СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестирование одаренности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определение вида одаренности учащихся

Просмотр содержимого документа
«Тестирование одаренности»

Карта одаренности          (А.И. Савенков).   

                         

      Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ре- 

 бенка, устойчиво проявляющийся на протяжении длительного отрезка его  жиз- 

 ни, в сочетании с выраженной познавательной мотивацией.                    

     

 Принципы выявления одаренных детей (Д.Б. Богоявленская):              

      1. Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятель- 

 ности ребенка, что позволит использовать различные источники информации  и 

 охватить как можно более широкий спектр его способностей.                  

      2. Длительность идентификации (развернутое во времени  наблюдение  за 

 поведением данного ребенка в разных ситуациях).                            

      3. Анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые  в  макси- 

 мальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение  ребенка 

 в специально организованные предметно-игровые занятия,  вовлечение  его  в 

 различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.).           

      4. Использование тренинговых методов, в рамках которых можно  органи- 

 овывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ре- 

 бенка психологические "преграды" и т.п.                                    

      5. Подключение к оценке одаренного  ребенка  экспертов,  специалистов 

 высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (ма- 

 тематиков, филологов, шахматистов и т.д.) При этом следует  иметь  в  виду 

 возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов под- 

 росткового и юношеского творчества.                                        

      6. Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к  ак- 

 туальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны  ближайшего 

 развития (в частности, на основе организации определенной  образовательной 

 среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обуче- 

 ния).                                                                      

      7. Преимущественная опора на экологически валидные методы  психодиаг- 

 ностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной си- 

 туации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа,  эк- 

 спертные оценки учителей и родителей,  естественный  эксперимент.  Следует 

 подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы  идентифи- 

 кации одаренности весьма сложны, требуют высокой  квалификации  и  степени 

 обучения.                                                                  

      8. При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплекс- 

 ный подход. При этом может быть задействован широкий спектр  разнообразных 

 методов: различные варианты метода наблюдения за  детьми  (в  лабораторных 

 условиях, во внешкольной деятельности и т.п.); специальные психодиагности- 

 ческие тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями,  родите- 

 лями, воспитателями; проведение "пробных" уроков по  специальным  програм- 

 мам, а также включение детей в специальные игровые и  предметно-ориентиро- 

 ванные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой дея- 

 тельности детей; организация различных интеллектуальных и предметных олим- 

 пиад, конференций, спортивных соревнований; проведение  психодиагностичес- 

 кого исследования с использованием различных  психометрических  методик  в 

 зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.              

 

      Обработка результатов по методике "Карта одаренности".                

      Эксперту предлагается оценить каждое  свойство  личности  ребенка  по 

 следующей шкале:                                                           

      (++) - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко  выражено, 

 проявляется часто;                                                         

      (+)  - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;         

      (0)  - оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены  не 

 четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг 

 друга;                                                                     

      (-)  - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, про- 

 тивоположенное оцениваемому;                                               

      (?)  - затрудняется дать оценку по какому-либо качеству, потому что у 

 эксперта нет для этого сведений.                                           

      Подсчитывается количество плюсов и минусов по каждой  шкале  (плюс  и 

 минус взаимно сокращаются). Полученные баллы характеризуют оценку  степени 

 развития у ребенка следующих видов одаренности:                            

      1. Интеллектуальная.                                                  

      2. Творческая.                                                        

      3. Академическая.                                                     

      4. Художественно-изобразительная.                                     

      5. Музыкальная.                                                       

      6. Литературная.                                                      

      7. Артистическая.                                                     

      8. Техническая.                                                       

      9. Лидерская.                                                         

     10. Спортивная.                                                        

 

      Опросник состоит из 80 вопросов.                     

Лист вопросов.

Интеллектуальная

1.Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

3. Умеет хорошо излагать своп мысли, имеет большой словарный запас.

4. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

5. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

6. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

7. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова.

8. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

Творческая

9. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

10. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

11. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства)

12. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.

13. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

14. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

15. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

16. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение, конструирование и др.), способен предложить большое количество разнообразных идей и решений.

Академическая (научная)

17. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".

18. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

19. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают 20. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

21. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

22. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

23. Умеет делать выводы и обобщения.

24. В свободное время любит читать научно-популярные издания, детские энциклопедии, делает это с большим интересом, чем читает художественные книги.

Художественно-изобразительная

25. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжета, обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

26. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещью.

27. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.

28. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

29. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение, без побуждения взрослых.

30. Обращается к рисунку или лепке, чтобы выразить свои чувства и настроения.

31. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, бумагой, клеем.

32. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке, игрушке, скульптуре.

Музыкальная

33. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

34. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

35. Хорошо поет.

36. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

37. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

38. Хорошо играет на каком-либо инструменте.

39. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

40. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

Литературная

41. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

42. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и заканчивая разрешением какого-либо конфликта.

43. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

44. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

45. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

46. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий.

47. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном.

48. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроение.

Артистическая

49. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.

50. Интересуется актерской игрой.

