбы | 1ч | 10.11 | 12.11 | произвольного устойчивого внимания | Морские. Треска. Океаническая сельдь. Стая (косяк) Демонстрация фильма о морских рыбах | Знать особенности размножения и развития морской рыбы Уметь устанавливать взаимосвязь между рыбами и средой обитания. |
| Рыболовство и рыбоводство. Рациональное использование и охраны рыб | 1ч | 12.11 | 15.11 | целостного восприятия. | Тест: «Рыбы» | Знать признаки, характерные для рыб. Уметь рассказывать об этой группе животных. |
| Земноводные (5ч) Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки. | 1ч | 17.11 | 19.11 | Речи, через обогащение словарного запаса | Земноводные, лягушка, жаба, тритон, филлобус | Знать место обитания, образ жизни, внешнее строение, способ передвижения лягушки. |
| Внутреннее строение земноводных. Пр.р№4 | 1ч | 19.11 | 26.11 | логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи | Костный скелет. Пищевод, желудок, кишечник. Демонстрация скелета лягушки | Знать внутреннее строение земноводных. Уметь рассказывать и показывать внутренние органы земноводных. |
| Размножение и развитие лягушки | 1ч | 24.11 | 29.11 | прочного запоминания. | Личинки, головастики | Знать, как размножаются и развиваются лягушки, черты сходства и отличия от рыб по строению, образу жизни, размножению. |
| Жаба. Значение и охрана земноводных. | 1ч | 26.11 | 3.12 | умения устанавливать причинно-следственные связи | Жаба ага. | Знать отличие жабы от лягушки, ее значение в природе. Уметь рассказывать о значении и охране жаб. |
| Обобщение по теме: «Земноводные» | 1ч | 1.12 | 6.12 | прочного запоминания | Тест по теме: «Земноводные» | Знать признаки, характерные для группы земноводных. Уметь рассказывать об этой группе животных. |
| Пресмыкающиеся(4 ч.) Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся. Пр.р№5 | 1ч | 3.12 | 10.12 | мыслительной деятельности | Пресмыкающиеся, ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи. | Знать общие признаки пресмыкающихся,среду обитания и внешнее строение. Уметь узнавать изученных животных (иллюстрациях, кинофрагментах, живых объектах). |
| Внутреннее строение пресмыкающихся. | 1ч | 8.12 | 13.12 | Зрительно-смыслового восприятия | Атмосферным воздухом с помощью легких. Трехкамерное сердце Перегородка | Знать внутреннее строение пресмыкающихся Уметь рассказывать по таблице о строении пресмыкающихся, сравнивать земноводных и пресмыкающихся. |
| Размножение и развитие пресмыкающихся. | 1ч | 10.12 | 17.12 | Познавательного интереса, связной речи. | Яйца. Плотная кожистая оболочка. | Знать, как происходит размножение и развитие пресмыкающихся, меры охраны пресмыкающихся. Уметь рассказывать по таблице о размножении и развитии пресмыкающихся. |
| Обобщение по теме: «Пресмыкающиеся» | 1ч | 15.12 | 20.12 | расширению кругозора, уточнению представлений и понятий. | Тест: «Пресмыкающиеся» | Знать строение, развитие , размножение пресмыкающихся. Уметь обобщать полученные знания. |
| Птицы (9 ч.) Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения. Особенности скелета птиц Пр.р №6 | 1ч | 17.12 | 24.12 | Речи, через обогащение словаря. | Перья. Контурные, пуховые, маховые, рулевые Демонстрация скелета птицы, чучела птицы | Знать характерные признаки класса птиц Уметь устанавливать взаимосвязь между птицами и средой обитания |
| Особенности внутреннего строения птиц. | 1ч | 22.12 | 10.01 | Зрительного восприятия | Сердце четырехкамерное | Знать внутреннее строение птиц. Уметь, коротко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни птиц. |
| Размножение и развитие птиц. | 1ч | 24.12 | 14.01 | логического мышления | Яйцо, желток, зародыш, скорлупа, подскорлупная оболочка, гнездо Пр.р. Строение куриного яйца. | Знать, как происходит размножение и развитие птиц. Уметь рассказывать по плану. |
| Птицы, кормящиеся в воздухе | 1ч | 12.01 | 17.01 | Зрительно-смыслового восприятия | Насекомоядные, перелетные, деревенские ласточки | Знать птиц кормящихся в воздухе. Уметь узнавать их в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах. |
