СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестопластика как средство развития творческих способностей у младших школьников с ЗПР во внеурочное время.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей у младших школьников  с задержкой психического развития будет эффективным, если использовать целенаправленную программу с элементами тестопластики.

Просмотр содержимого документа
«Тестопластика как средство развития творческих способностей у младших школьников с ЗПР во внеурочное время.»

КГУ «Силантьевская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района» Кошерова Айслу Маликовна Тестопластика как средство развития творческих способностей у младших школьников с ЗПР во внеурочное время

КГУ «Силантьевская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района»

Кошерова Айслу Маликовна

Тестопластика как средство развития творческих способностей у младших школьников с ЗПР во внеурочное время

Актуальность исследования  Одним из современных направлений развития художественно-творческих способностей у детей с ЗПР является включение занятий по тестопластике (лепке из соленого теста). Это объясняется тем, что лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании ребенка с задержкой психического развития, формируется образ. Актуальность данной проблемы подтверждается отсутствием каких-либо научных исследований по изучению особенностей влияния занятий по тестопластике на развитие творческих процессов у детей с ЗПР.

Актуальность исследования

Одним из современных направлений развития художественно-творческих способностей у детей с ЗПР является включение занятий по тестопластике (лепке из соленого теста). Это объясняется тем, что лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании ребенка с задержкой психического развития, формируется образ.

Актуальность данной проблемы подтверждается отсутствием каких-либо научных исследований по изучению особенностей влияния занятий по тестопластике на развитие творческих процессов у детей с ЗПР.

процесс развития творческих способностей учащихся младших классов с задержкой психического развития Объект исследования  техника тестопластики как средство развития творческих способностей младших школьников с ЗПР Предмет  исследования  развитие творческих способностей у младших школьников с задержкой психического развития будет эффективным, если использовать целенаправленную программу с элементами тестопластики. Гипотеза

процесс развития творческих способностей учащихся младших классов с задержкой психического развития

Объект

исследования

техника тестопластики как средство развития творческих способностей младших школьников с ЗПР

Предмет

исследования

развитие творческих способностей у младших школьников с задержкой психического развития будет эффективным, если использовать целенаправленную программу с элементами тестопластики.

Гипотеза

 Целью данной работы  является выявление и экспериментальная проверка возможностей использования техники тестопластики как средства развития творческих способностей у детей с ЗПР.  Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать научно-педагогическую литературу и обозначить теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей у детей с ЗПР. 2. Разработать программу по развитию творческих способностей во внеурочное время у детей с ЗПР средствами тестопластики. 3.Провести педагогический эксперимент и апробировать разработанную методику

Целью данной работы является выявление и экспериментальная проверка возможностей использования техники тестопластики как средства развития творческих способностей у детей с ЗПР.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать научно-педагогическую литературу и обозначить теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей у детей с ЗПР.

2. Разработать программу по развитию творческих способностей во внеурочное время у детей с ЗПР средствами тестопластики.

3.Провести педагогический эксперимент и апробировать разработанную методику

Новизна  работы определяется изучением развития творческих способностей учащихся младших классов средствами тестопластики.  Теоретическая значимость  данной работы состоит в определении особенностей развития творческих способностей у школьников с ЗПР и выявлении возможностей тестопластики в работе по развитию творческих способностей у детей данной категории. Практическая значимость  состоит в разработке программы и комплекса занятий по тестопластике, которые могут быть использованы педагогами коррекционных школ в процессе работы по развитию творческих способностей школьников.

Новизна работы определяется изучением развития творческих способностей учащихся младших классов средствами тестопластики.

Теоретическая значимость данной работы состоит в определении особенностей развития творческих способностей у школьников с ЗПР и выявлении возможностей тестопластики в работе по развитию творческих способностей у детей данной категории.

Практическая значимость состоит в разработке программы и комплекса занятий по тестопластике, которые могут быть использованы педагогами коррекционных школ в процессе работы по развитию творческих способностей школьников.

Этапы исследования  Первый этап – подготовительный (октябрь- ноябрь 2014г.) - проведен анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, сформулирована гипотеза, определены цель, задачи и методы исследования. Второй этап - экспериментальный (декабрь 2014 г. – март 2015  года ) в процессе, которого разрабатывалась программа факультатива по развитию творческих способностей детей с ЗПР средствами техники тестопластики, подбирались методики для выявления уровня развития творческих способностей детей, проводилась экспериментальная проверка эффективности программы по развитию творческой активности средствами техники тестопластики в условиях педагогического эксперимента. Третий этап - заключительный (март - апрель 2015 года). Подведение итогов экспериментальной работы, обработка результатов исследования.  Математико-статистическая обработка результатов эксперимента, подготовка наглядности в виде диаграмм, рисунков. Оформление заключения и выводов, списка литературных источников и подготовка доклада и наглядности к защите дипломного проекта.

