Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» 5 класс Вариант 1.
-
Кратко ответьте на поставленные вопросы:
-
Что обозначает имя прилагательное?
-
На какие вопросы отвечает краткая форма прилагательного?
-
Куда падает ударение в краткой форме женского рода?
-
Как определить правописание окончаний имён прилагательных?
-
Каким членом предложения может быть полная форма прилагательных?
-
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните прилагательные как члены предложения, определите их признаки
Вышла на край леса старая л…сиха с длинноногим л…сенком задремала на теплом весе(н,нн)…м солнышк…. А мал…нький л…сенок учит…ся бегать. Спотыкают…ся о высокие кочки его дли(н,нн)ы… ноги. Ласково пр…грева..т в ре…ком лесу весе(н,нн)е… солнышко уже надулись на деревьях душистые клейк… почки. Из березовой ветк… пр…зрачными каплями сочит…ся сла…кий сок. Весе(н,нн)ие лужи отр…жают высок… небо и кажут…ся синими. Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями з….ленеют обросшие брусничником кочки. Хорош… запах весе(н,нн)его леса!
-
Образуйте от прилагательных краткую форму в женском и среднем роде, поставьте ударение: старый, длинный, маленький, весенний, прозрачный.
-
Выполните морфологический разбор прилагательных из текста: тёплом, хорош.
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» Вариант 2.
-
Кратко ответьте на поставленные вопросы:
-
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
-
Каким членом предложения является краткая форма прилагательного?
-
Куда падает ударение в краткой форме среднего рода?
-
Каким правилом нужно пользоваться, чтобы правильно написать букву после шипящих в окончании прилагательного?
-
Нужно ли писать мягкий знак на конце в краткой форме прилагательного?
-
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните прилагательные как члены предложения, определите их признаки
Однажды поз…н…й осенью я до темн…ты бродил по лесу. Надвигалась долгая осенн… ноч…. Под гиган…ской сосной соорудил я шалаш чтобы ночью не др…жать от холода. На ра..свете около меня зашелестели листья. Хрус…нула сухая ветка и ра…дался ле…кий треск. Мимо меня пр…бежал кругленький шарик с к…люч…ми иголками на спине. Еж! Он пр…скользнул под ни…кий кустик и долго возился там потом вылез из-под куста и скрылся в лесной чащ…Вскоре ежик вернулся. Я увидел на его колючках маленькое яблочко. Все утро таскал еж в норку грибы лесные яблоки.
-
Образуйте от прилагательных краткую форму в женском и среднем роде, поставьте ударение: тёмный, круглый, колючий, низкий, лесной.
-
Выполните морфологический разбор прилагательных из текста: тёплом, хорош .
Ключ
Вариант 1.
1).Кратко ответьте на поставленные вопросы:
-
Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)
-
На какие вопросы отвечает краткая форма прилагательного? (Каков? Какова? Каково? Каковы?)
-
Куда падает ударение в краткой форме женского рода? (в основном на окончание)
-
Как определить правописание окончаний имён прилагательных? (задать вопрос от определяемого слова. Какое окончание в вопросе, такое ив ответе, кроме прилагательных мужского рода, единственного числа)
-
Каким членом предложения может быть полная форма прилагательных? (определением, реже- сказуемым)
2).Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните прилагательные как члены предложения, определите их признаки
Вышла на край леса старая (опред.,ж.р., ед.ч., и.п.) лосиха с длинноногим (опред.,м.р., ед.ч., т.п.) лосенком, задремала на теплом (опред., с.р., ед.ч., п.п.) весеннем (опред., с.р., ед.ч., п.п.) солнышке. А маленький (опред.,м.р., ед.ч., и.п.) лосенок учится бегать. Спотыкаются о высокие (опред., мн.ч., в.п. ) кочки его длинные (опред., мн.ч., и.п. ) ноги. Ласково пригревает в редком (опред., м.р., ед.ч., п.п.) лесу весеннее (опред., с.р., ед.ч., и.п.) солнышко, уже надулись на деревьях душистые(опред., мн.ч., и.п. ) клейкие(опред., мн.ч., и.п. ) почки. Из березовой (опред.,ж.р., ед.ч., р.п.) ветки прозрачными (опред., мн.ч., т.п. ) каплями сочится сладкий (опред.,м.р., ед.ч., и.п.) сок. Весенние(опред., мн.ч., и.п. ) лужи отражают высокое(опред., с.р., ед.ч., в.п.) небо и кажутся синими(опред., мн.ч., т.п. ). Золотистыми (опред., мн.ч., т.п. ) пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки. Хорош (сказ., ед.ч., м.р.)запах весеннего(опред.,м.р., ед.ч., р.п.) леса!