| Птицы леса. Хищные птицы | 1ч | 14.01 | 21.01 | концентрации внимания | Большой пестрый дятел, синица Хищные птицы, степной орел. Демонстрация фильма «Птицы леса». | Знать птиц, обитающих в лесах, хищных птиц. Уметь узнавать их в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах. |
| Птицы пресных водоемов и болот | 1ч | 19.01 | 24.01 | Логического мышления, связной речи. | Утка-кряква, плавательные перепонки Демонстрация фильма «Водоплавающие птицы». | Знать водоплавающих птиц, значение птиц и меры по охране. Уметь узнавать их в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах; рассказывать об особенностях образа жизни, охране птиц. |
| Птицы, обитающие вблизи жилья человека. Домашние куры. Домашние утки и гуси. | 1ч | 21.01 | 28.01 | Мыслительной деятельности: анализа, синтеза | Домашние водоплавающие птицы Яйцо. Желток. Белок. Зародыш. Канатики. Т | Знать птиц, обитающих возле жилья человека, домашних птиц. |
| Птицеводство. | 1ч | 26.01 | 31.01 | осмысленного запоминания. | Птицеводство. Инкубатор. Брудерный цех. Несушки. | Знать условия, необходимые для выращивания цыплят; кормление, разведение птицы на птицефермах. Уметь рассказывать по рис. В учебнике о птицеферме. |
| Обобщение по теме: «Птицы» | 1ч | 28.01 | 4.02 | прочности запоминания | Тест: «Птицы» | Знать особенности образа жизни каждой экологической группы. Уметь узнавать их в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах. |
| Млекопитающие(16 ч.) Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих. Пр.р№7 | 1ч | 2.02 | 7.02 | Эмоций, зрительного представления. | Млекопитающие. Волосяной покров. Линька. Туловище. Наружная ушная раковина. | Знать отличительные признаки млекопитающих, внешнее строение, места обитания, приспособленность к условиям жизни. |
| Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. | 1ч | 4.02 | 11.02 | Целостного восприятия. | Позвонки. Шейные. Грудные. Поясничные. Нервная система. Головной мозг. | Знать особенности скелета и нервной системы млекопитающих. |
| Внутренние органы млекопитающих. | 1ч | 9.02 | 14.02 | Мыслительной деятельности: анализа, сравнения | Органы пищеварения. Дыхания. Кровообращения. Выделения. | Знать строение внутренних органов млекопитающего. Уметь найти и показать на таблице, схеме и рассказать о работе каждого органа. |
| Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни человека | 1ч | 11.02 | 18.02 | Логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи. | Мелкие грызуны. Растительноядные | Знать общие признаки, внешний вид и отличительные особенности, образ жизни грызунов. Уметь устанавливать взаимосвязь между животными и средой обитания. |
| Зайцеобразные. | 1ч | 16.02 | 21.02 | Целостного восприятия | Зайцеобразные. Растительноядные. Заяц-беляк. Заяц – русак. | Знать животных относящихся к группе зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. |
| Разведение домашних кроликов. | 1ч | 18.02 | 25.02 | Целостного прочного запоминания | Кролиководство. | Знать, с какой целью и как разводят домашних кроликов. |
| Хищные звери. | 1ч | 25.02 | 28.02 | мыслительной деятельности | | Знать хищных зверей. Уметь объяснять необходимость охраны хищных животных. |
| Дикие пушные хищные звери. | 1ч | 2.03 | 4.03 | зрительно-смыслового восприятия, связной речи | Лесная куница. Европейская норка. Звероводство. Демонстрация фильма: «Лисица». | Знать пушных зверей, образ жизни, об охране зверей. Уметь рассказывать, почему работа звероводов требует большого внимания и терпения. |
| Разведение норки на звероферма | 1ч | 4.03 | 11.03 | целостного, прочного запоминания. | | Знать, с какой целью и как разводят норку. Уметь рассказывать об уходе за норкой. |
| Домашние хищные звери | 1ч | 9.03 | 14.03 | мыслительных операций: сравнения, анализа | Домашняя собака. Породы. Домашняя кошка. Ветеринар. | Знать домашних хищников, их диких сородичей |
| Ластоногие. | 1ч | 11.03 | 18.03 | умения устанавливать причинно-следственные связи. | Ластоногие. Ласты. Лежбище. Подкожный жир. Тюлень. Морж. Морской котик. | Знать особенности строения ластоногих, их значение и необходимость охраны. |