Этапы исследования

  • Первый этап подготовительный (октябрь- ноябрь 2014г.) - проведен анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, сформулирована гипотеза, определены цель, задачи и методы исследования.
  • Второй этап - экспериментальный (декабрь 2014 г. – март 2015 года ) в процессе, которого разрабатывалась программа факультатива по развитию творческих способностей детей с ЗПР средствами техники тестопластики, подбирались методики для выявления уровня развития творческих способностей детей, проводилась экспериментальная проверка эффективности программы по развитию творческой активности средствами техники тестопластики в условиях педагогического эксперимента.
  • Третий этап - заключительный (март - апрель 2015 года). Подведение итогов экспериментальной работы, обработка результатов исследования. Математико-статистическая обработка результатов эксперимента, подготовка наглядности в виде диаграмм, рисунков. Оформление заключения и выводов, списка литературных источников и подготовка доклада и наглядности к защите дипломного проекта.
Результаты исследования по первой задаче:  проанализировать научно-педагогическую литературу и обозначить теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей у детей с ЗПР. Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника. У школьников с задержкой психического развития наблюдаются существенные трудности в формировании воображаемой ситуации и творческих подходов к заданию. В основе этих трудностей, прежде всего, лежит бедность образной сферы: недостаточная обобщенность и обратимость сложившихся в жизненном опыте знаний и представлений, трудности в произвольном оперировании данными непосредственного опыта, малая эмоциональная окрашенность действий.

Результаты исследования по первой задаче: проанализировать научно-педагогическую литературу и обозначить теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей у детей с ЗПР.

Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.

У школьников с задержкой психического развития наблюдаются существенные трудности в формировании воображаемой ситуации и творческих подходов к заданию. В основе этих трудностей, прежде всего, лежит бедность образной сферы: недостаточная обобщенность и обратимость сложившихся в жизненном опыте знаний и представлений, трудности в произвольном оперировании данными непосредственного опыта, малая эмоциональная окрашенность действий.

Результаты исследования по второй задаче:  разработать программу по развитию творческих способностей во внеурочное время у детей с ЗПР средствами тестопластики  Исходя из констатирующего эксперимента, мы поставили задачу - провести формирующий эксперимент, который включает в себя разработку и апробацию комплекса занятий по лепке, но не из традиционного материала, а из соленого теста, предусматривающий развитие творческих способностей у детей с ЗПР. В исследовании участвовало 2 группы из числа учащихся 3 «А» и 3 «Б» класса.

Результаты исследования по второй задаче: разработать программу по развитию творческих способностей во внеурочное время у детей с ЗПР средствами тестопластики

Исходя из констатирующего эксперимента, мы поставили задачу - провести формирующий эксперимент, который включает в себя разработку и апробацию комплекса занятий по лепке, но не из традиционного материала, а из соленого теста, предусматривающий развитие творческих способностей у детей с ЗПР. В исследовании участвовало 2 группы из числа учащихся 3 «А» и 3 «Б» класса.

Учебно-тематический план № занятия Тема занятия 1 Кол-во часов « В гостях у принцессы Солечки » . Техника работы с тестом, способы раскрашивания и сушки готовых изделий 2 3 1 Вкусное печенье 4 Хлебушек душистый, 1 13.01 Дата 20.01 теплый, золотистый 1 Лепка чайной посуды 5 27.01 1 6 Веселое чаепитие 02.02 (оформление коллективной композиции) 7 1 Морская черепашка Рамка для фотографии 8 1 09.02 16.02 (в подарок папам) 1 Букет в вазочке (подарок мамам и бабушкам) 9 10 23.02 1 Бусы и браслеты (в подарок девочкам) Выставка – развлечение. Принцесса Солечка приглашает друзей 02.03 1 06.03 1 16.03

Учебно-тематический план

занятия

Тема занятия

1

Кол-во часов

« В гостях у принцессы Солечки » . Техника работы с тестом, способы раскрашивания и сушки готовых изделий

2

3

1

Вкусное печенье

4

Хлебушек душистый,

1

13.01

Дата

20.01

теплый, золотистый

1

Лепка чайной посуды

5

27.01

1

6

Веселое чаепитие

02.02

(оформление коллективной композиции)

