КГУ «Силантьевская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района»
Кошерова Айслу Маликовна
Тестопластика как средство развития творческих способностей у младших школьников с ЗПР во внеурочное время
Актуальность исследования
Одним из современных направлений развития художественно-творческих способностей у детей с ЗПР является включение занятий по тестопластике (лепке из соленого теста). Это объясняется тем, что лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании ребенка с задержкой психического развития, формируется образ.
Актуальность данной проблемы подтверждается отсутствием каких-либо научных исследований по изучению особенностей влияния занятий по тестопластике на развитие творческих процессов у детей с ЗПР.
процесс развития творческих способностей учащихся младших классов с задержкой психического развития
Объект
исследования
техника тестопластики как средство развития творческих способностей младших школьников с ЗПР
Предмет
исследования
развитие творческих способностей у младших школьников с задержкой психического развития будет эффективным, если использовать целенаправленную программу с элементами тестопластики.
Гипотеза
Целью данной работы является выявление и экспериментальная проверка возможностей использования техники тестопластики как средства развития творческих способностей у детей с ЗПР.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-педагогическую литературу и обозначить теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей у детей с ЗПР.
2. Разработать программу по развитию творческих способностей во внеурочное время у детей с ЗПР средствами тестопластики.
3.Провести педагогический эксперимент и апробировать разработанную методику
Новизна работы определяется изучением развития творческих способностей учащихся младших классов средствами тестопластики.
Теоретическая значимость данной работы состоит в определении особенностей развития творческих способностей у школьников с ЗПР и выявлении возможностей тестопластики в работе по развитию творческих способностей у детей данной категории.
Практическая значимость состоит в разработке программы и комплекса занятий по тестопластике, которые могут быть использованы педагогами коррекционных школ в процессе работы по развитию творческих способностей школьников.
Этапы исследования
- Первый этап – подготовительный (октябрь- ноябрь 2014г.) - проведен анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, сформулирована гипотеза, определены цель, задачи и методы исследования.
- Второй этап - экспериментальный (декабрь 2014 г. – март 2015 года ) в процессе, которого разрабатывалась программа факультатива по развитию творческих способностей детей с ЗПР средствами техники тестопластики, подбирались методики для выявления уровня развития творческих способностей детей, проводилась экспериментальная проверка эффективности программы по развитию творческой активности средствами техники тестопластики в условиях педагогического эксперимента.
- Третий этап - заключительный (март - апрель 2015 года). Подведение итогов экспериментальной работы, обработка результатов исследования. Математико-статистическая обработка результатов эксперимента, подготовка наглядности в виде диаграмм, рисунков. Оформление заключения и выводов, списка литературных источников и подготовка доклада и наглядности к защите дипломного проекта.
Результаты исследования по первой задаче: проанализировать научно-педагогическую литературу и обозначить теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей у детей с ЗПР.
Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.
У школьников с задержкой психического развития наблюдаются существенные трудности в формировании воображаемой ситуации и творческих подходов к заданию. В основе этих трудностей, прежде всего, лежит бедность образной сферы: недостаточная обобщенность и обратимость сложившихся в жизненном опыте знаний и представлений, трудности в произвольном оперировании данными непосредственного опыта, малая эмоциональная окрашенность действий.
Результаты исследования по второй задаче: разработать программу по развитию творческих способностей во внеурочное время у детей с ЗПР средствами тестопластики
Исходя из констатирующего эксперимента, мы поставили задачу - провести формирующий эксперимент, который включает в себя разработку и апробацию комплекса занятий по лепке, но не из традиционного материала, а из соленого теста, предусматривающий развитие творческих способностей у детей с ЗПР. В исследовании участвовало 2 группы из числа учащихся 3 «А» и 3 «Б» класса.
Учебно-тематический план
№
занятия
Тема занятия
1
Кол-во часов
« В гостях у принцессы Солечки » . Техника работы с тестом, способы раскрашивания и сушки готовых изделий
2
3
1
Вкусное печенье
4
Хлебушек душистый,
1
13.01
Дата
20.01
теплый, золотистый
1
Лепка чайной посуды
5
27.01
1
6
Веселое чаепитие
02.02
(оформление коллективной композиции)
7
1
Морская черепашка
Рамка для фотографии
8
1
09.02
16.02
(в подарок папам)
1
Букет в вазочке (подарок мамам и бабушкам)
9
10
23.02
1
Бусы и браслеты (в подарок девочкам)
Выставка – развлечение. Принцесса Солечка приглашает друзей
02.03
1
06.03
1
16.03
Особое место было отведено методам практического экспериментирования .
Детское экспериментирование мы развивали в двух направлениях: во-первых, постоянно расширяли арсенал материалов, обладающих различными свойствами; во-вторых, мы давали детям возможность использовать самостоятельно обнаруженные свойства этих материалов в процессе тестопластики.
Развивая творческие способности школьников, мы использовали богатство эмоциональных состояний детей.
Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являлись выставки детских работ.
Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе и родителям, служили стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста. Поэтому нами было выделено специальное выставочное место «Наш вернисаж».
Результаты исследования по третьей задаче: провести педагогический эксперимент и апробировать разработанную методику
В ходе исследовательской работы в начале эксперимента нами были организованы 2 экспериментальные группы из числа учащихся 3«А» и 3 «Б» класса, которые условно обозначили экспериментальная группа №1 и №2 соответственно. В экспериментальной группе №1 (3 «А» класс) было 8 учащихся, в группе №2 (3 «Б» класс) - 10 учащихся.
На начальном этапе эксперимента нами были протестированы обе группы по двум методикам:
- Диагностика творческих способностей. Тест креативности Торренса.