3).Образуйте от прилагательных краткую форму в женском и среднем роде, поставьте ударение: тёмный, круглый, колючий, низкий, лесной.
Мужской род | Женский род | Средний род |
Тёмный | темна | темно |
Круглый | кругла | кругло |
Колючий | колюча | колюче |
Низкий | низка | низко |
Лесной | - | - |
4). Выполните морфологический разбор прилагательных из текста: теплом, хорош.
Тёплом (каком?)-прилагательное.
-
Н.Ф.-тёплый.
-
Морф.признаки: в полной форме, ср.р., ед.ч., п.п.
-
Солнышке (каком?) тёплом (определение).
Хорош (каков?) – прилагательное.
-
Н.Ф.-тёплый.
-
Морф.признаки: в краткой форме, м.р., ед.ч.
-
Лес (каков?) хорош (сказуемое).
Вариант2
1).Кратко ответьте на поставленные вопросы:
-
На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Какой? Каков?)
-
Каким членом предложения является краткая форма прилагательного?(сказуемое)
-
Куда падает ударение в краткой форме среднего рода? (на основу)
-
Каким правилом нужно пользоваться, чтобы правильно написать букву после шипящих в окончании прилагательного? ( под ударением –о, без ударения –е)
-
Нужно ли писать мягкий знак на конце в краткой форме прилагательного? (нет)
2).Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните прилагательные как члены предложения, определите их признаки
Однажды поздней (опред., ж.р., ед.ч., т.п.) осенью я до темноты бродил по лесу. Надвигалась долгая (опред., ж.р., ед.ч., и.п.) осенняя (опред., ж.р., ед.ч., и.п.) ночь. Под гигантской (опред., ж.р., ед.ч., т.п.) сосной соорудил я шалаш, чтобы ночью не дрожать от холода. На рассвете около меня зашелестели листья. Хрустнула сухая (опред., ж.р., ед.ч., и.п.) ветка, и раздался легкий (опред., м.р., ед.ч., и.п.) треск. Мимо меня пробежал кругленький (опред., м.р., ед.ч., и.п.) шарик с колючими (опред., мн.ч., т.п.) иголками на спине. Еж! Он проскользнул под низкий (опред., м.р., ед.ч., в.п.) кустик и долго возился там, потом вылез из-под куста и скрылся в лесной (опред., ж.р., ед.ч., п.п.) чаще. Вскоре ежик вернулся. Я увидел на его колючках маленькое (опред., с.р., ед.ч., в.п.) яблочко. Все утро таскал еж в норку грибы , лесные (опред., мн.ч., в.п.) яблоки.
3).Образуйте от прилагательных краткую форму в женском и среднем роде, поставьте ударение: тёмный, круглый, колючий, низкий, лесной.
Мужской род | Женский род | Средний род |
Тёмный | темна | темно |
Круглый | кругла | кругло |
Колючий | колюча | колюче |
Низкий | низка | низко |
Лесной | - | - |
4). Выполните морфологический разбор прилагательных из текста: теплом, хорош.
Тёплом (каком?)-прилагательное.
-
Н.Ф.-тёплый.
-
Морф.признаки: в полной форме, ср.р., ед.ч., п.п.
-
Солнышке (каком?) тёплом (определение).
Хорош (каков?) – прилагательное.
-
Н.Ф.-тёплый.
-
Морф.признаки: в краткой форме, м.р., ед.ч.
-
Лес (каков?) хорош (сказуемое).
Список использованной литературы:
1.Русский язык. 5 класс // Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М.: «Просвещение»,- 2012 год.
2.М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Учебник: «Русский язык. 5 класс». М.: «Просвещение»,- 2012 год.
3. «Сборник диктантов для 5-9 классов» Богданова Г.А. М.: «Просвещение»,- 2014 год.