7

1

Морская черепашка

Рамка для фотографии

8

1

09.02

16.02

(в подарок папам)

1

Букет в вазочке (подарок мамам и бабушкам)

9

10

23.02

1

Бусы и браслеты (в подарок девочкам)

Выставка развлечение. Принцесса Солечка приглашает друзей

02.03

1

06.03

1

16.03

Особое место было отведено методам практического экспериментирования .    Детское экспериментирование мы развивали в двух направлениях: во-первых, постоянно расширяли арсенал материалов, обладающих различными свойствами; во-вторых, мы давали детям возможность использовать самостоятельно обнаруженные свойства этих материалов в процессе тестопластики. Развивая творческие способности школьников, мы использовали богатство эмоциональных состояний детей.  Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являлись выставки детских работ.  Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе и родителям, служили стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста. Поэтому нами было выделено специальное выставочное место «Наш вернисаж».

Особое место было отведено методам практического экспериментирования .

Детское экспериментирование мы развивали в двух направлениях: во-первых, постоянно расширяли арсенал материалов, обладающих различными свойствами; во-вторых, мы давали детям возможность использовать самостоятельно обнаруженные свойства этих материалов в процессе тестопластики.

Развивая творческие способности школьников, мы использовали богатство эмоциональных состояний детей.

Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являлись выставки детских работ.

Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе и родителям, служили стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста. Поэтому нами было выделено специальное выставочное место «Наш вернисаж».

Результаты исследования по третьей задаче:  провести педагогический эксперимент и апробировать разработанную методику  В ходе исследовательской работы в начале эксперимента нами были организованы 2 экспериментальные группы из числа учащихся 3«А» и 3 «Б» класса, которые условно обозначили экспериментальная группа №1 и №2 соответственно. В экспериментальной группе №1 (3 «А» класс) было 8 учащихся, в группе №2 (3 «Б» класс) - 10 учащихся.  На начальном этапе эксперимента нами были протестированы обе группы по двум методикам: Диагностика творческих способностей. Тест креативности Торренса. Диагностики универсальных творческих способностей детей (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев).

Результаты исследования по третьей задаче: провести педагогический эксперимент и апробировать разработанную методику

В ходе исследовательской работы в начале эксперимента нами были организованы 2 экспериментальные группы из числа учащихся 3«А» и 3 «Б» класса, которые условно обозначили экспериментальная группа №1 и №2 соответственно. В экспериментальной группе №1 (3 «А» класс) было 8 учащихся, в группе №2 (3 «Б» класс) - 10 учащихся.

На начальном этапе эксперимента нами были протестированы обе группы по двум методикам:

  • Диагностика творческих способностей. Тест креативности Торренса.
  • Диагностики универсальных творческих способностей детей (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев).
Диаграмма результатов предварительной диагностики №1 по показателю «оригинальность» в экспериментальных группах (тест креативности Торренса)

Диаграмма результатов предварительной диагностики №1 по показателю «оригинальность» в экспериментальных группах (тест креативности Торренса)

Диаграмма результатов предварительной диагностики №1 по показателю «абстрактность названия» в экспериментальных группах (тест креативности Торренса) Диаграмма результатов предварительной диагностики №1 по показателю «абстрактность названия» в экспериментальных группах (тест креативности Торренса)

Диаграмма результатов предварительной диагностики №1 по показателю «абстрактность названия» в экспериментальных группах (тест креативности Торренса)

Диаграмма результатов предварительной диагностики №1 по показателю «абстрактность названия» в экспериментальных группах (тест креативности Торренса)

Диаграмма средних значений предварительной диагностики №1 в экспериментальных группах (тест креативности Торренса)

Диаграмма средних значений предварительной диагностики №1 в экспериментальных группах (тест креативности Торренса)

Диаграмма средних значений предварительной диагностики №2 в экспериментальных группах (методика В. Синельникова, В. Кудрявцева)

Диаграмма средних значений предварительной диагностики №2 в экспериментальных группах (методика В. Синельникова, В. Кудрявцева)