51. Меняет тональность и выражение голоса, изображая другого человека.

52. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

53. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

54. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

55. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

56. Любит игры-драматизации.

Техническая

57. Интересуется механизмами и машинами.

58. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок игрушек, приборов

59. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопрос ы на "поиск".

60. Любит рисовать чертежи и схемы.

61. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин и др.

62. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом. 63. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей и др.)

64. Быстро и легко осваивает компьютер.

Лидерская

65. Инициативен в общении со сверстниками.

66. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей

67. Легко общается с детьми и взрослыми.

68. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.

69. Часто руководит играми и занятиями других детей.

70. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки возраста.

71. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

72. Обладает даром убеждения, способен внушить свои идеи другим.

Спортивная

73. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движения

74. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях

75. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

76. Бегает быстрее всех в группе.

77. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

78. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

79. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и т.д.).

80. Физически выносливее сверстников.                 

      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             

 

      Примечание к компьютерной версии.                                     

      Суммарные показатели по каждой шкале методики могут находиться в пре- 

 делах от -8 до +16 баллов.                                                 

      В данной программе автоматическая интерпретация результатов  тестиро- 

 вания интегрального показателя основана на числовых значениях выраженных в 

 процентах с нулевой точкой отсчета.                                        

      Условные критерии автоматической интерпретации:                       

       0% -  20%  низкий показатель;                                        

      21% -  40%  пониженный показатель;                                    

      41% -  60%  средний показатель;                                       

      61% -  80%  повышенный показатель;                                    

      81% - 100%  высокий показатель.                                       

 

                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                              

                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        

 Методика: Карта одаренности.                                               

 Ф.И.О:_________________                                                    

 Доп. данные:___________                                                    

 

                            Диаграмма:                                      

                 % *                                                        

               100 ┼───────────────────────────────                         

                90 ┼                                                        

                80 ┼─██────────────────────────────                         

                70 ┼ ██ ██                                                  

                60 ┼─██─██─██─────────────██───────                         

                50 ┼ ██ ██ ██             ██                                

                40 ┼─██─██─██─────────────██───────                         

                30 ┼ ██ ██ ██       ██    ██    ██                          

                20 ┼─██─██─██─██────██────██─██─██─                         

                10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                          

                 0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                        

                     Ин Тв Ак Хд Мз Лт Ар Тх Лд Сп                          

 

 

                        Тестовые показатели:                                

          1. Интеллектуальная              - Ин = 12  83%                   

          2. Творческая                    - Тв =  9  71%                   

          3. Академическая                 - Ак =  7  62%                   

          4. Художественно-изобразительная - Хд = -2  25%                   

          5. Музыкальная                   - Мз = -5  12%                   

          6. Литературная                  - Лт =  0  33%                   

          7. Артистическая                 - Ар = -4  17%                   

          8. Техническая                   - Тх =  8  67%                   

          9. Лидерская                     - Лд = -2  25%                   

         10. Спортивная                    - Сп =  1  38%                   

 

                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   

      1. Интеллектуальная одаренность.                                      

      Краткая характеристика:                                               

      Склонен к логическим рассуждениям, способен  оперировать  аб-         

 страктными понятиями. Проявляет большой интерес  и  исключительные         

 способности к классификации. Умеет  хорошо  излагать  свои  мысли,         

 имеет большой словарный запас. Хорошо улавливает связь между одним         

 событием и другим, между причиной и следствием. Любит решать труд-         

 ные задачи, требующие умственного усилия. Наблюдателен, любит ана-         

 лизировать события и явления. Способен долго удерживать  в  памяти         

 символы, буквы, слова. Имеет широкий круг интересов, задает  много         

 вопросов о происхождении и функциях предметов.                             

      Тестовый показатель: высокий.                                         

 

      2. Творческая одаренность.                                            

      Краткая характеристика:                                               

      Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригиналь-         

 ные решения. Не боится новых попыток, всегда стремиться  проверить         

 новую идею. Изобретателен в выборе и использовании различных пред-         

 метов (например, использует в играх не только игрушки,  но  и  ме-         

 бель, предметы быта и др. вещи). Способен увлечься, уйти "с  голо-         

 вой" в интересующее его занятие. Способен по разному подойти к од-         

 ной и той же проблеме. Способен не только предлагать, но и  разра-         

 батывать собственные и чужие идеи. Любит пробовать  новые  способы         

 решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты. Продук-         

 тивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество         

 самых разнообразных идей и решений.                                        

      Тестовый показатель: повышенный.                                      

 

      3. Академическая одаренность.                                         

      Краткая характеристика:                                               

      Учиться новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".         

 Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучи-         

 вания, не тратит много времени на то, чтобы запомнить. Знает много         

 о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники  обычно  не         

 знают. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на  два,  то         

 есть реально должен был бы учится  в  более  старшем  классе,  чем         

 учиться сейчас. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любозна-         

 тельность. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с  опе-         

 режением своих сверстников на год или два. Умеет делать выводы  и          

 обобщения. В свободное время любит читать научно-популярные  изда-         

 ния (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим ин-         

 тересом, чем читает  художественные  книги  (сказки,  детективы  и         

 т.д.).                                                                     

      Тестовый показатель: повышенный.                                      

 

      4. Художественно-изобразительная одаренность.                         