- Диагностики универсальных творческих способностей детей (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев).
Диаграмма результатов предварительной диагностики №1 по показателю «оригинальность» в экспериментальных группах (тест креативности Торренса)
Диаграмма результатов предварительной диагностики №1 по показателю «абстрактность названия» в экспериментальных группах (тест креативности Торренса)
Диаграмма результатов предварительной диагностики №1 по показателю «абстрактность названия» в экспериментальных группах (тест креативности Торренса)
Диаграмма средних значений предварительной диагностики №1 в экспериментальных группах (тест креативности Торренса)
Диаграмма средних значений предварительной диагностики №2 в экспериментальных группах (методика В. Синельникова, В. Кудрявцева)
Сводный протокол результатов итогового тестирования №1 учащихся 3 «А» класса (тест креативности Торренса)
Сводный протокол результатов итогового тестирования №1 учащихся 3 «А» класса (тест креативности Торренса)
Сводный протокол результатов итогового тестирования №1 учащихся 3 «А» класса (тест креативности Торренса)
Сводный протокол результатов итогового тестирования №1 учащихся 3 «А» класса (тест креативности Торренса)
№ п/п
Ф.И. Учащегося
Субтест 1
1
Муканов М.
2
Оригинальность
Абстрактность
3
Аниськина А.
1
Алиева Т.
Субтест 2
1
4
Разработанность
3
Власова А.
1
1
Оригинальность
5
2
Ващенко М.
0
3
3
Абстрактность
6
4
Фердецкий А.
2
7
3
Уровень креативности
2
2
1
Разработанность
3
Жабаев А.
1
3
8
2
3
1
4
Шумова М.
2
Средний балл
3
низкий
2
3
1
3
4
1
средний
Процент
1
3
3
3
2
2,6
низкий
3
2
2
Итого:
2
3
2,1
52%
2
2
средний
70%
2
средний
3
2
2
2,6
2
40%
средний
1
65%
2
средний
1,7
1,8
56%
средний
36%
2,1
средний
Диаграмма результатов предварительной и итоговой диагностики №1 учащихся 3 «А» класса (тест креативности Торренса )
Сводный протокол результатов итогового тестирования №1 учащихся 3«Б» класса (методика Торренса)
№ п/п
Ф.И. Учащегося
Субтест 1
1
Сапиев А.
Оригинальность
2
3
1
Иващенко И.
Абстрактность
Субтест 2
0
Морозова А.
1
4
Разработанность
1
5
1
Ким К.
1
Оригинальность
Крюков Е.
2
1
2
1
Абстрактность
6
7
0
Разработанность
Уровень креативности
2
Жуков К.
2
0
1
2
Петров М.
1
1
3
1
8
1
2
Сидоров Р.
9
2
1
низкий
1
2
0
3
2
Романова Е.
1
10
3
низкий
2
2
низкий
2
Кабиева А.
0
2
0
3
1
Средний балл
1
1
1
Процент
2
низкий
2
2
1
1
3
1
2
низкий
Итого:
1,8
3
1
36%
1,1
2
низкий
2
1
36%
3
2
низкий
1,8
0
1,8
средний
36%
1
низкий
2
45%
1
низкий
33%
1,3
26%
1,4
Низкий
Диаграмма результатов предварительной и итоговой диагностики №2 учащихся 3 «А» класса (методика В. Синельникова, В. Кудрявцева)
Диаграмма результатов предварительной и итоговой диагностики №2 учащихся 3 «Б» класса (методика В. Синельникова, В. Кудрявцева)
Таблица средних значений предварительного и итогового тестирования учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов
Вид тестирования
3 « А » класс
Диагностика №1 (тест креативности Торренса)
Ср. балл
Уровень
Предварительное тестирование
1,4
Итоговое тестирование
Динамика
3 « Б » класс
2,1
Диагностика №2 (методика В. Синельникова, В. Кудрявцева)
Ср. балл
низкий
Уровень
+0,7
Предварительное тестирование
средний
1,9
Итоговое тестирование
Динамика
1,5
1,3
низкий
низкий
2,1
низкий
+0,2
-0,2
средний
1,9
низкий
1,8
-0,1
низкий
Выводы
- 1. На основе анализа научно-педагогической литературы, нами были рассмотрены творческие способности, их виды и характеристики, особенности развития детей с ЗПР в младшем школьном возрасте, а также особенности развития творческих способностей у данной категории детей. Было выяснено, что творческие способности определяются как индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны. Они формируются и развиваются в результате творческой деятельности.
Выводы
- 2. Проведенный педагогический эксперимент по апробации программы показал, что на начальном этапе исследования уровень развития творческих способностей по итогам двух диагностик – низкий, в обоих классах (3 «А» и 3»Б»). После проведения формирующего эксперимента в 3 «А» классе уровень развития творческих способностей достиг среднего уровня, тогда как в 3 «Б» классе мы наблюдали незначительную отрицательную динамику. На основе этого можно сделать вывод о том, что применение техники тестопластики в работе с детьми с ЗПР способствует развитию творческих способностей у школьников.
Выводы
- 3. Сравнение полученных результатов в ходе контрольного эксперимента позволило сделать вывод, что группа детей в условиях опытно-экспериментальной работы показала динамику развития творческих способностей в процессе. Таким образом, наша гипотеза подтверждена.
- Проведенное исследование так же показало, что система начального школьного образования имеет большие неиспользованные ресурсы развития творческих способностей детей. Эти ресурсы не могут быть реализованы эпизодическим и бессистемным использованием содержания материала, методик школьного образования.
Спасибо
за
внимание