Сводный протокол результатов итогового тестирования №1 учащихся 3 «А» класса (тест креативности Торренса)  Сводный протокол результатов итогового тестирования №1 учащихся 3 «А» класса (тест креативности Торренса)  Сводный протокол результатов итогового тестирования №1 учащихся 3 «А» класса (тест креативности Торренса)  Сводный протокол результатов итогового тестирования №1 учащихся 3 «А» класса (тест креативности Торренса)  № п/п Ф.И. Учащегося Субтест 1 1 Муканов М. 2 Оригинальность Абстрактность 3 Аниськина А. 1 Алиева Т. Субтест 2 1 4 Разработанность 3 Власова А. 1 1 Оригинальность 5 2 Ващенко М. 0 3 3 Абстрактность 6 4 Фердецкий А. 2 7 3 Уровень креативности 2 2 1 Разработанность 3 Жабаев А. 1 3 8 2 3 1 4  Шумова М. 2 Средний балл 3 низкий 2 3 1 3 4 1 средний Процент 1 3 3 3 2 2,6 низкий 3 2 2 Итого: 2 3 2,1 52% 2 2 средний 70% 2 средний 3 2 2 2,6 2 40% средний 1 65% 2 средний 1,7 1,8 56% средний 36% 2,1 средний

Сводный протокол результатов итогового тестирования №1 учащихся 3 «А» класса (тест креативности Торренса)

Сводный протокол результатов итогового тестирования №1 учащихся 3 «А» класса (тест креативности Торренса)

Сводный протокол результатов итогового тестирования №1 учащихся 3 «А» класса (тест креативности Торренса)

Сводный протокол результатов итогового тестирования №1 учащихся 3 «А» класса (тест креативности Торренса)

п/п

Ф.И. Учащегося

Субтест 1

1

Муканов М.

2

Оригинальность

Абстрактность

3

Аниськина А.

1

Алиева Т.

Субтест 2

1

4

Разработанность

3

Власова А.

1

1

Оригинальность

5

2

Ващенко М.

0

3

3

Абстрактность

6

4

Фердецкий А.

2

7

3

Уровень креативности

2

2

1

Разработанность

3

Жабаев А.

1

3

8

2

3

1

4

Шумова М.

2

Средний балл

3

низкий

2

3

1

3

4

1

средний

Процент

1

3

3

3

2

2,6

низкий

3

2

2

Итого:

2

3

2,1

52%

2

2

средний

70%

2

средний

3

2

2

2,6

2

40%

средний

1

65%

2

средний

1,7

1,8

56%

средний

36%

2,1

средний

Диаграмма результатов предварительной и итоговой диагностики №1 учащихся 3 «А» класса (тест креативности Торренса )

Диаграмма результатов предварительной и итоговой диагностики №1 учащихся 3 «А» класса (тест креативности Торренса )

Сводный протокол результатов итогового тестирования №1 учащихся 3«Б» класса (методика Торренса)  № п/п Ф.И. Учащегося Субтест 1 1 Сапиев А. Оригинальность 2 3 1 Иващенко И. Абстрактность Субтест 2 0  Морозова А. 1 4 Разработанность 1 5 1  Ким К. 1 Оригинальность  Крюков Е. 2 1 2 1 Абстрактность 6 7 0 Разработанность Уровень креативности 2  Жуков К. 2 0 1 2  Петров М. 1 1 3 1 8 1 2  Сидоров Р. 9 2 1 низкий 1 2 0 3 2 Романова Е. 1 10 3 низкий 2 2 низкий 2  Кабиева А. 0 2 0 3 1 Средний балл 1 1 1 Процент 2 низкий 2 2 1 1 3 1 2 низкий Итого: 1,8 3 1 36% 1,1 2 низкий 2 1 36% 3 2 низкий 1,8 0 1,8 средний 36% 1 низкий 2 45% 1 низкий 33% 1,3 26% 1,4 Низкий

Сводный протокол результатов итогового тестирования №1 учащихся 3«Б» класса (методика Торренса)

п/п

Ф.И. Учащегося

Субтест 1

1

Сапиев А.

Оригинальность

2

3

1

Иващенко И.

Абстрактность

Субтест 2

0

Морозова А.

1

4

Разработанность

1

5

1

Ким К.

1

Оригинальность

Крюков Е.

2

1

2

1

Абстрактность

6

7

0

Разработанность

Уровень креативности

2

Жуков К.

2

0

1

2

Петров М.

1

1

3

1

8

1

2

Сидоров Р.

9

2

1

низкий

1

2

0

3

2

Романова Е.

1

10

3

низкий

2

2

низкий

2

Кабиева А.