      Краткая характеристика:                                               

      В рисунках нет  однообразия.  Оригинален  в  выборе  сюжетов.         

 Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.  Стано-         

 вится вдумчивым и очень серьезным, когда  видит  хорошую  картину,         

 слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно         

 выполненную) вещь. Способен составлять оригинальные композиции  из         

 цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.  Любит  использо-         

 вать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей,         

 рисунков, в строительстве детских домов на игровой площадке. Охот-         

 но рисует, лепит, создает композиции, имеющие  художественное  на-         

 значение (украшения для дома, одежды и т.д.), в  свободное  время,         

 без побуждения взрослых. Обращается к рисунку или лепке для  того,         

 чтобы выразить свои чувства и настроения. Любит создавать объемные         

 изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.  Мо-         

 жет высказывать свою собственную оценку  произведениям  искусства,         

 пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем  собствен-         

 ном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.                             

      Тестовый показатель: пониженный.                                      

 

      5. Музыкальная одаренность.                                           

      Краткая характеристика:                                               

      Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям. Чутко  реа-         

 гирует на характер и настроение музыки. Хорошо поет. В игру на ин-         

 струменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств. Лю-         

 бит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или  туда,  где         

 можно слушать музыку. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. В         

 пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение. Сочи-         

 няет собственные оригинальные мелодии.                                     

 

      6. Литературная одаренность.                                          

      Краткая характеристика:                                               

      Любит сочинять рассказы или стихи. Может легко построить рас-         

 сказ, начиная от завязки сюжета и кончая  разрешением  какого-либо         

 конфликта. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться  выб-         

 ранного сюжета, не теряет основную  мысль.  Придерживается  только         

 необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное от-         

 брасывает, оставляет главное,  наиболее  характерное.  Выбирает  в         

 своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные         

 состояния главных героев, их переживания, чувства.  Умеет  переда-         

 вать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события         

 (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то  же  время  не         

 упускает основной линии событий, о которых  рассказывает.  Склонен         

 фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное,  когда         

 рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем. Умеет в  рас-         

 сказе изобразить своих героев очень живыми, передает их  характер,         

 чувства, настроения.                                                       

      Тестовый показатель: пониженный.                                      

 

      7. Артистическая одаренность.                                         

      Краткая характеристика:                                               

      Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животно-         

 го или других. Интересуется актерской игрой. Меняет тональность  и         

 выражение голоса, когда изображает  другого  человека.  Разыгрывая         

 драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.  Скло-         

 нен передавать чувства через мимику, жесты,  движения.  Стремиться         

 вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда  о  чем-то  с         

 увлечением рассказывает. С большой легкостью драматизирует,  пере-         

 дает чувства и эмоциональные состояния. Любит игры-драматизации.           

      Тестовый показатель: низкий.                                          

 

      8. Техническая одаренность.                                           

      Краткая характеристика:                                               

      Интересуется механизмами и машинами. Может чинить  легко  ис-         

 порченные приборы, использовать старые детали для  создания  новых         

 поделок, игрушек. Любит разбираться в причинах неисправности меха-         

 низмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск". Любит рисо-         

 вать чертежи и схемы механизмов. Читает (любит, когда ему  читают)         

 журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов. Лю-         

 бит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается  об         

 этом. Проводит много времени над  конструированием  и  воплощением         

 собственных проектов (модели  летательных  аппаратов,  автомобили,         

 корабли). Быстро и легко осваивает компьютер.                              

      Тестовый показатель: повышенный.                                      

 

      9. Лидерская одаренность.                                             

      Краткая характеристика:                                               

      Инициативен в общении со сверстниками. Сохраняет  уверенность         

 в окружении большого количества незнакомых людей. Легко общается с         

 детьми и взрослыми. Улавливает причины поступков других людей, мо-         

 тивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное. Часто  руководит         

 играми и занятиями других детей. Склонен принимать на себя  ответ-         

 ственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста. Дру-         

 гие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм  и         

 занятиям. Обладает даром убеждения,  способен  внушать  свои  идеи         

 другим.                                                                    

      Тестовый показатель: пониженный.                                      

 

      10. Спортивная одаренность.                                           

      Краткая характеристика:                                               

      Энергичен, производит  впечатление  ребенка,  нуждающегося  в         

 большом объеме движений. Любит участвовать в  спортивных  играх  и         

 соревнованиях. Часто выигрывает в разных спортивных играх у  свер-         

 стников. Бегает быстрее всех в классе. Движется легко,  грациозно.         

 Имеет хорошую координацию движений. Любит ходить в походы,  играть         

 на открытых спортивных площадках. Предпочитает проводить свободное         

 время в подвижных играх. Физически выносливее сверстников.                 

      Тестовый показатель: пониженный.                                      

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!