| Китообразные. | 1ч | 16.03 | 28.03 | точности запоминания, умения устанавливать причинно-следственные связи. | Китообразные. Кит. Синий кит. Дельфин. | Знать места обитания, образ жизни и поведение китообразных. Уметь устанавливать взаимосвязь между животными и средой обитания, способы приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных. |
| Парнокопытные. | 1ч | 18.03 | 1.04 | логического мышления, связной речи. | Копытные. Копыта. Дикие копытные звери. Травоядные. Растительноядные. Лось. Кабан. Щетина. Всеядные. | Знать общие признаки парнокопытных. Уметь устанавливать взаимосвязь между животными и средой обитания, приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных. |
| Непарнокопытные. | 1ч | 30.03 | 4.04 | осмысленного запоминания | Непарнокопытные. Табун. Вожак. | Знать общие признаки непарнокопытных. |
| Приматы | 1ч | 1.04 | 8.04 | долговременной памяти. | Приматы. Мартышки. Шимпанзе. | Знать внешнее строение приматов, их привычки и повадки. |
| Обобщающий урок по теме: Млекопитающие. | 1ч | 6.04 | 11.04 | мыслительной деятельности | Тест по теме: «Млекопитающие» | Знать отличительные особенности млекопитающих от других групп животных. Уметь устанавливать взаимосвязь между животными и средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных. |
| Сельскохозяйственные млекопитающие (10 ч.) Корова. | 1ч | 8.04 | 15.04 | зрительно-слухового восприятия | Крупный рогатый скот. Жвачные животные. Грубые и сочные корма. Силос. | Знать, о происхождении домашних коров. Уметь рассказывать и проводить уход за коровой в домашнем хозяйстве. |
| Содержание коров на фермах и выращивание телят. | 1ч | 13.04 | 18.04 | мыслительных операций, связной речи | Животноводческие фермы. Выращивание телят. | Знать устройство современных животноводческих ферм |
| Овцы. | 1ч | 15.04 | 22.04 | устойчивости внимания | Овцы. | Знать особенности внешнего строения и питания. |
| Содержание овец и выращивание ягнят | 1ч | 20.04 | 22.04 | осмысленного запоминания | Ягненок. Выращивание ягнят | Знать особенности внешнего строения и питания, где и как содержат овец, об уходе за ягнятами. |
| Верблюды. | 1ч | 22.04 | 25.04 | осмысленного запоминания | Верблюд. Двугорбый. Одногорбый. Мозоленогие | Знать особенности внешнего строения верблюда, образа жизни, значение для человека. Уметь устанавливать взаимосвязь между животными и средой обитания:, приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных. |
| Северные олени. | 1ч | 27.04 | 25.04 | эмоций, связной речи | Северные олени. Нарты. | Знать особенности строения северного оленя, питание оленей, значение для человека. |
| Домашние свиньи. Содержание свиней на свиноводческих фермах. Выращивание поросят. | 1ч | 29.04 | 29.04 | осмысленного запоминания. | Домашние свиньи. Нежвачные и всеядные | Знать внешнее строение свиньи. Уметь устанавливать взаимосвязь между животными и средой обитания, приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных. |
| Домашние лошади. | 1ч | 4.05 | 29.04 | устойчивости внимания. | Лошади. | Знать внешнее строение лошади Уметь устанавливать взаимосвязь между животными и средой обитания |
| Содержание лошадей. Выращивание жеребят | 1ч | 6.05 | 6.05 | целостного восприятия. | Жеребята | Уметь рассказывать о содержании лошадей и выращивании жеребят. |
| Что мы знаем о животных. | 1ч | 11.05 | 6.05 | Связной речи | | Знать отличительные особенности каждой из изученных групп животных. Уметь рассказывать о каждой из изученных групп животных. |
| Обобщающий урок | 2ч | 13.05 18.05 | 13.05-16.05 | целостного восприятия. | | Знать о необходимости и способах охраны животных Уметь рассказывать о мероприятиях по охране животных. |
| Экскурсия в зоопарк | 1ч | 20.05 | 20.05 | целостного восприятия. | | Умение распознавать животных. |
| В мире животных. Викторина. | 1ч | 25.05 | 23.05 | мыслительных операций | | Знать отличительные особенности каждой из изученных групп животных. Уметь применять знания в нестандартных ситуациях. |