0

2

0

3

1

Средний балл

1

1

1

Процент

2

низкий

2

2

1

1

3

1

2

низкий

Итого:

1,8

3

1

36%

1,1

2

низкий

2

1

36%

3

2

низкий

1,8

0

1,8

средний

36%

1

низкий

2

45%

1

низкий

33%

1,3

26%

1,4

Низкий

Диаграмма результатов предварительной и итоговой диагностики №2 учащихся 3 «А» класса (методика В. Синельникова, В. Кудрявцева)

Диаграмма результатов предварительной и итоговой диагностики №2 учащихся 3 «А» класса (методика В. Синельникова, В. Кудрявцева)

Диаграмма результатов предварительной и итоговой диагностики №2 учащихся 3 «Б» класса (методика В. Синельникова, В. Кудрявцева)

Диаграмма результатов предварительной и итоговой диагностики №2 учащихся 3 «Б» класса (методика В. Синельникова, В. Кудрявцева)

Таблица средних значений предварительного и итогового тестирования учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов Вид тестирования 3 « А » класс Диагностика №1 (тест креативности Торренса) Ср. балл Уровень Предварительное тестирование 1,4 Итоговое тестирование Динамика 3 « Б » класс 2,1 Диагностика №2 (методика В. Синельникова, В. Кудрявцева) Ср. балл низкий Уровень +0,7 Предварительное тестирование средний 1,9 Итоговое тестирование Динамика 1,5 1,3 низкий низкий 2,1 низкий +0,2 -0,2 средний 1,9 низкий 1,8 -0,1 низкий

Таблица средних значений предварительного и итогового тестирования учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов

Вид тестирования

3 « А » класс

Диагностика №1 (тест креативности Торренса)

Ср. балл

Уровень

Предварительное тестирование

1,4

Итоговое тестирование

Динамика

3 « Б » класс

2,1

Диагностика №2 (методика В. Синельникова, В. Кудрявцева)

Ср. балл

низкий

Уровень

+0,7

Предварительное тестирование

средний

1,9

Итоговое тестирование

Динамика

1,5

1,3

низкий

низкий

2,1

низкий

+0,2

-0,2

средний

1,9

низкий

1,8

-0,1

низкий

Выводы 1. На основе анализа научно-педагогической литературы, нами были рассмотрены творческие способности, их виды и характеристики, особенности развития детей с ЗПР в младшем школьном возрасте, а также особенности развития творческих способностей у данной категории детей. Было выяснено, что творческие способности определяются как индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны. Они формируются и развиваются в результате творческой деятельности.

Выводы

  • 1. На основе анализа научно-педагогической литературы, нами были рассмотрены творческие способности, их виды и характеристики, особенности развития детей с ЗПР в младшем школьном возрасте, а также особенности развития творческих способностей у данной категории детей. Было выяснено, что творческие способности определяются как индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны. Они формируются и развиваются в результате творческой деятельности.
Выводы 2. Проведенный педагогический эксперимент по апробации программы показал, что на начальном этапе исследования уровень развития творческих способностей по итогам двух диагностик – низкий, в обоих классах (3 «А» и 3»Б»). После проведения формирующего эксперимента в 3 «А» классе уровень развития творческих способностей достиг среднего уровня, тогда как в 3 «Б» классе мы наблюдали незначительную отрицательную динамику. На основе этого можно сделать вывод о том, что применение техники тестопластики в работе с детьми с ЗПР способствует развитию творческих способностей у школьников.

Выводы

  • 2. Проведенный педагогический эксперимент по апробации программы показал, что на начальном этапе исследования уровень развития творческих способностей по итогам двух диагностик – низкий, в обоих классах (3 «А» и 3»Б»). После проведения формирующего эксперимента в 3 «А» классе уровень развития творческих способностей достиг среднего уровня, тогда как в 3 «Б» классе мы наблюдали незначительную отрицательную динамику. На основе этого можно сделать вывод о том, что применение техники тестопластики в работе с детьми с ЗПР способствует развитию творческих способностей у школьников.
Выводы 3. Сравнение полученных результатов в ходе контрольного эксперимента позволило сделать вывод, что группа детей в условиях опытно-экспериментальной работы показала динамику развития творческих способностей в процессе. Таким образом, наша гипотеза подтверждена. Проведенное исследование так же показало, что система начального школьного образования имеет большие неиспользованные ресурсы развития творческих способностей детей. Эти ресурсы не могут быть реализованы эпизодическим и бессистемным использованием содержания материала, методик школьного образования.

Выводы

  • 3. Сравнение полученных результатов в ходе контрольного эксперимента позволило сделать вывод, что группа детей в условиях опытно-экспериментальной работы показала динамику развития творческих способностей в процессе. Таким образом, наша гипотеза подтверждена.
  • Проведенное исследование так же показало, что система начального школьного образования имеет большие неиспользованные ресурсы развития творческих способностей детей. Эти ресурсы не могут быть реализованы эпизодическим и бессистемным использованием содержания материала, методик школьного образования.
Спасибо за внимание

Спасибо

за

внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!